10.08.2015, 09:06
«Шелковый путь» Украины
«Шелковый путь» УкраиныМеждународная военная политика
«Незалежная» предлагает Китаю пустить товары в Европу в обход России.

Украина намерена включиться в проект «Новый Шелковый путь», чтобы поток грузов из Китая в Европу шел через ее территорию. Об этом заявил глава Одесской области Михаил Саакашвили в интервью украинскому «5 каналу».

По мнению экс-президента Грузии, торговые потоки «Нового Шелкового пути» следует направить через Ильичевский морской порт в Одесской области, поскольку это существенно сократит сроки транспортировки.

«Реально логистика занимает 30 дней через Россию, через Ильичевск занимает максимум 9 дней. Большие потоки надо привести, и это возможно. Построить дорогу на Рени, то есть на Евросоюз, затем построить через Днестровский лиман большой мост, чтобы никто никогда не оторвал Бессарабию. Мы уже работаем», — заверил Саакашвили.

С одной стороны, Михаил Саакашвили известен своим прожектерством. Однако имеется ряд моментов, которые заставляют относиться к его словам серьезнее, чем просто к популистской политической болтовне.

Проект Шелкового пути в китайской версии имеет три варианта маршрута. И сейчас КНР реализует первый, базовый вариант, — через Казахстан, Азербайджан, Грузию и далее через Турцию до Стамбула. Причем, на пути реализации этого варианта Китай продвинулся весьма основательно.

Как мы уже сообщали, 3 августа в Баку состоялась церемония встречи контейнерного поезда Nomadexpress сообщением Шихэцзы (КНР) — Достык (Казахстан) — Актау — Аляты (Азербайджан). Тестовый поезд отбыл из Китая 28 июля, прошел 3500 километров через Казахстан и Каспийское море за пять суток, и прибыл на станцию Кишлы в окрестностях Баку. Заметим — в обход территории РФ.

Два других маршрута Шелкового пути находятся лишь на стадии обсуждения. Второй вариант проходит через Иран, и только третий — по территории РФ через Казань до Москвы и Санкт-Петербурга. В теории, третий вариант Китаю наиболее выгоден, поскольку Казахстан, Россия и Белоруссия входят в Евразийский экономический союз, и китайским товарам придется преодолевать всего две таможни. Вдобавок этот маршрут короче, чем все остальные. Но Россия долго колебалась, участвовать ли ей в проекте. В итоге, Москва дала согласие — подписала с Пекином декларацию о взаимопонимании — только 8 мая 2015 года, во время визита председателя КНР Си Цзиньпина в Москву на парад Победы. И время было во многом упущено.

И вот теперь в «Новый Шелковый путь» пытается вклиниться Украина. По сути, Саакашвили предлагает китайцам слегка изменить первый — базовый — вариант. Китайские товары в этом случае тоже будут идти черед Казахстан, потом морем до Азербайджана, потом транзитом через Грузию, грузится в Поти на корабли и уже Черным морем отправляться в Европу. Но не вдоль турецкого побережья в Стамбул, как предполагает базовый вариант, а до украинского Николаевска, и оттуда — к румынской границе.

Китай этот вариант не считает чем-то безумным. Как заявил посол КНР на Украине Чжан Сиюнь на встрече с министром инфраструктуры «незалежной» Андреем Пивоварским, «в рамках „Нового Шелкового пути" существует потенциальная готовность китайских банков инвестировать в инфраструктурные объекты Украины», и предложил украинской стороне подготовить презентации инвестиционных проектов для представителей бизнеса Китая.

Для России это — неприятные сигналы. Если наша страна окажется на обочине Шелкового пути, вся торговля между Китаем и Западной Европой пойдет в обход РФ. Сейчас объем этой торговли составляет 560 млрд. долларов в год, но при реализации проекта может увеличиться вдвое. Словом, для России игра стоит свеч. Для Украины — тоже.

Что стоит за словами Саакашвили, удастся ли России реализовать в отношениях с КНР свое конкурентное преимущество — огромное транзитное пространство?

— Китай пока нигде не опубликовал официальных данных, где должен проходить Новый Шелковый путь, — отмечает директор Центра стратегических исследований Китая Российского университета дружбы народов (РУДН), заведующий отделением востоковедения НИУ ВШЭ Алексей Маслов. — Есть несколько вариантов маршрута, которые периодически всплывают в китайской прессе. На деле, видимо, Пекин рассчитывает, что Шелковый путь будет включать множество маршрутов. Он мультиплицирует пути и смотрит, какой из них наиболее выгоден.

Именно поэтому Китай одновременно обсуждает и Шелковый путь через Россию — с российской стороной, и вариант через территорию Казахстана и Узбекистана — с элитами Центральной Азии, и активно пытается выйти на договоренности по варианту маршрута по Северной Индии.

На мой взгляд, китайцы сегодня воспроизводят концепцию «классического» Великого Шелкового пути, где единой дороги не существовало, и для торговли использовались самые разные караванные пути.

В рамках этой концепции Китай делает и попытку зайти в ЕС через Украину.

Разве Пекину не более выгодно иметь дело с коротким и простым маршрутом через Казахстан-Россию-Белоруссию?

— Проблема в том, что Россия заняла довольно жесткую позицию в отношении китайского проекта. Москва не сказала, что присоединяется к китайской концепции «Нового Шелкового пути». Россия заявила лишь, что российские интеграционные проекты — прежде всего, Евразийский экономический союз, — могут сопрягаться с Шелковым путем. Другими словами, мы дали китайцам понять, что у нас имеются собственные интересы, и мы не собираемся отказываться от них ради сотрудничества с Пекином.

Не думаю, что такая позиция Китаю понравилась. Китайцы не любят самостоятельности у партнеров. Тем более, другие страны — практически все государства Центральной Азии — оказались менее упрямыми, и вошли в концепцию «Шелкового пути». Плюс к тому, РФ заняла еще и принципиальную позицию с ценой на газ для Китая. Все это если не ухудшило, то осложнило отношения между Россией и Китаем.

— Как в этой ситуации сыграет украинский фактор — предложение Саакашвили?

— Надо понимать: Китай неоднократно пытался «зайти» на Украину при режиме Виктора Януковича, но не слишком успешно. А сейчас Пекин смотрит на Киев, как на очень важный стратегический объект.

Прежде всего, Украина действительно чрезвычайно удобна для организации транзитных перевозок. Одессе в этой схеме отводится ключевая роль, поскольку этот город — узел как морских, так и наземных транспортных коммуникаций. Сейчас, зная авантюрный характер Михаила Саакашвили, Китай чрезвычайно заинтересован в форсировании переговоров с украинской стороной.

Кроме того, «незалежная» сегодня занимает двойственную геополитическую позицию. С одной стороны, она не является членом НАТО и не входит в Евросоюз, с другой — безусловно, не является сателлитом России. Из-за этого Киев настойчиво ищет новых партнеров, а Пекин всегда использует подобные ситуации, чтобы удачно «зайти» на территорию.

Китай уже пообещал Украине, по разным оценкам, около 20 млрд долларов инвестиций — в сельское хозяйство, строительство портов и дорог. Да, едва ли Пекин в ближайшее время будет серьезно вкладываться в украинскую экономику, но традиционная тактика китайцев — обещать много, а давать значительно меньше — очень часто срабатывает. Вот и Киев начинает плясать под дудку новых партнеров, завороженный цифрами.

— Можно ли сказать, что игра Китая торпедирует интересы России?

— Не торпедирует. Эта игра просто усиливает китайскую позицию в переговорах с Москвой: Пекин демонстрирует, что может обойти Россию. Но есть важный момент. Учитывая нестабильность на Украине, Китай едва ли будет делать крупную ставку на предложение Саакашвили. Кроме того, решение губернатора Одесской области — это еще не решение украинского кабмина. Наконец, Пекин не может не понимать: обойти Россию — значит, потерять немалый российский рынок, а Поднебесной это совершенно не нужно.

Скорее всего, Китай какое-то время поиграет на российско-украинском конфликте, и ограничит сотрудничество с Киевом выгодными для себя инвестициями. А потом — вернется к обсуждению с Россией маршрута Шелкового пути Казань-Москва-Петербург…

— Китай активно выстраивает отношения с нынешней Украиной, и было бы наивно думать, что этому могут помешать наши особые отношения с Пекином, — считает политолог, руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев. — Не следует забывать, что Россия занимает лишь девятое место по товарообороту в списке зарубежных торговых партнеров Поднебесной. А по ряду направлений Пекин и вовсе находится в конкурентных отношениях с Москвой — например, в сфере строительства АЭС.

«Новый Шелковый путь», который является политическим козырем нового китайского руководителя Си Цзиньпина — это очень крупный проект. Далеко не факт, что его удастся реализовать в полном объеме, особенно если учесть трудности, с которыми сталкивается сегодня китайская экономика. Но в любом случае, при реализации китайцы будут исходить исключительно из соображений экономической целесообразности.

Если Китай будет интересовать Ильичевский морской порт — ему будет совершенно безразлично, кто является губернатором Одесской области: Михаил Саакашвили или условный Сидор Сидоренко.

Словом, не приходится рассчитывать, что Россия будет «особым партнером» Поднебесной, и негативное отношение россиян к Саакашвили будет как-то учитываться при решении экономических вопросов.

— Предложение Саакашвили может быть принято Пекином?

— Думаю, это предложение не вписывается в китайский проект. И дело не в личности экс-президента Грузии, к которому россияне испытывают предубеждение.

Просто у китайского руководства уже имеется на руках «дорожная карта» проекта «Шелкового пути», и Ильичевского порта на этой карте нет. С другой стороны, стремление Украины поучаствовать в «Новом Шелковом пути» — это как раз та ситуация, про которую уместно сказать: никогда не говори «никогда»…

Категория: Экономика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  14.07.2017
Мощные и дорогие корабли Королевского флота могут быть повреждены или разрушены сравнительно дешевыми ракетами, например, российского или иранского производства, пишет британское издание Daily Mail. Поэтому Великобритании стоит переключиться на разработку оборонительных мощностей кораблей, чтобы они не уступали наступательным.
Мировой ВПК  14.07.2017
С американским истребителем F-35 происходят удивительные трансформации. Нет, лучше он не становится. Самолет, который в ограниченном количестве находится в опытной эксплуатации, еще неизвестно когда доведут до ума. То есть до того уровня, который обещан корпорацией Lоckheed Martin как Пентагону, так и целому ряду стран, входящих в НАТО. Журнал National Interest в пространной статье рассказывает о модернизации пока еще как следует не вставшего «на крыло» многоцелевого истребителя пятого поколения.
Мировой ВПК  13.07.2017
После того как американские эсминцы разбомбили сирийскую авиабазу «Томагавками» — крылатыми ракетами, умеющими скрытно, на малой высоте подбираться к цели, оживились дискуссии о средствах противодействия этому коварному оружию. Среди таких средств особое место занимает МиГ-31, один из самых интересных боевых самолетов, созданных в нашей стране.
Мировой ВПК  07.07.2017
«Вестник Мордовии» на днях сообщил о том, что в Сирии танки Т-72Б3 впервые использовали танковые управляемые ракеты комплекса 9К119М «Рефрекс-М», которые по классификации НАТО имеют обозначение АТ-11 «Снайпер». «Рефлекс-М» и его предшествующую модификацию — 9К119 «Рефлекс» — принято называть противотанковым ракетным комплексом (ПТРК). Однако это не в полной мере отражает реальность", поскольку комплекс способен поражать не только танки, но и вертолеты, другие низколетящие цели, инженерные сооружения, уничтожать живую силу противника.
Конфликты  04.07.2017
На Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге тульское НПО «Сплав» представило модернизированные противолодочные ракеты для комплекса РПК-8 «Запад». Ракеты, получившие индекс 90Р1, уже запущены в серийное производство и начинают поступать на боевые корабли ВМФ России.
Конфликты  04.07.2017
Риски прямого военного конфликта России и США на сирийской территории неумолимо возрастают, прогнозируют западные аналитики. Все плотнее «увязают» в сирийской пустыне и другие державы — Иран, Турция, Израиль, которые мечтают безраздельно властвовать на этой территории. У кого из генералов первым не выдержат нервы, чтобы отдать приказ на атаку вчерашних союзников?
Конфликты  04.07.2017
Интернет звенит о том, какой может быть конфронтация между РФ и США. Внесу свой вклад и я. Диспозиция глазами Stratfor и иже с ними: хоть у России в Сирии и имеются ракетные системы класса «земля-воздух» и юркие истребители, все это неспособно выстоять в короткой и жестокой войне против США.