30.01.2016, 17:53
«Северный поток - 2» — немцы дрогнули?
«Северный поток - 2» — немцы дрогнули?Международная военная политика
Заставят ли США Германию отказаться от строительства выгодного для неё газопровода?

Вице-канцлер ФРГ Зигмар Габриэль неожиданно заявил, что Германия не даст согласия на строительство газопровода «Северный поток-2», если газ не будет гарантирован странам Восточной Европы. Габриэль призвал серьезно отнестись к озабоченности Польши относительно строительства газопровода.

До сих пор именно Германия была наряду с Россией наиболее заинтересованной в реализации этого проекта страной. Поэтому немцы предпочитали отмалчиваться, когда звучали обвинения в неких угрозах, которые новый газопровод несёт Евросоюзу.

Так 18 января президент Польши Анджей Дуда на совместном брифинге с председателем Евросовета Дональдом Туском заявил, что «Северный поток-2» подрывает сплоченность ЕС и обусловлен политическими факторами гораздо в большей степени, чем экономическими. «Мы не согласны с таким вложением капитала», — цитирует Дуду «Лента.ру».

А в конце ноября прошлого года министр экономики Словакии Вазил Гудак отмечал, что потери страны от «Северного потока-2» составят 400 миллионов долларов в год (государство получает деньги от транзита российского газа в Западную Европу).

Соглашение акционеров по проекту «Северный поток-2», подразумевающему расширение «Северного потока», было подписано в начале сентября прошлого года. В состав нового консорциума вошли «Газпром», E.ON, Shell, BASF/Wintershall, OMV и Engie. Две новые нитки общей годовой мощностью 55 миллиардов кубометров, как и уже действующие, должны пройти от российского побережья по дну Балтийского моря до Германии. При этом доля «Газпрома» в проекте — 50 процентов. Ввод в эксплуатацию «Северного потока-2» запланирован на четвертый квартал 2019 года.

Однако наряду со странами Восточной Европы против расширения «Северного потока» выступает США, так как этот проект сделает Россию практически независимой от транзита газа через территорию Украины. А значит, и в политическом плане позиции нашей страны упрочатся, как и экономические связи с Европой. Американцы уже пообещали приложить все усилия, чтобы похоронить проект, как это уже было с «Южным потоком». Но для этого им надо «продавить» Германию. Означает ли заявление Зигмара Габриэля, что «немцы дрогнули»?

— Я думаю, что Германия просто пытается успокоить страны Восточной Европы, — говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. — Как известно, страсти там кипят нешуточные. Некоторые государства беспокоятся о потере сотен миллионов евро ежегодного дохода от транзита российского газа. Не случайно, премьер-министр Словакии Роберт Фицо весьма эмоционально выразился в адрес немецких партнёров: «Они делают из нас идиотов!».

Хотя некоторым из сильно обеспокоенных стран беспокоиться в данном случае не о чем. Ту же Польшу практически никак не задевает будущее изменение транзита газовых потоков.

Поляки получают газ по трубопроводу «Ямал-Европа». При желании они могли бы подключиться и к «Северному потоку-1». Они построили терминалы сжижения газа из Северной Европы и так далее.

Что касается «гарантий России», то не очень понятно, что имел в виду Зигмар Габриэль. Если речь идёт о долгосрочных контрактах, то тут необходимы переговоры в многостороннем формате. Я предполагаю, что больше всего обеспокоенности у немцев вызывает всё та же Украина, поскольку те 2 с лишним миллиарда долларов, которые получает ежегодно эта страна за транзит российского газа, возместить ей будет нечем. А значит, в той или иной степени Евросоюзу, и в первую голову Германии придётся ещё больше тратить из своего кармана на поддержание экономики «незалежной». То есть вице-канцлер ФРГ призывает искать компромисс. Дескать, «Северный поток-2» мы построим. Но давайте и страны Восточной Европы, в первую очередь Украину, не оставим совсем без прибылей за транзит газа.

Но наиболее рьяные противники нового «Северного потока» всё-таки выступают против него не по экономическим, а по политическим причинам. Я говорю, в первую очередь, о прибалтийских государствах. Правительства этих стран зачастую ведут себя просто неадекватно. Той же Литве никто не мешал покупать российский газ. Однако они специально построили терминал для приёма сжиженного норвежского газа, а потом вдруг выяснили, что этот газ гораздо дороже нашего. Теперь они подписали новый контракт с норвежским «Статойлом». В нём цена за газ ниже, но обязаны они его покупать гораздо дольше. То есть в долгосрочной перспективе они опять проиграли. Критика «Северного потока-2», как и всего связанного с Россией для нынешней политической верхушки прибалтийских стран — некая модель самоидентификации. Мы — это те, кто против России и «восточного варварства».

В любом случае, Германия не отступится от «Северного потока-2». Поскольку хорошо понимает, что как раз этот проект наилучшим образом обеспечит её энергетическую безопасность. Потому что Украина уже не первый год балансирует на грани: придётся или не придётся забирать газ, идущий в Европу, для себя.

А можно ли сделать так, чтобы та же Словакия не теряла свои 400 миллионов долларов в год, когда начнёт действовать «Северный поток-2»?

— Местоположение Словакии таково, что для неё действительно наиболее оптимальный маршрут нынешнего газопровода через Украину. Но словаки, кстати, теперь немало зарабатывают на реверсе российского газа. Ещё можно прийти к такому соглашению: если уж Украина принципиально хочет покупать российский газ не у России, а у европейцев, то можно договориться, что Словакия гарантированно будет получать дополнительные прибыли от реверса. Есть ещё вариант — построить газопровод «Ямал-Европа-2». Он мог бы идти через Белоруссию, Польшу и далее через Словакию — на юг Европы и в Турцию. Таким образом, Словакия сохранила бы свою значимость страны-транзитёра и получала прибыль не меньше, а то и больше прежнего.

Категория: Экономика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  18.01.2018
Никто ни в Минске, ни в Киеве и не делает секрета из того, что упомянутые бронированные армейские автомобили «Казак Богдан», уже воюющие за Донбасс, это, вообще-то урожденные белорусские тягачи МАЗ-6425. В Черкассах просто осуществляют «отверточную» сборку машинокомплектов, которые регулярно получают от Минского автомобильного завода. Соответствующее соглашение было подписано в марте 2016 года.
Мировой ВПК  17.01.2018
Немецкий журнал «Штерн» переживает за скорую судьбу американских авианосцев. «Эти корабли („Петр Великий“ и „Адмирал Нахимов“) превратят океаны в опасные воды для американских авианосцев», — говорится в статье Гернота Крампера. Впрочем, сначала автор говорит, что два эти крейсера — пережиток прошлого. Их водоизмещение громадно — 25 тыс. тонн. Они неповоротливы. У них огромные экипажи — 1100 человек. Промахнуться, обстреливая их даже из самого несовершенного оружия, невозможно. Поскольку высота ракетных крейсеров — 59 метров, длина — 250 метров, а ширина — 28 метров.
Мировой ВПК  16.01.2018
Уже более года эсминец «Замволт» находится в составе американского флота. Но все еще не решен вопрос о том, какие снаряды будут использованы в его артиллерийской установке, сообщили на прошлой неделе официальные представители ВМС США журналу Defense News.
Мировой ВПК  15.01.2018
Вскоре после государственного переворота в Киеве в 2014 году новый режим на Украине торопливо начал сворачивать все связи с Россией. Прежде всего, в военно-производственной сфере. Одним из самых болезненных ударов должен был стать отказ поставлять уже законтрактованные и даже частично изготовленные двигатели для фрегатов проекта 11356. Это знаменитая "адмиральская" серия, построенные и переданные флоту корабли которой блестяще отметились в ходе Сирийской кампании.
Конфликты  12.01.2018
Основные боевые действия в Сирии переместились из восточной провинции Дэйр-эз-Зор на запад и северо-запад государства. Это связано с поражением Исламского государства. Практически полностью разгромленная группировка больше не опасна, во всяком случае, так считают в Министерстве обороны Российской Федерации. Да и последние события говорят в пользу этой версии — даже связанные с боевиками СМИ больше не публикуют столь активно новости о столкновениях с враждебными силами.
Конфликты  11.01.2018
В атаке на российские военные базы в Сирии участвовал 31 беспилотник, а не 13, как сообщалось ранее. Об этом Интерфаксу со ссылкой на свои источники заявил координатор группы дружбы парламента Сирии и Госдумы Дмитрий Саблин. По его словам, все дроны были боевыми, которыми обладают «очень ограниченное количество государств, в первую очередь, США». Саблин отметил высокую эффективность российских средств ПВО и пообещал впредь отправлять аналогичные объекты обратно — тем, кто их запускает.
Конфликты  09.01.2018
По сведениям главкомата Военно-Морского флота РФ, экипажи 70 боевых кораблей и вспомогательных судов России новогодние праздники встретили в дальних походах. Сам этот факт — как самая яркая гирлянда на главной елке страны. Потому что давно такого не бывало. Разве что в советские времена.