18.01.2015, 12:01
Секвестр для оборонки
Секвестр для оборонкиМеждународная военная политика
Будет ли Россия сокращать военные расходы?

20 января президент Владимир Путин проведет в Кремле заседание Военно-промышленной комиссии (ВПК) РФ. Об этом сообщает «Коммерсантъ». Ключевым пунктом повестки станет определение финансового обеспечения формируемой ныне госпрограммы вооружений (ГПВ) на 2016-2025 годы.

Напомним: еще в сентябре 2014 года, во время первого заседания комиссии, президент Владимир Путин особо отмечал важность принятия «сбалансированного варианта программы». Имелось в виду, что при разработке важно учесть и интересы силовиков, и финансово-экономические возможности страны. Сами военные изначально оценивали стоимость госпрограммы вооружений на 2011-2020 годы в 36 трлн рублей, но под давлением экономического блока правительства расходы были сокращены до 19 трлн рублей.

Сейчас, по предварительным данным, военные хотят получить под новую ГПВ-2025 внушительную сумму 30 трлн рублей. Однако не исключено, что российская экономика такие расходы банально не потянет.

14 января глава Минфина РФ Антон Силуанов, выступая на Гайдаровском форуме, заявил, что при среднегодовой цене на нефть в 50 долларов за баррель потери федерального бюджета составят около трех трлн рублей в 2015 году. Это означает, что даже если снизить на 10% все государственные расходы (в реальном выражении), этого будет недостаточно для балансирования бюджета – и Минфин об этом честно предупреждает.

Сейчас правительство экстренно пересчитывает бюджет-2015, видимо, исходя из предельно жесткой оценки – среднегодовой цены на нефть в 50 долларов за баррель. Прежде проектировщики бюджета ориентировались на установку: 5 трлн рублей расходов (оборонка и часть социалки) трогать нельзя, а остальные 10 трлн можно немного урезать. Но теперь ситуация развивается так, что под секвестр могут угодить и военные расходы.

Поэтому дебаты на заседании ВПК предстоят жаркие. Неслучайно в работе комиссии примут участие, помимо президента, такие ключевые фигуры, как глава кремлевской администрации Сергей Иванов, куратор оборонки в Белом доме вице-премьер Дмитрий Рогозин, руководитель Роскосмоса Олег Остапенко, министр финансов Силуанов, министр экономического развития Алексей Улюкаев, а также начальник Генштаба Валерий Герасимов и министр обороны Сергей Шойгу.

Может ли Россия позволить себе полноценное финансирование оборонки в условиях кризиса, и как нам – в случае сокращение военных расходов – не потерять геополитических позиций?

– Ситуация вокруг обороны и безопасности России действительно усложняется, – отмечает академик Академии геополитических проблем, генерал-полковник запаса Леонид Ивашов. – С одной стороны, налицо нарастание военных угроз в адрес нашей страны. К российским границам приближаются группировки НАТО, США отрабатывают концепцию быстрого глобального удара на компьютерных моделях – и все это происходит на фоне антироссийских санкций и политического давления на Россию.

С другой стороны, сжимаются наши финансовые возможности. Триллионы рублей, которые выделялись на программу перевооружения армии, стали, можно сказать, ощутимо меньше – за счет скачка курса доллара и девальвации отечественной валюты. А низкая цена на нефть сужает возможности бюджета в плане финансирования расходов на оборону в среднесрочной перспективе. В этой ситуации необходимо принять мудрое решение – как защититься?

26 декабря президент Владимир Путин подписал указ о новой редакции Военной доктрины РФ. В документе говорится, что нельзя более полагаться лишь на стратегический ядерный потенциал, что необходимы, кроме того, сдерживающие силы неядерного характера.

Думаю, что на заседании ВПК необходимо будет конкретизировать: какие программы развития вооружений нужно запускать, чтобы сдержать возможную агрессию, что нужно в срочном порядке профинансировать?

— Какие могут рассматриваться варианты?

– Логика подсказывает, что сейчас будет приторможено финансирование нашей ракетно-ядерной триады, особенно баллистических ракет. Напротив, ставка будет сделана на развитии тактического ядерного оружия и стратегической авиации с крылатыми ракетами – в обычном и тактическом ядерном оснащении. Ну и, конечно, нужно думать о развертывании группировки сил у побережья США, чтобы сдерживать американцев на их территории. Плюс, необходимо щедро финансировать прорывные технологии, которые могут резко повысить оборонные возможности наших Вооруженных сил.

По сути, рецепт сводится к тому, чтобы в нынешней ситуации не распылять средства по всей программе вооружений, а сконцентрировать финансовые усилия на наиболее значимых факторах сдерживания.

Думаю, именно об этом пойдет речь на заседании ВПК. Будет затронут, видимо, и еще один важный вопрос – президент его уже касался. В деле финансирования армии не должно быть расхлябанности и коррупции – факты хищения денег на оборону должны рассматриваться, как измена Родине…

– Как бы ни складывалась финансовая ситуация, российская оборонка должна иметь достаточное финансирование, – уверен военный эксперт Виктор Мясников. – Времена сейчас суровые, и смягчения в ближайшем будущем не предвидится. Другой вопрос, что 30 трлн рублей на 10 лет, которые требуют сегодня военные – очень большие деньги, и вполне вероятно, что сумма будет сокращена.

Понятно, почему речь вообще заходит о таких объемах финансирования: оружие нового поколения, как правило, получается на порядок дороже оружия предыдущего поколения. Плюс к тому, необходимы еще и крупные вложения в военное производство. Чтобы изготовить, например, истребитель пятого поколения, нужны, условно говоря, станки и оборудование новейшего поколения.

Вопрос и в том, имеется ли новейшее оружие в виде прототипов? Если нет, разработка также требует немалых средств, и их нельзя выделять не глядя.

Но прежде чем утверждать расходы на оборону, нужно четко ответить на главный вопрос: с какой стороны и какие угрозы имеются, и какими средствами им можно противостоять?

На данный момент – на мой взгляд – самой большой угрозой является воздушно-космическое нападение на Россию. Это крылатые и баллистические ракеты противника, плюс авиация. Чтобы отразить такое нападение, у нас сегодня имеется все необходимое. В частности, мы прикрыли страну с Севера, создав новое арктическое командование и развернув арктическую группировку, главную роль в которой играет авиация и средства ПВО.

Военно-политическое руководство РФ и дальше, я считаю, должно просчитывать угрозы, и вкладывать деньги в конкретные направления. Нужно отходить от принципа, которым до сих пор руководствуются военные: «нам нужно все».

— А что нам не нужно в графе военных расходов?

– Я не вижу, например, зачем нам понадобились бы авианосцы. Они требуют огромной береговой инфраструктуры, кроме того, каждый авианосец должна сопровождать группа кораблей, которые тоже нужно строить. А главное, Россия – держава континентальная, она не зависит ни от каких морских поставок. Нам не нужно воевать – в частности, с помощью авианосцев – за какие-то дальние острова или проливы.

Если разбираться всерьез, военный бюджет РФ можно сократить по ряду направлений, которые имеют, скорее, символическое значение для обороны страны, нежели реальное.

Скажем, сейчас у нас есть Севастополь. Значит, можно не развивать дальше базу в Новороссийске. Не имеет смысла – на данный момент – создавать и большие корабельные группировки.

— А что точно нужно для обороны?

– Подводные лодки – силы ядерного сдерживания.

Категория: В России



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  15.05.2017
В перестроечные времена в ряде публикаций центральной прессы, посвященных перипетиям освоения целинных земель, некоторые авторы в пылу творческого задора позволили себе недопустимую вольность, сошедшую им с рук. Времена тогда наступали такие, что пишущая братия воспринимала древнегреческую поговорку «Чаще поворачивай свой стиль» буквально. Казахстан эпохи «битвы за урожай» перестроечные инженеры человеческих душ поэтически сравнили с «цветком душистых прерий», проведя аналогию с эпопеей освоения Дикого Запада на Североамериканском континенте. Интересно, какая метафора сегодня пришла бы им на ум при соприкосновении с реалиями казахстанской современности?
Мировой ВПК  12.05.2017
Американский журнал The National Interest решил провести ревизию отечественной истребительной авиации. При этом, разумеется, для определения уровня ее боевых возможностей использовано сравнение с самолетами «вероятного противника». Каковых у США с определенного времени уже два — Россия и Китай. В качестве истребителей, которые должны обеспечивать в небе американское господство, выступают F-22 Raptor и F-35 Lightning II.
Мировой ВПК  04.05.2017
Создаваемый в России многофункциональный авиационный комплекс дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-100 будет способен обнаруживать новые классы целей, включая оперативно-тактическую авиацию нового поколения, — сообщил на селекторном совещании в военном ведомстве министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу.
Геополитика  04.05.2017
Покамест эта программа касается только русского флота. В ближайшее время он сможет нейтрализовать нынешнее подавляющее преимущество американского флота по численности и вооружению. А в перспективе это может стать проектом надевания наручников на западных варваров, когда им станет просто опасно грозить кому-то силою или навязывать свою волю "томагавками". Ибо ответ может быть быстрым, разрушительным, а главное - решительно от кого угодно!
Конфликты  19.05.2017
Западные СМИ, ссылаясь на своих экспертов, все чаще публикуют материалы, в которых красной нитью проходит мысль, что Россия завязла в сирийской войне и уже не знает, как из нее выйти. В действительности ситуация в Сирии сейчас складывается не совсем благоприятно для Дамаска, а следовательно, и для Москвы. С одной стороны, правительственным войскам и поддерживающим их силам сопутствует определенный военный успех, с другой стороны, действия Вашингтона, направленные против Башара Асада и его союзников, тоже имеют определенный эффект.
Конфликты  04.05.2017
Сенсационным результатом закончилась встреча Путина и Эрдогана. По ее итогам оба лидера заявили, что достигнуто – в том числе и с Трампом – соглашение о создании в Сирии так называемых зон безопасности. Это кардинальное изменение позиции Москвы. Означает ли оно ту самую «большую сделку» между Россией и США, о которой так много говорят в последнее время?
Конфликты  02.05.2017
С начала гражданской войны в Сирии режим Б. Асада проводил мероприятия по адаптации лояльных ему вооруженных формирований к условиям внутреннего конфликта, к которому они оказались абсолютно не готовы. В частности, в Сирийской арабской армии (САА) преобладали исключительно тяжелые бронетанковые и механизированные дивизии. Всего таких соединений было одиннадцать (а также две дивизии «специальных сил» — 14-я и сформированная непосредственно перед началом гражданской войны 15-я).