11.05.2015, 10:22
Ми-26: самый большой вертолет в мире получит наследника
Ми-26: самый большой вертолет в мире получит наследникаМеждународная военная политика
Об истории создания самого грузоподъемного вертолета, его модификациях, опыте использования и возможностях дальнейшего развития говорят эксперты авиационной промышленности.


Предыстория

Формируя облик нового тяжелого вертолета для транспортных нужд, конструкторское бюро Миля старалось учесть все полученные данные от проектирования предыдущих моделей. В частности, от уже заработавшего себе репутацию надежного трудяги - вертолета Ми-6 - была унаследована общая концепция. Однако, с Ми-6 имелся внушительный ворох проблем, которые при проектировании Ми-26 было решено оставить за бортом. Это касалось, прежде всего, главной проблемы Ми-6: высокой степени засоряемости двигателя. Попадание крупных частиц грунта, или просто посторонних объектов, большого объема пыли в двигатель негативно сказывались как на ресурсе двигателя, так и на надежности всего вертолета в целом. Ми-26 этих недостатков был лишен практически сразу - перед массивными воздухозаборниками двигателей были установлены так называемые ПЗУ - пылезащитные устройства, с помощью которых поступающий в двигатели поток воздуха лишался примерно 75% всех посторонних веществ и в камеру сгорания двигателя поступал практически чистый природный воздух.

Однако, взять за основу платформу Ми-6 целиком и полностью конструкторы КБ Миля не решились: проведенный анализ показал, что для нового вертолета заложенных в Ми-6 характеристик будет недостаточно. Первоначальное название проекта с «модернизационного» Ми-6М было изменено на: «Проект-90». Работа закипела.


С оглядкой на американцев?

Несмотря на приверженность КБ Миля к так называемой «классической» схеме, попутно, с постановлением о начале работе по «Проекту-90» было принято и еще одно, весьма необычное и даже спорное решение. В те годы, советская разведка обладала данными, что в США разрабатывается вертолет грузоподъемностью до 20 тонн. Характерным отличием американской машины от классической схемы проектирования и строительства винтокрылых машин было наличие сразу двух несущих винтов, разнесенных на противоположные стороны машины - первый размещался над кабиной пилотов, второй - почти у самого края кормы. По столь необычной схеме впоследствии американцами был построен знаменитый американский вертолет Боинг CH-47 «Чинук», который у наших авиационных специалистов получил обидное прозвище «Горбатый». 




Не желая отставать в разработке, а заодно для проверки жизнеспособности этой схемы в реалиях советских КБ, отдельной группе инженеров было поручено разрабатывать машину, схожую с конструкцией американцев. Следует также отметить, что все работы по «Проекту-90» велись параллельно, и ни одна из схем не прорабатывалась в ущерб другим.


Уникальность как концепция

Специалисты Московского вертолетного завода долгое время спорили о компоновочной схеме новой машины - сделать аналогично американской, или использовать классическую. Испытания, исследования, проработки - один за другим отметалось все лишнее, что усложняло бы конструкцию и делало ее менее надежной. Однако, среди рутинной работы всегда находилось место принципиально новым, более эффективным решениям. В Ми-26 слово «уникальный» можно найти практически всюду: двигатели, шасси, грузовой отсек... да и достаточно других, более мелких деталей, которые аналогично крупным узлам можно назвать лучшими в плане надежности и эффективности. 


    


Эксперт в области авионики, зам.главного конструктора по авиационному оборудованию ОАО НПО «ОКБ им. М.П.Симонова» Илья Матвеев в интервью «Звезде» рассказал об одной из главных конструктивных особенностей вертолета Ми-26: «Наряду с чудовищными по мощности двигателями, в Ми-26 есть элементы конструкции, которые не менее интересны. Лопасти вертолета, которые и создают колоссальную подъемную силу, выполнены с применением металлопластика - сверхпрочного и надежного материала, который позволяет при меньшем весе значительно повысить КПД несущего винта. Если сравнивать с конструкцией несущего винта у Ми-6, ведь именно с ним зачастую сравнивают «двадцать шестой», то винт получился на 40% легче по массе и меньше по размерам - 28 метров у Ми-26 против 35-метрового мастодонта Ми-6. По тяговым характеристикам ситуация та же - разработчики смогли сделать фактически беспрецедентный рывок вперед - винт Ми-26 обеспечивал на 30% больше тяги, чем винт, установленный на Ми-6».

Относительно конструкции вертолета Ми-26 среди западных производителей вертолетов до сих пор идут нешуточные споры и работы. 


    


«Попытки копирования, как мне известно, были и были неоднократно. Сначала американцам удалось построить CH-53 Sea Stallion - тяжелый транспортный вертолет по их классификации. Но когда выяснилось, какими характеристиками обладает Ми-26, который вышел спустя несколько лет, американцы сразу стали экспериментировать. То с двигателями, то с конструкцией и материалами лопастей, то с авионикой, то еще с чем-нибудь. В итоге, так и не достигли показателей заданных и лишь частично улучшили машину. Затем пришла очередь «Чинука» - знаменитого «горбатого» вертолета, который, по признаниям самих американцев, «был лучшим из того, что можно было создать». Однако, если сравнивать его как военно-транспортный вертолет с Ми-26, то уступает он по всем статьям: Ми-26 с максимальной взлетной массой в 56 тонн вообще вне конкуренции, ведь у «Чинука» «максималка» вдвое меньше - 25 тонн», - рассказал в интервью телеканалу «Звезда» специалист по системам управления и связи, сотрудник Казанского вертолетного завода Виктор Свердлов. 


Степень могущества

Ми-26 - воистину уникальная машина. Однако, военно-транспортное предназначение советского исполина оказалось особенно нужным тогда, когда его совсем не ждали. Авария на Чернобыльской АЭС «подкинула» для Ми-26 самой настоящей мужской работы. Газотурбинные двигатели-гиганты Д-136 не одну сотню раз поднимали специальный реагент, снижающий долю излучения от места взрыва на ЧАЭС. Именно в чернобыльскую «кампанию» выявились все положительные качества советского воздушного тягача: грузоподъемность и вместимость. С честью выполнив поставленные задачи, Ми-26 вместе с тем показал, что не только для ликвидаций аварий можно было применить уникальную машину.


Армия в транспортном отсеке

Среди множества модификаций, доказывающих еще одно качество советского вертолета - универсальность, были и совершенно особенные версии. Военный историк и авиационный эксперт, бывший сотрудник Казанского вертолетного завода Руслан Галиуллин в интервью телеканалу «Звезда» рассказал об одной из самых необычных модификаций ми-26:

«Первая - Ми-26 НЕФ-М - вариант для борьбы с подводными лодками противника. В него устанавливали сложную вычислительную аппаратуру, а на внешнюю подвеску крепили специальный обнаружитель субмарин. Перспектива у такого вертолета была просто сумасшедшая, ведь размеры и вместимость Ми-26 позволяли устанавливать туда очень мощное оборудование. Да и площадь, по которой «НЭФ» мог работать увеличивалась в несколько раз, по сравнению с дальностью обычных «охотников за подлодками». Второй вариант – Ми-27 - вообще из области фантастики. Я думаю, в военное время Ми-27 мог бы тягаться по функционалу с бортом номер один президента, ведь был оборудован аппаратурой для управления боем целой армии. Конструктивно это выглядело просто: грузовой отсек вертолета делился на рабочие зоны, зоны управления и даже брифинг-комнату. Там смонтировано все было таким образом, что была даже собственная система фильтрации и очистки воды и кондиционирования воздуха. Все это было подчинено только одной цели - оперативному и четкому управлению отдельно взятой армий».

Ми-26 может стать основой для нового тяжелого вертолета, о намерении создать который недавно заявили Россия и Китай. Совместный проект предполагает создание новой, еще более вместительной, грузоподъемной машины, аналогов которой, в ближайшей перспективе, ни в одной зарубежной стране не предвидится.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  27.04.2017
Турецкие водолазы уже в первые часы после кораблекрушения могли «покопаться» в секретной начинке «Лимана», опасаются российские адмиралы. Российский корабль оснащен радиолокационной и гидроакустической системой, а также аппаратурой радиоразведки. Уже можно сделать выводы и о том, кто виноват в потере корабля российского Черноморского флота.
Мировой ВПК  27.04.2017
Новая российская противокорабельная ракета «Циркон» достигла на испытаниях восьми скоростей звука, сообщило агентство ТАСС со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе России. В ходе испытаний было подтверждено, что маршевая скорость ракеты в восемь раз превышает скорость звука. Ракета может запускаться с универсальных корабельных пусковых установок 3С14, которые также используются для ракет «Калибр» и «Оникс».
Геополитика  27.04.2017
ПРО США способна сбивать межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) России на 150-й секунде полета. Об этом в среду, 26 апреля, заявил начальник Центрального НИИ Войск воздушно-космической обороны РФ Сергей Ягольников. «Период подготовки применения ПРО США обеспечивает достаточный баланс времени для обстрела российских межконтинентальных баллистических ракет на восходящем активном участке траектории их полета. Получаются цифры такие. При использовании внешнего целеуказания от космического аппарата пуск противоракет возможен уже на 85-й секунде после старта МБР.
Мировой ВПК  27.04.2017
Аналитическое издание National Interest опубликовало статью «Почему Америка должна заставить Россию не нарушать договор РСМД (Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности -авт.)». Суть публикации сводится к тому, что «слабый президент» Обама не смог принудить Кремль вернуться к соблюдению буквы и духа этого соглашения, подписанного почти тридцать лет назад генсеком Горбачевым и президентом Рейганом. В статье признается, что в сохранении договора заинтересованы, прежде всего, американцы. Но для того, чтобы Путин взял под козырек, Вашингтону нужен эффективный рычаг давления на Россию.
Конфликты  27.04.2017
Начальник Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ генерал-полковник Сергей Рудской заявил, что Россия вывела почти половину своей авиагруппировки, которая располагалась на авиабазе Хмеймим в Сирии. В своем выступлении на VI Московской международной конференции по безопасности он пояснил, что военное руководство России посчитало возможным сократить количество российских самолетов в Сирии, поскольку «число террористических формирований в стране за последнее время уменьшилось».
Конфликты  25.04.2017
За последнюю неделю правительственные войска Сирии незаметно для всего мира одержали две крупные победы, стратегически сравнимые с возвращением Пальмиры. Новая конфигурация фронта позволяет назвать следующую крупную цель Дамаска – это находящаяся в центре химического скандала провинция Идлиб. Но причины для радости на этом не заканчиваются.
Конфликты  20.04.2017
С принятием Белым домом решения на агрессию против КНДР начнется период подготовки войны. Его цель – создание политических, международно-правовых, морально-психологических и военно-стратегических условий, обеспечивающих возможность и успех кампании. Развернется масштабная информационная операция по дискредитации руководства КНДР на международной арене, в государствах-союзниках и среди населения самой Северной Кореи. Особое внимание будет уделено поиску лиц из числа военных и партийных руководителей КНДР разных уровней, готовых к измене ради гарантий безопасности и денежного вознаграждения.