02.04.2015, 10:27
Самолеты с неудавшейся судьбой: от Су-37 до «Валькирии»
Самолеты с неудавшейся судьбой: от Су-37 до «Валькирии»Международная военная политика
Почему хорошие истребители и бомбардировщики не запускают в серию.

2 апреля 1996 года совершил первый полет прототип сверхманевренного истребителя Су-37. Он был изготовлен в единственном экземпляре. Осенью машина произвела сенсацию на международном авиасалоне в Фарнборо. Увы, в 2001 году самолет разбился, и проект был закрыт. Произошло это не только из-за финансовых трудностей. История знает немало случаев прекращения работ по проектированию уже взлетевших в небо самолетов. И у каждого из них своя индивидуальная история крушения.


Жертва внешней политики

Если бы Су-37 (на главном фото) начал поступать на вооружение в конце 90-х годов, то это было бы сильным ударом для ВВС стран НАТО. Не склонные нахваливать российскую военную технику западные эксперты так отзывались о «русском крылатом чуде»:

«Пока F-15, как, впрочем, и F-16 и F-18, разворачиваются на цель, «зацепив» своими крыльями полнеба, российские самолеты крутятся вокруг своего хвоста и, чуть добавив форсажа, легко оказываются то сзади «Игла», то в его боковой плоскости, то над ним. С такой позиции без промаха нанести «смертельный удар» очень просто».

Ситуация не изменилась бы и с появлением следующего поколения американских истребителей – F-22 и F-35.

Су-37 был спроектирован на базе Су-27. Главное отличие состояло в использовании мощного двигателя с управляемым вектором тяги. Также в планере были применены новые материалы, внедрено новое прицельное и навигационное оборудование, оптимизирована эргономика кабины.

Тогда, почти 20 лет назад, он был способен выполнять фантастические маневры:

- разворот в плоскости симметрии на 360 градусов;

- боевой разворот за 10 секунд;

- «Колокол»;

- «Кобра» с углами атаки до 180 градусов;

- поворот на вертикали;

- переворот с потерей высоты до 300-400 метров.

Как точно подметили западные эксперты, в ближнем бою Су-37 мог действительно «крутиться вокруг своего хвоста». Он был способен буквально зависать на месте, что делало его недосягаемым для средств ПВО. И при этом имел солидную полезную нагрузку в виде 8 тонн бомб и ракет на 12 точках подвески.

Причина, по которой разработка была закрыта, была озвучена как отсутствие средств. Собственно, она была закрыта задолго до того, как разбился прототип – он долгие годы так и оставался единственным. Можно предположить, что в 90-е годы, когда уникальный самолет перепугал весь западный мир, на Россию было оказано сильное дипломатическое давление, чтобы не допустить запуска Су-37 в серийное производство.

Впрочем, это был отнюдь не первый и наверняка не последний случай, когда ставили крест на хорошей машине.


Сильно спикировавший бомбардировщик

С началом Второй мировой войны командованию советских ВВС стало понятно, каким эффективным оружием являются пикирующие бомбардировщики. Их достоинство продемонстрировали немцы, использовавшие при налетах на Польшу Ju-87. И в Советском Союзе сразу несколько фирм приступили к их созданию – КБ Петлякова, КБ Туполева и КБ Поликарпова.

Поликарпов, взяв за основу истребитель ВИТ-2, уже в январе 1940 года предоставил для наземных испытаний 2 опытных образца пикирующего бомбардировщика СПБ. Была увеличена прочность планера, установлен более мощный двигатель и усилено вооружение. Летные испытания новой машины начались в феврале. Они показали, что машину затягивает в пикирование на скорости более 400 км/ч.

Были изготовлены еще четыре прототипа, на которых этот дефект был устранен. Но к июлю 1940 года три из них разбились, что повлекло гибель экипажей. Однако ВВС крайне нуждались в самолетах нового типа, и Поликарпову предоставили возможность довести машину до ума.

В результате анализа причин катастроф было установлено, что они произошли не из-за конструкторских просчетов, а явились следствием ошибок, допущенных на этапе производства. А продувка прототипа в ЦАГИ, показала, что самолет обладает прекрасными летными качествами. Была дана рекомендация к выпуску первой серии СПБ.

Однако рекомендация исполнена не была. В серию в конце 1940 года был запущен пикирующий бомбардировщик Петлякова Пе-2. Он прекрасно зарекомендовал себя во время войны. Однако, немного выигрывая у СПБ по скорости, проигрывал ему по скороподъемности и бомбовой нагрузке. Также не было учтено то обстоятельство, что СПБ был в большей степени подготовлен к массовому производству, чем Пе-2.

У неудачной судьбы СПБ две причины. Прежде всего – это чрезвычайно высокая аварийность на этапе испытаний. Также следует учитывать, что по ОКБ Поликарпова в 1939 году был нанесен страшный удар: из него насильно было выделено ОКБ Микояна, куда перевели лучших специалистов. Соответственно, авторитет конструктора у руководства страны был подорван.


Интриги с «Соткой»

В 70-е годы ОКБ Сухого пережило закрытие темы, в которую было вложено громадное количество и рутинного труда, и творческих озарений. Стратегический бомбардировщик Т-4 «Сотка», впервые поднявшийся в воздух 22 августа 1972 года, был построен на базе более шестисот изобретений. 4 различных модификации, которые демонстрировали в небе прекрасные показатели, в силу большого количества внедренных в них революционных конструкторских идей, строились на секретном заводе «Кулон». 


    

Стратегический бомбардировщик Т-4 «Сотка»


Модификация Т-4МС имела уникальную для бомбардировщиков скорость, равную 3200 км/ч. Самолет был способен прорывать заграждения ПВО, имея потолок в 25000 метров. 4 ТРД обеспечивали боевую нагрузку в 45 тонн. И дальность была отменной – 14 тыс. км. Все это, разумеется, теоретические цифры, которые не были достигнуты из-за свернутых летных испытаний по случаю закрытия темы.

Командование ВВС проявило большую заинтересованность в бомбардировщике, заказав 250 машин. Разумеется, столько стратегических бомбардировщиков армии не требуется. Но тут был использован принцип тех времен: проси больше, потому что дадут меньше.

Причин окончания блистательного проекта несколько. Министр авиационной промышленности ссылался на чрезвычайную дороговизну проекта, сумма его полной реализации оценивалась в 1,3 млрд. рублей. Для постройки нужного количества самолетов не нашлось подходящих производственных мощностей. В то время ОКБ Сухого работало над истребителем Су-27, и его не хотели «отвлекать» от решения этой насущной проблемы. Также следует учесть, что Туполев потратил много энергии на то, чтобы внушить высшему руководству, что только он способен делать классные бомбардировщики.

И тему закрыли, когда прототипы Т-4 совершили всего лишь 10 полетов. Громадные деньги были потрачены впустую.

Впоследствии Туполев, действительно, сделал прекрасный бомбардировщик Ту-160. Но он появился в дальней авиации лишь в 1987 году. Причем при равной боевой нагрузке в 45 тонн он немного проигрывал «Сотке» по потолку, а скорости у двух машин были несоизмеримы – 2200 км/ч и 3200 км/ч. Разумеется, речь для Т-4МС идет о расчетных характеристиках. Вполне понятно, что на Ту-160 была установлена авионика уже нового поколения.


Катастрофа «Валькирии»

Появившаяся в конце 50-х годов информация о том, что США готовятся выпустить высотный стратегический бомбардировщик, обладающий скоростью в 3М, произвела в советском Генштабе эффект разорвавшейся бомбы. ОКБ Микояна было поручено экстренно создать перехватчик МиГ-25. Однако это были пустые хлопоты. ХВ-70 «Валькирия» в серию так и не пошел. Американцы ограничились выпуском лишь двух прототипов. Которые совершили свои первые полеты, соответственно, в 1964 и 1965 годах.

Первый прототип оказался недостаточно резвым. Для него была установлена максимально допустимая скорость в 2,5М. Из второго же можно было выжимать 3300 км/ч. Самолет был оснащен шестью турбореактивными двигателями. Имел потолок в 23 тыс. м и дальность 7000 км. Боевая нагрузка равнялась 29,5 тоннам. 


    

Стратегический бомбардировщик ХВ-70 «Валькирия»


В 1966 году «Валькирия» №2 попала в катастрофу во время съемок ролика, рекламировавшего двигатели «Дженерал электрик». Истребитель F-104 сблизился с бомбардировщиком, и его засосало турбулентным потоком. Самолеты столкнулись. Пилот истребителя погиб в момент столкновения. «Валькирия» вошла в плоский штопор. Катапультироваться смог только второй пилот. Первый с самолетом рухнул на землю.

Но к этому моменту военные уже охладели к супербомбардировщику. Появились и мощные советские зенитно-ракетные комплексы, и перехватчик МиГ-25. «Валькирия» уже не могла безраздельно господствовать на высоте. Против СССР начали наращивать ударную мощь стратегических подводных лодок. Для стран же третьего мира вполне годились проверенные В-52.

К тому же бомбардировщик был фантастически дорогим, его стоимость равнялась 750 млн. долларов. И заправлялся он не безобидным керосином, а ядовитым топливом пентабораном с повышенной энергией сгорания. По токсичности это топливо, прозванное «Зеленым драконом», сравнимо с боевыми отравляющими веществами.

В результате проект был закрыт. Первый прототип после выполнения им 33-х полетов был передан в 1969 году в Авиационный музей США.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  14.07.2017
Мощные и дорогие корабли Королевского флота могут быть повреждены или разрушены сравнительно дешевыми ракетами, например, российского или иранского производства, пишет британское издание Daily Mail. Поэтому Великобритании стоит переключиться на разработку оборонительных мощностей кораблей, чтобы они не уступали наступательным.
Мировой ВПК  14.07.2017
С американским истребителем F-35 происходят удивительные трансформации. Нет, лучше он не становится. Самолет, который в ограниченном количестве находится в опытной эксплуатации, еще неизвестно когда доведут до ума. То есть до того уровня, который обещан корпорацией Lоckheed Martin как Пентагону, так и целому ряду стран, входящих в НАТО. Журнал National Interest в пространной статье рассказывает о модернизации пока еще как следует не вставшего «на крыло» многоцелевого истребителя пятого поколения.
Мировой ВПК  13.07.2017
После того как американские эсминцы разбомбили сирийскую авиабазу «Томагавками» — крылатыми ракетами, умеющими скрытно, на малой высоте подбираться к цели, оживились дискуссии о средствах противодействия этому коварному оружию. Среди таких средств особое место занимает МиГ-31, один из самых интересных боевых самолетов, созданных в нашей стране.
Мировой ВПК  07.07.2017
«Вестник Мордовии» на днях сообщил о том, что в Сирии танки Т-72Б3 впервые использовали танковые управляемые ракеты комплекса 9К119М «Рефрекс-М», которые по классификации НАТО имеют обозначение АТ-11 «Снайпер». «Рефлекс-М» и его предшествующую модификацию — 9К119 «Рефлекс» — принято называть противотанковым ракетным комплексом (ПТРК). Однако это не в полной мере отражает реальность", поскольку комплекс способен поражать не только танки, но и вертолеты, другие низколетящие цели, инженерные сооружения, уничтожать живую силу противника.
Конфликты  04.07.2017
На Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге тульское НПО «Сплав» представило модернизированные противолодочные ракеты для комплекса РПК-8 «Запад». Ракеты, получившие индекс 90Р1, уже запущены в серийное производство и начинают поступать на боевые корабли ВМФ России.
Конфликты  04.07.2017
Риски прямого военного конфликта России и США на сирийской территории неумолимо возрастают, прогнозируют западные аналитики. Все плотнее «увязают» в сирийской пустыне и другие державы — Иран, Турция, Израиль, которые мечтают безраздельно властвовать на этой территории. У кого из генералов первым не выдержат нервы, чтобы отдать приказ на атаку вчерашних союзников?
Конфликты  04.07.2017
Интернет звенит о том, какой может быть конфронтация между РФ и США. Внесу свой вклад и я. Диспозиция глазами Stratfor и иже с ними: хоть у России в Сирии и имеются ракетные системы класса «земля-воздух» и юркие истребители, все это неспособно выстоять в короткой и жестокой войне против США.