02.04.2015, 10:27
Самолеты с неудавшейся судьбой: от Су-37 до «Валькирии»
Самолеты с неудавшейся судьбой: от Су-37 до «Валькирии»Международная военная политика
Почему хорошие истребители и бомбардировщики не запускают в серию.

2 апреля 1996 года совершил первый полет прототип сверхманевренного истребителя Су-37. Он был изготовлен в единственном экземпляре. Осенью машина произвела сенсацию на международном авиасалоне в Фарнборо. Увы, в 2001 году самолет разбился, и проект был закрыт. Произошло это не только из-за финансовых трудностей. История знает немало случаев прекращения работ по проектированию уже взлетевших в небо самолетов. И у каждого из них своя индивидуальная история крушения.


Жертва внешней политики

Если бы Су-37 (на главном фото) начал поступать на вооружение в конце 90-х годов, то это было бы сильным ударом для ВВС стран НАТО. Не склонные нахваливать российскую военную технику западные эксперты так отзывались о «русском крылатом чуде»:

«Пока F-15, как, впрочем, и F-16 и F-18, разворачиваются на цель, «зацепив» своими крыльями полнеба, российские самолеты крутятся вокруг своего хвоста и, чуть добавив форсажа, легко оказываются то сзади «Игла», то в его боковой плоскости, то над ним. С такой позиции без промаха нанести «смертельный удар» очень просто».

Ситуация не изменилась бы и с появлением следующего поколения американских истребителей – F-22 и F-35.

Су-37 был спроектирован на базе Су-27. Главное отличие состояло в использовании мощного двигателя с управляемым вектором тяги. Также в планере были применены новые материалы, внедрено новое прицельное и навигационное оборудование, оптимизирована эргономика кабины.

Тогда, почти 20 лет назад, он был способен выполнять фантастические маневры:

- разворот в плоскости симметрии на 360 градусов;

- боевой разворот за 10 секунд;

- «Колокол»;

- «Кобра» с углами атаки до 180 градусов;

- поворот на вертикали;

- переворот с потерей высоты до 300-400 метров.

Как точно подметили западные эксперты, в ближнем бою Су-37 мог действительно «крутиться вокруг своего хвоста». Он был способен буквально зависать на месте, что делало его недосягаемым для средств ПВО. И при этом имел солидную полезную нагрузку в виде 8 тонн бомб и ракет на 12 точках подвески.

Причина, по которой разработка была закрыта, была озвучена как отсутствие средств. Собственно, она была закрыта задолго до того, как разбился прототип – он долгие годы так и оставался единственным. Можно предположить, что в 90-е годы, когда уникальный самолет перепугал весь западный мир, на Россию было оказано сильное дипломатическое давление, чтобы не допустить запуска Су-37 в серийное производство.

Впрочем, это был отнюдь не первый и наверняка не последний случай, когда ставили крест на хорошей машине.


Сильно спикировавший бомбардировщик

С началом Второй мировой войны командованию советских ВВС стало понятно, каким эффективным оружием являются пикирующие бомбардировщики. Их достоинство продемонстрировали немцы, использовавшие при налетах на Польшу Ju-87. И в Советском Союзе сразу несколько фирм приступили к их созданию – КБ Петлякова, КБ Туполева и КБ Поликарпова.

Поликарпов, взяв за основу истребитель ВИТ-2, уже в январе 1940 года предоставил для наземных испытаний 2 опытных образца пикирующего бомбардировщика СПБ. Была увеличена прочность планера, установлен более мощный двигатель и усилено вооружение. Летные испытания новой машины начались в феврале. Они показали, что машину затягивает в пикирование на скорости более 400 км/ч.

Были изготовлены еще четыре прототипа, на которых этот дефект был устранен. Но к июлю 1940 года три из них разбились, что повлекло гибель экипажей. Однако ВВС крайне нуждались в самолетах нового типа, и Поликарпову предоставили возможность довести машину до ума.

В результате анализа причин катастроф было установлено, что они произошли не из-за конструкторских просчетов, а явились следствием ошибок, допущенных на этапе производства. А продувка прототипа в ЦАГИ, показала, что самолет обладает прекрасными летными качествами. Была дана рекомендация к выпуску первой серии СПБ.

Однако рекомендация исполнена не была. В серию в конце 1940 года был запущен пикирующий бомбардировщик Петлякова Пе-2. Он прекрасно зарекомендовал себя во время войны. Однако, немного выигрывая у СПБ по скорости, проигрывал ему по скороподъемности и бомбовой нагрузке. Также не было учтено то обстоятельство, что СПБ был в большей степени подготовлен к массовому производству, чем Пе-2.

У неудачной судьбы СПБ две причины. Прежде всего – это чрезвычайно высокая аварийность на этапе испытаний. Также следует учитывать, что по ОКБ Поликарпова в 1939 году был нанесен страшный удар: из него насильно было выделено ОКБ Микояна, куда перевели лучших специалистов. Соответственно, авторитет конструктора у руководства страны был подорван.


Интриги с «Соткой»

В 70-е годы ОКБ Сухого пережило закрытие темы, в которую было вложено громадное количество и рутинного труда, и творческих озарений. Стратегический бомбардировщик Т-4 «Сотка», впервые поднявшийся в воздух 22 августа 1972 года, был построен на базе более шестисот изобретений. 4 различных модификации, которые демонстрировали в небе прекрасные показатели, в силу большого количества внедренных в них революционных конструкторских идей, строились на секретном заводе «Кулон». 


    

Стратегический бомбардировщик Т-4 «Сотка»


Модификация Т-4МС имела уникальную для бомбардировщиков скорость, равную 3200 км/ч. Самолет был способен прорывать заграждения ПВО, имея потолок в 25000 метров. 4 ТРД обеспечивали боевую нагрузку в 45 тонн. И дальность была отменной – 14 тыс. км. Все это, разумеется, теоретические цифры, которые не были достигнуты из-за свернутых летных испытаний по случаю закрытия темы.

Командование ВВС проявило большую заинтересованность в бомбардировщике, заказав 250 машин. Разумеется, столько стратегических бомбардировщиков армии не требуется. Но тут был использован принцип тех времен: проси больше, потому что дадут меньше.

Причин окончания блистательного проекта несколько. Министр авиационной промышленности ссылался на чрезвычайную дороговизну проекта, сумма его полной реализации оценивалась в 1,3 млрд. рублей. Для постройки нужного количества самолетов не нашлось подходящих производственных мощностей. В то время ОКБ Сухого работало над истребителем Су-27, и его не хотели «отвлекать» от решения этой насущной проблемы. Также следует учесть, что Туполев потратил много энергии на то, чтобы внушить высшему руководству, что только он способен делать классные бомбардировщики.

И тему закрыли, когда прототипы Т-4 совершили всего лишь 10 полетов. Громадные деньги были потрачены впустую.

Впоследствии Туполев, действительно, сделал прекрасный бомбардировщик Ту-160. Но он появился в дальней авиации лишь в 1987 году. Причем при равной боевой нагрузке в 45 тонн он немного проигрывал «Сотке» по потолку, а скорости у двух машин были несоизмеримы – 2200 км/ч и 3200 км/ч. Разумеется, речь для Т-4МС идет о расчетных характеристиках. Вполне понятно, что на Ту-160 была установлена авионика уже нового поколения.


Катастрофа «Валькирии»

Появившаяся в конце 50-х годов информация о том, что США готовятся выпустить высотный стратегический бомбардировщик, обладающий скоростью в 3М, произвела в советском Генштабе эффект разорвавшейся бомбы. ОКБ Микояна было поручено экстренно создать перехватчик МиГ-25. Однако это были пустые хлопоты. ХВ-70 «Валькирия» в серию так и не пошел. Американцы ограничились выпуском лишь двух прототипов. Которые совершили свои первые полеты, соответственно, в 1964 и 1965 годах.

Первый прототип оказался недостаточно резвым. Для него была установлена максимально допустимая скорость в 2,5М. Из второго же можно было выжимать 3300 км/ч. Самолет был оснащен шестью турбореактивными двигателями. Имел потолок в 23 тыс. м и дальность 7000 км. Боевая нагрузка равнялась 29,5 тоннам. 


    

Стратегический бомбардировщик ХВ-70 «Валькирия»


В 1966 году «Валькирия» №2 попала в катастрофу во время съемок ролика, рекламировавшего двигатели «Дженерал электрик». Истребитель F-104 сблизился с бомбардировщиком, и его засосало турбулентным потоком. Самолеты столкнулись. Пилот истребителя погиб в момент столкновения. «Валькирия» вошла в плоский штопор. Катапультироваться смог только второй пилот. Первый с самолетом рухнул на землю.

Но к этому моменту военные уже охладели к супербомбардировщику. Появились и мощные советские зенитно-ракетные комплексы, и перехватчик МиГ-25. «Валькирия» уже не могла безраздельно господствовать на высоте. Против СССР начали наращивать ударную мощь стратегических подводных лодок. Для стран же третьего мира вполне годились проверенные В-52.

К тому же бомбардировщик был фантастически дорогим, его стоимость равнялась 750 млн. долларов. И заправлялся он не безобидным керосином, а ядовитым топливом пентабораном с повышенной энергией сгорания. По токсичности это топливо, прозванное «Зеленым драконом», сравнимо с боевыми отравляющими веществами.

В результате проект был закрыт. Первый прототип после выполнения им 33-х полетов был передан в 1969 году в Авиационный музей США.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  15.06.2017
Близится к завершению одна госпрограмма вооружения — ГПВ-2020, грядет следующая — ГПВ-2025. Мы поговорили с президентом Объединенной судостроительной корпорации Алексеем Рахмановым о том, как обстоят дела с гособоронзаказом, финансированием и смежниками.
Мировой ВПК  14.06.2017
Дальневосточный вояж заместителя министра обороны Юрия Борисова ежедневно приносит новости о том, как продвигается перевооружение российской армии. И каким образом совершенствуется военная техника, даже успешно пройдя государственные испытания. На днях Борисов, выступая в Комсомольске-на-Амуре во время посещения авиационного завода им. Гагарина, заявил о необходимости доработки истребителя Су-35С.
Мировой ВПК  14.06.2017
Продукция корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) в ходе проведения операции в Сирии хорошо зарекомендовала себя и показала высокое качество. Такое мнение высказал вице-премьер Дмитрий Рогозин на юбилее знаменитой не только в нашей стране корпорации в подмосковном Королёве. «Это только начало большой работы, которая сейчас проходит испытания в Сирии, где все то, что производится вами, или большая часть того, испытывается, дорабатывается, доводится до ума, но показывает высокий класс. Это фактически переводит нашу армию, наш флот в другую лигу», — сказал Рогозин.
Мировой ВПК  14.06.2017
Радиотехнические войска ВКС планируют провести модернизацию радиолокационного комплекса «Небо-М», сообщил начальник РТВ генерал-майор Андрей Кобан. Комплекс достаточно молод, пришел в войска всего лишь пять лет назад, однако, как заявил Кобан: «У нас задан ряд работ по модернизации вооружения, которое имеется. Мы понимаем после 3−5-годичной технической эксплуатации, какой у нас имеется модернизационный потенциал — простым языком говоря, что можно было бы улучшить. На сегодняшний день такая работа активно ведется».
Конфликты  26.06.2017
В понедельник противостояние между ЦАХАЛ и некими вооруженными силами на сирийской территории продолжилось. В ход вновь пошла артиллерия, есть погибшие и раненые. Обстоятельства этих инцидентов, как и всех предыдущих, крайне запутаны. В то же время геополитики в них гораздо меньше, чем принято считать.
Конфликты  20.06.2017
Судя по сводкам, авиация коалиции США больше не пересекает линию, за которой ее самолеты станут целями российских средств ПВО. Впервые со времен «броска на Приштину» США пришлось уступить под нажимом российских военных. Австралия и вовсе отказалась поднимать свои самолеты в сирийское небо. Теперь вопрос в том, будут ли зоны военного влияния в Сирии совпадать с политическими.
Конфликты  19.06.2017
Минобороны объявило, что «любые воздушные объекты (включая самолеты и беспилотные аппараты международной коалиции), обнаруженные западнее реки Евфрат, будут приниматься на сопровождение российскими наземными средствами ПВО в качестве воздушных целей». Это решение – следствие уничтожения американским самолетом сирийского Су-22. Что оно означает с практической точки зрения?