26.02.2016, 16:29
«Самолет Судного дня» на боевом дежурстве
«Самолет Судного дня» на боевом дежурствеМеждународная военная политика
Российский и американский воздушные командные пункты с красной кнопкой на борту.

В конце прошлого года был принят на вооружение модернизированный стратегический воздушный командный пункт (ВКП) второго поколения Ил-80, созданный на базе гражданского самолета Ил-86. 25 февраля генеральный директор НПП «Полет», выпускающего аппаратуру связи, Алексей Комяков сообщил, что Министерство обороны заказало второй командный пункт. Неофициально эта машина называется «самолетом Судного дня». Лишь два государства в мире владеют этими уникальными бортами, предназначенными для использования во время ядерной войны. Их количество ограничено — 4 у России и 4 у США.


Россия

Стратегический воздушный командный пункт предназначается для управления Сухопутными войсками, ВКС, ВМФ и ракетно-ядерными силами на тот случай, если в результате массированной ракетной атаки будут выведены из строя наземные пункты управления, узлы и линии связи.

В США такой самолет появился в начале 60-х годов. В Советском Союзе ВКП первого поколения был создан на базе турбовинтового лайнера Ил-18, получив название Ил-22. Его приняли на вооружение в 1974 году, передав в ВВС два самолета. Впоследствии самолет модернизировали, не только усилив аппаратную часть, но и частично изменив фюзеляж. Всего было выпущено около тридцати Ил-22 и Ил-22М. Их предполагалось использовать не только в качестве глобального ВКП, но и для управления различными родами войск. Однако эти машины уступали американскому Boeing E-4B. Прежде всего по грузоподъемности и по продолжительности полета. Поэтому в конце 70-х годов было принято решение о создании ВКП второго поколения. 




Ил-80 (на главном фото) был разработан на ОКБ Ильюшина на излете «холодной войны». Свой первый полет он совершил 29 мая 1985 года. После чего его начали укомплектовывать оборудованием, необходимым для осуществления главной функции — приема и передачи на наземные пункты командной информации. Бортовой комплекс технических средств, разработанный НТП «Полет», был создан и испытан к концу 1991 года. На вооружение самолет был принят в 1992 году. Было построено 4 самолета с регистрационными номерами СССР-86146, СССР-86147, СССР-86148 и СССР-86149. В 1993 году номера были изменены на RA-86146, RA-86147, RA-86148 и RA-86149.

Самолет на этапе его изготовления и испытания был строго засекречен. В связи с чем его фотографии появились в открытом доступе лишь в 1992 году. В соответствии с требованиями обеспечения режима секретности самолеты были окрашены по схеме, принятой для самолетов гражданской авиации. Как и большинство бортов специальной авиации, Ил-80 не имеет вооружения.

Все четыре самолета были приписаны к Отдельной авиационной эскадрилье управления и ретрансляции 8-й Авиационной дивизии особого назначения. В 1997 году были переданы в сформированную 3-ю Авиационную эскадрилью в/ч 22737, базирующуюся на подмосковном аэродроме «Чкаловский» при Государственном летно-испытательном центре Министерства обороны РФ.

При создании Ил-80 в качестве базового самолета был выбран широкофюзеляжный авиалайнер Ил-86, который, по мнению экспертов, и поныне является самым надежным гражданским самолетом в мире. Из 106 произведенных самолетов было потеряно лишь 4. При этом не погиб ни один пассажир. К тому же самолет довольно вместителен, принимает на борт до 350 пассажиров.

В случае возникновения реальной угрозы применения противником ядерного оружия Ил-80 поднимается в воздух, взяв на борт Верховного главнокомандующего Вооруженными силами, сопровождающих его лиц, а также боевой расчет воздушного пункта управления, состоящий из оперативной группы Генерального штаба во главе с дежурным генералом и технической группы, отвечающей за бесперебойную работу специального оборудования самолета.

Самолет максимально защищен от воздействия поражающих факторов ядерного оружия, что частично можно определить по его внешнему виду — по отсутствию иллюминаторов. В связи с секретностью, фотографии салона и приборных отсеков отсутствуют. Но можно предположить, что фюзеляж имеет защиту от проникающей радиации.

Все бортовые приборные комплексы имеют защиту от электромагнитного импульса, возникающего при взрыве ядерного заряда. Также внедрена система радиоэлектронной борьбы. Все каналы приема и передачи информации защищены, благодаря чему предотвращен перехват, а также подавление информации.

Бортовой комплекс средств автоматизации предназначен для сбора, хранения, обработки, отображения и передачи информации, циркулирующей в сетях боевого управления Генерального штаба. Он состоит из ЭВМ «Аргон-50», автоматизированных рабочих мест, аппаратуры передачи данных и специальной аппаратуры, позволяющей осуществлять доведение команд боевого управления до пунктов управления пуском межконтинентальных баллистических ракет, атомных ракетных подводных лодок и самолетов стратегической авиации.

Бортовой узел связи обеспечивает многоканальную телеграфную и телефонную связь, а также передачу данных по ультракоротковолновым, коротковолновым, сверхдлинноволновым радиоканалам и космическим каналам.

Сверхдлинноволновая (СДВ) связь осуществляется при помощи выпускающейся тросовой антенны, имеющей длину около 4 километров. Она позволяет передавать команды на борт стратегических ракетных подводных лодок, находящихся в погруженном положении. Поскольку лишь сверхдлиннные радиоволны способны проникать сквозь толщу воды в несколько сотен метров. СДВ обладает и еще одним положительным свойством, она не зависит от состояния земной ионосферы, испытывающей значительные электромагнитные возмущения из-за множественных ядерных взрывов.

В 2015 году на один из Ил-80 было установлено новое оборудование, разработанное в НПП «Полет», которое позволяет более эффективно реализовывать командные функции в чрезвычайных обстоятельствах. Предполагается модернизация и трех других самолетов.

Следует сказать, что Ил-80 входят в состав системы «Звено» наряду с двумя самолетами-ретрансляторами Ил-82. Ретрансляторы созданы на базе военно-транспортных Ил-76МД.

К самолету ВКП также относится Ил-96−300ПУ, предназначенный для полетов президента. В нем установлена аппаратура, которая позволяет вести управление вооружёнными силами в случае ядерного конфликта. Также имеется оптоэлектронная станция постановки помех для головок самонаведения ракет.

НПП «Полет» сообщает, что в настоящий момент проводится разработка ВКП третьего поколения. Он будет создан на базе авиалайнера Ил-96−400.


США

Американцы ввели в строй свой первый ВКП в 1962 году, модернизировав топливозаправщик КС-135А, который в свою очередь был модернизированным лайнером Boeing-707. Параллельно строили и ретрансляторы. И тоже на базе топливозаправщика. Всего было построено 11 машин, получивших обозначение ЕС-135.

Когда появился широкофюзеляжный Boeing-747−200, то на его базе построили 4 ВКП Boeing Е4А. Смена поколений «самолетов Судного дня» произошла в 1975 году.

Пассажирская кабина Е-4А разделена на шесть отсеков: рабочий кабинет высшего военного руководства, две комнаты для совещаний, помещение для оперативной группы, узел связи и комната отдыха. На верхней палубе самолета была оборудована комната отдыха летного экипажа. 




В 1985 году произошла модернизация самолетов, получивших название Е-4В. В них была установлена штанга топливоприемника, благодаря чему продолжительность полета с дозаправкой в воздухе была доведена до 72 часов. Была обновлена и приемо-передающая аппаратура. Существенным новшеством стало появление канала сверхдлинноволновой связи, когда на самолете была установлена тросовая антенна длиной около 8 километров. Аппаратура связи аналогичная той, что установлена на Ил-80.

Экипаж E-4B может включать до 114 человек, включая команду операторов, летный экипаж, группы обслуживания, связи и безопасности. E-4 оснащены средствами защиты от различных поражающих факторов ядерного оружия, включая электромагнитный импульс. Имеется система фильтрации от радиоактивной пыли в системах забора и кондиционирования забортного воздуха для вентиляции кабины и отсеков.

Помимо ВКП объединенное стратегическое командование США располагает и 16-ю самолетами-ретрансляторами Е-6 В, переделанными из Boeing-707−320С. На них используется оборудование, снятое со списанных ЕС-135.

В контексте статьи нельзя не упомянуть и американский борт номер один С-32, созданный на базе Boeing 757−200. В 1998—1999 годах было выпущено 4 таких самолета, предназначенных для перевозки особо важных персон, включая президента и его окружение. Они поступили в 1-ю эскадрилью 89-го авиакрыла авиабазы Эндрюс.

Самолет оснащен новейшим радиосвязным оборудованием, которое можно использовать и для осуществления командой функции в экстренных ситуациях.

В 2006 году министр обороны США Дональд Рамсфельд объявил о намерении заменить весь флот E-4B модернизированными до уровня ВКП на случай ядерной войны президентскими С-32. Пока эти планы не реализованы. Однако в январе 2015 года главный финансист Министерства обороны США Майк МакКорд подал заявку в конгресс на перепрограммирование и модификацию коммуникационного оборудования президентского самолета с целью приведения его к уровню требований, возлагаемых на ВКП.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  27.04.2017
Турецкие водолазы уже в первые часы после кораблекрушения могли «покопаться» в секретной начинке «Лимана», опасаются российские адмиралы. Российский корабль оснащен радиолокационной и гидроакустической системой, а также аппаратурой радиоразведки. Уже можно сделать выводы и о том, кто виноват в потере корабля российского Черноморского флота.
Мировой ВПК  27.04.2017
Новая российская противокорабельная ракета «Циркон» достигла на испытаниях восьми скоростей звука, сообщило агентство ТАСС со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе России. В ходе испытаний было подтверждено, что маршевая скорость ракеты в восемь раз превышает скорость звука. Ракета может запускаться с универсальных корабельных пусковых установок 3С14, которые также используются для ракет «Калибр» и «Оникс».
Геополитика  27.04.2017
ПРО США способна сбивать межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) России на 150-й секунде полета. Об этом в среду, 26 апреля, заявил начальник Центрального НИИ Войск воздушно-космической обороны РФ Сергей Ягольников. «Период подготовки применения ПРО США обеспечивает достаточный баланс времени для обстрела российских межконтинентальных баллистических ракет на восходящем активном участке траектории их полета. Получаются цифры такие. При использовании внешнего целеуказания от космического аппарата пуск противоракет возможен уже на 85-й секунде после старта МБР.
Мировой ВПК  27.04.2017
Аналитическое издание National Interest опубликовало статью «Почему Америка должна заставить Россию не нарушать договор РСМД (Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности -авт.)». Суть публикации сводится к тому, что «слабый президент» Обама не смог принудить Кремль вернуться к соблюдению буквы и духа этого соглашения, подписанного почти тридцать лет назад генсеком Горбачевым и президентом Рейганом. В статье признается, что в сохранении договора заинтересованы, прежде всего, американцы. Но для того, чтобы Путин взял под козырек, Вашингтону нужен эффективный рычаг давления на Россию.
Конфликты  27.04.2017
Начальник Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ генерал-полковник Сергей Рудской заявил, что Россия вывела почти половину своей авиагруппировки, которая располагалась на авиабазе Хмеймим в Сирии. В своем выступлении на VI Московской международной конференции по безопасности он пояснил, что военное руководство России посчитало возможным сократить количество российских самолетов в Сирии, поскольку «число террористических формирований в стране за последнее время уменьшилось».
Конфликты  25.04.2017
За последнюю неделю правительственные войска Сирии незаметно для всего мира одержали две крупные победы, стратегически сравнимые с возвращением Пальмиры. Новая конфигурация фронта позволяет назвать следующую крупную цель Дамаска – это находящаяся в центре химического скандала провинция Идлиб. Но причины для радости на этом не заканчиваются.
Конфликты  20.04.2017
С принятием Белым домом решения на агрессию против КНДР начнется период подготовки войны. Его цель – создание политических, международно-правовых, морально-психологических и военно-стратегических условий, обеспечивающих возможность и успех кампании. Развернется масштабная информационная операция по дискредитации руководства КНДР на международной арене, в государствах-союзниках и среди населения самой Северной Кореи. Особое внимание будет уделено поиску лиц из числа военных и партийных руководителей КНДР разных уровней, готовых к измене ради гарантий безопасности и денежного вознаграждения.