23.11.2014, 21:52
С чистого листа
С чистого листаМеждународная военная политика
22 ноября министр иностранных дел Сергей Лавров выступил перед Советом по внешней и оборонной политике. Он обрисовал нынешнее состояние и перспективы отношений между Россией и Западом.

По словам Сергея Лаврова никакой изоляции России нет - министр заявил, что Россия продолжает диалог с «подавляющим большинством государств». С одной стороны, подобное заявление может показаться лукавством. Ведь дело тут не в математике, и не в доле критически настроенных к российской политике стран к общему их числу в мире. Противники России поясняют, что хоть Москва и испортила отношения только с небольшим количеством государств, это страны пресловутого «Золотого миллиарда», которые и управляют всем остальным миром.

Однако подобная концепция несколько устарела. Да, страны Северной Америки и Западной Европы, выступившие против России в украинском вопросе, являются крайне влиятельными, и могут заставлять другие страны присоединятся к режиму санкций даже если они идут тем во вред (в частности, так они поступили с Японией и Швейцарией). Но сам по себе санкционный путь как раз подрывает созданную ими систему экономической гегемонии в мире. Использование такого инструмента как санкции против крупной региональной державы исключительно по политическим мотивам (просто за то, что она пытается защищать свои интересы в собственной сфере влияния), заставляет другие региональные державы, не входящие в золотой миллиард, задуматься о том, не станут ли они следующими. Поэтому они постепенно группируются и пытаются выработать собственные институты глобального регулирования. И Россия входит в один из таких блоков - БРИКС.

Сотрудничество с развивающими странами, конечно, вещь нужная и полезная, однако нам нужна и Европа. Ее рынки, ее технологии, ее товары, некоторые ее ценности, в конце концов. И нынешний кризис российско-европейских отношений нужно преодолевать. Министр, правда, констатировал, что прежние отношения с Евросоюзом уже не вернуть. «Но я убежден, что мы преодолеем нынешний период и уроки будут извлечены, и будет новая основа для наших отношений», - продолжил Лавров.

Аналитики признаются, что процесс «преодоления» будет долгим - слишком много посуды побили руководители России и стран Евросоюза, слишком много доверия утрачено. Однако в чем-то это наверное и хорошо - сама система отношений между Россией и ЕС до украинского кризиса была в чем-то ущербной и опасной за счет своей конфликтности. Сама по себе конфликтность объяснялась даже не наличием взаимных противоречий по отношению к ряду стран постсоветского пространства (Украине, Молдавии, Грузии, в меньшей степени Армении), а отсутствием неких пределов, за которые данные конфликты по всеобщему согласию не должны заходить. Коллективный Запад не признавал за Россией сферы влияния и пытался всяческими способами вытеснить ее с постсоветской периферии.

Вести какой-то диалог по разделу влияния и интересов Евросоюз отказывался. Поэтому не исключено, что даже если бы Москва уступила в украинском вопросе и проглотила бы нарушение февральских соглашений между Януковичем и оппозицией, то тут же возник бы конфликт вокруг Приднестровья, которое Россию тоже бы потребовали сдать. «Задолго до украинского кризиса висело в воздухе ощущение, что наши отношения с Западом приближаются к моменту истины. Откладывать до бесконечности проблемы на потом не получается, - отметил российский министр, и добавил, что в украинском вопросе страны Европы и США «как говорят хулиганы, хотели “взять нас на понт”, заставить нас проглотить унижения».

Сейчас же, когда Россия продемонстрировала готовность защищать свои интересы на собственной периферии а Запад признался себе в том, что санкционный путь наносит ущерб не только России, но и ЕС с США (правда, не столько экономический, сколько стратегический), у сторон появилась уникальная возможность с чистого листа выстроить новую систему отношений в Старом свете. «Россия не станет «”стрелять себе в ногу” и отказываться от сотрудничества с Европой», - поясняет Сергей Лавров. Москва лишь просит уважать ее интересы в сопредельных государствах и предлагает сформировать новую систему коллективной безопасности в Европе, которая гарантирует невозможность повторения таких кризисов как украинский.

Правда, тут есть один сложный момент - если в Европе ряд сил смотрит на создание такой системы положительно, то многие в Соединенных Штатах - отрицательно. Стратегической задачей Вашингтона является выдавливание России из Европы в Азию, поэтому участие Москвы в системе коллективной безопасности неприемлемо. И если в Белом доме согласны с тем, что украинский конфликт зашел слишком далеко, то это не означает, что они не будут блокировать создание этой системы коллективной безопасности. В частности, через своих друзей в прибалтийских и некоторых восточноевропейских государства, а также в Великобритании, где проект этой системы подвергнут резкой критике.

Однако все разговоры о коллективной безопасности станут бессмысленными если Запад действительно, как говорит Лавров, взял курс на смену режима в России. «Публично заявляется, что санкции надо сделать такими, чтобы они разрушали экономику и поднимали народные протесты»,- говорит министр, подразумевая протесты не столько против действий России на украинском направлении, сколько против самого по себе правления Владимира Путина. В этом случае конфликт будет углубляться и обостряться до тех пор, пока на Западе не поймут, что их нынешние действия абсолютно неконструктивны.

Вопреки распространенному мнению, санкции не приведут к бунту. Подавляющее число граждан России считает правильным внешнюю политику президента и уверены в том, что Запад действует несправедливо, пытается лишить Россию и их самих того, что им принадлежит по праву. Эти настроения усиливаются реваншистскими настроениями, вызванными унижающим отношением Запада к России после ее поражения в холодной войне. Поэтому санкции лишь укрепляют авторитет российского президента в народе, и дают ему возможности и дальше закручивать гайки в стране. Конечно, ужесточение санкций до максимума вызовет резкое падение уровня жизни, и, возможно, заставит население посмотреть на ситуацию с другой стороны, однако такое ужесточение выглядит крайне маловероятным.

Россия - не Северная Корея и даже не Иран, и способна ответить на такое ужесточение мерами, которые обрушат мировую экономическую систему. Куда более эффективным средством смены режима мог бы стать обратный процесс - максимальное потепление в отношениях с Россией, снятие всех санкций, уважение к российским интересам на ее периферии, после чего российское население перестало бы отвлекаться на внешнеполитические проблемы и уделило бы большее внимание внутриполитическим. И как только осознание этой простой логической цепочки появится у всех американских и европейских политиков, участвующих в процессе принятия решений, они возможно перейдут от разговоров о смене режима к переговорам о системе коллективной безопасности в Европе.

Категория: Геополитика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  15.06.2017
Близится к завершению одна госпрограмма вооружения — ГПВ-2020, грядет следующая — ГПВ-2025. Мы поговорили с президентом Объединенной судостроительной корпорации Алексеем Рахмановым о том, как обстоят дела с гособоронзаказом, финансированием и смежниками.
Мировой ВПК  14.06.2017
Дальневосточный вояж заместителя министра обороны Юрия Борисова ежедневно приносит новости о том, как продвигается перевооружение российской армии. И каким образом совершенствуется военная техника, даже успешно пройдя государственные испытания. На днях Борисов, выступая в Комсомольске-на-Амуре во время посещения авиационного завода им. Гагарина, заявил о необходимости доработки истребителя Су-35С.
Мировой ВПК  14.06.2017
Продукция корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) в ходе проведения операции в Сирии хорошо зарекомендовала себя и показала высокое качество. Такое мнение высказал вице-премьер Дмитрий Рогозин на юбилее знаменитой не только в нашей стране корпорации в подмосковном Королёве. «Это только начало большой работы, которая сейчас проходит испытания в Сирии, где все то, что производится вами, или большая часть того, испытывается, дорабатывается, доводится до ума, но показывает высокий класс. Это фактически переводит нашу армию, наш флот в другую лигу», — сказал Рогозин.
Мировой ВПК  14.06.2017
Радиотехнические войска ВКС планируют провести модернизацию радиолокационного комплекса «Небо-М», сообщил начальник РТВ генерал-майор Андрей Кобан. Комплекс достаточно молод, пришел в войска всего лишь пять лет назад, однако, как заявил Кобан: «У нас задан ряд работ по модернизации вооружения, которое имеется. Мы понимаем после 3−5-годичной технической эксплуатации, какой у нас имеется модернизационный потенциал — простым языком говоря, что можно было бы улучшить. На сегодняшний день такая работа активно ведется».
Конфликты  20.06.2017
Судя по сводкам, авиация коалиции США больше не пересекает линию, за которой ее самолеты станут целями российских средств ПВО. Впервые со времен «броска на Приштину» США пришлось уступить под нажимом российских военных. Австралия и вовсе отказалась поднимать свои самолеты в сирийское небо. Теперь вопрос в том, будут ли зоны военного влияния в Сирии совпадать с политическими.
Конфликты  19.06.2017
Минобороны объявило, что «любые воздушные объекты (включая самолеты и беспилотные аппараты международной коалиции), обнаруженные западнее реки Евфрат, будут приниматься на сопровождение российскими наземными средствами ПВО в качестве воздушных целей». Это решение – следствие уничтожения американским самолетом сирийского Су-22. Что оно означает с практической точки зрения?
Конфликты  15.06.2017
США перебросили на базу Ат-Танф в Сирии реактивные системы залпового огня. Их местные союзники говорят о создании второй базы в Эз-Закфе. Причины спешки понятны: многомесячная эпопея движется к развязке, ставки резко возросли, и сложившуюся в Сирии ситуацию недаром сравнивают с гонкой по Европе весной 1945 года.