02.05.2017, 19:06
Русский «стратег» откладывает старт
Русский «стратег» откладывает стартМеждународная военная политика
Перспективный стратегический бомбардировщик нового поколения совершит первый полет в 2025—2026 году, сообщил ТАСС заместитель министра обороны Юрий Борисов. Серийное производство Перспективного авиационного комплекса Дальней авиации (ПАК ДА) предполагается развернуть в 2028—2029 году.

Абсолютно точно можно утверждать, что ПАК ДА будет, во-первых, дозвуковым, во-вторых, в нем максимально будут использованы стелс-технологии. И, возможно, по малозаметности он приблизится к перспективному истребителю ПАК ФА, разработка которого в ОКБ Сухого вышла на финишную прямую — уже в этом десятилетии он будет принят на вооружение ВВС РФ, и начнется его серийное производство. Однако превзойти истребитель по параметру эффективной площади рассеивания бомбардировщик не может даже теоретически в силу более «солидного тела».

Все остальное об облике перспективного бомбардировщика окутано тайной. И, прежде всего, его перспективы относительно сроков прихода в Дальнюю авиацию.

Разработка ПАК ДА в ОКБ Туполева началась в 2009 году. Довольно долго сообщалось, что первый полет первый прототип бомбардировщика совершит в 2018 году. Затем срок сместили на 2020 год.

И вот недавно ТАСС со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе, сообщило о том, что первый полет должен состояться в начале следующего десятилетия. При этом источник сообщил, что первый этап ОКР по теме ПАК ДА был завершен, и сейчас туполевцы занимаются разработкой технической документации. То есть прорисовывают на основании выполненных расчетов узлы бомбардировщика и создают из них единое целое. Министерство обороны, тем временем, подписало контракт на изготовление первого опытного образца самолета.

Но почему сроки сдвинуты на середину следующего десятилетия? На то есть объективные основания. Даже целый их комплекс. Вполне понятно, что в процесс создания новой техники, вмешались финансовые неурядицы.

Однако существует еще один момент. Сравнительно недавно командование ВКС поняло, какая же мощная машина — ракетоносец Ту-160, который уступает бомбардировщику следующего поколения B-2 только по малозаметности. И было принято решение модернизировать его до модификации Ту-160М2, оснастив новой авионикой и более мощным вооружением.

Модернизацию ракетоносца ОКБ Туполева проводит параллельно с созданием ПАК ДА. И этим объясняется смещение сроков разработки перспективного бомбардировщика. Правда, в этом есть и определенные плюсы. Поскольку работы по двум темам проводятся параллельно, то в Ту-160М2 будут внедрены некоторые результаты, получаемые при разработке бомбардировщика нового поколения.

Несколько смещает первый полет бомбардировщика по временной шкале и проблема создания двигателя. Фирма, создающая двигатель для ПАК ДА, официально не названа. Однако судя по всему, этим делом занимается самарское ОКБ им. Кузнецова. Предполагается, что двигатель будет создан на базе НК-32, использующемся в ракетоносце Ту-160.

Исходя из концепции ПАК ДА, которая просматривается в связи с его дозвуковой скоростью и малозаметностью, самолет должен обладать большой ракетно-бомбовой нагрузкой и совершать длительные полеты в режиме боевого дежурства. В любое время дня и ночи, при любой погоде и в любое время года в воздухе должен находиться хотя бы один бомбардировщик, имеющий на борту стратегическое оружие.

Исходя из этого, двигатели ПАК ДА должны одновременно иметь высочайшую тягу и обладать повышенной экономичностью в расходовании топлива. При этом форсажная камеры ему как бы без надобности.

Вряд ли разработка этого двигателя засекречена по столь высшему разряду, что о нем никто ничего не слышал. Поэтому можно предположить, что на ПАК ДА будет установлен НК-65 кузнецовской фирмы. Официально о нем известно, что он предназначен для установки на супертяжеловесы транспортной авиации Ан-124 «Руслан» взамен украинских двигателей.

Если тяга самого мощного в России НК-32 достигает 18 тс (на форсаже — 25 тс), то НК-65 должен иметь тягу, равную 30 т.с. Для российских двигателей это будет рекордом. Более того, существует ряд экспертных высказываний относительно того, что двигатель для ПАК ДА удастся усилить по мощи до такой степени, что он справится и с тягой в 40 тонн силы.

Соисполнителями проекта по созданию перспективного бомбардировщика являются ведущие КБ и НИИ отрасли. Так, НИИ приборостроения им. Тихомирова в прошлом году завершил аванпроект бортового радиолокационного комплекса, Всероссийский НИИ радиоаппаратуры разработал систему управления вооружением, ответственную за пуски ракет и бомбометание.

Ожидаемый коридор характеристик перспективного бомбардировщика таков:

— максимальная взлетная масса — 150−200 тонн;

— масса топлива — 50 тонн;

— масса ракетно-бомбовой нагрузки — 30−40 тонн;

— радиус боевого действия — 6000−9000 километров.

В соответствии с современной концепцией стратегическому бомбардировщику нет необходимости прорывать противовоздушную оборону на сверхзвуковых скоростях порядка 2,5М-3М. Благодаря появлению сверхдальних ракет, он способен наносить удары, не приближаясь к зоне ПВО противника. Например, ракета Х-101 имеет дальность в 5500 км. А недавно было объявлено о разработке ракеты, имеющей еще большую дальность. Также ожидается, что ПАК ДА оснастят гиперзвуковыми ракетами. Одна такая — «Циркон» — уже проходит испытания и, по всей видимости, к моменту первого полета стратегического бомбардировщика будет принята на вооружение. Правда, «Циркон» — противокорабельная ракета морского базирования. Но к началу серийного производства ПАК ДА появится и гиперзвуковая ракета авиационного базирования.

Бывший главком ВВС РФ генерал армии Петр Дейнекин считает, что перспективный стратегический бомбардировщик должен нести многосуточное дежурство. Разумеется, с дозаправками в полете. Сейчас Ту-95МС беспосадочно находятся в воздухе более 42 часов, Ту-160 — 24 часа. Новый самолет, не обнаруживая себя в связи с малозаметностью, должен нести дежурство в течение нескольких дней, а, может быть, неделю или больше. То есть это должна быть летающая платформа со стратегическим оружием, которое может быть применено с минимальной задержкой на время прохождения команды от Генштаба до каждого конкретного носителя оружия сдерживания.

Разумеется, самолет должен обладать и определенной универсальностью для использования его возможностей в региональных конфликтах. Что демонстрируют сейчас Ту-95МС, Ту-160 и Ту-22М3. Предполагается, что ПАК ДА должен постепенно вытеснить из Дальней авиации России все эти три самолета. Разумеется, в строю еще долго будут находиться Ту-160М2, которые создаются параллельно с перспективным «стратегом».

Необходимо отметить, что критики проекта считают, что ПАК ДА является повторением американского бомбардировщика B-2 Spirit, созданного компанией Northrop Grumman в конце 90-годов. Та же самая схема — «летающее крыло». Дозвуковая скорость. Максимальное использование стелс-технологий. Определенная логика в обвинении туполевцев в том, что они создают машину прошлого столетия, присутствует. Дело в том, что концепция ПАК ДА начала разрабатываться в конце 90-х, когда появился В-2.

Однако тут наблюдается лишь кажущаяся зависимость выбора концепции перспективного бомбардировщика от успехов американского авиапрома. Поскольку успехов-то тут как раз и не было. Самолет получился самым дорогим в мире и при этом весьма посредственным по боевым качествам. В связи с чем ВВС США закупили только 20 В-2. При относительно неплохой полезной нагрузке он имеет самый малый из всех стратегических бомбардировщиков мира боевой радиус и совокупную тягу двигателей.

Судя по экспертным оценкам, понятное дело, весьма предварительным, ПАК ДА будет существенно опережать «американца» и по дальности, и по потолку, и по полезной нагрузке, и по качеству вооружения. Крылатая ракета AGM-158 уступает Х-101 по дальности в 5,5 раза. Ну, а в перспективе вооружение российского бомбардировщика будет усилено. Можно также предположить, что ПАК ДА, предназначенный для многосуточного ведения дежурства у берегов другого континента, будет иметь беспилотный режим управления. Техника на месте не стоит.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  15.05.2017
В перестроечные времена в ряде публикаций центральной прессы, посвященных перипетиям освоения целинных земель, некоторые авторы в пылу творческого задора позволили себе недопустимую вольность, сошедшую им с рук. Времена тогда наступали такие, что пишущая братия воспринимала древнегреческую поговорку «Чаще поворачивай свой стиль» буквально. Казахстан эпохи «битвы за урожай» перестроечные инженеры человеческих душ поэтически сравнили с «цветком душистых прерий», проведя аналогию с эпопеей освоения Дикого Запада на Североамериканском континенте. Интересно, какая метафора сегодня пришла бы им на ум при соприкосновении с реалиями казахстанской современности?
Мировой ВПК  12.05.2017
Американский журнал The National Interest решил провести ревизию отечественной истребительной авиации. При этом, разумеется, для определения уровня ее боевых возможностей использовано сравнение с самолетами «вероятного противника». Каковых у США с определенного времени уже два — Россия и Китай. В качестве истребителей, которые должны обеспечивать в небе американское господство, выступают F-22 Raptor и F-35 Lightning II.
Мировой ВПК  04.05.2017
Создаваемый в России многофункциональный авиационный комплекс дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-100 будет способен обнаруживать новые классы целей, включая оперативно-тактическую авиацию нового поколения, — сообщил на селекторном совещании в военном ведомстве министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу.
Геополитика  04.05.2017
Покамест эта программа касается только русского флота. В ближайшее время он сможет нейтрализовать нынешнее подавляющее преимущество американского флота по численности и вооружению. А в перспективе это может стать проектом надевания наручников на западных варваров, когда им станет просто опасно грозить кому-то силою или навязывать свою волю "томагавками". Ибо ответ может быть быстрым, разрушительным, а главное - решительно от кого угодно!
Конфликты  19.05.2017
Западные СМИ, ссылаясь на своих экспертов, все чаще публикуют материалы, в которых красной нитью проходит мысль, что Россия завязла в сирийской войне и уже не знает, как из нее выйти. В действительности ситуация в Сирии сейчас складывается не совсем благоприятно для Дамаска, а следовательно, и для Москвы. С одной стороны, правительственным войскам и поддерживающим их силам сопутствует определенный военный успех, с другой стороны, действия Вашингтона, направленные против Башара Асада и его союзников, тоже имеют определенный эффект.
Конфликты  04.05.2017
Сенсационным результатом закончилась встреча Путина и Эрдогана. По ее итогам оба лидера заявили, что достигнуто – в том числе и с Трампом – соглашение о создании в Сирии так называемых зон безопасности. Это кардинальное изменение позиции Москвы. Означает ли оно ту самую «большую сделку» между Россией и США, о которой так много говорят в последнее время?
Конфликты  02.05.2017
С начала гражданской войны в Сирии режим Б. Асада проводил мероприятия по адаптации лояльных ему вооруженных формирований к условиям внутреннего конфликта, к которому они оказались абсолютно не готовы. В частности, в Сирийской арабской армии (САА) преобладали исключительно тяжелые бронетанковые и механизированные дивизии. Всего таких соединений было одиннадцать (а также две дивизии «специальных сил» — 14-я и сформированная непосредственно перед началом гражданской войны 15-я).