07.03.2016, 11:24
«Русский Медведь» до сих пор страшит Америку
«Русский Медведь» до сих пор страшит АмерикуМеждународная военная политика
Вторая молодость крылатых ветеранов России.

В обзоре принимают участие самолеты, поступившие на вооружение до 1980 года.

При этом необходимо учитывать, что сейчас эксплуатируются не первые модификации самолетов-ветеранов, а появившиеся спустя несколько лет и даже десятилетий после принятия на вооружение базовых моделей. У них уже и более современное приборное оборудование, и более мощные двигатели, и обновленное вооружение, а порой и видоизмененный планер. И они вполне успешно справляются с возложенными на них задачами.


«Русский Медведь»

Самый главный ветеран — стратегический бомбардировщик Дальней авиации России Ту-95. Первый полет он совершил 12 ноября 1952 года. На вооружение принят в апреле 1956 года. Первоначально самолет был единственным в стране оружием сдерживания, позволявшим совершать перелет через океан и доставлять на территорию США ядерный боезапас. Межконтинентальные баллистические ракеты появились позже.

В стратегическом отношении Ту-95, который в НАТО называют «Медведем», симметричен американскому Б-52. Технически же ОКБ Туполева решило задачу по-своему. Если на «американце» установлены 8 турбореактивных двигателей, то «Медведю» для перелета через Атлантический океан с 12 тоннами боевой нагрузки достаточно четырех турбовинтовых. При этом при меньшей на 100 км/час максимальной скорости он имеет равную крейсерскую скорость.

По живучести Ту-95 изначально не уступал В-52 за счет прекрасной бронированности кабин и важнейших узлов самолета. В нем были установлены 3 двуствольных пушки калибра 23 мм. «Боинг» же полагался прежде всего на свой потолок, недоступный для истребителей. Поэтому на нем были установлены лишь три 12-мм пулемета.

Однако к концу десятилетия за счет развития истребительной техники ситуация существенно изменилась. Высота полета В-52 уже не гарантировала ему полной безопасности. Также появились мощные зенитно-ракетные комплексы. В результате некоторый проигрыш в скорости и высоте полета у нашей машины практически ничего не значил с точки зрения безопасности.

Самая последняя модификация бомбардировщика — Ту-95МС — начала поступать на вооружение в 1983 году. Этот самолет оснащен крылатыми ракетами Х-55 с ядерной боеголовкой, имеющими дальность 3000 км. Сейчас появились ракеты Х-102 с дальностью 5500 км. В связи с чем сверхвысокая дальность и высокая скорость их носителя, не приближающегося к зоне действия неприятельской ПВО, не играет существенного значения.


Герой Сирии

Российские самолеты истребительной и фронтовой авиации существенно моложе американских. В ВВС США эксплуатируются три принятых на вооружение до 1980 года самолета — истребители F-15 Eagle и F-16 Fighting Falcon и штурмовик A-10 Thunderbolt II. Причем они составляют по численности главные силы авиации. В России к старослужащим относится лишь один фронтовой бомбардировщик Су-24. Первый полет он совершил 17 января 1970 года и был принят на вооружение в 1975 году. 




Это был прорывной самолет с изменяемой стреловидностью крыла. Главное его достоинство заключается в возможности осуществлять низкий сверхзвуковой полет с огибанием рельефа местности. Что способствует успешному преодолению средств ПВО противника.

Также новизна бомбардировщика состояла в использовании мощного навигационно-прицельного комплекса «Пума». Комплекс весил полторы тонны, что потребовало от конструкторов изрядной изворотливости для размещения его на борту отнюдь не тяжелого самолета. Однако игра стоила свеч — «Пума» обеспечивала не только безопасный низкий полет, но и позволяла наносить точные удары сверхзвуковыми управляемыми ракетами Х-23 по малоконтрастным целям. Также имелась возможность подавлять работу радаров противника с помощью ракет Х-28.

Бомбардировщик получил возможность сражаться и с истребителями противника, что было обеспечено включением в боекомплект ракет «воздух — воздух».

В настоящий момент бомбардировщик, прошедший глубокую модернизацию, получил название Су-24М. Вся авионика на нем обновлена. Бомбардировщик получил новое ракетно-бомбовое вооружение. Именно он наносит удары по позициям террористов в Сирии.

Скорость у земли — 1400 км/час, на высоте — 1700 км/час.

Боевой радиус — 560 км.

Ракетно-бомбовая нагрузка — 7500 кг, 8 узлов подвески.


Друг ВДВ

Старослужащие самолеты преобладают в транспортной авиации. По большей части они были спроектированы в ОКБ Антонова, которое специализировалось именно в этой сфере военного авиастроения. В связи с «разводом» с Украиной эти машины начинают заменяться новыми разработками ОКБ Ильюшина. 




Военно-транспортный самолет Ан-12 совершил первый полет в 1957 году. А уже спустя полтора года начал поступать на вооружение в части ВВС. Машина была универсальной, в частности, Ан-12 использовался и в гражданской авиации, но наиболее эффективной и желанной она оказалась в ВДВ. Это был первый советский самолет, позволявший выполнять операции по массированному десантированию как парашютистов, так и бронетехники. Ан-12 берет на борт 60 десантников или два бронетранспортера.

Для своего времени Ан-12 был очень мощным транспортником, оснащенным 4-мя турбовинтовыми двигателями мощностью 4250 л.с. каждый. Его полезная нагрузка составляет 20 тонн. При этом самолет обладал очень достойными для времен своей молодости летными качествами: максимальная скорость — 660 км/ч, крейсерская — 570 км/ч, предельный потолок — 10000 м, перегоночная дальность — 5500 км.

Ан-12 имеет артиллерийское и бомбардировочное вооружение. В кормовой башне находятся две 23-мм пушки с боекомплектом из 700 снарядом. В отсеке могут находиться от 70-и 100-килограммовых авиабомб до 18-и 500-килограммовых.


Грузовик с крыльями

Ан-26, появившийся позже Ан-12 и принятый на вооружение в 1973 году, обладал более скромными возможностями. Двухмоторный турбовинтовой самолет поднимает в небо 5500 килограммов полезного груза. Изначально его не предполагалось использовать в боевой обстановке. Не предназначен он и для десантирования. Ан-26, выпущенный в количестве полутора тысяч машин, стал средством для перевозки грузов и личного состава. Во время войны ему была отведена роль доставки к линии фронта пополнения и боеприпасов и эвакуации раненых. То есть это типичный грузовик с крыльями. Выпускалась также модификация для комфортабельной перевозки высшего офицерского состава.


Античный герой

В 1969 году в части ВТА СССР начали поступать тяжеловесы-рекордисты — Ан-22 «Антей». Это был первый советский широкофюзеляжный турбовинтовой самолет. Причем единственный в мире тяжелый самолет, способный взлетать и садиться на грунтовые площадки. Всего до 1976 году на Ташкентском авиационном заводе было произведено 68 машин. 




Ан-22 способен поднимать в воздух 60 тонн полезного груза. В его салоне размещаются 290 солдат, 202 раненых с носилками или 160 парашютистов.

Максимальная скорость — 650 км/час, практическая дальность — 5225 км, потолок — 9000 м.

«Антей» стал первым отечественным транспортным самолетом, на котором была широко использована автоматизация и механизация погрузочно-разгрузочных операций. Предусмотрена возможность перевозки грузов на подвеске под крылом.

Габариты этого гиганта таковы: длина — 57 м, высота — 12,5 м, размах крыла — 64 м.


Сохранивший молодость

Производство «Антеев» свернули довольно скоро по той причине, что необходимо было освобождать производственные мощности Ташкентского авиазавода для построения более перспективных транспортных самолетов ОКБ Ильюшина — Ил-76. Ил хоть и имел меньшую грузоподъемность, но государственная комиссия пришла к выводу о том, что его турбореактивные двигатели более предпочтительны в эксплуатации. К тому же они обеспечивают более высокую скорость полета. 




Ил-76 был принят на вооружение в 1974 году. Тогда его грузоподъемность равнялась 40 тоннам, сейчас она доведена до 60 тонн.

Но уже в первые годы эксплуатации самолет устанавливал рекорды, которые намного превосходили его официальные характеристики. В июле 1975 года на первом серийном самолете Ил-76 экипаж Заслуженного летчика-испытателя СССР, Героя Советского Союза Я.И.Берникова в полете с грузом массой 70,121 кг достиг высоты 11,875 м. В этот же день экипаж Заслуженного летчика-испытателя А. М. Тюрюмина в полетах по замкнутому маршруту показал рекордную среднюю скорость (857,657 км/ч с грузом 70 т на дальность 1000 км; с грузом 70 т на дальности 2000 км достигнута рекордная средняя скорость 856,697 км/ч.).

Что же касается самой последней модификации — Ил-76МД-90А, — это глубокая модернизация машины, по сути, новый самолет. Прототип впервые поднялся в небо в 2012 году, первый серийный самолет произведен в 2014 году.

Ил-76МД-90А приобрел не только повышенную возможность доставлять грузы повышенных габаритов и массы, производить десантирование личного состава и техники, но и черты бомбардировщика, способного «постоять за себя» в зоне боевых действий. На самолете установлены две пушки, прицеливание которых может осуществляться при помощи как традиционного оптического прицела, так и РЛС. Также есть средства радиоэлектронной борьбы и автоматы, отстреливающие тепловые ловушки. Есть и 4 точки подвески, которые могут использоваться как для ракетно-бомбового вооружения, так и для подвесных топливных баков.

В настоящий момент Ил-76 является главным самолетом ВТА. Эксплуатируется около 120 машин различных модификаций. Заказано 39 самолетов Ил-76МД-90А.

ЛТХ Ил-76МД-90А

Длина: 46,6 м
Размах крыла: 50,5 м

Масса пустого: 88500 кг
Максимальная взлетная масса: 210000 кг
Грузоподъемность: 60 т

Тяга двигателей: 4×14500 кгс
Максимальная скорость: 880 км/ч
Крейсерская скорость: 850 км/ч
Дальность: 6500 км
Практический потолок: 12000 м

Количество перевозимых военнослужащих: 128 десантников или 245 солдат
Объем грузовой кабины: 321 куб.м.

Вооружение: 2 пушки 23-мм. 


Высоко лечу, далеко гляжу

Самолет радиоэлектронной разведки Ил-20 совершил первый полет 21 марта 1968 года и уже на следующий год был принят на вооружение. Создан на базе пассажирского турбовинтового лайнера Ил-18, но отличается от него более мощными двигателями и большим запасом топлива. 




В его компетенцию входит радиоэлектронная разведка, фоторазведка, радиоперехват. Укомплектован всем необходимым «шпионским» оборудованием, которое периодически осовременивается. Имеется спутниковая связь. Изготовлено 20 самолетов, которые числятся в частях центрального подчинения. В настоящий момент ОКБ Ильюшина выполняет ОКР по модернизации самолета Ил-20.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  14.07.2017
Мощные и дорогие корабли Королевского флота могут быть повреждены или разрушены сравнительно дешевыми ракетами, например, российского или иранского производства, пишет британское издание Daily Mail. Поэтому Великобритании стоит переключиться на разработку оборонительных мощностей кораблей, чтобы они не уступали наступательным.
Мировой ВПК  14.07.2017
С американским истребителем F-35 происходят удивительные трансформации. Нет, лучше он не становится. Самолет, который в ограниченном количестве находится в опытной эксплуатации, еще неизвестно когда доведут до ума. То есть до того уровня, который обещан корпорацией Lоckheed Martin как Пентагону, так и целому ряду стран, входящих в НАТО. Журнал National Interest в пространной статье рассказывает о модернизации пока еще как следует не вставшего «на крыло» многоцелевого истребителя пятого поколения.
Мировой ВПК  13.07.2017
После того как американские эсминцы разбомбили сирийскую авиабазу «Томагавками» — крылатыми ракетами, умеющими скрытно, на малой высоте подбираться к цели, оживились дискуссии о средствах противодействия этому коварному оружию. Среди таких средств особое место занимает МиГ-31, один из самых интересных боевых самолетов, созданных в нашей стране.
Мировой ВПК  07.07.2017
«Вестник Мордовии» на днях сообщил о том, что в Сирии танки Т-72Б3 впервые использовали танковые управляемые ракеты комплекса 9К119М «Рефрекс-М», которые по классификации НАТО имеют обозначение АТ-11 «Снайпер». «Рефлекс-М» и его предшествующую модификацию — 9К119 «Рефлекс» — принято называть противотанковым ракетным комплексом (ПТРК). Однако это не в полной мере отражает реальность", поскольку комплекс способен поражать не только танки, но и вертолеты, другие низколетящие цели, инженерные сооружения, уничтожать живую силу противника.
Конфликты  04.07.2017
На Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге тульское НПО «Сплав» представило модернизированные противолодочные ракеты для комплекса РПК-8 «Запад». Ракеты, получившие индекс 90Р1, уже запущены в серийное производство и начинают поступать на боевые корабли ВМФ России.
Конфликты  04.07.2017
Риски прямого военного конфликта России и США на сирийской территории неумолимо возрастают, прогнозируют западные аналитики. Все плотнее «увязают» в сирийской пустыне и другие державы — Иран, Турция, Израиль, которые мечтают безраздельно властвовать на этой территории. У кого из генералов первым не выдержат нервы, чтобы отдать приказ на атаку вчерашних союзников?
Конфликты  04.07.2017
Интернет звенит о том, какой может быть конфронтация между РФ и США. Внесу свой вклад и я. Диспозиция глазами Stratfor и иже с ними: хоть у России в Сирии и имеются ракетные системы класса «земля-воздух» и юркие истребители, все это неспособно выстоять в короткой и жестокой войне против США.