07.03.2016, 11:24
«Русский Медведь» до сих пор страшит Америку
«Русский Медведь» до сих пор страшит АмерикуМеждународная военная политика
Вторая молодость крылатых ветеранов России.

В обзоре принимают участие самолеты, поступившие на вооружение до 1980 года.

При этом необходимо учитывать, что сейчас эксплуатируются не первые модификации самолетов-ветеранов, а появившиеся спустя несколько лет и даже десятилетий после принятия на вооружение базовых моделей. У них уже и более современное приборное оборудование, и более мощные двигатели, и обновленное вооружение, а порой и видоизмененный планер. И они вполне успешно справляются с возложенными на них задачами.


«Русский Медведь»

Самый главный ветеран — стратегический бомбардировщик Дальней авиации России Ту-95. Первый полет он совершил 12 ноября 1952 года. На вооружение принят в апреле 1956 года. Первоначально самолет был единственным в стране оружием сдерживания, позволявшим совершать перелет через океан и доставлять на территорию США ядерный боезапас. Межконтинентальные баллистические ракеты появились позже.

В стратегическом отношении Ту-95, который в НАТО называют «Медведем», симметричен американскому Б-52. Технически же ОКБ Туполева решило задачу по-своему. Если на «американце» установлены 8 турбореактивных двигателей, то «Медведю» для перелета через Атлантический океан с 12 тоннами боевой нагрузки достаточно четырех турбовинтовых. При этом при меньшей на 100 км/час максимальной скорости он имеет равную крейсерскую скорость.

По живучести Ту-95 изначально не уступал В-52 за счет прекрасной бронированности кабин и важнейших узлов самолета. В нем были установлены 3 двуствольных пушки калибра 23 мм. «Боинг» же полагался прежде всего на свой потолок, недоступный для истребителей. Поэтому на нем были установлены лишь три 12-мм пулемета.

Однако к концу десятилетия за счет развития истребительной техники ситуация существенно изменилась. Высота полета В-52 уже не гарантировала ему полной безопасности. Также появились мощные зенитно-ракетные комплексы. В результате некоторый проигрыш в скорости и высоте полета у нашей машины практически ничего не значил с точки зрения безопасности.

Самая последняя модификация бомбардировщика — Ту-95МС — начала поступать на вооружение в 1983 году. Этот самолет оснащен крылатыми ракетами Х-55 с ядерной боеголовкой, имеющими дальность 3000 км. Сейчас появились ракеты Х-102 с дальностью 5500 км. В связи с чем сверхвысокая дальность и высокая скорость их носителя, не приближающегося к зоне действия неприятельской ПВО, не играет существенного значения.


Герой Сирии

Российские самолеты истребительной и фронтовой авиации существенно моложе американских. В ВВС США эксплуатируются три принятых на вооружение до 1980 года самолета — истребители F-15 Eagle и F-16 Fighting Falcon и штурмовик A-10 Thunderbolt II. Причем они составляют по численности главные силы авиации. В России к старослужащим относится лишь один фронтовой бомбардировщик Су-24. Первый полет он совершил 17 января 1970 года и был принят на вооружение в 1975 году. 




Это был прорывной самолет с изменяемой стреловидностью крыла. Главное его достоинство заключается в возможности осуществлять низкий сверхзвуковой полет с огибанием рельефа местности. Что способствует успешному преодолению средств ПВО противника.

Также новизна бомбардировщика состояла в использовании мощного навигационно-прицельного комплекса «Пума». Комплекс весил полторы тонны, что потребовало от конструкторов изрядной изворотливости для размещения его на борту отнюдь не тяжелого самолета. Однако игра стоила свеч — «Пума» обеспечивала не только безопасный низкий полет, но и позволяла наносить точные удары сверхзвуковыми управляемыми ракетами Х-23 по малоконтрастным целям. Также имелась возможность подавлять работу радаров противника с помощью ракет Х-28.

Бомбардировщик получил возможность сражаться и с истребителями противника, что было обеспечено включением в боекомплект ракет «воздух — воздух».

В настоящий момент бомбардировщик, прошедший глубокую модернизацию, получил название Су-24М. Вся авионика на нем обновлена. Бомбардировщик получил новое ракетно-бомбовое вооружение. Именно он наносит удары по позициям террористов в Сирии.

Скорость у земли — 1400 км/час, на высоте — 1700 км/час.

Боевой радиус — 560 км.

Ракетно-бомбовая нагрузка — 7500 кг, 8 узлов подвески.


Друг ВДВ

Старослужащие самолеты преобладают в транспортной авиации. По большей части они были спроектированы в ОКБ Антонова, которое специализировалось именно в этой сфере военного авиастроения. В связи с «разводом» с Украиной эти машины начинают заменяться новыми разработками ОКБ Ильюшина. 




Военно-транспортный самолет Ан-12 совершил первый полет в 1957 году. А уже спустя полтора года начал поступать на вооружение в части ВВС. Машина была универсальной, в частности, Ан-12 использовался и в гражданской авиации, но наиболее эффективной и желанной она оказалась в ВДВ. Это был первый советский самолет, позволявший выполнять операции по массированному десантированию как парашютистов, так и бронетехники. Ан-12 берет на борт 60 десантников или два бронетранспортера.

Для своего времени Ан-12 был очень мощным транспортником, оснащенным 4-мя турбовинтовыми двигателями мощностью 4250 л.с. каждый. Его полезная нагрузка составляет 20 тонн. При этом самолет обладал очень достойными для времен своей молодости летными качествами: максимальная скорость — 660 км/ч, крейсерская — 570 км/ч, предельный потолок — 10000 м, перегоночная дальность — 5500 км.

Ан-12 имеет артиллерийское и бомбардировочное вооружение. В кормовой башне находятся две 23-мм пушки с боекомплектом из 700 снарядом. В отсеке могут находиться от 70-и 100-килограммовых авиабомб до 18-и 500-килограммовых.


Грузовик с крыльями

Ан-26, появившийся позже Ан-12 и принятый на вооружение в 1973 году, обладал более скромными возможностями. Двухмоторный турбовинтовой самолет поднимает в небо 5500 килограммов полезного груза. Изначально его не предполагалось использовать в боевой обстановке. Не предназначен он и для десантирования. Ан-26, выпущенный в количестве полутора тысяч машин, стал средством для перевозки грузов и личного состава. Во время войны ему была отведена роль доставки к линии фронта пополнения и боеприпасов и эвакуации раненых. То есть это типичный грузовик с крыльями. Выпускалась также модификация для комфортабельной перевозки высшего офицерского состава.


Античный герой

В 1969 году в части ВТА СССР начали поступать тяжеловесы-рекордисты — Ан-22 «Антей». Это был первый советский широкофюзеляжный турбовинтовой самолет. Причем единственный в мире тяжелый самолет, способный взлетать и садиться на грунтовые площадки. Всего до 1976 году на Ташкентском авиационном заводе было произведено 68 машин. 




Ан-22 способен поднимать в воздух 60 тонн полезного груза. В его салоне размещаются 290 солдат, 202 раненых с носилками или 160 парашютистов.

Максимальная скорость — 650 км/час, практическая дальность — 5225 км, потолок — 9000 м.

«Антей» стал первым отечественным транспортным самолетом, на котором была широко использована автоматизация и механизация погрузочно-разгрузочных операций. Предусмотрена возможность перевозки грузов на подвеске под крылом.

Габариты этого гиганта таковы: длина — 57 м, высота — 12,5 м, размах крыла — 64 м.


Сохранивший молодость

Производство «Антеев» свернули довольно скоро по той причине, что необходимо было освобождать производственные мощности Ташкентского авиазавода для построения более перспективных транспортных самолетов ОКБ Ильюшина — Ил-76. Ил хоть и имел меньшую грузоподъемность, но государственная комиссия пришла к выводу о том, что его турбореактивные двигатели более предпочтительны в эксплуатации. К тому же они обеспечивают более высокую скорость полета. 




Ил-76 был принят на вооружение в 1974 году. Тогда его грузоподъемность равнялась 40 тоннам, сейчас она доведена до 60 тонн.

Но уже в первые годы эксплуатации самолет устанавливал рекорды, которые намного превосходили его официальные характеристики. В июле 1975 года на первом серийном самолете Ил-76 экипаж Заслуженного летчика-испытателя СССР, Героя Советского Союза Я.И.Берникова в полете с грузом массой 70,121 кг достиг высоты 11,875 м. В этот же день экипаж Заслуженного летчика-испытателя А. М. Тюрюмина в полетах по замкнутому маршруту показал рекордную среднюю скорость (857,657 км/ч с грузом 70 т на дальность 1000 км; с грузом 70 т на дальности 2000 км достигнута рекордная средняя скорость 856,697 км/ч.).

Что же касается самой последней модификации — Ил-76МД-90А, — это глубокая модернизация машины, по сути, новый самолет. Прототип впервые поднялся в небо в 2012 году, первый серийный самолет произведен в 2014 году.

Ил-76МД-90А приобрел не только повышенную возможность доставлять грузы повышенных габаритов и массы, производить десантирование личного состава и техники, но и черты бомбардировщика, способного «постоять за себя» в зоне боевых действий. На самолете установлены две пушки, прицеливание которых может осуществляться при помощи как традиционного оптического прицела, так и РЛС. Также есть средства радиоэлектронной борьбы и автоматы, отстреливающие тепловые ловушки. Есть и 4 точки подвески, которые могут использоваться как для ракетно-бомбового вооружения, так и для подвесных топливных баков.

В настоящий момент Ил-76 является главным самолетом ВТА. Эксплуатируется около 120 машин различных модификаций. Заказано 39 самолетов Ил-76МД-90А.

ЛТХ Ил-76МД-90А

Длина: 46,6 м
Размах крыла: 50,5 м

Масса пустого: 88500 кг
Максимальная взлетная масса: 210000 кг
Грузоподъемность: 60 т

Тяга двигателей: 4×14500 кгс
Максимальная скорость: 880 км/ч
Крейсерская скорость: 850 км/ч
Дальность: 6500 км
Практический потолок: 12000 м

Количество перевозимых военнослужащих: 128 десантников или 245 солдат
Объем грузовой кабины: 321 куб.м.

Вооружение: 2 пушки 23-мм. 


Высоко лечу, далеко гляжу

Самолет радиоэлектронной разведки Ил-20 совершил первый полет 21 марта 1968 года и уже на следующий год был принят на вооружение. Создан на базе пассажирского турбовинтового лайнера Ил-18, но отличается от него более мощными двигателями и большим запасом топлива. 




В его компетенцию входит радиоэлектронная разведка, фоторазведка, радиоперехват. Укомплектован всем необходимым «шпионским» оборудованием, которое периодически осовременивается. Имеется спутниковая связь. Изготовлено 20 самолетов, которые числятся в частях центрального подчинения. В настоящий момент ОКБ Ильюшина выполняет ОКР по модернизации самолета Ил-20.

Категория: Мировой ВПК


Новости СМИ2


Mediametrics.ru

Читайте также:

Как российские МиГ-29К отправили британцев в утильМеждународная военная политика
Мировой ВПК  13.05.2016
На днях вооруженные силы Индии приняли на вооружение очередную партию российских истребителей МиГ-29К. Они заменят британские истребители вертикального взлета Sea Harrier, ранее состоявшие на вооружении в военной авиации этой страны. Поражение, которое прочили российскому подрядчику некоторые наши недоброжелатели, не состоялось: индийские военные приняли наши машины с восторгом. Решено, что российскими самолетами будет укомплектована 303-я эскадрилья индийских ВВС Black Panthers («Черные пантеры») на базе Ханса в штате Гоа. Британские же самолеты будут законсервированы и переданы в экспозиции авиационных музеев.
Танки-невидимки: «Армата», «Челленджер» и PL-01Международная военная политика
Мировой ВПК  13.05.2016
Вячеслав Халитов, заместитель гендиректора корпорации «Уралвагонзавод» по спецтехнике, сообщил об испытании 20 танков «Армата». По его словам, поверхность боевых машин имеет специальное покрытие, которое вводит потенциального противника в заблуждение и/или усложняет идентификацию техники. Понятное дело, что инжиниринг «Арматы» строго засекречен. В то же время упоминание Халитова о GALS-технологии позволяет оценить степень кооперации Уральского КБ транспортного машиностроения, НИИ Стали и других смежников.
4 тыс. крылатых ракет, нацеленных на РоссиюМеждународная военная политика
Геополитика  11.05.2016
В последние несколько лет в СМИ активно муссируется американская концепция «Быстрого глобального удара». Если обобщить все оценки, то получается, что это чрезвычайно опасная затея, которая может практически для всех стран мира создать смертельно опасную угрозу. В основе этой идеи лежит утверждение, что высокоточное оружие по своей разрушительной силе сопоставимо с ядерным и, соответственно, его массированное применение может поставить противников США на колени.
Что будет прикрывать российский С-300 в Иране?Международная военная политика
Геополитика  10.05.2016
Мобильность зенитно-ракетных комплексов С-300 сослужит хорошую службу Ирану, который стремится прикрыть свои научно-промышленные объекты от возможных атак со стороны Израиля. Так эксперты оценили объявленную минобороны Ирана передачу полученных от России ЗРК в распоряжение Корпуса стражей исламской революции. Поставленные Тегерану российские зенитно-ракетные комплексы С-300 приняты на вооружение на «базе «Хатам аль-Анбия» – под таким названием, поясним, фигурирует весь комплекс противовоздушной обороны Ирана (представляющей собой один из четырех родов войск иранской армии).


Война в Сирии: задание на домМеждународная военная политика
Конфликты  13.05.2016
В том, что Сирия стала отличным испытательным полигоном для новейших образцов российского оружия, ни у кого не было сомнений с самого начала нашей операции в этой стране. Но теперь очевидно, что анализ результатов боевого применения Вооруженных сил тщательно контролирует высшее руководство РФ. Это стало понятным, когда на днях президент Владимир Путин заявил: «Операция в Сирии выявила и определенные проблемы, недостатки. По каждому проблемному вопросу должно быть проведено самое тщательное расследование. Имею в виду профессиональное расследование, самый тщательный анализ, а затем приняты меры по устранению этих проблем.
Пальмира оказалась в окруженииМеждународная военная политика
Конфликты  13.05.2016
Операция против «Исламского государства» в Сирии столкнулась с трудностями, грозящими перечеркнуть главное достижение Москвы и ее союзников в борьбе с террористами — взятие Пальмиры. Об этом пишет «Коммерсант». Как отмечает издание, различные источники одновременно сообщили о внезапном контрнаступлении исламистов, которые пытаются перерезать стратегически важную трассу, соединяющую Пальмиру и Хомс. Угроза потери Пальмиры может втянуть Москву в затяжную военную кампанию, в которой ключевое значение будет иметь, кто сумеет установить контроль над памятником всемирного наследия. Именно в этом районе, как сообщило 11 мая Минобороны РФ, погиб еще один российский военнослужащий — Антон Ерыгин (десятый за всю сирийскую кампанию).
Россия перебросила в Сирию «Рапторы» спецназа ВМФМеждународная военная политика
Конфликты  11.05.2016
Россия направила в Сирию катера специального назначения «Раптор». Как отмечает военный блог bmpd, который ведут эксперты Центра анализа стратегий и технологий, на борту российского судна КИЛ-158 Черноморского флота, прошедшего утром 8 мая через пролив Босфор в направлении Сирии, находились два боевых катера, укрытых маскировочными сетями. Судя по характерным очертаниям, в САР транспортировались два российских скоростных катера специального назначения проекта 03160 (шифр «Раптор»).