11.02.2015, 14:30
«Рукавицы» для защиты неба
«Рукавицы» для защиты небаМеждународная военная политика
Кубанские летчики отказались от чешских самолетов в пользу новейших учебно-боевых комплексов Як-130.

Армавирская учебная авиабаза получила пять учебно-боевых самолетов нового поколения Як-130. Реактивные «Яки» отлично показали себя во время длительного перелета в сложных метеоусловиях и успешно прибыли на Кубань прямиком с завода-изготовителя в Иркутске. До недавнего времени армавирских пилотов обучали на чешских самолетах L-39 Albatros, которые были выпущены еще в 80-х годах прошлого века. Во многих странах мира «Альбатросы» так и не собираются снимать с вооружения, ну а в России новый Як-130 теперь будет обеспечивать высокую эффективность обучения пилотов, которым в будущем предстоит летать на авиакомплексах пятого поколения. 


Испытание погодой

По классификации НАТО российский реактивный штурмовик Як-130 именуется «Рукавицей», но наши пилоты уже метко окрестили его летающим компьютером. Ведь такого количества автоматики, работающей от единого бортового цифрового вычислительного комплекса и способного решать столько разноплановых задач, сегодня нет ни у одного учебно-боевого самолета мира.

В ходе длительного перелета из Иркутска в Армавир специальные экипажи преодолели на новых «Яках» более 5,5 тысяч километров, совершив три промежуточные посадки в Новосибирске, Челябинске и Борисоглебске. «Во время перелета самолет показал себя замечательно: отличная управляемость, надежность систем жизнеобеспечения независимо от температурных и метеорологических условий. Во время вылета из Иркутска температура достигала -20 градусов по Цельсию, а в Армавире по прилету +15 градусов. На протяжении всего маршрута наблюдалась плотная облачность, обильные осадки, сильный встречный и боковой ветер. При этом все системы управления работали исправно, летчикам удалось по приборам совершить три промежуточные посадки и достичь аэродрома назначения без каких-либо отказов авиационной техники», — поделился впечатлениями старший группы подполковник Сергей Мальцев.

Новую учебно-боевую технику в Армавире в первую очередь осваивают опытные пилоты. Курсанты же, планируется, сядут за штурвал Яка не раньше следующего года. Теперь в составе Армавирской учебной авиабазы насчитывается уже тринадцать новых «Яков», еще четыре самолета сейчас принимают на заводе специалисты инженерно-авиационной службы авиабазы, сообщило Управление пресс-службы и информации Министерства обороны РФ. 


    


Самолет Як-130 предназначен для первичной летной подготовки, а также для повышения летного мастерства. Он вобрал в себя все последние достижения и тенденции, характерные для современного мирового рынка учебно-тренировочных и учебно-боевых машин. Вместе с тем он может с высокой степенью эффективности использоваться в локальных конфликтах или антитеррористических операциях. При его изучении и пилотировании летчики осваивают бортовое вооружение и оборудование, отрабатывают основы боевого применения при действиях против воздушного и наземного противника, характерные для самолетов четвертого и пятого поколений. Важнейшие показатели Як-130 — высокая надежность самолетных систем, силовой установки и планера в совокупности с простой конструкцией. Низкая стоимость эксплуатации позволяют как качественно готовить летчиков в минимальные сроки, так и эффективно решать боевые задачи.


Имитация любого истребителя

К разработке нового учебно-боевого самолета для ВВС России «ОКБ им.А.С.Яковлева» приступило в начале 1990-х годов. В условиях недостатка государственного финансирования для развития проекта Як-130 было решено привлечь силы итальянской компании Aermacchi, международное сотрудничество продлилось с 1993 по 1999 год. В 2002 году Як-130 победил проект МиГ-АТ и выиграл конкурс Министерства обороны России. Российские пилоты стали получать новые «Яки» с 2010 года, а спустя год корпорация «Иркут» стала поставлять их уже и на экспорт. 


Словосочетание «самолет нового поколения» не даром фигурирует в описании Як-130, ведь он стал первым в мире учебно-боевым самолетом, аэродинамическая компоновка и летно-технические характеристики которого аналогичны боевым самолетам 4-го и 5-го поколения в режиме дозвукового полета. Это позволяет в полной мере решать задачу обучения пилотов для самолетов поколений 4+ и выше. А главной изюминкой «летающего компьютера» стала его репрограммируемая система управления, которая позволяет имитировать полет на любом истребителе. На «Яке» можно задавать характеристики устойчивости и управляемости других моделей боевых самолетов, к полетам на которых готовятся курсанты. Таким образом всего на одном самолете будущие летчики могут пройти все этапы обучения — от начальных до повышенных программ подготовки. Простоту управления и постепенный переход в процессе обучения от простых задач к сложным обеспечивают летные характеристики, эффективное информационно-управляющее поле кабины и дружественный интерфейс. 


   


Як-130 успешно используется для подготовки в приближенных к боевой обстановке условиях с реальным применением вооружения. Во время этого курсанты видят метки целей от РЛС и сообщения об отказах различного оборудования во время попадания вражеских снарядов. На Як-130 установлено бортовое радиоэлектронное оборудование самого современного уровня. Самолет оснащен дистанционной системой управления, способной самостоятельно ограничивать предельные значения угла атаки и перегрузки, тем самым исправляя ошибки пилотирования и предотвращая выход самолета на опасные режимы полета. Автоматическая система вывода из штопора спасет экипаж и самолет в самой сложной ситуации, по данным корпорации «Иркут».


Легко в бою

Стоимость летного часа Як-130 в несколько раз ниже, чем у современных учебно-боевых истребителей во время решения сопоставимых задач. Он неприхотлив в условиях базирования и способен обходится без современного аэродрома, приземляясь на неподготовленные площадки. Защитные створки воздухозаборников, закрывающиеся при движении по земле, предотвращают попадание мусора в двигатели во время взлета и посадки, а специальное шасси обеспечивает базирование даже на грунтовых аэродромах третьего класса. Неудивительно, что эксплуатация нового «Яка» обходится в 7 раз дешевле распространенного МиГ-29УБ.

По соотношению «стоимость — эффективность» Як-130 отлично подходит не только для подготовки летчиков-истребителей, но и для выполнения боевых задач в локальных конфликтах. Использование в качестве легкого штурмовика — важная особенность этого «Яка». При необходимости он может эффективно применяться для уничтожения воздушных, морских и наземных целей в сложных метеоусловиях с радиусом боевого применения 680 км.

Широкая номенклатура средств поражения включает ракеты «воздух-воздух» Р-73Э с ИК головками самонаведения, высокоточные авиационные бомбы KAБ-500Кр с ТВ системой наведения, авиабомбы, авиационные ракеты и пушку. Защиту самолета от управляемых ракет обеспечивают контейнеры РЭП с устройством выброса пассивных помех. Благодаря открытой архитектуре бортового радиоэлектронного оборудования номенклатура вооружения может быть расширена с учетом новых потребностей. На базе Як-130 можно создать целое семейство легких ударных самолетов, при этом в процессе разработки будут широко применяться и дорабатываться технические и конструктивные решения, заложенные в базовую модель. Ведь сегодня степень унификации Як-130 составляет порядка 90%. Совершенствованием самолета сегодня занимается инженерный центр им. А.С.Яковлева — основное конструкторское подразделение корпорации «Иркут».

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  20.02.2017
Приближение разведывательного корабля «Виктор Леонов» к побережью США – признак слабости России, а не силы, пишут американские СМИ, ссылаясь на свои источники в разведке. Источники попались с юмором, за «Виктора Леонова», охарактеризованного словом «бесполезный», даже становится обидно. Дело, однако, в том, что эти комментарии – непростительная чушь.
Мировой ВПК  20.02.2017
На англоязычном военном форуме Realitymod.com появилась информация, что некие западные компании решили создать так называемые «умные снаряды» против российского танка Т-14. Их назначение — не только обмануть активную защиту, но и поразить машину в уязвимых местах. И через несколько лет стальной кулак Путина потеряет угрожающую мощь.
Геополитика  20.02.2017
В НАТО намерены резко усилить свое военно-морское присутствие в Черном море. Об этом объявил генеральный секретарь Североатлантического альянса Йенс Столтенберг по итогам встречи министров обороны стран-союзников, завершившейся в Брюсселе. При этом генсек грозно добавил: «Диалог с позиции силы с РФ сработал в годы холодной войны, будет работать и сейчас».
Геополитика  18.02.2017
В США сенаторы и конгрессмены предложили принять закон, разрешающий начать поставки ракет средней и малой дальности (РСМД) в Европу и другим союзникам Вашингтона. По их словам, эта инициатива стала ответом на нарушения Россией двустороннего соглашения об этих вооружениях. Авторы законопроекта хотят «дать президенту Трампу инструменты», позволяющие вернуться к концепции бывшего президента США Рональда Рейгана «мир через силу».
Конфликты  17.02.2017
Российская система С-400 «Триумф» оказалась бессильна перед истребителем F-35: ЗРС не смогла ни остановить, ни распознать израильский истребитель пятого поколения в сирийской провинции Дамаск. В итоге самолет беспрепятственно поразил цели и «махнул русским крылом». Такая оценка С-400 сейчас активно раскручивается в Сети и педалируется некоторыми СМИ со ссылкой на авторитетное американское издание Defense News.
Конфликты  16.02.2017
Американское командование прорабатывает план начала сухопутной операции в Сирии. Ряд экспертов полагает, что если проект удастся провести через Конгресс, идея «маленькой победоносной войны» может заинтересовать Трампа. Как в случае начала «работы на земле» американцы будут выстраивать взаимодействие с многочисленными сторонами сирийского конфликта?
Конфликты  16.02.2017
Военнослужащие морской пехоты ВСУ, дислоцирующиеся в Широкино, всерьез ожидают наступления ополченцев ДНР на Мариуполь по льду Азовского моря. Об этом они рассказали в интервью Военному телевидению Украины. Насколько реально может быть в принципе такое наступление?