11.02.2015, 14:30
«Рукавицы» для защиты неба
«Рукавицы» для защиты небаМеждународная военная политика
Кубанские летчики отказались от чешских самолетов в пользу новейших учебно-боевых комплексов Як-130.

Армавирская учебная авиабаза получила пять учебно-боевых самолетов нового поколения Як-130. Реактивные «Яки» отлично показали себя во время длительного перелета в сложных метеоусловиях и успешно прибыли на Кубань прямиком с завода-изготовителя в Иркутске. До недавнего времени армавирских пилотов обучали на чешских самолетах L-39 Albatros, которые были выпущены еще в 80-х годах прошлого века. Во многих странах мира «Альбатросы» так и не собираются снимать с вооружения, ну а в России новый Як-130 теперь будет обеспечивать высокую эффективность обучения пилотов, которым в будущем предстоит летать на авиакомплексах пятого поколения. 


Испытание погодой

По классификации НАТО российский реактивный штурмовик Як-130 именуется «Рукавицей», но наши пилоты уже метко окрестили его летающим компьютером. Ведь такого количества автоматики, работающей от единого бортового цифрового вычислительного комплекса и способного решать столько разноплановых задач, сегодня нет ни у одного учебно-боевого самолета мира.

В ходе длительного перелета из Иркутска в Армавир специальные экипажи преодолели на новых «Яках» более 5,5 тысяч километров, совершив три промежуточные посадки в Новосибирске, Челябинске и Борисоглебске. «Во время перелета самолет показал себя замечательно: отличная управляемость, надежность систем жизнеобеспечения независимо от температурных и метеорологических условий. Во время вылета из Иркутска температура достигала -20 градусов по Цельсию, а в Армавире по прилету +15 градусов. На протяжении всего маршрута наблюдалась плотная облачность, обильные осадки, сильный встречный и боковой ветер. При этом все системы управления работали исправно, летчикам удалось по приборам совершить три промежуточные посадки и достичь аэродрома назначения без каких-либо отказов авиационной техники», — поделился впечатлениями старший группы подполковник Сергей Мальцев.

Новую учебно-боевую технику в Армавире в первую очередь осваивают опытные пилоты. Курсанты же, планируется, сядут за штурвал Яка не раньше следующего года. Теперь в составе Армавирской учебной авиабазы насчитывается уже тринадцать новых «Яков», еще четыре самолета сейчас принимают на заводе специалисты инженерно-авиационной службы авиабазы, сообщило Управление пресс-службы и информации Министерства обороны РФ. 


    


Самолет Як-130 предназначен для первичной летной подготовки, а также для повышения летного мастерства. Он вобрал в себя все последние достижения и тенденции, характерные для современного мирового рынка учебно-тренировочных и учебно-боевых машин. Вместе с тем он может с высокой степенью эффективности использоваться в локальных конфликтах или антитеррористических операциях. При его изучении и пилотировании летчики осваивают бортовое вооружение и оборудование, отрабатывают основы боевого применения при действиях против воздушного и наземного противника, характерные для самолетов четвертого и пятого поколений. Важнейшие показатели Як-130 — высокая надежность самолетных систем, силовой установки и планера в совокупности с простой конструкцией. Низкая стоимость эксплуатации позволяют как качественно готовить летчиков в минимальные сроки, так и эффективно решать боевые задачи.


Имитация любого истребителя

К разработке нового учебно-боевого самолета для ВВС России «ОКБ им.А.С.Яковлева» приступило в начале 1990-х годов. В условиях недостатка государственного финансирования для развития проекта Як-130 было решено привлечь силы итальянской компании Aermacchi, международное сотрудничество продлилось с 1993 по 1999 год. В 2002 году Як-130 победил проект МиГ-АТ и выиграл конкурс Министерства обороны России. Российские пилоты стали получать новые «Яки» с 2010 года, а спустя год корпорация «Иркут» стала поставлять их уже и на экспорт. 


Словосочетание «самолет нового поколения» не даром фигурирует в описании Як-130, ведь он стал первым в мире учебно-боевым самолетом, аэродинамическая компоновка и летно-технические характеристики которого аналогичны боевым самолетам 4-го и 5-го поколения в режиме дозвукового полета. Это позволяет в полной мере решать задачу обучения пилотов для самолетов поколений 4+ и выше. А главной изюминкой «летающего компьютера» стала его репрограммируемая система управления, которая позволяет имитировать полет на любом истребителе. На «Яке» можно задавать характеристики устойчивости и управляемости других моделей боевых самолетов, к полетам на которых готовятся курсанты. Таким образом всего на одном самолете будущие летчики могут пройти все этапы обучения — от начальных до повышенных программ подготовки. Простоту управления и постепенный переход в процессе обучения от простых задач к сложным обеспечивают летные характеристики, эффективное информационно-управляющее поле кабины и дружественный интерфейс. 


   


Як-130 успешно используется для подготовки в приближенных к боевой обстановке условиях с реальным применением вооружения. Во время этого курсанты видят метки целей от РЛС и сообщения об отказах различного оборудования во время попадания вражеских снарядов. На Як-130 установлено бортовое радиоэлектронное оборудование самого современного уровня. Самолет оснащен дистанционной системой управления, способной самостоятельно ограничивать предельные значения угла атаки и перегрузки, тем самым исправляя ошибки пилотирования и предотвращая выход самолета на опасные режимы полета. Автоматическая система вывода из штопора спасет экипаж и самолет в самой сложной ситуации, по данным корпорации «Иркут».


Легко в бою

Стоимость летного часа Як-130 в несколько раз ниже, чем у современных учебно-боевых истребителей во время решения сопоставимых задач. Он неприхотлив в условиях базирования и способен обходится без современного аэродрома, приземляясь на неподготовленные площадки. Защитные створки воздухозаборников, закрывающиеся при движении по земле, предотвращают попадание мусора в двигатели во время взлета и посадки, а специальное шасси обеспечивает базирование даже на грунтовых аэродромах третьего класса. Неудивительно, что эксплуатация нового «Яка» обходится в 7 раз дешевле распространенного МиГ-29УБ.

По соотношению «стоимость — эффективность» Як-130 отлично подходит не только для подготовки летчиков-истребителей, но и для выполнения боевых задач в локальных конфликтах. Использование в качестве легкого штурмовика — важная особенность этого «Яка». При необходимости он может эффективно применяться для уничтожения воздушных, морских и наземных целей в сложных метеоусловиях с радиусом боевого применения 680 км.

Широкая номенклатура средств поражения включает ракеты «воздух-воздух» Р-73Э с ИК головками самонаведения, высокоточные авиационные бомбы KAБ-500Кр с ТВ системой наведения, авиабомбы, авиационные ракеты и пушку. Защиту самолета от управляемых ракет обеспечивают контейнеры РЭП с устройством выброса пассивных помех. Благодаря открытой архитектуре бортового радиоэлектронного оборудования номенклатура вооружения может быть расширена с учетом новых потребностей. На базе Як-130 можно создать целое семейство легких ударных самолетов, при этом в процессе разработки будут широко применяться и дорабатываться технические и конструктивные решения, заложенные в базовую модель. Ведь сегодня степень унификации Як-130 составляет порядка 90%. Совершенствованием самолета сегодня занимается инженерный центр им. А.С.Яковлева — основное конструкторское подразделение корпорации «Иркут».

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  18.11.2017
The National Interest продолжает знакомит читателей с небывалыми качествами «чемодана без ручки». То есть неудачного легкого истребителя F-35, на который уже потрачено столько денег, что отказаться от него уже невозможно. Слабые летные характеристики компания «Локхид Мартин» уже давно пытается скомпенсировать мощным программным обеспечением, которое должно быть чуть ли ни умнее пилота. В статье говорится, что по-настоящему прекрасный истребитель появится в начале двадцатых годов, когда будет готов программный блок с индексом Block IV. А пока придется полетать на том, что имеем.
Геополитика  17.11.2017
Согласно текущим взглядам военно-политического руководства Соединенных Штатов, наземная компонента стратегических ядерных сил является главной составляющей американской ядерной триады. Это обусловливается следующими отличительными особенностями межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования: высокая готовность к нанесению ракетно-ядерных ударов в ходе любой стратегической наступательной операции и способность к реализации различных по характеру форм и способов боевого применения (превентивный, ответно-встречный или ответный ядерные удары в любых условиях текущей военно-политической и стратегической или оперативно-тактической обстановки); высокая надежность и всепогодность несения ими боевого дежурства и боевого применения по предназначению, а также способность обеспечить поражение с высокой точностью и эффективностью любых имеющих стратегическую важность различных по типу объектов противника. При этом атомные подводные ракетоносцы, вооруженные баллистическими ракетами, рассматриваются в первую очередь как средство для осуществления гарантированного ответного ядерного удара.
Мировой ВПК  16.11.2017
На Украине появилась вертолетостроительная промышленность. Об этом своим читателям поведал издающийся в Киеве еженедельник «Деловая столица». При этом продукция новоиспеченной промышленности называется в статье «смертоносными птицами» и «ракетоносцами».
Мировой ВПК  15.11.2017
У меня нет иллюзий относительно способности тех, кто еще смотрит ящик идиота, выйти из летаргического ступора благодаря предупреждениям Пола Крэга Робертса, Уильяма Энгдаля, Дмитрия Орлова, Андрея Мартьянова и моим. Но мы должны продолжать делать это потому, что партия войны (Единая Партия Неоконов), кажется, старается изо всех сил разжечь конфликт с Россией. Поэтому я и предлагаю объединить понятия «война с Россией» и «неотвратимые личные страдания», показав, что если на Россию нападут, два наиболее святых символа США — авианосцы и сам американский материк — будут немедленно атакованы и уничтожены.
Конфликты  13.11.2017
Разведкой ДНР отмечена ротация подразделений ВСУ на мариупольском направлении В связи с этим заместитель командующего оперативным командованием Донецкой народной республики Эдуард Басурин не исключает обострения ситуации. По словам представителя военного ведомства ДНР, отмечено прибытие на мариупольское направление 501 обМП (отдельного батальона морской пехоты) 36 обрМП (отдельной бригады морской пехоты) предположительно для ротации подразделений 1 обМП. Басурин убежден, что прибытие очередных военных только усугубит и «без того сложную ситуацию вблизи линии соприкосновения на Мариупольском направлении».
Конфликты  11.11.2017
Сирийские войска президента Башара Асада при поддержке ВКС России взяли последний оплот «Исламского государства" - Абу-Камаль. Часть террористов, удерживавших город, уничтожена, часть переправилась через Евфрат и движется в северном направлении. Об этом с пятницу, 10 ноября, заявил министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу на военной коллегии России и Белоруссии.
Конфликты  08.11.2017
Исламское государство уже практически не существует, и его некогда мощная армия постепенно превращается в разрозненные и деморализованные партизанские отряды. Они совершают вылазки, предпочитают диверсии, но больше не могут организовать полноценное наступление. Конечно, это еще не конец, но больше Исламское государство не будет угрожать территориальной целостности Сирии. Окончательно это стало ясно после полного освобождения от боевиков города Дэйр-эз-Зор. Вероятно, пару серьезных сражений они еще дадут, но скоро на востоке страны станет спокойно, по крайней мере, на время, пока не станет ясно, чего друг от друга хотят курды и официальное правительство.