14.03.2017, 11:45
Российский «Альтаир» рано записали в долгострой
Российский «Альтаир» рано записали в долгостройМеждународная военная политика
СМИ сообщили о том, что в Казани начались испытания российского тяжелого беспилотника «Альтаир». Вес в пять тонн, способность летать без дозаправки до 48 часов и подниматься на высоту до 12 км, максимальная дальность полета в десять тысяч километров… Относительно характеристик нового аппарата известно пока не так много, зато не секрет, что Минобороны выдавало задание на создание «Альтаира» казанскому ОКБ «Сокол» почти шесть лет назад.

«Там все было честно»

Действительно, еще в октябре 2011 года опытно-конструкторское бюро имени М.П. Симонова (бывшее ОКБ «Сокол») в кооперации с компанией «Транзас» из Санкт-Петербурга выиграло конкурс на научно-исследовательскую работу по созданию беспилотника весом до пяти тонн (цена вопроса составила миллиард рублей). Любопытно, что конкурентами казанских конструкторов тогда оказалась аж сама российская самолетостроительная корпорация «МиГ». Причем, последние были настолько уверены в своей победе, что уже заранее успели сообщить журналистам о планах вместе с «Сухим» разрабатывать новые беспилотники для нужд Минобороны. Однако, победителем в итоге оказалось казанское ОКБ «Сокол», созданное в 1959 году и прежде специализировавшееся на создании спортивных и учебно-тренировочных планеров, и превращении подержанных серийных самолетов в беспилотные воздушные мишени. Позже «МиГ» даже обратилась в арбитражный суд с иском к ОКБ «Сокол» и Минобороны, требуя признать размещение государственного заказа недействительным.

«Там все было честно. Мы с „Соколом" действительно подали достойное техническое предложение, большой объем технически выверенного материала. По имеющимся из тендерной комиссии сведениям „МиГ" технически выглядел слабее, может быть, поторопился. 5 тонн — не та размерность, с которой работает РСК, да и беспилотной тематикой они серьезно не занимались», — комментировал тогда вице-президент «Транзаса» Виктор Годунов. Любопытно, что, по данным казанских журналистов, на тот момент ОКБ «Сокол» находилось в очень сложном экономическом положении — якобы в 2010-м оно сработало с чистым убытком под 39 миллионов рублей, что, по сути, даже больше собственного уставного капитала. «Обычная фирма была бы вынуждена объявить себя банкротом, но с „Соколом" такого не произошло», — писал «Бизнес Онлайн». В конце того же, 2011 года суд признал претензии корпорации «МиГ» необоснованными.

И «Жнец», и за Арктикой «глядец»

В начале 2013 года на одну из фотографий с посещения министром обороны Сергеем Шойгу выставки продукции предприятий оборонно-промышленного комплекса Республики Татарстан попала модель нового беспилотника с удлиненным крылом и двумя турбовинтовыми двигателями. Говорят, что это фото даже появилось на сайте правительства Татарстана, но потом было оттуда удалено. В любом случае, его уже успели окрестить первым изображением модели будущего «Альтаира» в открытых источниках, а сам будущий беспилотник был назван аналогом американского разведывательно-ударного «Жнеца» («MQ-9 Reaper»), который активно использовался в Афганистане, Пакистане, Сомали, Йемене.

Напомним, именно «Жнецам» приписывают заслугу в ликвидации нескольких руководителей террористической «Аль-Каиды», в том числе Шейха аль-Масри, который считался там третьим человеком в руководстве. Впрочем, при этом обещается «Альтаиру» и востребованность в качестве беспилотника для исследования Арктики и абсолютно мирного воздушного мониторинга газопроводов.



Известно, что прототип «Альтаира» был изготовлен из композитных материалов на еще одном казанском предприятии — заводе «КАПО-Композит». Его открыли летом 2013 года на базе одного из цехов Казанского авиазавода специально под производство композитных «ингредиентов» таких амбициознейших проектов, как «Сухой Суперджет» и перспективный узкофюзеляжный пассажирский МС-21. По официальным данным, сумма инвестиций в новых завод составила 3,5 млрд. рублей. А вот «пламенные сердца» «Альтаира» назвать отечественной передовой разработкой пока можно лишь с натяжкой — два авиационных дизельных двигателя RED A03/V12 взлетной мощностью около 500 л.с. производства компании «Red Aircraft» из Германии, созданной известным автогонщиком Владимиром Райхлиным, закончившим в свое время Казанский авиационный институт по специальности «авиадвигатели», и мечтавшим о возрождении дореволюционной русской, марки «Руссо-Балт» в качестве национального гоночного бренда, но в 90-е уехавшим сначала в Израиль, потом в Германию. «По двигателю есть вопросы, мы получили его из-за рубежа, но у нас имеется программа по производству подобных двигателей в России», — заявлял в конце 2015 года министр промышленности и торговли Татарстана Равиль Зарипов.

За что ругал Шойгу

На свой первый «подлет» долгожданный аппарат вышел лишь в конце 2014 года, несмотря на обещания разработчиков «взлететь» раньше. По слухам (впрочем, официально не подтвержденным и не опровергнутым), за затягивание сроков руководству ОКБ имени Симонова «сделал внушение» лично Шойгу. Впрочем, есть у такой неспешности, как минимум, одно логичное объяснение. Как отметил — главред издания «Беспилотная авиация» Денис Федутинов, «если вспомнить зарубежный опыт — а минобороны наверняка смотрит на лучшие импортные примеры — то к нынешнему положению дел США шли более двадцати лет — первые полеты „Predator" и „Reaper" состоялись в 1994 и 2001 годах. А версии, оснащенные оружием, появились существенно позднее. Мы же пытаемся при худшем по сравнению с США состоянии науки и промышленности и гораздо более скромных бюджетах решить те же задачи за пять-семь лет. Интересно, что заставляет наших военных думать, что это реально?». 


На самом деле, в том, что касается нового российского тяжелого беспилотного летального аппарата «Альтаир», сегодня по-прежнему больше вопросов, чем ответов, а аура секретности делает лишь усугубляет некоторую запутанность. Даже с началом испытаний беспилотника, оказывается не все так однозначно. По версии портала «Kazan First», уместнее говорить не о начале испытательных полетов «Альтаира», а об их возобновлении: якобы в прошлом 2016-м году опытный образец уже совершил несколько испытательных полетов, но в декабре они были приостановлены. Теперь же, по данным портала, настало время полетов испытаний доработанных аппаратов. Планов запустить серийное производство таких БПЛА уже в 2018 году формально пока никто не отменял.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  17.11.2017
Согласно текущим взглядам военно-политического руководства Соединенных Штатов, наземная компонента стратегических ядерных сил является главной составляющей американской ядерной триады. Это обусловливается следующими отличительными особенностями межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования: высокая готовность к нанесению ракетно-ядерных ударов в ходе любой стратегической наступательной операции и способность к реализации различных по характеру форм и способов боевого применения (превентивный, ответно-встречный или ответный ядерные удары в любых условиях текущей военно-политической и стратегической или оперативно-тактической обстановки); высокая надежность и всепогодность несения ими боевого дежурства и боевого применения по предназначению, а также способность обеспечить поражение с высокой точностью и эффективностью любых имеющих стратегическую важность различных по типу объектов противника. При этом атомные подводные ракетоносцы, вооруженные баллистическими ракетами, рассматриваются в первую очередь как средство для осуществления гарантированного ответного ядерного удара.
Мировой ВПК  16.11.2017
На Украине появилась вертолетостроительная промышленность. Об этом своим читателям поведал издающийся в Киеве еженедельник «Деловая столица». При этом продукция новоиспеченной промышленности называется в статье «смертоносными птицами» и «ракетоносцами».
Мировой ВПК  15.11.2017
У меня нет иллюзий относительно способности тех, кто еще смотрит ящик идиота, выйти из летаргического ступора благодаря предупреждениям Пола Крэга Робертса, Уильяма Энгдаля, Дмитрия Орлова, Андрея Мартьянова и моим. Но мы должны продолжать делать это потому, что партия войны (Единая Партия Неоконов), кажется, старается изо всех сил разжечь конфликт с Россией. Поэтому я и предлагаю объединить понятия «война с Россией» и «неотвратимые личные страдания», показав, что если на Россию нападут, два наиболее святых символа США — авианосцы и сам американский материк — будут немедленно атакованы и уничтожены.
Мировой ВПК  15.11.2017
С 20 по 23 ноября президент РФ Владимир Путин проведет серию совещаний, в ходе которых будут согласованы параметры новой государственной программы вооружения (ГПВ) на 2018−2027 годы. Предварительный объем финансирования новой ГПВ — 19 трлн. рублей. Об этом в среду, 15 ноября, сообщила газета «Коммерсант».
Конфликты  13.11.2017
Разведкой ДНР отмечена ротация подразделений ВСУ на мариупольском направлении В связи с этим заместитель командующего оперативным командованием Донецкой народной республики Эдуард Басурин не исключает обострения ситуации. По словам представителя военного ведомства ДНР, отмечено прибытие на мариупольское направление 501 обМП (отдельного батальона морской пехоты) 36 обрМП (отдельной бригады морской пехоты) предположительно для ротации подразделений 1 обМП. Басурин убежден, что прибытие очередных военных только усугубит и «без того сложную ситуацию вблизи линии соприкосновения на Мариупольском направлении».
Конфликты  11.11.2017
Сирийские войска президента Башара Асада при поддержке ВКС России взяли последний оплот «Исламского государства" - Абу-Камаль. Часть террористов, удерживавших город, уничтожена, часть переправилась через Евфрат и движется в северном направлении. Об этом с пятницу, 10 ноября, заявил министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу на военной коллегии России и Белоруссии.
Конфликты  08.11.2017
Исламское государство уже практически не существует, и его некогда мощная армия постепенно превращается в разрозненные и деморализованные партизанские отряды. Они совершают вылазки, предпочитают диверсии, но больше не могут организовать полноценное наступление. Конечно, это еще не конец, но больше Исламское государство не будет угрожать территориальной целостности Сирии. Окончательно это стало ясно после полного освобождения от боевиков города Дэйр-эз-Зор. Вероятно, пару серьезных сражений они еще дадут, но скоро на востоке страны станет спокойно, по крайней мере, на время, пока не станет ясно, чего друг от друга хотят курды и официальное правительство.