23.12.2015, 08:37
Российские танки атакуют украинские в Таиланде
Российские танки атакуют украинские в ТаиландеМеждународная военная политика
Крупнейшие оружейный контракт, который оказался не под силу Харькову, могут передать Нижнему Тагилу.

В 2011 году российские танкостроители потерпели самое, наверное, чувствительное поражение в своей истории. Они упустили чрезвычайно выгодный контракт с Таиландом на 240 миллионов долларов. За право поставить в эту страну два батальонных комплекта современных основных боевых танков тогда боролись производители наших Т-90С, германских «Леопардов-2», украинских Т-84 «Оплот-Т» и южнокорейских «Hyundai Rotem» К1А1. Победили украинцы с их «Оплотом-Т».

Россия неудачу переживала весьма болезненно. Прежде всего, жаль было, конечно, упущенных денег. К тому же совершенно не радовало укрепление в Юго-Восточной Азии позиций наших прямых конкурентов с Украины. Поскольку у Т-90 и Т-84 общие конструкционные и технологические корни, у них схожие достоинства и недостатки. Продиктованные, прежде всего, схожей архитектурой танков. Ее суть в том, что и там, и там в боевом отделении боеприпасы находятся рядом с экипажем. А это резко снижает возможности спасения людей при поражении машины на поле боя.

Как известно, в России в последние годы сумели преодолеть эту беду, создав принципиально новый танк — Т-14 «Армата» с необитаемой башней. Но «Армату» мы пока намерены делать лишь для собственной армии и на экспорт не предлагаем. Поэтому и ведем речь с иностранцами исключительно про Т-90. На тех же рынках Украина предлагает и свои «Оплоты».

В этой борьбе в Таиланде в 2011 году мы проиграли. Однако теперь, четыре с небольшим года спустя, у Москвы внезапно появилась возможность реванша. По сообщениям таиландских СМИ, тамошние военные чрезвычайно разочарованы необязательностью Киева, сорвавшего все мыслимые сроки поставок танков.

Исполнение контракта обеими сторонами было запланировано на конец 2014 года. Но и сегодня, спустя год, вместо оговоренных 49 «Оплотов» и двух бронированных ремонтно-эксплуатационных машин БРЭМ-84 «Атлет» заказчики получили всего десять «Оплотов». При этом первые пять из них доставили в Таиланд только 4 февраля 2014 года, за несколько месяцев до оговоренного срока завершения всей сделки. Чтобы довезти туда же хотя бы следующую пятерку, «Укрспецэкспорту» понадобилось еще больше года. Вторая партия давно оплаченных танков в Таиланд поступила лишь 31 мая 2015 года.

В Киеве утверждают, что еще десятка «Оплотов» будет готова к апрелю 2016 года. Но даже если поверить в такое — когда заказчику ждать еще 29 боевых машин? Особенно, если учесть, что технологический цикл каждой в Харькове занимает аж девять месяцев. То есть, примешься за очередной «Оплот» в январе 2016-го — получишь его только к октябрю.

За хронические срывы производства боевой техники на харьковском ГП «Завод имени В.А.Малышева» за последний год одного за другим уволили двух генеральных директоров. Это не помогло. Причины неудач характерны для современной Украины. Как выяснилось, к 2012 году конвейер без единого заказа простоял целых десять лет. По словам одного из бывших директоров завода Николая Белова, производство на некогда лучшем в Советском Союзе танкостроительном заводе, на котором перед Великой Отечественной войной начинался выпуск легендарных «тридцатьчетверок», разворовано, безвозвратно утеряна часть оборудования и технологий. Персонал добивают хронические задержки заработной платы.

Бесконечные ссылки украинцев на форс-мажор, связанный с войной в Донбассе, и просьбы сжалиться и подождать еще немного, видимо, надоели даже терпеливым азиатам. В Бангкоке размышляют над расторжением сделки. А пока создали специальный комитет, которому предстоит найти выход из тупиковой ситуации.

Собственно, полагают в военном ведомстве Таиланда, выходов может быть всего два. Либо российский танк Т-90 (в вариантах Т-90С или Т-90МС), либо китайский VT4/MBT-3000. Ни о «Леопардах», ни о «Hyundai Rotem» К1А1 теперь речи не идет — калибром не вышли. Сухопутным войскам Таиланда теперь нужны машины исключительно с 125-мм гладкоствольной пушкой. Как у нашего танка или у китайского. А у «немца» и «южнокорейца» натовский стандарт. То есть 120-мм орудие. Купишь такие — не будешь знать, как совместить их с той десяткой «Оплотов», что уже получены и поставлены на вооружение таиландских кавалерийских батальонов. На «украинцах"-то 125-мм орудия. 



Украинские танки «Оплот» в Таиланде


Что важно: решение отказаться от услуг Киева в перевооружении своих танкистов в Бангкоке, судя, по всему, зрело давно. Во всяком случае, их представители в мае 2015 года успели побывать в Нижнем Тагиле на «Уралвагонзаводе», который производит Т-90. А потом, в октябре, еще и танкостроительный завод № 617 китайской компании Inner Mongolia First Machinery Group. В ближайшие месяцы предстоит провести анализ полученных предложений и принять решение. И очень даже может быть, что оно будет в пользу именно российского Т-90.

Во-первых, потому что, по сообщению все тех же источников в Таиланде, «Уралвагонзавод» выставил цену куда более скромную, чем его китайские конкуренты.

Во-вторых, наш танк таиландские военные вдоль и поперек изучили еще в 2011 году и все про него знают. А раз снова намерены рассмотреть вопрос с его покупкой, значит, знают с хорошей стороны.

В-третьих, в отличие от конкурентов, наша машина в модификации Т-90А воюет прямо сегодня. В Сирии, под Алеппо. И, скажем, установленный на этом танке комплекс оптико-электронного подавления противотанковых средств «Штора-1» впервые в реальном бою ежедневно доказывает, что его наличие значительно увеличивает шансы танкистов на победу. Может ли быть более красноречивая реклама?

Правда, на Т-90С, предложенном ранее Таиланду, «Штора-1» отсутствовала. Ее заменяли дополнительные блоки встроенной динамической защиты. Ну, так с 2011 года много воды утекло. Да и с появлением Т-90А в Сирии комплекс оптико-электронного подавления, надо полагать, перестал быть тщательно охраняемой военной тайной.

В-четвертых, военные многих стран уже накопили достаточный опыт эксплуатации российского танка. Например, в Индии, где на вооружении стоят 300 Т-90С. Или в Алжире, который с 2006 года приобрел у нас 308 этих машин. Кстати, на днях очередная партия российских танков доставлена в алжирский порт в Оран на транспортном судне Ocean Pride.

Ну, а что же с перспективами «Оплотов»? Весь нынешний год харьковские танкостроители жили надеждами, что им обломится еще более лакомый кусок — контракт на поставку 300 основных боевых танков Пакистану. Минувшим летом и осенью в этой стране детище харьковчан на испытаниях в жаркой пустынной местности успешно конкурировало с китайскими машинами. Сначала — с экспортной модификацией китайского танка VT4/MBT-3000. А потом, когда VT-4/MBT-3000 гонки не выдержал, — и с Type-99, который состоит на вооружении Народно-освободительной армии Китая и на экспорт до сей поры не предлагался.

По сведениям из различных источников, пакистанские военные отдают предпочтение Type-99 с условием, что лицензионное производство будет развернуто в их стране. Пекин не согласен. В этих условиях вроде бы растут шансы «Оплотов». Правда, лишь при выполнении условий Исламабада, что на харьковский танк установят боевой модуль местного производства, а 60 процентов комплектующих для Т-84 станут производить в Пакистане.

Да ради Бога! В Киеве уже потирали руки и радовались, что десятки заводов будут обеспечены работой на очень долгое время. В случае успеха, это стало бы логичным продолжением крупнейшей оружейной сделки в истории украинского военно-технического сотрудничества. Той самой, в которой в 1997- 1999 годах Пакистану было продано Киевом 320 новых основных боевых танков Т-80УД на общую сумму около 580 миллионов долларов.

Поэтому так некстати для Украины этот давно назревавший скандал с таиландским контрактом. В таких условиях предлагать на подпись украинцам куда более масштабную сделку со стороны Исламабада выглядит чистым безумием.

Если обещанные и давно оплаченные 49 «Оплотов» Таиланду приходится ждать годами, когда же в Харькове наклепают в шесть раз больше боевых машин для Пакистана?

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  27.03.2017
Ижевский электромеханический завод «Купол» впервые поставил полковой комплект ЗРК малой дальности 9К331М «Тор-М2» для оснащения 538-го зенитного ракетного полка 4-й гвардейской Кантемировской танковой дивизии Западного военного округа. Об этом сообщил в ходе Единого дня военной приемки командир полка Константин Демидов.
Мировой ВПК  27.03.2017
Ракетный крейсер «Украина» был построен в последние годы советской власти, в 1984–1990 годах. Разработка корабля (который первоначально назывался «Комсомолец», а в 1985–1993 – «Адмирал флота Лобов») велась в ленинградском Северном конструкторском бюро, собственно строительство – на николаевском судостроительном. Крейсер относится к проекту 1164 «Атлант» – классу кораблей, занимающему промежуточное положение между тяжелыми атомными крейсерами типа «Киров» и эсминцами типа «Современный». В основные задачи таких крейсеров в том числе входит уничтожение надводных кораблей противника вплоть до авианосцев, борьба с подлодками, решение задач коллективной ПВО, поддержка десантов и т.д.
Геополитика  23.03.2017
Китай продолжает очередную масштабную реформу Народно-освободительной армии (НОАК). Вслед за реорганизацией органов центрального военного управления объявлено очередное сокращение численности НОАК. Китайцы опять режут Сухопутные войска (СВ). И опять в пользу флотской компоненты, а также ВВС. Столь последовательная и долгосрочная политика ясно показывает приоритеты Китая в направлении своего военного развития и выбора противников.
Мировой ВПК  21.03.2017
Генеральный конструктор, вице-президент по инновациям Объединенной самолетостроительной корпорации (ОСК) Сергей Коротков сообщил о том, что корпорация проводит работы по созданию перехватчика нового поколения МиГ-41, который должен прийти на смену МиГ-31. Причем самолет разрабатывают не только конструкторы РСК «МиГ», но и специалисты других компаний, входящих в состав РСК.
Конфликты  23.03.2017
«На границе тучи ходят хмуро…» — это сегодня про израильский Север. Про тучи, которые следует развеять, а заодно и вызванный ими туман, про назревающую грозу на северной границе. Напряжение там, ставшее очевидным после обмена ударами между Израилем и Сирией в конце прошлой недели, — не локальное кратковременное обострение ситуации, а отражение новой реальности, которая определит будущее региона в ближайшей перспективе.
Конфликты  22.03.2017
Израиль пообещал продолжить авиаудары по оружейным конвоям «Хезболлы» в Сирии. Атаки будут продолжаться в случае «возможности с разведывательной и военной точек зрения», - подчеркнул премьер- министр страны Биньямин Нетаньяху. Он отметил, что проинформировал президента России Владимира Путина о своих намерениях. Кроме того, израильский премьер опроверг сообщения о том, что Россия настаивает на прекращении Израилем военных операций на сирийской территории. «У России имеется выработанная политика (по отношению к позиции Израиля на Ближнем Востоке), и она не изменилась», - цитирует заявление Нетаньяху израильское издание The Jerusalem Post.
Конфликты  22.03.2017
Швейцарский военный ресурс «Offiziere.ch» опубликовал статью канадского военного эксперта Пола Прайса «Strategic Spillover: The Emirates in Africa» («Стратегическая экспансия Эмиратов в Африке»). Автор, ранее работавший в аналитических структурах НАТО и ОБСЭ, комментирует создание Объединенными Арабскими Эмиратами двух военных баз на территории Африки.