Украинские танки «Оплот» в Таиланде
Что важно: решение отказаться от услуг Киева в перевооружении своих танкистов в Бангкоке, судя, по всему, зрело давно. Во всяком случае, их представители в мае 2015 года успели побывать в Нижнем Тагиле на «Уралвагонзаводе», который производит Т-90. А потом, в октябре, еще и танкостроительный завод № 617 китайской компании Inner Mongolia First Machinery Group. В ближайшие месяцы предстоит провести анализ полученных предложений и принять решение. И очень даже может быть, что оно будет в пользу именно российского Т-90.
Во-первых, потому что, по сообщению все тех же источников в Таиланде, «Уралвагонзавод» выставил цену куда более скромную, чем его китайские конкуренты.
Во-вторых, наш танк таиландские военные вдоль и поперек изучили еще в 2011 году и все про него знают. А раз снова намерены рассмотреть вопрос с его покупкой, значит, знают с хорошей стороны.
В-третьих, в отличие от конкурентов, наша машина в модификации Т-90А воюет прямо сегодня. В Сирии, под Алеппо. И, скажем, установленный на этом танке комплекс оптико-электронного подавления противотанковых средств «Штора-1» впервые в реальном бою ежедневно доказывает, что его наличие значительно увеличивает шансы танкистов на победу. Может ли быть более красноречивая реклама?
Правда, на Т-90С, предложенном ранее Таиланду, «Штора-1» отсутствовала. Ее заменяли дополнительные блоки встроенной динамической защиты. Ну, так с 2011 года много воды утекло. Да и с появлением Т-90А в Сирии комплекс оптико-электронного подавления, надо полагать, перестал быть тщательно охраняемой военной тайной.
В-четвертых, военные многих стран уже накопили достаточный опыт эксплуатации российского танка. Например, в Индии, где на вооружении стоят 300 Т-90С. Или в Алжире, который с 2006 года приобрел у нас 308 этих машин. Кстати, на днях очередная партия российских танков доставлена в алжирский порт в Оран на транспортном судне Ocean Pride.
Ну, а что же с перспективами «Оплотов»? Весь нынешний год харьковские танкостроители жили надеждами, что им обломится еще более лакомый кусок — контракт на поставку 300 основных боевых танков Пакистану. Минувшим летом и осенью в этой стране детище харьковчан на испытаниях в жаркой пустынной местности успешно конкурировало с китайскими машинами. Сначала — с экспортной модификацией китайского танка VT4/MBT-3000. А потом, когда VT-4/MBT-3000 гонки не выдержал, — и с Type-99, который состоит на вооружении Народно-освободительной армии Китая и на экспорт до сей поры не предлагался.
По сведениям из различных источников, пакистанские военные отдают предпочтение Type-99 с условием, что лицензионное производство будет развернуто в их стране. Пекин не согласен. В этих условиях вроде бы растут шансы «Оплотов». Правда, лишь при выполнении условий Исламабада, что на харьковский танк установят боевой модуль местного производства, а 60 процентов комплектующих для Т-84 станут производить в Пакистане.
Да ради Бога! В Киеве уже потирали руки и радовались, что десятки заводов будут обеспечены работой на очень долгое время. В случае успеха, это стало бы логичным продолжением крупнейшей оружейной сделки в истории украинского военно-технического сотрудничества. Той самой, в которой в 1997- 1999 годах Пакистану было продано Киевом 320 новых основных боевых танков Т-80УД на общую сумму около 580 миллионов долларов.
Поэтому так некстати для Украины этот давно назревавший скандал с таиландским контрактом. В таких условиях предлагать на подпись украинцам куда более масштабную сделку со стороны Исламабада выглядит чистым безумием.
Если обещанные и давно оплаченные 49 «Оплотов» Таиланду приходится ждать годами, когда же в Харькове наклепают в шесть раз больше боевых машин для Пакистана?