04.12.2014, 19:37
Российские ракеты на «заднем дворе» Обамы
Российские ракеты на «заднем дворе» ОбамыМеждународная военная политика
Никарагуа согласилась их видеть почаще, но о военной базе речь пока не идет.

Правительство РФ одобрило подписание соглашения между Россией и Никарагуа об упрощенном порядке захода российских военных кораблей в порты этой центральноамериканской страны. Документ стал следствием договоренностей, достигнутых президентом Владимиром Путиным и его коллегой Даниэлем Ортегой летом минувшего года.

Нет сомнений, что такая новость не останется незамеченной в Вашингтоне. Еще бы – Москва все прочнее обосновывается на «заднем дворе» Соединенных Штатов, как издавна называют Латинскую Америку. На фоне обострившихся отношений между Москвой и Вашингтоном, а также возросшей в последнее время активности российского Военно-морского флота и стратегической авиации в облегченном доступе наших кораблей и самолетов в Никарагуа при желании легко разглядеть перспективу нового Карибского кризиса. Но так ли все серьезно для американцев и благостно для нас?

Да, Никарагуа способна стать чрезвычайно выгодным плацдармом и источником серьезной военной угрозы для США. Ведь столетиями вся оборонная политика Соединенных Штатов строилась с учетом удаленности их собственной территории от источников потенциальной военной опасности. Максимально приближая стартовые позиции своих крылатых ракет к границам тех, кого они считают вероятными противниками, американцы ощущали и продолжают ощущать себя в относительной безопасности. Собственно, на этом и строится их теория «быстрого глобального удара» в неядерной войне.

Ответить аналогичным образом сложно и чрезвычайно затратно. Но отвечать необходимо. А как? Как максимально близко расположить наши крылатые ракеты большой дальности у побережья США? То есть там, откуда подлетное время к основным административным, промышленным и военным центрам американцев будет исчисляться минутами?

До сих пор у нас оставались лишь два пути: патрулирование границ США дальними стратегическими ракетоносцами Ту-95 и Ту-160 и многоцелевыми атомными подводными лодками. Но самолетов Дальней авиации для несения непрерывного дежурства в воздухе у нас явно маловато. И этот недостаток невозможно компенсировать постоянным увеличением времени полета с помощью нескольких дозаправок в воздухе. Хотя попытки такие делаются. Так, в 2010 году пара Ту-95 с крылатыми ракетами на борту провела у побережья США в общей сложности свыше 40 часов, что было объявлено своеобразным рекордом. Но такой рекорд вряд ли можно не только существенно превзойти, но и часто повторять – есть предел человеческих возможностей пилотов.

Что касается многоцелевых атомных подводных лодок, то и здесь все непросто. Самыми массовыми из них являются субмарины проекта 971 «Щука-Б». Весьма удачные и малошумные, оснащенные крылатыми ракетами «Гранат» с дальностью полета в 2500 километров, они способны подолгу скрытно нести боевую службу вблизи американских берегов. И ВМС США несколько раз были сильно изумлены, обнаруживая наши «Щуки» вблизи своих военно-морских баз.

Но всего в ВМФ РФ осталось 11 таких атомоходов (все – на Северном и Тихоокеанском флотах). При этом пять кораблей проекта 971 находятся в ремонте или готовятся к нему. С учетом межпоходовых технических проблем и необходимой подготовки экипажей на полигонах, совершенно очевидно, что больше одной-двух «Щук-Б» одновременно просто не способны находиться в длительном океанском плавании.

Строительство новых многоцелевых атомных подводных крейсеров проекта 885 «Ясень» в ближайшие годы проблему не решит. Первый из них – «Северодвинск» - флот только начал осваивать. Вторым станет «Казань». Но ее моряки получат в лучшем случае в 2017 году.

Что же остается? В идеале – обзавестись собственными военными базами в Центральной или Латинской Америке и поставить на них бомбардировщики и боевые корабли с крылатыми ракетами. То, что подобные мечты бродят по коридорам нашего Министерства обороны и Генерального штаба, стало очевидно в феврале нынешнего года. Тогда министр обороны Сергей Шойгу признался журналистам: «Мы планируем увеличить количество военных баз. Помимо Вьетнама и Кубы, мы планируем расширить их количество за счет таких стран, как Венесуэла, Никарагуа, Сейшельские острова, Сингапур и другие».

Сингапур, Сейшелы и Вьетнам от берегов США, конечно, далековато, но пригодились бы для иных целей. А вот Венесуэла, Никарагуа и Куба – это, конечно, было бы замечательно для того, чтобы дать понять американцам, что мы ощущаем тогда, когда они громоздят свои военные базы где-нибудь в Польше или Румынии.

Однако Шойгу, кажется, уже подозревал, что по политическим и экономическим причинам путь к столь плотному военному окружению Соединенных Штатов будет весьма тернистым. Поэтому сразу же признался, что, в крайнем случае, мы согласны и на компромиссный вариант: хотя бы на упрощение заходов российских кораблей в порты этих стран. А также - на новые возможности дозаправки самолетов нашей Дальней авиации воздушными танкерами, взлетающими с их аэродромов.

Собственно, по этому пути дело, как выяснилось, и пошло. Военные базы нам пока никто не предлагает, опасаясь, очевидно, гнева Вашингтона. Летом, правда, мелькнуло сообщение, будто Путин договорился о размещении российской военной базы даже за пределами чрезвычайно смелого «списка Шойгу» - в Аргентине. Но с той поры на эту тему ни слуху, ни духу. И, судя по безмятежности Вашингтона, вряд ли в ближайшем будущем российские военные ступят на аргентинскую землю.

Венесуэла насчет военной базы тоже нам отказала. Ещё в феврале, когда по миру вовсю катилось политическое эхо от обнародованных планов Шойгу, министр иностранных дел страны Элиас Хауа на пресс-конференции в Бразилии заявил: «Мы в соответствии с нашей конституцией не можем разрешить размещение никаких иностранных военных баз в нашей стране».

Но с «упрощенным порядком» попроще. На днях по этой теме удалось достичь договоренности с Вьетнамом. Экипажам российских кораблей и самолетов теперь снова позволено будет заправляться и отдыхать в Камрани. Что, впрочем, не выглядит большой победой, если учесть, что до 2001 года наш Тихоокеанский флот именно здесь располагал полноценной военно-морской базой, но Москва без публичного объяснения причин решила уйти из Камрани вполне добровольно. Нынче с большим трудом и в сильно усеченном виде пытается вернуться обратно.

А теперь вот, выходит, - Никарагуа. Что будем иметь там? Только не военную базу. О том, что это невозможно, недавно завил вице-президент этой страны Омар Альеслевенс. Более того, обещание Шойгу все же похлопотать по этому поводу, смело раскритиковал даже главнокомандующий армией Никарагуа генерал армии Хулио Сесар Авилес Кастильо. Заявление своего российского коллеги он назвал «спекуляциями». Хотя, конечно, можно было бы ожидать из Манагуа и более благожелательной реакции. Особенно с учетом того обстоятельства, что именно Никарагуа не побоялась стать второй страной, в сентябре 2008 года признавшей независимость Абхазии и Южной Осетии.

А упрощенный порядок… Ну, наверное, станет поменьше дипломатической бюрократии. Не исключено – в Никарагуа будут получать топливо наши воздушные танкеры и летать со здешних аэродромов на дозаправку «стратегов» Ту-160 и Ту-95. Возможно, почаще эти края станут видеть российские надводные корабли. При этом о заходе в территориальные воды наших новых центральноамериканских союзников достаточно будет прислать уведомление всего за 7 дней.

Так представители ВМФ РФ и без того тут в последние годы – частые гости. В 2008-м Никарагуа навестили тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» и большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко» (Северный флот). А в году минувшем в никарагуанский порт Коринто зашел флагман Черноморского флота ракетный крейсер «Москва».

Российским военным летчикам небо Никарагуа тоже уже знакомо. В октябре 2013 года на аэродроме Манагуа совершили посадку два стратегических бомбардировщика-ракетоносца Ту-160, взлетевших с берегов Волги.

Словом, все это шаг вперед в военно-техническом и политическом сотрудничестве. Но реальных угроз Соединенным Штатам «упрощенный порядок» пока не несет. Наверное, поэтому в Вашингтоне спокойно наблюдают за происходящим у себя под боком. Ничем паритетным с новыми базами США в Румынии и Польше эта новость даже не пахнет. И подобием Карибского кризиса тоже. Хотя, конечно, даже от случая к случаю видеть российские ракеты на берегах Карибского моря американцам вряд ли приятно. И на том спасибо, президент Ортега.

Категория: Геополитика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  18.01.2018
Никто ни в Минске, ни в Киеве и не делает секрета из того, что упомянутые бронированные армейские автомобили «Казак Богдан», уже воюющие за Донбасс, это, вообще-то урожденные белорусские тягачи МАЗ-6425. В Черкассах просто осуществляют «отверточную» сборку машинокомплектов, которые регулярно получают от Минского автомобильного завода. Соответствующее соглашение было подписано в марте 2016 года.
Мировой ВПК  17.01.2018
Немецкий журнал «Штерн» переживает за скорую судьбу американских авианосцев. «Эти корабли („Петр Великий“ и „Адмирал Нахимов“) превратят океаны в опасные воды для американских авианосцев», — говорится в статье Гернота Крампера. Впрочем, сначала автор говорит, что два эти крейсера — пережиток прошлого. Их водоизмещение громадно — 25 тыс. тонн. Они неповоротливы. У них огромные экипажи — 1100 человек. Промахнуться, обстреливая их даже из самого несовершенного оружия, невозможно. Поскольку высота ракетных крейсеров — 59 метров, длина — 250 метров, а ширина — 28 метров.
Мировой ВПК  16.01.2018
Уже более года эсминец «Замволт» находится в составе американского флота. Но все еще не решен вопрос о том, какие снаряды будут использованы в его артиллерийской установке, сообщили на прошлой неделе официальные представители ВМС США журналу Defense News.
Мировой ВПК  15.01.2018
Вскоре после государственного переворота в Киеве в 2014 году новый режим на Украине торопливо начал сворачивать все связи с Россией. Прежде всего, в военно-производственной сфере. Одним из самых болезненных ударов должен был стать отказ поставлять уже законтрактованные и даже частично изготовленные двигатели для фрегатов проекта 11356. Это знаменитая "адмиральская" серия, построенные и переданные флоту корабли которой блестяще отметились в ходе Сирийской кампании.
Конфликты  12.01.2018
Основные боевые действия в Сирии переместились из восточной провинции Дэйр-эз-Зор на запад и северо-запад государства. Это связано с поражением Исламского государства. Практически полностью разгромленная группировка больше не опасна, во всяком случае, так считают в Министерстве обороны Российской Федерации. Да и последние события говорят в пользу этой версии — даже связанные с боевиками СМИ больше не публикуют столь активно новости о столкновениях с враждебными силами.
Конфликты  11.01.2018
В атаке на российские военные базы в Сирии участвовал 31 беспилотник, а не 13, как сообщалось ранее. Об этом Интерфаксу со ссылкой на свои источники заявил координатор группы дружбы парламента Сирии и Госдумы Дмитрий Саблин. По его словам, все дроны были боевыми, которыми обладают «очень ограниченное количество государств, в первую очередь, США». Саблин отметил высокую эффективность российских средств ПВО и пообещал впредь отправлять аналогичные объекты обратно — тем, кто их запускает.
Конфликты  09.01.2018
По сведениям главкомата Военно-Морского флота РФ, экипажи 70 боевых кораблей и вспомогательных судов России новогодние праздники встретили в дальних походах. Сам этот факт — как самая яркая гирлянда на главной елке страны. Потому что давно такого не бывало. Разве что в советские времена.