05.10.2015, 11:41
Российские бомбардировщики в Сирии
Российские бомбардировщики в СирииМеждународная военная политика
Чем и как бьет отряды ИГИЛ наша авиация?

Старослужащий

На первом этапе сирийской операции российских ВВС главная нагрузка ложится на фронтовые бомбардировщики. Их в авиагруппе, базирующейся на аэродроме Хмеймим близ Латакии, два типа: Су-24М (12 единиц) и Су-34 (6 единиц). А затем настанет время для напряженной работы штурмовиков. Поэтому сейчас, в этой статье, поговорим только о бомбардировщиках.

Между этими двумя бомбардировщиками расстояние в 31 год. Су-24М начал поступать в войска в 1983 году, успев повоевать в финальной стадии Афганской войны. Его молодой «коллега» был принят на вооружение в прошлом году. Правда, экспериментальная эксплуатация этой новинки началась тремя годами раньше.

Модернизированная модификация Су-24 имела практически те же, что и базовая модель, летные характеристики. Главным достижением конструкторов ОКБ Сухого стало обеспечение сверхзвукового полета на высоте 50 метров с огибанием рельефа местности. Но в тактическом отношении Су-24М стал существенным шагом вперед. За счет внедрения на нем новой прицельно-навигационной системы «Тигр-НС» самолет получил возможность более эффективно использовать высокоточное ракетно-бомбовое вооружение. Лазерно-телевизионная станция «Кайра-24», входящая в состав ПНС, позволила осуществлять пуски управляемых ракет и сброс корректируемых бомб в любое время суток при любых погодных условиях, включая пыльные бури. Лазерная подсветка бомб стала возможна не только с пикирования, но и при наборе высоты, то есть с кабрирования.

Этой возможностью пилоты широко пользовались во время Афганской войны. Су-24М (как, впрочем, и Су-24) базировались на аэродромах Туркестанского и Среднеазиатского военных округов. Получив задание и подойдя к району бомбометания, они сбрасывали бомбы на кабрировании, не заходя в зону действия ПВО противника. После чего в целости и сохранности возвращались домой. 




Еще одним достоинством ПНС «Тигр-НС» является мощная система радиоэлектронной борьбы, а также кассеты на 50 отстреливаемых тепловых ловушек.

Важнейшая характеристика бомбардировщика — боевая нагрузка. Он способен нести до 8 тонн ракет и бомб, как свободно падающих, так и корректируемых.

Во время Афганской войны среди Су-24 и Су-24М не было боевых потерь. Но работа в ночное время изматывала пилотов, из-за чего избегать аварий не удавалось. Но они были «нелетального» характера, что положительно характеризует надежность самолета. Ночью 13 декабря 1984 года пилот Маркин со штурманом Савельевым вырулил на старт, не заметив, что убрана механизация. Машина была полностью загружена комплектом бомб. Затянувшийся отрыв не показался пилоту подозрительным. Но бомбардировщик не взлетел и в конце ВПП. И на скорости 350 км/ч выскочил на грунт и понесся дальше. Машина взлетела, снеся стойками шасси антенны и столб ограждения. Сломанные стойки тем не менее нормально убрались. Отбомбившись, самолет благополучно вернулся на аэродром. Но садился опять без выпуска закрылков и предкрылков. На сей раз потому, что столбом, проехавшимся по фюзеляжу, вырвало блок управления механизацией. Посадка обошлась не только без травм, но и без царапин и синяков.


Новобранец

Вполне понятно, что истребитель-бомбардировщик Су-34, который в связи с отсутствием у противника авиации выполняет в Сирии задачи фронтового бомбардировщика, более мощный и совершенный, чем Су-24М. Он относится к поколению 4+. В обозримом будущем этот самолет должен заменить Су-24 всех модификаций.

Одно из очевидных достоинств Су-34 — его повышенная живучесть. Кабина, в которой пилоты расположены рядом — «бок о бок» — защищена титановой броней. Также бронированы баки с топливом, двигатели и другие важнейшие агрегаты. В этом отношении самолет мало чем отличается от штурмовика.

Однако опасаться пилотам прямого попадания в Сирии не приходится, поскольку имеющаяся у террористов ПЗРК «Стингер» способна поражать цели, летящие ниже 3800 метров. А советские зенитные установки «Шилка» еще «низкострельнее» — их порог равен 1500 метрам. Потолок у Су-34 равен 17 000 метрам. Правда, самолет, как и Су-24М, способен совершать «стелящийся» полет с огибанием рельефа местности на высоте 50 метров. В отличие от гористого Афганистана, равнинный рельеф Сирии позволяет использовать такой режим полета. В этом случае и «Стингер», и «Шилка» будут бессильными, поскольку их нижняя граница захвата цели 180 метров и 200 метров соответственно.

Учитывая, что самолет способен с дозаправкой лететь на расстояние в 8 тыс. километров, конструкторы сделали кабину очень комфортной. Осматривая новинку, главком ВВС Петр Дейнекин воскликнул: «Тут так же просторно, как и в стратегическом бомбардировщике Ту-160!». В процессе полета один из пилотов может полноценно отдохнуть. В спинки кресел вмонтированы электромассажеры. За креслами есть пространство, где отдыхающий пилот может занять вертикальное положение. Можно разогреть пищу и поесть. Между креслами можно полежать. Кабина кондиционирована, на максимальной высоте в ней поддерживается давление, равное давлению на уровне 2400 метров. Все это способствует поддержанию высокой работоспособности экипажа. 




Пилотажно-навигационный комплекс самолета совмещает инерциальную и спутниковую навигационные системы. Интеллектуальная система активной безопасности анализирует состояние пилота, его действия, состояние узлов самолета и остаток топлива и способна самостоятельно привести самолет на аэродром и совершить посадку. Также она предотвращает неверные действия экипажа, способные привести к аварии.

Система управления вооружением максимально автоматизирует процесс стрельбы, пуска ракет и сброса бомб. В ней применен нашлемный целеуказатель, отслеживающий положение глаз пилота.

Имеется не только основная РЛС, но и станция заднего обзора. Обнаружив неприятеля в задней полусфере, пилот Су-34 может поразить его ракетой «воздух-воздух», направленной в противоположную полету сторону. Правда, в Сирии, где у противника нет истребительной авиации, такая функция не нужна. Однако восток — дело тонкое, спонсоры террористов способны на всяческие неожиданности.

Благодаря тому, что Су-34 может вооружаться самым современным высокоточным оружием, он способен поражать цели, расположенные на расстоянии до 5000 километров. Именно такую дальность имеет крылатая ракета Х-101 при точности попадания до 6 метров и массе БЧ 400 кг. Су-34 способен нести две такие ракеты. Хоть в Сирии они и не нужны.

Более подходящий вариант — ракеты средней дальности Х-25 и Х-29. Их дальность — 40 км и 30 км соответственно, а точность попадания — 0,5−10 м и 2−4 м. И при этом солидная масса БЧ — до 317 кг у Х-59.

Эти ракеты использовались еще в Афганистане. Вот как описал их применение очевидец — командир десантной роты: «Над нами проскочила пара самолётов, и тут же что-то светлое влетело в амбразуру между камней и разнесло ДОТ в щебёнку».

В арсенале также ракета Х-59М с дальностью 115 км. Впрочем, все эти ракеты использует и бомбардировщик Су-24М.

Что же касается «умных бомб», то есть корректируемых, в Сирии могут применяться КАБ-500 и КАБ-1500. Каждая из них имеет несколько модификаций в зависимости от боевой части. Она может быть фугасной, осколочно-фугасной, бронебойной, бетонобойной. Дальность КАБ лежит в пределах до 12 км. Точность — от 3 до 7 метров. В них используются три системы наведения — лазерная, телевизионная и спутниковая.

Ну а обычное вооружение — широкий спектр неуправляемых ракет и свободнопадающих бомб.

Существенный момент в успешности проведения авиаудара — его наземная поддержка. И тут российская авиагруппа находится в более выгодном положении, чем бомбардировщики так называемого альянса, поскольку получает разведданные не только от беспилотников и сети спутников-шпионов, но и от наземных сил сирийской армии. В данном случае любая информация лишней не бывает.

Сотрудничество с правительственной армией крайне полезно и при нанесении ударов при помощи высокоточного оружия. Потому что появляется еще один способ целеуказания, причем наиболее эффективный, — при помощи лазерной подсветки с земли малоконтрастных целей. 


ЛТХ Су-24М и Су-34

Длина: 26,6 м — 23,3 м
Высота: 6,2 м — 6,1 м
Размах крыла максимальный: 17,6 м — 14,7 м
Размах крыла минимальный: 10,4 м

Масса пустого: 22 300 кг — 22 500 кг
Максимальная взлетная масса: 39 700 кг — 45 000 кг

Тяга двигателей: 2×7800 кгс — 2×8250 кгс
Форсированная тяга: 2×11 250 кгс — 2×13 500 кгс
Максимальная скорость у земли: 1400 км/ч — 1400 км/ч
Максимальная скорость на высоте: 1700 км/ч — 1900 км/ч
Боевой радиус действия: 560 км — 1130 км
Практический потолок: 11 000 м — 17 000 м

Экипаж: 2 — 2

Число подвесок: 8 — 12
Боевая нагрузка: 8000 кг — 8000 кг
Артиллерийское вооружение: 23-мм пушка — 30-мм пушка.

Категория: Конфликты



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  10.12.2016
Председатель совета по кораблестроению коллегии Военно-промышленной комиссии России Владимир Поспелов, вернувшийся вместе с российской делегацией из Чили после международного военно-морского салона «Экспонаваль-2016», ответил на вопросы военного обозревателя Михаила Ходаренка о состоянии российского кораблестроения.
Геополитика  09.12.2016
Вице-адмирал Джеймс Фогго, командующий 6-м флотом ВМС США, дислоцированном в Средиземноморье, сделал весьма примечательное и очень обязывающее заявление. По мнению Фогго, «длительность патрулирования американских боевых кораблей в Черном море может быть увеличена примерно до четырех месяцев». Кроме того, «если вызовы в этом регионе станут более срочными» то, считает адмирал, возможно наращивание у берегов России и численности таких кораблей.
Геополитика  08.12.2016
Спецоперация «Потрясти мир продажей пакета акций «Роснефти»» успешно завершена. Произведенный эффект превзошел все ожидания. Но за экономическими деталями соглашения скрывается не менее интересный политический подтекст. Трудно найти более знаковые структуры, нежели Glencore и Суверенный фонд Катара, символизирующие новое качество России как великой державы. Продажа 19,5% акций «Роснефти» международному консорциуму имела все признаки сложнейшей спецоперации.
Мировой ВПК  08.12.2016
На днях немецкие СМИ разразились настоящей истерикой, через которую явно проглядывается постепенно нарастающее паническое состояние. Поводом к этому стали недавние испытания российского боевого железнодорожного комплекса (БЖРК) «Баргузин», или, попросту говоря, ядерного поезда. Так, журналисты влиятельного немецкого издания Die Welt заявили, что «Баргузин» – это российское оружие, которое, пожалуй, больше всего внушает страх Западу со времен окончания Холодной войны.
Конфликты  10.12.2016
Пальмира, некогда освобожденная от ИГИЛ с помощью ВКС РФ, находится сейчас под угрозой, причем наиболее опасной за последнее время. Другое дело, что есть угроза еще опаснее. Судя по всему, США настроились на раздел Сирии в той или иной форме. По крайней мере, они резко увеличили поддержку тех сил, цель которых не свержение Асада, а отделение от него. На фоне приостановки (по гуманитарным соображениям) операции сирийской армии в Алеппо, резко обострилась обстановка в провинции Хомс, конкретно – в районе Пальмиры. Подразделения ИГИЛ предприняли весьма успешную попытку наступления на этот город сразу с нескольких направлений.
Конфликты  09.12.2016
Коалиция во главе с США в иракском Мосуле нанесла воздушный удар по больнице, которую боевики террористической организации «Исламское государство» использовали в качестве штаба. Об этом сообщила газета The Guardian со ссылкой на центральное командование вооруженных сил США. Отмечается, что за часть сооружений комплекса несколько дней шла ожесточенная борьба иракской армии с террористами, после чего солдаты запросили авиационную поддержку коалиции.
Конфликты  08.12.2016
Рамзан Кадыров не стал опровергать факт отправки чеченских бойцов в Сирию, выступив с подробным, но несколько расплывчатым заявлением по этому поводу. Ранее в Сети появился видеоролик под заголовком «Военные из Чечни отправляются в Алеппо». Военные аналитики предположили, какую именно роль в Сирии могли бы сыграть военнослужащие из Чечни. Глава Чечни Рамзан Кадыров в четверг выступил с пространным заявлением, поводом для которого стали сообщения о том, что в Сирию направлен чеченский спецназ - бойцы батальонов Минобороны «Восток» и «Запад».