05.10.2015, 11:41
Российские бомбардировщики в Сирии
Российские бомбардировщики в СирииМеждународная военная политика
Чем и как бьет отряды ИГИЛ наша авиация?

Старослужащий

На первом этапе сирийской операции российских ВВС главная нагрузка ложится на фронтовые бомбардировщики. Их в авиагруппе, базирующейся на аэродроме Хмеймим близ Латакии, два типа: Су-24М (12 единиц) и Су-34 (6 единиц). А затем настанет время для напряженной работы штурмовиков. Поэтому сейчас, в этой статье, поговорим только о бомбардировщиках.

Между этими двумя бомбардировщиками расстояние в 31 год. Су-24М начал поступать в войска в 1983 году, успев повоевать в финальной стадии Афганской войны. Его молодой «коллега» был принят на вооружение в прошлом году. Правда, экспериментальная эксплуатация этой новинки началась тремя годами раньше.

Модернизированная модификация Су-24 имела практически те же, что и базовая модель, летные характеристики. Главным достижением конструкторов ОКБ Сухого стало обеспечение сверхзвукового полета на высоте 50 метров с огибанием рельефа местности. Но в тактическом отношении Су-24М стал существенным шагом вперед. За счет внедрения на нем новой прицельно-навигационной системы «Тигр-НС» самолет получил возможность более эффективно использовать высокоточное ракетно-бомбовое вооружение. Лазерно-телевизионная станция «Кайра-24», входящая в состав ПНС, позволила осуществлять пуски управляемых ракет и сброс корректируемых бомб в любое время суток при любых погодных условиях, включая пыльные бури. Лазерная подсветка бомб стала возможна не только с пикирования, но и при наборе высоты, то есть с кабрирования.

Этой возможностью пилоты широко пользовались во время Афганской войны. Су-24М (как, впрочем, и Су-24) базировались на аэродромах Туркестанского и Среднеазиатского военных округов. Получив задание и подойдя к району бомбометания, они сбрасывали бомбы на кабрировании, не заходя в зону действия ПВО противника. После чего в целости и сохранности возвращались домой. 




Еще одним достоинством ПНС «Тигр-НС» является мощная система радиоэлектронной борьбы, а также кассеты на 50 отстреливаемых тепловых ловушек.

Важнейшая характеристика бомбардировщика — боевая нагрузка. Он способен нести до 8 тонн ракет и бомб, как свободно падающих, так и корректируемых.

Во время Афганской войны среди Су-24 и Су-24М не было боевых потерь. Но работа в ночное время изматывала пилотов, из-за чего избегать аварий не удавалось. Но они были «нелетального» характера, что положительно характеризует надежность самолета. Ночью 13 декабря 1984 года пилот Маркин со штурманом Савельевым вырулил на старт, не заметив, что убрана механизация. Машина была полностью загружена комплектом бомб. Затянувшийся отрыв не показался пилоту подозрительным. Но бомбардировщик не взлетел и в конце ВПП. И на скорости 350 км/ч выскочил на грунт и понесся дальше. Машина взлетела, снеся стойками шасси антенны и столб ограждения. Сломанные стойки тем не менее нормально убрались. Отбомбившись, самолет благополучно вернулся на аэродром. Но садился опять без выпуска закрылков и предкрылков. На сей раз потому, что столбом, проехавшимся по фюзеляжу, вырвало блок управления механизацией. Посадка обошлась не только без травм, но и без царапин и синяков.


Новобранец

Вполне понятно, что истребитель-бомбардировщик Су-34, который в связи с отсутствием у противника авиации выполняет в Сирии задачи фронтового бомбардировщика, более мощный и совершенный, чем Су-24М. Он относится к поколению 4+. В обозримом будущем этот самолет должен заменить Су-24 всех модификаций.

Одно из очевидных достоинств Су-34 — его повышенная живучесть. Кабина, в которой пилоты расположены рядом — «бок о бок» — защищена титановой броней. Также бронированы баки с топливом, двигатели и другие важнейшие агрегаты. В этом отношении самолет мало чем отличается от штурмовика.

Однако опасаться пилотам прямого попадания в Сирии не приходится, поскольку имеющаяся у террористов ПЗРК «Стингер» способна поражать цели, летящие ниже 3800 метров. А советские зенитные установки «Шилка» еще «низкострельнее» — их порог равен 1500 метрам. Потолок у Су-34 равен 17 000 метрам. Правда, самолет, как и Су-24М, способен совершать «стелящийся» полет с огибанием рельефа местности на высоте 50 метров. В отличие от гористого Афганистана, равнинный рельеф Сирии позволяет использовать такой режим полета. В этом случае и «Стингер», и «Шилка» будут бессильными, поскольку их нижняя граница захвата цели 180 метров и 200 метров соответственно.

Учитывая, что самолет способен с дозаправкой лететь на расстояние в 8 тыс. километров, конструкторы сделали кабину очень комфортной. Осматривая новинку, главком ВВС Петр Дейнекин воскликнул: «Тут так же просторно, как и в стратегическом бомбардировщике Ту-160!». В процессе полета один из пилотов может полноценно отдохнуть. В спинки кресел вмонтированы электромассажеры. За креслами есть пространство, где отдыхающий пилот может занять вертикальное положение. Можно разогреть пищу и поесть. Между креслами можно полежать. Кабина кондиционирована, на максимальной высоте в ней поддерживается давление, равное давлению на уровне 2400 метров. Все это способствует поддержанию высокой работоспособности экипажа. 




Пилотажно-навигационный комплекс самолета совмещает инерциальную и спутниковую навигационные системы. Интеллектуальная система активной безопасности анализирует состояние пилота, его действия, состояние узлов самолета и остаток топлива и способна самостоятельно привести самолет на аэродром и совершить посадку. Также она предотвращает неверные действия экипажа, способные привести к аварии.

Система управления вооружением максимально автоматизирует процесс стрельбы, пуска ракет и сброса бомб. В ней применен нашлемный целеуказатель, отслеживающий положение глаз пилота.

Имеется не только основная РЛС, но и станция заднего обзора. Обнаружив неприятеля в задней полусфере, пилот Су-34 может поразить его ракетой «воздух-воздух», направленной в противоположную полету сторону. Правда, в Сирии, где у противника нет истребительной авиации, такая функция не нужна. Однако восток — дело тонкое, спонсоры террористов способны на всяческие неожиданности.

Благодаря тому, что Су-34 может вооружаться самым современным высокоточным оружием, он способен поражать цели, расположенные на расстоянии до 5000 километров. Именно такую дальность имеет крылатая ракета Х-101 при точности попадания до 6 метров и массе БЧ 400 кг. Су-34 способен нести две такие ракеты. Хоть в Сирии они и не нужны.

Более подходящий вариант — ракеты средней дальности Х-25 и Х-29. Их дальность — 40 км и 30 км соответственно, а точность попадания — 0,5−10 м и 2−4 м. И при этом солидная масса БЧ — до 317 кг у Х-59.

Эти ракеты использовались еще в Афганистане. Вот как описал их применение очевидец — командир десантной роты: «Над нами проскочила пара самолётов, и тут же что-то светлое влетело в амбразуру между камней и разнесло ДОТ в щебёнку».

В арсенале также ракета Х-59М с дальностью 115 км. Впрочем, все эти ракеты использует и бомбардировщик Су-24М.

Что же касается «умных бомб», то есть корректируемых, в Сирии могут применяться КАБ-500 и КАБ-1500. Каждая из них имеет несколько модификаций в зависимости от боевой части. Она может быть фугасной, осколочно-фугасной, бронебойной, бетонобойной. Дальность КАБ лежит в пределах до 12 км. Точность — от 3 до 7 метров. В них используются три системы наведения — лазерная, телевизионная и спутниковая.

Ну а обычное вооружение — широкий спектр неуправляемых ракет и свободнопадающих бомб.

Существенный момент в успешности проведения авиаудара — его наземная поддержка. И тут российская авиагруппа находится в более выгодном положении, чем бомбардировщики так называемого альянса, поскольку получает разведданные не только от беспилотников и сети спутников-шпионов, но и от наземных сил сирийской армии. В данном случае любая информация лишней не бывает.

Сотрудничество с правительственной армией крайне полезно и при нанесении ударов при помощи высокоточного оружия. Потому что появляется еще один способ целеуказания, причем наиболее эффективный, — при помощи лазерной подсветки с земли малоконтрастных целей. 


ЛТХ Су-24М и Су-34

Длина: 26,6 м — 23,3 м
Высота: 6,2 м — 6,1 м
Размах крыла максимальный: 17,6 м — 14,7 м
Размах крыла минимальный: 10,4 м

Масса пустого: 22 300 кг — 22 500 кг
Максимальная взлетная масса: 39 700 кг — 45 000 кг

Тяга двигателей: 2×7800 кгс — 2×8250 кгс
Форсированная тяга: 2×11 250 кгс — 2×13 500 кгс
Максимальная скорость у земли: 1400 км/ч — 1400 км/ч
Максимальная скорость на высоте: 1700 км/ч — 1900 км/ч
Боевой радиус действия: 560 км — 1130 км
Практический потолок: 11 000 м — 17 000 м

Экипаж: 2 — 2

Число подвесок: 8 — 12
Боевая нагрузка: 8000 кг — 8000 кг
Артиллерийское вооружение: 23-мм пушка — 30-мм пушка.

Категория: Конфликты



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  27.03.2017
Ижевский электромеханический завод «Купол» впервые поставил полковой комплект ЗРК малой дальности 9К331М «Тор-М2» для оснащения 538-го зенитного ракетного полка 4-й гвардейской Кантемировской танковой дивизии Западного военного округа. Об этом сообщил в ходе Единого дня военной приемки командир полка Константин Демидов.
Мировой ВПК  27.03.2017
Ракетный крейсер «Украина» был построен в последние годы советской власти, в 1984–1990 годах. Разработка корабля (который первоначально назывался «Комсомолец», а в 1985–1993 – «Адмирал флота Лобов») велась в ленинградском Северном конструкторском бюро, собственно строительство – на николаевском судостроительном. Крейсер относится к проекту 1164 «Атлант» – классу кораблей, занимающему промежуточное положение между тяжелыми атомными крейсерами типа «Киров» и эсминцами типа «Современный». В основные задачи таких крейсеров в том числе входит уничтожение надводных кораблей противника вплоть до авианосцев, борьба с подлодками, решение задач коллективной ПВО, поддержка десантов и т.д.
Геополитика  23.03.2017
Китай продолжает очередную масштабную реформу Народно-освободительной армии (НОАК). Вслед за реорганизацией органов центрального военного управления объявлено очередное сокращение численности НОАК. Китайцы опять режут Сухопутные войска (СВ). И опять в пользу флотской компоненты, а также ВВС. Столь последовательная и долгосрочная политика ясно показывает приоритеты Китая в направлении своего военного развития и выбора противников.
Мировой ВПК  21.03.2017
Генеральный конструктор, вице-президент по инновациям Объединенной самолетостроительной корпорации (ОСК) Сергей Коротков сообщил о том, что корпорация проводит работы по созданию перехватчика нового поколения МиГ-41, который должен прийти на смену МиГ-31. Причем самолет разрабатывают не только конструкторы РСК «МиГ», но и специалисты других компаний, входящих в состав РСК.
Конфликты  23.03.2017
«На границе тучи ходят хмуро…» — это сегодня про израильский Север. Про тучи, которые следует развеять, а заодно и вызванный ими туман, про назревающую грозу на северной границе. Напряжение там, ставшее очевидным после обмена ударами между Израилем и Сирией в конце прошлой недели, — не локальное кратковременное обострение ситуации, а отражение новой реальности, которая определит будущее региона в ближайшей перспективе.
Конфликты  22.03.2017
Израиль пообещал продолжить авиаудары по оружейным конвоям «Хезболлы» в Сирии. Атаки будут продолжаться в случае «возможности с разведывательной и военной точек зрения», - подчеркнул премьер- министр страны Биньямин Нетаньяху. Он отметил, что проинформировал президента России Владимира Путина о своих намерениях. Кроме того, израильский премьер опроверг сообщения о том, что Россия настаивает на прекращении Израилем военных операций на сирийской территории. «У России имеется выработанная политика (по отношению к позиции Израиля на Ближнем Востоке), и она не изменилась», - цитирует заявление Нетаньяху израильское издание The Jerusalem Post.
Конфликты  22.03.2017
Швейцарский военный ресурс «Offiziere.ch» опубликовал статью канадского военного эксперта Пола Прайса «Strategic Spillover: The Emirates in Africa» («Стратегическая экспансия Эмиратов в Африке»). Автор, ранее работавший в аналитических структурах НАТО и ОБСЭ, комментирует создание Объединенными Арабскими Эмиратами двух военных баз на территории Африки.