18.11.2014, 11:26
Россия закрепится в китайском небе
Россия закрепится в китайском небеМеждународная военная политика
На международном авиационно-космическом салоне Airshow China – 2014 среди российских авиастроителей наиболее значимых договоренностей достигла Объединенная двигателестроительная корпорация. Компания подписала ряд контрактов на разработку и поставку двигателей для военных истребителей, поставку комплектующих для гражданской авиации. 


Китайский контракт поможет усилить тягу российских МиГов

Пожалуй, наиболее важный контракт Объединенной двигателестроительной корпорации (входит в Ростех) – о совместном с китайской корпорацией CATIC развитии двигателя РД-93С. Речь идет о модернизации силовой установки в части увеличения тяги и организации ее поставки в КНР.

РД-93 был специально создан на входящем в ОАО «Климов» для китайских истребителей FC-1 (JF-17). Это модификация турбореактивного двухконтурного двигателя с форсажной камерой РД-33, разработанного в 1985 году для установки на легкий фронтовой истребитель МиГ-29 (сейчас стоит и на МиГ-35). Эти двигатели отличаются высоким уровнем газодинамической устойчивости к внешним возмущениям, в том числе и при применении бортового оружия, благодаря чему не накладывают никаких ограничений на пилотирование самолета. Они также обладают высоким темпом нарастания тяги и, соответственно, скорости полета, что особенно важно для современных истребителей. Конструкция двигателей является модульной, что обеспечивает возможность проведения локального ремонта и замены отдельных деталей, узлов и модулей непосредственно в условиях эксплуатации.

«Поставки будут организованы через «Рособоронэкспорт», поэтому мы не можем раскрыть параметры контракта, многое засекречено, - пояснил «Эксперт Online» источник в ОДК. – Известно только, что программа рассчитана на три года. Китай модернизирует свой истребитель FC-1, поэтому им понадобилось усиление тяги».

У ОДК уже есть действующий контракт с CATIC на поставку, авторский надзор, техническое сопровождение эксплуатации, а также восстановительный ремонт и содействие в организации капитального ремонта двигателей РД-93, которые используются на истребителях и их экспортных вариантах.

Изготовитель РД-93 ОАО «Климов» при начале программы модернизации двигателя планировал выйти на объем в 1000 штук.

«Контракт с Китаем – это существенно, не известно, сколько они будут их закупать, но только Пакистан, например, планирует укомплектовать новыми РД-93 150 своих FC-1, - пояснил заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. – Это значит речь может идти о 450 двигателях, поскольку в жизненном цикле самолета используется три. Каждый стоит около 4 млн долларов, значит только с Пакистаном контракт может составить 1,8 млрд долларов. Плюс китайские поставки, думаю, будут не меньше».

По словам Константина Макиенко, этот контракт важен и потому, что России и самой давно пора усилить тягу истребителей. Модернизация РД-93 позволит повысить боеспособность и летные характеристики МиГ-29 и Миг-35. Тяга на полном форсаже РД-93 составляет 8300 кг/с. То есть такую массу можно поднять в воздух, развивая нынешние скорости. Увеличение тяги до 10 тон позволит самолетам летать быстрее с большей массой и иметь большее ускорение. У ближайших аналогов российских МиГов – американского истребителя F 404 и французского М-88 тяга не превышает восьми тон.

«Но дело не только в тяге, модернизация двигателя важна для улучшения других характеристик – маневренности, увеличение времени эксплуатации. Надо также сделать бездымную камеру, сейчас наши очень сильно дымят», - говорит Константин Макиенко.


Много запчастей и широкофюзеляжный лайнер

Кроме того, представители ОДК подписали и согласовали с китайскими партнерами несколько контрактов на поставку комплектующих для авиационных и вертолетных двигателей российского производства, эксплуатируемых в КНР. О каких объемах комплектующих и о стоимости контрактов пока не разглашается.

С компанией China Taly Aviation Technologies Corp. ОДК заключила контракт на поставку запасных частей для лицензионного капитального ремонта двигателей ТВ3-117/ВК-2500 для гражданских вертолетов Ми-17. ОДК будет поставлять запчасти в рамках программы по организации и проведению в КНР капитального ремонта двигателей на базе государственного машиностроительного завода «Цзинцзян» в городе Ченду при конструкторско-техническом сопровождении и авторском надзоре со стороны ОАО «Климов».

«Мы вышли на новый уровень взаимодействия с китайскими партнерами в самолетостроении, вертолетостроении, двигателестроении, производстве авиационных материалов, бортового радиоэлектронного оборудования, космической сфере и ряде других областей, – говорит замглавы Ростеха Николай Волобуев. – Сотрудничество с китайскими корпорациями предполагает взаимное содействие разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции, торговле и инвестициям. Это открывает предприятиям Ростеха широкий спектр возможностей и будет способствовать уверенному выходу на новые международные рынки».

Также ОДК и AVIC Commercial Aircraft Engine возобновили активные переговоры по сотрудничеству в рамках программы создания двигателя CJ-1000 для самолета С919, в том числе по возможности проведения российской компанией технического аудита проекта двигателя.

«Переговоры велись с 2011 года, но сейчас удалось существенно продвинуться, - пояснили в ОДК. – Речь идет о поставках модуля-вентилятора и топливной установке».

Другое соглашение ОДК и AVIC касается создания силовой установки для широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета (ШФДМС), которое Объединенная авиастроительная корпорация будет делать совместно с китайской COMAC на паритетных началах. Российские и китайские авиадвигателестроители «будут совместно изучить формат участия в проекте в качестве разработчика и поставщика двигателя, конкурентоспособного по отношению к имеющимся изделиям большой тяги (GEnx, GE9X, RR Trent 1000, RR Trent XWB)», - говорят в ОДК. Но судя по всему, речь идет об изучении на далекое будущее, поскольку по предварительной информации, на широкофюзеляжном самолете все же планируется установить двигатель западного производства. В России и Китае пока нет аналогов с необходимыми для тяжелого гражданского самолета характеристиками.

Тем не менее создание широкофюзеляжного самолета, которые в России давно не делают, позволит потеснить на международном рынке производителей Европы и США (Airbus и Boeing). Однако информации о совместном проект крайне мало.

«С китайцами вообще очень трудно, - говорит главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Комаров. – У них во всех контрактах чуть ли не первым пунктом стоит требование о неразглашении информации, поэтому что-либо узнать крайне трудно».

Впрочем, известно, что на этот момент уже подписано соглашение о реализации следующего этапа разработки эскизного проекта широкофюзеляжного лайнера.


Су-35 впервые поднялся в азиатское небо

Сотрудничество «Климова» и китайской Taly началось в 2012 году с подписания пакета соглашений на организацию и проведение в КНР капитального ремонта двигателей ТВ3-117/ВК-2500. Сейчас были заключены новые контракты. Согласно которым китайская компания сможет выполнять ремонтные работы с использованием легитимных запасных частей. Как известно, ранее КНР попросту копировала российские технологии. Но в 2008 году с КНР было заключено соглашение по защите интеллектуальной собственности, авторский надзор за которым ведет Минюст России.

Вообще взаимодействие России и Китая в военно-техническом сотрудничестве началось 1980-х годах, когда КНР развернула масштабную программу перевооружения армии. С 1992 года по 2004 Китая активно закупал в России боевую технику и вооружения, в том числе сотни единиц боевой авиатехники. В 1999 году был подписан первый контракт на поставку 40 Су-30МКК с ракетами «воздух–воздух» и «воздух–земля». Сейчас российские Су-30 составляют основу военно-воздушных сил Китая.

На авиасалоне Airshow China заместителю председателя КНР Ли Юаньчао продемонстрировали макет двигателя для истребителя Су-35 – изделие «117С». Это высокотемпературный двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой и управляемым вектором тяги, который является глубокой ресурсно-тяговой модернизацией двигателей семейства АЛ-31Ф, предназначенной для применения на многофункциональных истребителях поколения «4+/4++» типа Су-35С.

Рособоронэкспорт ведет переговоры о поставке в Китай 24-х истребителей Су-35 с 2012 года. На авиасалоне Су-35 впервые поднялся в небо стран Азиатско-тихоокеанского региона. Вице-премьер КНР Ли Кэцян даже посидел в кабине самолета и остался весьма доволен, ввиду чего можно рассчитывать на скорейшее заключение контрактов с Рособоронэкспортом на поставку Су-35.

Помимо договоренностей в области двигателестроения холдинг Ростех заключил с AVIC соглашение о стратегическом сотрудничестве в области вертолетостроения, авиационных материалов, бортового авиационного и бортового радиоэлектронного оборудования и ряде других. Сейчас многие холдинги Ростеха уже работают с предприятиями AVIC, в том числе в части создания тяжелого вертолета, продажи титановых и алюминиевых полуфабрикатов, совместных разработок бортового радиоэлектронного оборудования.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  14.07.2017
Мощные и дорогие корабли Королевского флота могут быть повреждены или разрушены сравнительно дешевыми ракетами, например, российского или иранского производства, пишет британское издание Daily Mail. Поэтому Великобритании стоит переключиться на разработку оборонительных мощностей кораблей, чтобы они не уступали наступательным.
Мировой ВПК  14.07.2017
С американским истребителем F-35 происходят удивительные трансформации. Нет, лучше он не становится. Самолет, который в ограниченном количестве находится в опытной эксплуатации, еще неизвестно когда доведут до ума. То есть до того уровня, который обещан корпорацией Lоckheed Martin как Пентагону, так и целому ряду стран, входящих в НАТО. Журнал National Interest в пространной статье рассказывает о модернизации пока еще как следует не вставшего «на крыло» многоцелевого истребителя пятого поколения.
Мировой ВПК  13.07.2017
После того как американские эсминцы разбомбили сирийскую авиабазу «Томагавками» — крылатыми ракетами, умеющими скрытно, на малой высоте подбираться к цели, оживились дискуссии о средствах противодействия этому коварному оружию. Среди таких средств особое место занимает МиГ-31, один из самых интересных боевых самолетов, созданных в нашей стране.
Мировой ВПК  07.07.2017
«Вестник Мордовии» на днях сообщил о том, что в Сирии танки Т-72Б3 впервые использовали танковые управляемые ракеты комплекса 9К119М «Рефрекс-М», которые по классификации НАТО имеют обозначение АТ-11 «Снайпер». «Рефлекс-М» и его предшествующую модификацию — 9К119 «Рефлекс» — принято называть противотанковым ракетным комплексом (ПТРК). Однако это не в полной мере отражает реальность", поскольку комплекс способен поражать не только танки, но и вертолеты, другие низколетящие цели, инженерные сооружения, уничтожать живую силу противника.
Конфликты  04.07.2017
На Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге тульское НПО «Сплав» представило модернизированные противолодочные ракеты для комплекса РПК-8 «Запад». Ракеты, получившие индекс 90Р1, уже запущены в серийное производство и начинают поступать на боевые корабли ВМФ России.
Конфликты  04.07.2017
Риски прямого военного конфликта России и США на сирийской территории неумолимо возрастают, прогнозируют западные аналитики. Все плотнее «увязают» в сирийской пустыне и другие державы — Иран, Турция, Израиль, которые мечтают безраздельно властвовать на этой территории. У кого из генералов первым не выдержат нервы, чтобы отдать приказ на атаку вчерашних союзников?
Конфликты  04.07.2017
Интернет звенит о том, какой может быть конфронтация между РФ и США. Внесу свой вклад и я. Диспозиция глазами Stratfor и иже с ними: хоть у России в Сирии и имеются ракетные системы класса «земля-воздух» и юркие истребители, все это неспособно выстоять в короткой и жестокой войне против США.