06.02.2015, 01:09
Россия вне конкуренции: каким будет истребитель 6-го поколения?
Россия вне конкуренции: каким будет истребитель 6-го поколения?Международная военная политика
В ожидании будущего - Россия занялась проектированием истребителя 6-го поколения. Российский производитель радиоэлектронного оборудования «Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) ведет разработки для боевого самолета шестого поколения, сообщил замгендиректора концерна Владимир Михеев. По его словам, речь идет о двух версиях самолета: пилотируемого и беспилотного.

О том, что российские авиаконструкторы приступили к разработке самолета шестого поколения, стало известно в августе 2013 года. В июле прошлого года Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) сообщили - предприятие рассчитывает, что первый отечественный образец боевого самолета шестого поколения будет создан примерно во второй половине 2020-х годов. В США сейчас истребители шестого поколения разрабатывают компании Boeing и Lockheed Martin. Ожидается, что в 2030-х годах эти машины придут на смену самолетам пятого поколения F-22 Raptor, находящимся на вооружении ВВС США, и палубным истребителям 4-го поколения ВМС F/A-18E/ F Super Hornet.

Согласно предварительным оценкам американского министерства обороны, боевой самолет шестого поколения должен быть малозаметным и сверхманевренным. Предположительно, перспективный истребитель сможет развивать гиперзвуковую скорость (более пяти чисел Маха, около 5,8 тысячи километров в час). Пилотирование аппарата должно быть опциональным. В канун открытия международного аэрокосмического салона МАКС-2013 в подмосковном Жуковском бывший главком Военно-Воздушных сил Петр Дейнекин подтвердил, что в России начата разработка истребителя 6-го поколения. Не раскрывая сроков его появления и технических характеристик генерал-армии подчеркнул, что эта машина станет беспилотной.

Пикантность и американских, и российских оценок состоит в том, что ни та, ни другая сторона так до конца не понимает, что именно хочет получить в итоге. Это очень отчетливо видно вокруг двух машин 5-го - самого последнего поколения авиационной техники F-22 Raptor и Т-50. Российские специалисты, не скрывают, что Т-50 квинтэссенция всего современного, что есть в российской боевой авиации. Это прежде всего самая совершенная на сегодняшний день аэродинамическая схема, фюзеляж с большим использованием композитных - радиопоглощающих материалов (технология СТЕЛС).

По словам конструктора Т-50 Александра Давиденко, доля композитных материалов в общей массе пустого самолета составляет 25%. По поверхности самолета - 70%. По его словам, широкое применение композитов в конструкции самолета позволило снизить его массу, а также существенно облегчить подготовку серийного производства. «Благодаря применению композитных материалов существенно сократилось количество деталей: по сравнению с самолетом Су-27 количество деталей уменьшилось в четыре раза, - сообщил телеканалу ЗВЕЗДА конструктор. - Это же позволило существенно снизить радиолокационную заметность самолета».

В КБ «Сухого» говорят о «беспрецедентно низком уровне радиолокационной, оптической и инфракрасной «заметности» машины. Эффективная площадь отражающей поверхности у него равна 0,5 кв.м (у Су-30МКИ - 20 кв.м). Для понимания это означает, что на радаре Су-30МКИ виден как металлический объект размером 5 на 4 м, а отражение Т-50 в 40 раз меньше. Это соответствует показаниям F-22.

Кроме того, в Т-50 стоит новейший радар на основе активной фазированной решётки позволяющий обнаруживать цели на земле, в воздухе и на воде и одновременно наводить на них весь спектр современного высокоточного оружия. Двигатель 117С позволяющий иметь крейсерский сверхзвуковой полет, а также сверх маневренность истребителя в воздушном бою. И наконец, бортовая электроника, позволяющая интегрировать истребитель в цифровую - ситецентрическую систему ведения боевых действий. Набор этих факторов радикально отличает Т-50 от истребителей предыдущего 4-го поколения: Су-30, Су-35. И позволяет говорить, о том что в России создан истребитель 5-го поколения. Его испытания только идут. Принятие на вооружение первой серийной машины ожидают не раньше 2016 года.

На этом фоне разговоры о новом - 6-м поколении выглядят хоть и жизнеутверждающими, но малообъяснимыми. Какие именно требования предъявляют российские военные к истребителям следующего поколения неизвестно. Собственно и с пятым, пока, не все ясно - машина проходит испытания. Многие из задуманных для нее систем еще не готовы. Пять истребителей Т-50 проходящих испытания всего лишь прототипы. На каждом из них разный набор оборудования. Каждый рассчитан под проверку тех или иных параметров. Каким будет конечный - серийный вариант никто не знает. Тем более, как отмечает источник телеканала ЗВЕЗДА в авиационной отрасли, что по тому же Су-35 можно судить, как долго может идти этот процесс.

«Военные постоянно меняют техзадание пытаясь получить «идеальный» самолет для непонятно каких условий применения», - говорит источник издания. Президент, генконструктор ОАО «РПКБ» Гиви Джанджгава, где была создана бортовая электроника истребителей Су-30, Су-35 и Т-50, согласен, что будущее боевой авиации за беспилотными авиационными комплексами. Причем многое, что должно быть в них быть реализовано уже создано и используется в российских истребителях.

По заверениям разработчиков, Т-50 - практически робот. По всему фюзеляжу истребителя размещено несколько десятков различных датчиков, которые позволят не только контролировать ситуацию вокруг машины, но и осуществлять обмен данными в режиме реального времени как с наземными системами управления, так и с внутриавиационной группой. «Электронный пилот», самостоятельно анализируя ситуацию, предлагает реальному пилоту несколько вариантов действий.

Современные российские боевые самолеты могут совершать автономный полет с изменением высоты и огибанием рельефа местности. Позволяя пилоту сконцентрироваться на обнаружении и уничтожении целей. При этом, машина не позволит летчику применить оружие, если его действие может повредить сам истребитель. Бортовой компьютер может решить и другую задачу - корректирует ошибки пилотирования не давая летчику выйти на критические режимы, при которых машина может свалиться в неконтролируемый штопор. Ну и наконец, при потере пилотом способности управлять самолётом в случае ранения или потери сознания, автоматически его катапультировать.

По словам Джанджгавы, все это как раз элементы 6-го - беспилотного-роботизированного поколения авиатехники. Но вот стоит ли идти дальше? Конструктор согласен, что робот лучше человека. Подготовка пилота занимает годы и требует миллионных расходов. Его потеря серьезный удар по боеготовности армии. К тому же человек может заболеть, испытывать психологические трудности и в итоге оказаться неспособным выполнить боевую задачу. Робот готов воевать всегда и в любых условиях. Но так ли это?

Директор программ по беспилотным комплексам концерна «Вега» Аркадий Сыроежка - конструктор работающий над созданием российских беспилотных летательных аппаратов, в том числе и стратегического назначения, говорит, что «Ахиллесова пята» всех беспилотниуков в том, что они не способны по ходу выполнения боевой задачи вносить корректировки в программу полета в зависимости от изменения ситуации.

Американского робота MQ-1 Predator готовит к вылету несколько месяцев. Если в ходе проведения боевого задания, что-то пойдет не так, машину тут же вернут на базу. Многомесячный труд сотен людей планировавших, готовивших боевой вылет специалистов оказывается пустым. Собственно так же как и не выполненной боевая задача. В тоже время летчик-испытатель Михаил Беляев уверен, что строевой летчик напротив способен не только адекватно оценивать изменение боевой ситуации, но и самостоятельно принять решения для выполнения поставленных перед ним задач. И несмотря ни на что выполнить их.

Еще один нюанс - гиперзвук. До последнего времени его считали чуть ли не главным условием самолетов будущего. Но вот парадокс, главком ВВС России Виктор Бондарев рассказывая о перспективном стратегическом бомбардировщике, по мнению экспертов, он должен был быть гиперзвуковым, вдруг огорошил всех заявлением, что машина будет дозвуковой. И это при том, что предыдущий российский бомбардировщик Ту-160 «Белый лебедь» летает со скоростями в 2 тыс. км в час и может подниматься в ближний космос.

Ответ, почему ВВС хотят дозвуковой самолет прост. Во-первых, он стоит в производстве и эксплуатации несоизмеримо дешевле сверхзвуковой и тем более гиперзвуковой машины. Кроме того, в современных условиях ему необязательно покидать территорию собственного государства для того чтобы нанести удар по целям в другом полушарии земли. Это могут сделать дальнобойные крылатые ракеты. Например, такие как Х-101 и Х-555. Дальность их полета от 3 до 5 тыс. км. Или те, что придут им на смену. Глава корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Борис Обносов говорит, что испытания новых ракет для ПАК ДА начались уже в этом году. По некоторым данным все они будут гиперзвуковыми.

Собственно в истребительной авиации та же тенденция. F-22 имеет сверхманевренность, но воевать будет не пушками в ближнем бою, а ракетами не входя в зону действия систем ПВО противника и прямое соприкосновение с его истребителями.

Летчик-испытатель истребителя Т-50 Сергей Богдан говорит, что истребитель 6-го поколения если и появится в России то не ранее, чем через 15 лет. «Казалось бы, технологии развиваются достаточно быстро, но все равно, от истребителя 4-го поколения до поколения 5-го прошло 35 лет», - объясняет он. При этом, перспективные самолеты действительно будут беспилотными, уверен Богдан, но «пилотируемая авиация еще будет жить долго».

«От человека, пока, не отказываются, - замгендиректора концерна КРЭТ Владимир Михеев. - Минобороны только формирует техническое задание на этот самолет». Концептуальные споры конструкторов и пилотов отражают главное - никто, пока, толком не знает каким именно должен быть и какими свойствами обладать истребитель 6-го поколения. Эта тенденция присутствует и в оценках сегодняшнего 5-го поколения. F-22 создавался в пику холодной войны США и СССР. В ситуации, когда две сверх державы готовились к тотальному уничтожению друг друга. Достичь его можно было только технологическим превосходством.

Но вот незадача, первый «Raptor» увидел «свет», когда и Москва, и Вашингтон решили, что они партнеры, а значит, глобальной войны между ними не будет. В итоге, программу закупок F-22 из-за стоимости сократили на две трети. Российское Минобороны так же не планирует массовых закупок Т-50 предпочитая покупать «старые», но технологически вылизанные, понятные в плане боевого применения, истребители поколения «4++»: Су-35 и МиГ-35. Аналогичная тенденция и ВВС США.

Что же до 6-го поколения, то его судьба во многом связанно с появлением в мире соответствующего противника. Это может быть и новый истребитель Китая, превосходящий по своим характеристикам F-22 или Т-50, или какие либо инопланетные захватчики со своими летающими тарелками. И то и другое мало вероятно. Поэтому и Москва и Вашингтон еще долго будут думать над целесообразностью выделения гигантских сумм на разработку самолета, для которого банально нет боевых задач и что самое важное достойного противника.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  14.07.2017
Мощные и дорогие корабли Королевского флота могут быть повреждены или разрушены сравнительно дешевыми ракетами, например, российского или иранского производства, пишет британское издание Daily Mail. Поэтому Великобритании стоит переключиться на разработку оборонительных мощностей кораблей, чтобы они не уступали наступательным.
Мировой ВПК  14.07.2017
С американским истребителем F-35 происходят удивительные трансформации. Нет, лучше он не становится. Самолет, который в ограниченном количестве находится в опытной эксплуатации, еще неизвестно когда доведут до ума. То есть до того уровня, который обещан корпорацией Lоckheed Martin как Пентагону, так и целому ряду стран, входящих в НАТО. Журнал National Interest в пространной статье рассказывает о модернизации пока еще как следует не вставшего «на крыло» многоцелевого истребителя пятого поколения.
Мировой ВПК  13.07.2017
После того как американские эсминцы разбомбили сирийскую авиабазу «Томагавками» — крылатыми ракетами, умеющими скрытно, на малой высоте подбираться к цели, оживились дискуссии о средствах противодействия этому коварному оружию. Среди таких средств особое место занимает МиГ-31, один из самых интересных боевых самолетов, созданных в нашей стране.
Мировой ВПК  07.07.2017
«Вестник Мордовии» на днях сообщил о том, что в Сирии танки Т-72Б3 впервые использовали танковые управляемые ракеты комплекса 9К119М «Рефрекс-М», которые по классификации НАТО имеют обозначение АТ-11 «Снайпер». «Рефлекс-М» и его предшествующую модификацию — 9К119 «Рефлекс» — принято называть противотанковым ракетным комплексом (ПТРК). Однако это не в полной мере отражает реальность", поскольку комплекс способен поражать не только танки, но и вертолеты, другие низколетящие цели, инженерные сооружения, уничтожать живую силу противника.
Конфликты  04.07.2017
На Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге тульское НПО «Сплав» представило модернизированные противолодочные ракеты для комплекса РПК-8 «Запад». Ракеты, получившие индекс 90Р1, уже запущены в серийное производство и начинают поступать на боевые корабли ВМФ России.
Конфликты  04.07.2017
Риски прямого военного конфликта России и США на сирийской территории неумолимо возрастают, прогнозируют западные аналитики. Все плотнее «увязают» в сирийской пустыне и другие державы — Иран, Турция, Израиль, которые мечтают безраздельно властвовать на этой территории. У кого из генералов первым не выдержат нервы, чтобы отдать приказ на атаку вчерашних союзников?
Конфликты  04.07.2017
Интернет звенит о том, какой может быть конфронтация между РФ и США. Внесу свой вклад и я. Диспозиция глазами Stratfor и иже с ними: хоть у России в Сирии и имеются ракетные системы класса «земля-воздух» и юркие истребители, все это неспособно выстоять в короткой и жестокой войне против США.