15.02.2017, 12:33
Россия ведет Су-25 на вынужденную посадку
Россия ведет Су-25 на вынужденную посадкуМеждународная военная политика
На днях министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров сделал очень настораживающее заявление. Он сообщил, что принято решение прекратить выпуск самого, пожалуй, воюющего самолета России — знаменитого на весь мир штурмовика Су-25, прозванного «Грачем». Мантуров заявил: «Су-25 у нас в серийных объёмах производиться больше не будет. Мы занимаемся только модернизацией уже новой версии Су-25ТМ».

В качестве возможной замены этому самолету поля боя министр назвал учебно-боевой Як-130, который можно без особых проблем дополнительно бронировать, перевооружить и тем самым превратить в легкий штурмовик.

Здесь многое странно. Во-первых, Су-25 в своей первоначальной версии не сходит с конвейеров с 1991 года, поэтому особой новости в прекращении его серийного производства нет. По сути, лучший в мире и самый эффективный даже по американским оценкам штурмовик перестали серийно выпускать с тех пор, как за границами нашей страны оказался Тбилисский авиационный завод. Там изготавливали одноместные боевые машины, а в Улан-Удэ — «спарки». Всего в СССР было выпущено 1320 штурмовиков.

С той поры не раз предпринимались попытки запустить в серию намного более совершенные самолеты-штурмовики этого типа. Сначала — специализированный на борьбе с танками противника Су-25Т. Главный конструктор «ОКБ Сухого», президент НПК «Штурмовики Сухого» Владимир Бабак об этом своем детище рассказывал так: — Я считаю, что это именно тот самолет, который сегодня нужен ВВС. Мы увеличили дальность практически в два раза, установили системы, аналогов которых в мире нет. Можете себе представить — башню танка снести на удалении десять километров? Прямым попаданием лазерными ракетами. Это точечный удар по «интересным» целям. Можно попасть в любое окно. Крестик там нарисовать — и мы попадем.

Противотанковый самолет Су-25Т успешно прошел серию государственных испытаний, но дальше дело продвинулось очень недалеко. Улан-удинцы поставили Министерству обороны РФ всего шесть таких машин. Все они сначала оказались в Липецком центре боевого применения и переучивания летного состава, потом участвовали в боевых действиях на Северном Кавказе, где отлично себя показали. Но денег у военных тогда не было ни на что. И это на судьбе нового штурмовика сказалось самым роковым образом. Больше за него и не брались.

Однако «ОКБ Сухого» не стояло на месте. В 1995 году оно представило тот самый Су-25ТМ (Су-39), о котором теперь говорит министр Мантуров. В целом, его конструкция оказалась той же, что и предшественника. Но за счет установки нового бортового радиоэлектронного оборудования и расширения номенклатуры вооружений этот самолет обрел новые боевые возможности: не только эффективно уничтожать бронетехнику, находясь вне зоны действия средств ПВО противника, но и вести воздушный бой и поражать надводные цели. Средства боевой живучести Су-39 обеспечивают машине практически гарантированную защиту летчика и всех жизненно важных узлов штурмовика от поражения пушечными снарядами калибра до 30-мм, а также переносными зенитно-ракетными комплексами.

Словом, это во всех отношения замечательная боевая машина, но в серию не пошла и она.

Несколько больше повезло другой модификации «грачей» — Су-25СМ3. За счет модернизированной системы прицеливания с использованием ГЛОНАСС новый штурмовик получил возможность точно бить по целям, находящимся вне пределов прямой видимости летчика. В том числе — из-за облаков. В целом, боевая эффективность новой машины увеличена втрое. Решено, что до конца 2020 года 40 изрядно полетавших «чистых» Су-25 в подмосковной Кубинке будут переделаны в Су-25СМ3. Некоторые из них сейчас воюют в Сирии. Но теперь об этом проекте Мантуров не сказал ни слова. Стало быть, скорее всего, под сукно засунут и его.

И вот картина маслом на сегодняшний день. У России в наличии сразу несколько вариантов штурмового самолета поля боя, не имеющего себе равных. Любой из них значительно меньше по размерам своего американского соперника А-10 «Тандерболт», прозванного «Бородавчик», но имеет бОльшую скорость и боевую эффективность. Кроме того, за счет титановой бронекапсулы наша машина существенно выигрывает в живучести. Она неприхотлива в обслуживании и может подниматься в воздух с необорудованных аэродромов.

Все региональные конфликты последних десятилетий свидетельствуют о том, что в противопартизанской войне без штурмовиков не обойтись. Завод в Улан-Удэ готов возобновить выпуск любой из модификаций. Денег на соответствующий оборонный заказ у Министерства обороны достаточно. Но вместо реального запуска конвейера пока одни разговоры.

Мало того. Министр Мантуров, как уже сказано, считает, что Су-25 вообще можно заменить еще более простым и дешевым двухместным учебно-боевым Як-130, который вообще-то спроектирован исключительно как «летающая парта» для обучения будущих пилотов.

Да, у малобюджетной «Рукавицы», как за весьма скромные размеры прозвали в НАТО Як-130, под крыльями три точки подвески для ракет, бомб и НУРСов. Самолет может нести до трех тонн различных вооружений. По расчетам американского журнала «The National Interest», если подвесить к Як-130 пару 200-тонных бомб, пушку и пару дополнительных топливных баков, то боевой радиус машины составит почти 700 километров.

Неплохо для борьбы с партизанами, не имеющими, как правило, мощной ПВО. Но, скажем, у Су-25СМ3 возможности все равно намного выше: боевая нагрузка до шести тонн, боевой радиус до 1850 километров. Тем не менее, нам говорят, что Як-130, модернизированный в штурмовик, легко заменит и эту, и другие подобные машины. Не сам же глава Минпромторга это придумал?

И вот тут мы, похоже, подходим к главному препятствию к возрождению российского самолета-штурмовика — позиции заказчика в лице Министерства обороны. Точнее — Главного командования наших Воздушно-Космических сил.

Послушаем главкома ВКС генерала Виктора Бондарева. Летом минувшего года при посещении Новосибирского авиационного завода, на котором строится крупная серия новейших фронтовых бомбардировщиков Су-34, Бондарев заявил: «Этот самолет заменит Су-24, когда тот выработает свой установленный ресурс. Су-34 будет идти по программе как истребитель-бомбардировщик, и мы будем рассматривать его в перспективе как самолет штурмовой авиации. В будущем он, может быть, заменит и Су-25, и мы выйдем на одну линейку различных модификаций Су-34. Будет достигнута универсальность».

Эти слова вызвали просто шквал критики различных специалистов, в том числе военных летчиков. Вкратце их возражения сводятся к следующему:

— Су-34 в разы более дорогая и технологически совершенная машина, рисковать ею при штурмовке отдельных целей на поле боя слишком расточительно;

— да, Су-34 отлично проявили себя в ходе операции в Сирии, но высокоточные удары наносили и наносят исключительно с горизонтального полета с высоты не ниже 5000 метров, что вовсе не работа штурмовиков. Те обычно поражают цели с пикирования;

— штурмовик Су-25 намного более прост и неприхотлив в обслуживании, чем фронтовой бомбардировщик Су-34. Поэтому способен куда чаще подниматься в воздух и наносить ракетно-бомбовые удары, чем с лихвой компенсирует меньшую, чем у фронтового бомбардировщика, боевую нагрузку.

Как бы там ни было, отметим главное: генерал Бондарев допускает, что в ближайшей перспективе штурмовики Су-25 России не особенно и нужны. При этом в Новосибирске главком ВКС ни слова не сказал про Як-130 как еще один вариант замены Су-25. Более того, два года назад, в 2014-м, он признался

, что не поддерживает эту идею: «Легким истребителем Як-130 не хотели сделать, хотели легким штурмовиком. Но Су-25 (российский штурмовик) справляется со своими задачами».

Либо за два года главком и здесь что-то переосмыслил, либо ему скоро предстоит вступить в конфликт с финансистами и промышленниками во главе с Мантуровым. Для которых главным достоинством любого оружия и боевой техники всегда являлась ее их необременительность для бюджета. А бить по «Леопардам» и «Абрамсам» будут совсем другие люди.

А в это время

По сообщению американских СМИ, штурмовики А-10 Thunderbolt-2 («Раскат грома») останутся в строю до 2021 года, заявил начштаба ВВС США генерал Дэвид Гольдфейн. Заменить штурмовик пока не получится.
Гольдфейн привел пример успешных действий ВВС США в Афганистане, где А-10 решают достаточно сложные задачи при относительно невысокой цене эксплуатации.

Обсуждение необходимости списания штурмовиков началось еще в 2014 году. По мнению правительства экс-президента Барака Обамы, это позволило бы сэкономить деньги для более важных авиационных программ.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  14.07.2017
Мощные и дорогие корабли Королевского флота могут быть повреждены или разрушены сравнительно дешевыми ракетами, например, российского или иранского производства, пишет британское издание Daily Mail. Поэтому Великобритании стоит переключиться на разработку оборонительных мощностей кораблей, чтобы они не уступали наступательным.
Мировой ВПК  14.07.2017
С американским истребителем F-35 происходят удивительные трансформации. Нет, лучше он не становится. Самолет, который в ограниченном количестве находится в опытной эксплуатации, еще неизвестно когда доведут до ума. То есть до того уровня, который обещан корпорацией Lоckheed Martin как Пентагону, так и целому ряду стран, входящих в НАТО. Журнал National Interest в пространной статье рассказывает о модернизации пока еще как следует не вставшего «на крыло» многоцелевого истребителя пятого поколения.
Мировой ВПК  13.07.2017
После того как американские эсминцы разбомбили сирийскую авиабазу «Томагавками» — крылатыми ракетами, умеющими скрытно, на малой высоте подбираться к цели, оживились дискуссии о средствах противодействия этому коварному оружию. Среди таких средств особое место занимает МиГ-31, один из самых интересных боевых самолетов, созданных в нашей стране.
Мировой ВПК  07.07.2017
«Вестник Мордовии» на днях сообщил о том, что в Сирии танки Т-72Б3 впервые использовали танковые управляемые ракеты комплекса 9К119М «Рефрекс-М», которые по классификации НАТО имеют обозначение АТ-11 «Снайпер». «Рефлекс-М» и его предшествующую модификацию — 9К119 «Рефлекс» — принято называть противотанковым ракетным комплексом (ПТРК). Однако это не в полной мере отражает реальность", поскольку комплекс способен поражать не только танки, но и вертолеты, другие низколетящие цели, инженерные сооружения, уничтожать живую силу противника.
Конфликты  04.07.2017
На Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге тульское НПО «Сплав» представило модернизированные противолодочные ракеты для комплекса РПК-8 «Запад». Ракеты, получившие индекс 90Р1, уже запущены в серийное производство и начинают поступать на боевые корабли ВМФ России.
Конфликты  04.07.2017
Риски прямого военного конфликта России и США на сирийской территории неумолимо возрастают, прогнозируют западные аналитики. Все плотнее «увязают» в сирийской пустыне и другие державы — Иран, Турция, Израиль, которые мечтают безраздельно властвовать на этой территории. У кого из генералов первым не выдержат нервы, чтобы отдать приказ на атаку вчерашних союзников?
Конфликты  04.07.2017
Интернет звенит о том, какой может быть конфронтация между РФ и США. Внесу свой вклад и я. Диспозиция глазами Stratfor и иже с ними: хоть у России в Сирии и имеются ракетные системы класса «земля-воздух» и юркие истребители, все это неспособно выстоять в короткой и жестокой войне против США.