15.02.2017, 12:33
Россия ведет Су-25 на вынужденную посадку
Россия ведет Су-25 на вынужденную посадкуМеждународная военная политика
На днях министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров сделал очень настораживающее заявление. Он сообщил, что принято решение прекратить выпуск самого, пожалуй, воюющего самолета России — знаменитого на весь мир штурмовика Су-25, прозванного «Грачем». Мантуров заявил: «Су-25 у нас в серийных объёмах производиться больше не будет. Мы занимаемся только модернизацией уже новой версии Су-25ТМ».

В качестве возможной замены этому самолету поля боя министр назвал учебно-боевой Як-130, который можно без особых проблем дополнительно бронировать, перевооружить и тем самым превратить в легкий штурмовик.

Здесь многое странно. Во-первых, Су-25 в своей первоначальной версии не сходит с конвейеров с 1991 года, поэтому особой новости в прекращении его серийного производства нет. По сути, лучший в мире и самый эффективный даже по американским оценкам штурмовик перестали серийно выпускать с тех пор, как за границами нашей страны оказался Тбилисский авиационный завод. Там изготавливали одноместные боевые машины, а в Улан-Удэ — «спарки». Всего в СССР было выпущено 1320 штурмовиков.

С той поры не раз предпринимались попытки запустить в серию намного более совершенные самолеты-штурмовики этого типа. Сначала — специализированный на борьбе с танками противника Су-25Т. Главный конструктор «ОКБ Сухого», президент НПК «Штурмовики Сухого» Владимир Бабак об этом своем детище рассказывал так: — Я считаю, что это именно тот самолет, который сегодня нужен ВВС. Мы увеличили дальность практически в два раза, установили системы, аналогов которых в мире нет. Можете себе представить — башню танка снести на удалении десять километров? Прямым попаданием лазерными ракетами. Это точечный удар по «интересным» целям. Можно попасть в любое окно. Крестик там нарисовать — и мы попадем.

Противотанковый самолет Су-25Т успешно прошел серию государственных испытаний, но дальше дело продвинулось очень недалеко. Улан-удинцы поставили Министерству обороны РФ всего шесть таких машин. Все они сначала оказались в Липецком центре боевого применения и переучивания летного состава, потом участвовали в боевых действиях на Северном Кавказе, где отлично себя показали. Но денег у военных тогда не было ни на что. И это на судьбе нового штурмовика сказалось самым роковым образом. Больше за него и не брались.

Однако «ОКБ Сухого» не стояло на месте. В 1995 году оно представило тот самый Су-25ТМ (Су-39), о котором теперь говорит министр Мантуров. В целом, его конструкция оказалась той же, что и предшественника. Но за счет установки нового бортового радиоэлектронного оборудования и расширения номенклатуры вооружений этот самолет обрел новые боевые возможности: не только эффективно уничтожать бронетехнику, находясь вне зоны действия средств ПВО противника, но и вести воздушный бой и поражать надводные цели. Средства боевой живучести Су-39 обеспечивают машине практически гарантированную защиту летчика и всех жизненно важных узлов штурмовика от поражения пушечными снарядами калибра до 30-мм, а также переносными зенитно-ракетными комплексами.

Словом, это во всех отношения замечательная боевая машина, но в серию не пошла и она.

Несколько больше повезло другой модификации «грачей» — Су-25СМ3. За счет модернизированной системы прицеливания с использованием ГЛОНАСС новый штурмовик получил возможность точно бить по целям, находящимся вне пределов прямой видимости летчика. В том числе — из-за облаков. В целом, боевая эффективность новой машины увеличена втрое. Решено, что до конца 2020 года 40 изрядно полетавших «чистых» Су-25 в подмосковной Кубинке будут переделаны в Су-25СМ3. Некоторые из них сейчас воюют в Сирии. Но теперь об этом проекте Мантуров не сказал ни слова. Стало быть, скорее всего, под сукно засунут и его.

И вот картина маслом на сегодняшний день. У России в наличии сразу несколько вариантов штурмового самолета поля боя, не имеющего себе равных. Любой из них значительно меньше по размерам своего американского соперника А-10 «Тандерболт», прозванного «Бородавчик», но имеет бОльшую скорость и боевую эффективность. Кроме того, за счет титановой бронекапсулы наша машина существенно выигрывает в живучести. Она неприхотлива в обслуживании и может подниматься в воздух с необорудованных аэродромов.

Все региональные конфликты последних десятилетий свидетельствуют о том, что в противопартизанской войне без штурмовиков не обойтись. Завод в Улан-Удэ готов возобновить выпуск любой из модификаций. Денег на соответствующий оборонный заказ у Министерства обороны достаточно. Но вместо реального запуска конвейера пока одни разговоры.

Мало того. Министр Мантуров, как уже сказано, считает, что Су-25 вообще можно заменить еще более простым и дешевым двухместным учебно-боевым Як-130, который вообще-то спроектирован исключительно как «летающая парта» для обучения будущих пилотов.

Да, у малобюджетной «Рукавицы», как за весьма скромные размеры прозвали в НАТО Як-130, под крыльями три точки подвески для ракет, бомб и НУРСов. Самолет может нести до трех тонн различных вооружений. По расчетам американского журнала «The National Interest», если подвесить к Як-130 пару 200-тонных бомб, пушку и пару дополнительных топливных баков, то боевой радиус машины составит почти 700 километров.

Неплохо для борьбы с партизанами, не имеющими, как правило, мощной ПВО. Но, скажем, у Су-25СМ3 возможности все равно намного выше: боевая нагрузка до шести тонн, боевой радиус до 1850 километров. Тем не менее, нам говорят, что Як-130, модернизированный в штурмовик, легко заменит и эту, и другие подобные машины. Не сам же глава Минпромторга это придумал?

И вот тут мы, похоже, подходим к главному препятствию к возрождению российского самолета-штурмовика — позиции заказчика в лице Министерства обороны. Точнее — Главного командования наших Воздушно-Космических сил.

Послушаем главкома ВКС генерала Виктора Бондарева. Летом минувшего года при посещении Новосибирского авиационного завода, на котором строится крупная серия новейших фронтовых бомбардировщиков Су-34, Бондарев заявил: «Этот самолет заменит Су-24, когда тот выработает свой установленный ресурс. Су-34 будет идти по программе как истребитель-бомбардировщик, и мы будем рассматривать его в перспективе как самолет штурмовой авиации. В будущем он, может быть, заменит и Су-25, и мы выйдем на одну линейку различных модификаций Су-34. Будет достигнута универсальность».

Эти слова вызвали просто шквал критики различных специалистов, в том числе военных летчиков. Вкратце их возражения сводятся к следующему:

— Су-34 в разы более дорогая и технологически совершенная машина, рисковать ею при штурмовке отдельных целей на поле боя слишком расточительно;

— да, Су-34 отлично проявили себя в ходе операции в Сирии, но высокоточные удары наносили и наносят исключительно с горизонтального полета с высоты не ниже 5000 метров, что вовсе не работа штурмовиков. Те обычно поражают цели с пикирования;

— штурмовик Су-25 намного более прост и неприхотлив в обслуживании, чем фронтовой бомбардировщик Су-34. Поэтому способен куда чаще подниматься в воздух и наносить ракетно-бомбовые удары, чем с лихвой компенсирует меньшую, чем у фронтового бомбардировщика, боевую нагрузку.

Как бы там ни было, отметим главное: генерал Бондарев допускает, что в ближайшей перспективе штурмовики Су-25 России не особенно и нужны. При этом в Новосибирске главком ВКС ни слова не сказал про Як-130 как еще один вариант замены Су-25. Более того, два года назад, в 2014-м, он признался

, что не поддерживает эту идею: «Легким истребителем Як-130 не хотели сделать, хотели легким штурмовиком. Но Су-25 (российский штурмовик) справляется со своими задачами».

Либо за два года главком и здесь что-то переосмыслил, либо ему скоро предстоит вступить в конфликт с финансистами и промышленниками во главе с Мантуровым. Для которых главным достоинством любого оружия и боевой техники всегда являлась ее их необременительность для бюджета. А бить по «Леопардам» и «Абрамсам» будут совсем другие люди.

А в это время

По сообщению американских СМИ, штурмовики А-10 Thunderbolt-2 («Раскат грома») останутся в строю до 2021 года, заявил начштаба ВВС США генерал Дэвид Гольдфейн. Заменить штурмовик пока не получится.
Гольдфейн привел пример успешных действий ВВС США в Афганистане, где А-10 решают достаточно сложные задачи при относительно невысокой цене эксплуатации.

Обсуждение необходимости списания штурмовиков началось еще в 2014 году. По мнению правительства экс-президента Барака Обамы, это позволило бы сэкономить деньги для более важных авиационных программ.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  27.04.2017
Турецкие водолазы уже в первые часы после кораблекрушения могли «покопаться» в секретной начинке «Лимана», опасаются российские адмиралы. Российский корабль оснащен радиолокационной и гидроакустической системой, а также аппаратурой радиоразведки. Уже можно сделать выводы и о том, кто виноват в потере корабля российского Черноморского флота.
Мировой ВПК  27.04.2017
Новая российская противокорабельная ракета «Циркон» достигла на испытаниях восьми скоростей звука, сообщило агентство ТАСС со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе России. В ходе испытаний было подтверждено, что маршевая скорость ракеты в восемь раз превышает скорость звука. Ракета может запускаться с универсальных корабельных пусковых установок 3С14, которые также используются для ракет «Калибр» и «Оникс».
Геополитика  27.04.2017
ПРО США способна сбивать межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) России на 150-й секунде полета. Об этом в среду, 26 апреля, заявил начальник Центрального НИИ Войск воздушно-космической обороны РФ Сергей Ягольников. «Период подготовки применения ПРО США обеспечивает достаточный баланс времени для обстрела российских межконтинентальных баллистических ракет на восходящем активном участке траектории их полета. Получаются цифры такие. При использовании внешнего целеуказания от космического аппарата пуск противоракет возможен уже на 85-й секунде после старта МБР.
Мировой ВПК  27.04.2017
Аналитическое издание National Interest опубликовало статью «Почему Америка должна заставить Россию не нарушать договор РСМД (Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности -авт.)». Суть публикации сводится к тому, что «слабый президент» Обама не смог принудить Кремль вернуться к соблюдению буквы и духа этого соглашения, подписанного почти тридцать лет назад генсеком Горбачевым и президентом Рейганом. В статье признается, что в сохранении договора заинтересованы, прежде всего, американцы. Но для того, чтобы Путин взял под козырек, Вашингтону нужен эффективный рычаг давления на Россию.
Конфликты  27.04.2017
Начальник Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ генерал-полковник Сергей Рудской заявил, что Россия вывела почти половину своей авиагруппировки, которая располагалась на авиабазе Хмеймим в Сирии. В своем выступлении на VI Московской международной конференции по безопасности он пояснил, что военное руководство России посчитало возможным сократить количество российских самолетов в Сирии, поскольку «число террористических формирований в стране за последнее время уменьшилось».
Конфликты  25.04.2017
За последнюю неделю правительственные войска Сирии незаметно для всего мира одержали две крупные победы, стратегически сравнимые с возвращением Пальмиры. Новая конфигурация фронта позволяет назвать следующую крупную цель Дамаска – это находящаяся в центре химического скандала провинция Идлиб. Но причины для радости на этом не заканчиваются.
Конфликты  20.04.2017
С принятием Белым домом решения на агрессию против КНДР начнется период подготовки войны. Его цель – создание политических, международно-правовых, морально-психологических и военно-стратегических условий, обеспечивающих возможность и успех кампании. Развернется масштабная информационная операция по дискредитации руководства КНДР на международной арене, в государствах-союзниках и среди населения самой Северной Кореи. Особое внимание будет уделено поиску лиц из числа военных и партийных руководителей КНДР разных уровней, готовых к измене ради гарантий безопасности и денежного вознаграждения.