14.11.2014, 21:41
Россия проигрывает Казахстан Америке?
Россия проигрывает Казахстан Америке?Международная военная политика
Противодействие США укреплению связей Китая с Россией и Европой, временные противоречия между последними – вот главный гордиев узел, ослабить который Казахстан намерен через усиление роли Центральной Азии в геополитике за счет логистики. Развитие подобного сценария может привести к существенным потерям России в доходах от транзитных грузоперевозок.

«Великий шелковый путь», который зародился во II веке до нашей эры, в свое время играл едва ли не ключевую роль в мировой политике. Он способствовал не только обмену товарами между Азией и Европой, но и трансферту технологий и культурных ценностей. Главное же – это бурное развитие главных «логистов» Шелкового пути – стран Центральной Азии, о которых в то время знал весь мир и с которыми считались основные империи.

Именно этого и именно сейчас намерены добиться главы стран Центральной Азии, которые при прямом содействии США и Евросоюза уже много лет продвигают идею воссоздания Юго-Западного транспортного коридора в виде «Нового шелкового пути». Казахстан, который является самым большим партнером России в Центральной Азии, планирует стать центром этой транспортной интеграции, что на первый взгляд кажется противоречием. Так угрожает ли усиление связей Китая и Европы через Центральную Азию и усиление влияния на них США интересам России, через которую тоже планируется провести часть пути в Европу, и самому ЕвразЭС? В том числе об этом шла речь на конференции по Евразийской транспортной интеграции, прошедшей в Астане.


Великое возрождение или угроза соседям?

Директор Института международной экономической политики Фонда первого президента Казахстана Султан Акимбеков согласен, что «Новый шелковый путь» - в первую очередь проект геополитический.

«После исчезновения «Великого шелкового пути» с началом мореходства на территории Центральной Азии больше не стало великих государств. Наши страны превратились в регионы, которые долгое время оставались на задворках мировой политики. Сейчас вместе мы хотели бы вернуться в лидерство и в долгосрочной перспективе стать серьезными игроками на мировой политической арене», - говорит он.

Этот комплексный мега-проект по строительству транспортной инфраструктуры свяжет коротким путем Китай, а также другие страны Юго-Восточной Азии с Европой, странами Африки и арабского мира. Основные его участки пролягут (а некоторые уже действуют) через Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Киргизию, Азербайджан и Афганистан. Выход в Европу планируется организовать через Иран или Турцию. Одну из автомобильных веток планируется провести в Европу через Россию (при этом Казахстан свою часть пути с выходом на Саратов уже проложил, Россия медлит, ссылаясь на отсутствие средств).

Вокруг идеи "Нового шелкового пути" пересеклись не только экономические, но и политические интересы Китая, России, США, Европы и арабских стран, между которыми и без того много противоречий. Сейчас следует ожидать либо новых обострений, либо новых компромиссов по этому вопросу, поскольку Казахстан начал форсировать строительство «Нового шелкового пути».

«Да, есть риски для строительства «Нового шелкового пути», мы пока не знаем, как будут складываться дальше отношения Запада и России, Азии, - говорит Султан Акимбеков. – например, Китай и Россия не хотят, чтобы здесь были интересы третьей стороны вроде США. Ввиду таких противоречий Казахстан сейчас активно и выходит мировую арену, ускоряя строительство. Мы не хотим ждать, мы хотим стать активными участниками геополитики».


Многовекторная политика

Россия ввиду экономических причин со скепсисом смотрит на строительство газопровода Nabucco — это нереализованный магистральный проект протяженностью 3300 км из Туркмении и Азербайджана в страны ЕС, прежде всего Австрию и Германию. Нервирует Россию и строительство газопровода ТАПИ из Туркменистана через Афганистан до границы Пакистана и Индии. Но если эти проекты лишь снизят поставки российского газа в страны АТР, то «Новый шелковый путь» - это скорее уже политические амбиции Китая, Европы и стран Центральной Азии.

Тем временем уже с первого января вступит в силу трехстороннее соглашение России, Белоруссии и Казахстана об объединении в Евразийский экономический Союз. Это в свою очередь нервирует Европу и США. Но именно поэтому Казахстан и хочет вести свою игру. Нурсултан Назарбаев в такой ситуации, когда Казахстан оказался зажат между такими «жерновами» как Китай, США, Россия и Европа, выбрал тактику так называемой многовекторной политики.

«Безусловно, ЕвразЭС открывает большие возможности для трех стран, - рассуждает председатель Найионального банка Республики Казахстан Кайрат Келимбетов. - Какой бы критике не подвергалась эта интеграция, она открывает и уже открыла большие экспортные возможности для участников Союза. Да, сейчас всем мешают санкционные войны, но ведь они пройдут и ставка Казахстана на многовекторную политику оправдается».

По его словам, «Новый шелковый путь» главным образом обеспечит странам Центральной и средней Азии экономическую безопасность в будущем, когда нефть и газ перестанут быть основным предметом международной торговли в этом регионе.

«В будущем усиление нашего прямого товарообмена с Евросоюзом не разрушит установившегося сейчас баланса сил в ЕвразЭС, напротив, расширит его возможности для всех», - говорит Келимбетов.

К тому же новые проекты "Нового шелкового пути" будут дополнять как действующие маршруты через Россию, так и будущие. Например, для образования нового коридора Китай-Европа через Казахстан, Россиию и Белоруссиию планируется запустить высокосоростное движение, для чего уже создана совместная со странами Таможенного союза компания ТЛК.

По словам заведующего лабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Юрия Щербанина, ЕвразЭС вряд ли что сейчас угрожает, поскольку страны-участники уже получили ощутимый эффект от Таможенного союза.

«В Новосибирске я лично убедился, например, что объем торговли между Казахстаном и этим регионом вырос до 80 процентов, в то время как был ранее заметно меньше. Туда везут лес, оттуда зерно и прочее-прочее. Причиной всему снятие таможенных ограничений, гармонизация законодательства. Даже пассажирские перевозки активизировались», - говорит Юрий Щербанин.

Россия в свою очередь не исключает возможности присоединения к «Новому шелковому пути» и предлагает подключить к нему БАМ и Транссиб.

«Если кто-то в России опасается, что часть грузопотока будут отняты у БАМа и Транссиба, то зря, - говорит Кайрат Келимбетов. - Мы предлагаем совместно зарабатывать на новых маршрутах, точки входа есть. Когда создавался Таможенный союз, многие тоже видели в этом геополитические риски. Но теперь и Китай, и Индия видят в этом и свои выгоды, что также укрепляет и их связи с Россией».

С этим согласен и директор Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Тимофей Бордачев. «Нам вообще пора давно отказываться от европейского подхода в политике: «или то, или другое». Можно и одно, и другое. "Новый шелковый путь" никак не угрожает ЕрвазЭС, к которому скорей всего даже подключатся Киргизия и Армения, поскольку проект не является институционально-правовым, а исключительно логистическо-коммерческим. То есть не предполагает изменение законодательства стран-участников кроме технических аспектов», - считает Тимофей Бордачев. 


Новому пути мешают войны

Когда еще год назад Нурсултан Назарбаев объявил, что страна «готовится расширить транзитный потенциал для грузов НАТО за счет каспийского порта Актау», это вызвало большой резонанс в том числе в России. Впрочем, тогда Россия сама использовала подобный шанс, договорившись с Вашингтоном о создании транзитного хаба в городе Ульяновске для снабжения войск коалиции.

Однако Афганистан сейчас вновь вошел в геополитическую повестку после вывода оттуда НАТО основного контингента вооруженных сил. Дело в том, что наиболее приоритетные с точки зрения логистики проекты «Нового шелкового пути» завязаны на Афганистане. Узбекистан построил здесь от своего Харайтона до Афганского Мозари-Шарифа железную дорогу, которая охранялась в том числе силами коалиции. У Туркменистана ввиду изменения обстановки завис вопрос от строительстве газопровода TAPI в Индию и Пакистан.

«Да, Афганистан сейчас большая геополитическая проблема, здесь есть риски радикального исламизма, наркотрафика, - говорит Султан Акимбеков. - Но опыт мировой показывает: если нет влияния деструктивных внешних сил, то нет и конфликтов. А при экономическом усилении стран Центральной Азии будут минимизированы риски марионеточного управления в Афганистане. Ведь Талибан – это зонтичный бренд, он объединяет очень разные кланы в Афганистане. Если они начнут зарабатывать на транзите, если Узбекистан и Туркменистан получат выходы к морю и увеличат экспорт/импорт за счет удешевления доставки, то и афганская проблема со временем сойдет на нет».

США между тем продолжают поддерживать транспортные проекты стран Центральной Азии в Афганистане. И хотя не в их интересах усиление торговых связей Китая и Европы во всяком случае в этом направлении, они больше получат выгод, если Афганистан наконец-то успокоится, хотя бы на время.

«Время как раз и следует выиграть, - говорит Фридерик Стар, профессор института Центральной Азии-Кавказа университета Джона Хопкинса США. – Железные дороги и новые промышленные объекты вокруг них помогут Афганистану укрепить экономику, что заставит различные группировки со временем больше обеспечиваться стабильность в регионе. В этом прямой интерес США и стран НАТО, которые сейчас вынуждены оказывать помощь Афганистану в размере до 20 млрд долларов ежегодно».

Тимофей Бордачев считает, что реализация транспортных проектов в Афганистане именно сейчас маловероятно. США вряд ли полностью откажутся от контрольно-дестабилизирующей роли в это регионе, чтобы тем самым иметь косвенное влияние на Пакистан и страны Центральной Азии.

«России же интересно максимально оградиться от Афганистана, равно как и Казахстану, поскольку в ином случае придется столкнуться с шантажом местных радикалов при строительстве объектов. А он будет, потому что все понимают, что с Талибаном не справится армия ни Туркмении, ни Узбекистана, ни вместе взятых».

Понятно, что России подавно не нужна война в Афганистане, пока только хватает сил частично сдерживать потоки наркотрафика силами 201 мотострелковой дивизии на границе в Таджикистане.


Иран и внутренние противоречия 

Среди одной из точек оптимальной логистики для всех без исключения стран-участников проекта «Новый шелковый путь» является Иран, который сейчас под санкциями США и Евросоюза.

«Это самый короткий путь в Европу, и все проекты предусматривают этот маршрут, - говорит Султан Акимбеков. – Но пока Иран под санкциями, мы рассматриваем маршрут через Грузию и Турцию».

Наконец, в странах Центральной и Средней Азии есть и другая проблема – внутренние противоречия.

«Армения и Азербайджан находятся в затяжном конфликте из-за Нагорного Карабаха и других территорий, ввиду чего Азербайджан не хочет прокладывать свою часть пути через Армению, что было бы короче, - говорит Виктор Продедович, директор программы по региональному экономическому сотрудничеству USAID. - У Таджикистана периодически возникают перестрелки с Киргизией. Добавьте к этим рискам и внутрирегиональную торговую политику. Например, в Узбекистане если повышаются цены на фрукты, власти попросту разворачивают фуры на границе и в стране начинается демпинг. Будет ли такое поведение позитивным сигналов для грузоотправителей? Вряд ли».

Таким образом, политических проблем у «Нового шелкового пути» немало, даже при наличии прямой экономической заинтересованности Китая и Европы и политической у США. И чтобы его все-таки проложить, странам Центральной Азии потребуется немало усилий и дипломатической выдержки. Если же многовекторная политика Казахстана даст свой эффект и поможет заработать в полную силу «Новому шелковому пути», то страна по праву будет считаться одним из ведущих игроков геополитики в регионе. В том числе и за счет транзита через Россию, актуальность которого никто не отменяет.

Категория: Геополитика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  21.03.2017
Генеральный конструктор, вице-президент по инновациям Объединенной самолетостроительной корпорации (ОСК) Сергей Коротков сообщил о том, что корпорация проводит работы по созданию перехватчика нового поколения МиГ-41, который должен прийти на смену МиГ-31. Причем самолет разрабатывают не только конструкторы РСК «МиГ», но и специалисты других компаний, входящих в состав РСК.
Геополитика  20.03.2017
8 марта 2017 года вице-председатель американского Объединенного комитета начальников штабов генерал Пол Селва в выступлении в комитете Палаты представителей Конгресса США впервые публично обвинил Россию в нарушении бессрочного Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД), заключенного в 1987 году президентом США Рональдом Рейганом и генеральным секретарем ЦК КПСС Михаилом Горбачевым. Селва объявил, что Россия поставила на вооружение крылатую ракету наземного базирования (в классификации НАТО — SSC-8), чем нарушила «дух и смысл» соглашения о контроле над вооружениями, сделав это с целью создать угрозу для НАТО.
Геополитика  20.03.2017
На сайте Стратегического командования США появилось сообщение о проведении учений под кодовым названием Global Lightning 2017. Мероприятие могло бы остаться рутинным, если бы не три любопытных новшества. Во-первых, в этот раз «молнию» встроили в глобальные учения Европейского командования ВС США Austere Challenge 2017, которые по сути являются командно-штабными учениями (КШУ) армий всего Североатлантического альянса. Во-вторых, как заявил глава U.S. Strategic Command генерал Джон Хиттен, они впервые за четверть века не ограничились компьютерным моделированием.
Мировой ВПК  20.03.2017
На ремонт авианесущего крейсера предполагается истратить не менее 65 млрд рублей. Но правоохранительные органы могут способствовать уменьшению этой суммы. Ремонт авианосца «Адмирал Кузнецов» может быть отложен до следующего года, сообщило агентство «Интерфакс» со ссылкой на информированный источник в Москве. «Пока решения о сроках ремонта нет. Есть вероятность, что он начнется в 2018 году», - сообщает издание.
Конфликты  23.03.2017
«На границе тучи ходят хмуро…» — это сегодня про израильский Север. Про тучи, которые следует развеять, а заодно и вызванный ими туман, про назревающую грозу на северной границе. Напряжение там, ставшее очевидным после обмена ударами между Израилем и Сирией в конце прошлой недели, — не локальное кратковременное обострение ситуации, а отражение новой реальности, которая определит будущее региона в ближайшей перспективе.
Конфликты  22.03.2017
Израиль пообещал продолжить авиаудары по оружейным конвоям «Хезболлы» в Сирии. Атаки будут продолжаться в случае «возможности с разведывательной и военной точек зрения», - подчеркнул премьер- министр страны Биньямин Нетаньяху. Он отметил, что проинформировал президента России Владимира Путина о своих намерениях. Кроме того, израильский премьер опроверг сообщения о том, что Россия настаивает на прекращении Израилем военных операций на сирийской территории. «У России имеется выработанная политика (по отношению к позиции Израиля на Ближнем Востоке), и она не изменилась», - цитирует заявление Нетаньяху израильское издание The Jerusalem Post.
Конфликты  22.03.2017
Швейцарский военный ресурс «Offiziere.ch» опубликовал статью канадского военного эксперта Пола Прайса «Strategic Spillover: The Emirates in Africa» («Стратегическая экспансия Эмиратов в Африке»). Автор, ранее работавший в аналитических структурах НАТО и ОБСЭ, комментирует создание Объединенными Арабскими Эмиратами двух военных баз на территории Африки.