05.04.2016, 07:52
Россия принудит Армению и Азербайджан к миру
Россия принудит Армению и Азербайджан к мируМеждународная военная политика
Война за Нагорный Карабах между Арменией и Азербайджаном не отвечает национальным интересам России. Конфликт между армянами и азербайджанцами, разросшийся в последние годы существования СССР и ставший одним из поводов для его развала, обернулся полноценной войной после гибели Союза. Новой войны в Закавказье Россия не допустит – это не нужно ни ей, ни обеим враждующим республикам.

Боевые действия между азербайджанскими и армянскими частями идут уже несколько дней – и уже понятно, что это самое опасное обострение ситуации с момента завершения войны 1992–1994 годов.

Ту войну выиграла Армения – Азербайджан потерял не только Нагорный Карабах, взбунтовавшийся за несколько лет до этого, но и еще семь районов, в общей сложности занимающих даже большую территорию, чем его бывшая армянская автономия. Общие потери сторон тогда оценивались в два десятка тысяч убитых, около миллиона людей стали беженцами. Образовавшаяся в результате Нагорно-Карабахская республика не признана международным сообществом – что не мешает ей жить в фактическом единстве с единокровной Арменией.

Все эти годы все попытки урегулирования карабахского конфликта были безрезультатны – Азербайджан настаивает на восстановлении своей территориальной целостности, армяне говорят о праве наций на самоопределение и о том, что они победили в войне. Понятно, что Карабах не вернется в состав Азербайджана – то, что сломалось еще в рамках единого государства, СССР, невозможно починить в формате двух независимых и враждебных друг к другу государств.

Но есть и некарабахская часть территории Азербайджана, занятая армянами – хотя бы о ней, казалось бы, можно договориться. Однако и тут ничего не происходит – армяне не хотят уступать всю занятую некарабахскую территорию, потому что в таком случае Карабах окажется отрезанным от Армении. Попытки договориться о варианте обмена территориями – то есть образовании небольшого коридора между Арменией и Карабахом и выделении в ответ Азербайджану такого же коридора до отрезанной от него Арменией Нахичеванской области – также ни к чему не привели. Тут уже вступают в силу аргументы военной безопасности: такие коридоры будет легко перерезать в случае войны.

В итоге ситуация заморожена – но именно как временное состояние дел, потому что все понимают, что вечно так жить нельзя. Азербайджан никогда не смирится с потерей территории, Армения не может вечно жить в ожидании войны. Учитывая, что человеческие (численность населения) и материальные (доходы государства) ресурсы однозначно на стороне Азербайджана, в среднесрочной перспективе шансы Баку на реванш повышаются.

Более того – если бы решение вопросов войны и мира зависело только от Еревана и Баку, война давно бы уже уничтожила обе эти республики. Но, слава Богу, обе страны не предоставлены сами себе – они находятся в геополитической зоне притяжения России. Все эти годы Россия является главным гарантом сохранения мира в Карабахе – как своей работой с Баку и Ереваном, так и одним фактом присутствия российской военной базы в Армении.

Россия находится в союзнических отношениях с Арменией – страна входит в Евразийский союз и ОДКБ – и хороших отношениях с соседним нам Азербайджаном. Обе враждующие республики входят в СНГ – который, впрочем, является уже достаточно формальной организацией.

Перед Россией не стоит вопрос выбора стороны в армяно-азербайджанском конфликте – потому что обе страны исторически связаны с Россией и находятся в зоне наших национальных интересов, называемой постсоветским пространством. В самой России живет несколько миллионов армян и азербайджанцев – как граждан этих стран, так и переселенцев, поток которых, естественно, вырос после распада СССР и войны. Если нынешнее опасное столкновение перерастет в полноценную войну, то это непосредственным образом ударит по русским национальным интересам – война около наших границ между двумя близкими нам народами, чьи диаспоры живут и на территории России.

К тому же зона конфликта находится в непосредственной близости от уже идущей войны в Сирии и Ираке – и в случае начала армяно-азербайджанская война станет уже третьей, идущей в регионе Большого Ближнего Востока (есть еще и йеменская), к тому же проходящей непосредственно около границ России, Ирана и Турции. Но насколько велики шансы на перерастание нынешних боев в полноценную войну? Они чрезвычайно малы. И вот почему.

Кто является стороной, заинтересованной в начале большой карабахской войны? Ереван или Баку? Нет, обе стороны хотят продемонстрировать свой боевой настрой: Азербайджан – показать свою решимость рано или поздно вернуть территории, Армения – доказать, что она может дать отпор любым попыткам изменить статус-кво. Полноценная война не нужна ни одной из сторон: Армении – потому что она и так имеет то, что хотела, а в Баку понимают, что Россия не даст возможности повоевать в полную силу.

Конечно, в разжигании ситуации на южных российских границах заинтересованы наши атлантические противники – для того, чтобы построить антироссийский заслон от Балтики до Каспия, нужно вывести из российской сферы влияния не только Украину, но и Азербайджан. Но в Баку правит самостоятельный Ильхам Алиев, который не склонен играть в чужие игры, тем более в качестве разыгрываемого. Для того, чтобы развязать азербайджано-армянскую войну, нужно поставить у власти в Баку антироссийского президента – что не в силах атлантистов.

К тому же задача строительства заградительного вала против России стратегическая, долгоиграющая – а весной 2016 года есть конкретный ближневосточный клубок из сирийско-иракско-халифато-курдско-турецких проблем, запутывать который еще больше горячей карабахской войной явно не с руки нынешним управляющим США. Никакому Байдену с Обамой не нужна сейчас еще одна война, даже если она будет идти у российских границ. Война в Карабахе автоматически усложнит отношения США с Ираном, Турцией и Россией – что скажется на всей глобальной повестке.

Может ли Турция быть заинтересована в провоцировании войны за Карабах? Эрдоган, конечно, пытается привлечь к себе внимание Путина – но не такой же ценой. Он уже сделал роковую ошибку 24 ноября, намереваясь поднять свой геополитический вес в глазах Москвы. Нет оснований думать, что Эрдоган может надеяться на какие-то выгоды от возможной войны – напротив, если бы Турция действительно играла роль провокатора, это привело бы к окончательному краху и так слабых надежд на восстановление турецко-российских отношений.

Эрдоган может сколько угодно на словах выражать поддержку Баку, говоря о том, что рано или поздно Карабах снова станет азербайджанским, но это ничего не значит. Турецкий президент пытается разыграть против России азербайджанскую карту – но это вовсе не равнозначно ставке на войну Армении и Азербайджана.

Позиция России понятна – нам не нужна никакая война в Закавказье. И точно так же недопустимыми являются попытки использовать угрозу такой войны для шантажа России, на что делают ставку внешние игроки, будь то англосаксонские или турецкие – дескать, если Россия поддержит Армению, это подтолкнет Азербайджан в сторону США и Турции, а если будет стоять над схваткой, то это ослабит российское влияние на Ереван и позволит усилить проатлантические силы в этой республике.

Эти примитивные расчеты давно понятны и совершенно бесполезны – российская политика исходит как раз из необходимости не дать разыгрывать армянскую и азербайджанскую карту третьим силам. Сейчас Армения и Азербайджан должны быть всячески принуждаемы к прекращению огня и миру – и этим и занимается Кремль. Российского влияния на Армению и Азербайджан, на армян и азербайджанцев, более чем достаточно для этого. А для решения карабахской проблемы нужно время и российское участие.

Время залечит хотя бы часть ран, а реинтеграция постсоветского пространства, как экономическая, так и военная, вкупе с доверием обеих республик к Москве рано или поздно позволит начать переговоры о поиске компромисса. Об обмене территориями, возвращении беженцев – под российским контролем и с российскими гарантиями безопасности. Никакого другого мирного способа решения карабахской проблемы не существует – а военного Россия не допустит. В отличие от начала 90-х годов, у нее для этого есть главное – геополитическая воля.

Категория: Конфликты



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  27.04.2017
Новая российская противокорабельная ракета «Циркон» достигла на испытаниях восьми скоростей звука, сообщило агентство ТАСС со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе России. В ходе испытаний было подтверждено, что маршевая скорость ракеты в восемь раз превышает скорость звука. Ракета может запускаться с универсальных корабельных пусковых установок 3С14, которые также используются для ракет «Калибр» и «Оникс».
Геополитика  27.04.2017
ПРО США способна сбивать межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) России на 150-й секунде полета. Об этом в среду, 26 апреля, заявил начальник Центрального НИИ Войск воздушно-космической обороны РФ Сергей Ягольников. «Период подготовки применения ПРО США обеспечивает достаточный баланс времени для обстрела российских межконтинентальных баллистических ракет на восходящем активном участке траектории их полета. Получаются цифры такие. При использовании внешнего целеуказания от космического аппарата пуск противоракет возможен уже на 85-й секунде после старта МБР.
Мировой ВПК  27.04.2017
Аналитическое издание National Interest опубликовало статью «Почему Америка должна заставить Россию не нарушать договор РСМД (Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности -авт.)». Суть публикации сводится к тому, что «слабый президент» Обама не смог принудить Кремль вернуться к соблюдению буквы и духа этого соглашения, подписанного почти тридцать лет назад генсеком Горбачевым и президентом Рейганом. В статье признается, что в сохранении договора заинтересованы, прежде всего, американцы. Но для того, чтобы Путин взял под козырек, Вашингтону нужен эффективный рычаг давления на Россию.
Мировой ВПК  27.04.2017
В ночь на 7 апреля американские боевые корабли нанесли внезапный массированный ракетный удар по сирийской авиабазе Шайрат. А 25 апреля президент России Владимир Путин в Рыбинске провел заседание Военно-промышленной комиссии РФ и дал старт производству в нашей стране корабельных газотурбинных двигателей. Эти события, на первый взгляд, такие разные, настолько далеко разнесены во времени и пространстве, что совершенно не связаны между собой. На самом деле связь есть. И самая прямая.
Конфликты  27.04.2017
Начальник Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ генерал-полковник Сергей Рудской заявил, что Россия вывела почти половину своей авиагруппировки, которая располагалась на авиабазе Хмеймим в Сирии. В своем выступлении на VI Московской международной конференции по безопасности он пояснил, что военное руководство России посчитало возможным сократить количество российских самолетов в Сирии, поскольку «число террористических формирований в стране за последнее время уменьшилось».
Конфликты  25.04.2017
За последнюю неделю правительственные войска Сирии незаметно для всего мира одержали две крупные победы, стратегически сравнимые с возвращением Пальмиры. Новая конфигурация фронта позволяет назвать следующую крупную цель Дамаска – это находящаяся в центре химического скандала провинция Идлиб. Но причины для радости на этом не заканчиваются.
Конфликты  20.04.2017
С принятием Белым домом решения на агрессию против КНДР начнется период подготовки войны. Его цель – создание политических, международно-правовых, морально-психологических и военно-стратегических условий, обеспечивающих возможность и успех кампании. Развернется масштабная информационная операция по дискредитации руководства КНДР на международной арене, в государствах-союзниках и среди населения самой Северной Кореи. Особое внимание будет уделено поиску лиц из числа военных и партийных руководителей КНДР разных уровней, готовых к измене ради гарантий безопасности и денежного вознаграждения.