05.04.2016, 07:52
Россия принудит Армению и Азербайджан к миру
Россия принудит Армению и Азербайджан к мируМеждународная военная политика
Война за Нагорный Карабах между Арменией и Азербайджаном не отвечает национальным интересам России. Конфликт между армянами и азербайджанцами, разросшийся в последние годы существования СССР и ставший одним из поводов для его развала, обернулся полноценной войной после гибели Союза. Новой войны в Закавказье Россия не допустит – это не нужно ни ей, ни обеим враждующим республикам.

Боевые действия между азербайджанскими и армянскими частями идут уже несколько дней – и уже понятно, что это самое опасное обострение ситуации с момента завершения войны 1992–1994 годов.

Ту войну выиграла Армения – Азербайджан потерял не только Нагорный Карабах, взбунтовавшийся за несколько лет до этого, но и еще семь районов, в общей сложности занимающих даже большую территорию, чем его бывшая армянская автономия. Общие потери сторон тогда оценивались в два десятка тысяч убитых, около миллиона людей стали беженцами. Образовавшаяся в результате Нагорно-Карабахская республика не признана международным сообществом – что не мешает ей жить в фактическом единстве с единокровной Арменией.

Все эти годы все попытки урегулирования карабахского конфликта были безрезультатны – Азербайджан настаивает на восстановлении своей территориальной целостности, армяне говорят о праве наций на самоопределение и о том, что они победили в войне. Понятно, что Карабах не вернется в состав Азербайджана – то, что сломалось еще в рамках единого государства, СССР, невозможно починить в формате двух независимых и враждебных друг к другу государств.

Но есть и некарабахская часть территории Азербайджана, занятая армянами – хотя бы о ней, казалось бы, можно договориться. Однако и тут ничего не происходит – армяне не хотят уступать всю занятую некарабахскую территорию, потому что в таком случае Карабах окажется отрезанным от Армении. Попытки договориться о варианте обмена территориями – то есть образовании небольшого коридора между Арменией и Карабахом и выделении в ответ Азербайджану такого же коридора до отрезанной от него Арменией Нахичеванской области – также ни к чему не привели. Тут уже вступают в силу аргументы военной безопасности: такие коридоры будет легко перерезать в случае войны.

В итоге ситуация заморожена – но именно как временное состояние дел, потому что все понимают, что вечно так жить нельзя. Азербайджан никогда не смирится с потерей территории, Армения не может вечно жить в ожидании войны. Учитывая, что человеческие (численность населения) и материальные (доходы государства) ресурсы однозначно на стороне Азербайджана, в среднесрочной перспективе шансы Баку на реванш повышаются.

Более того – если бы решение вопросов войны и мира зависело только от Еревана и Баку, война давно бы уже уничтожила обе эти республики. Но, слава Богу, обе страны не предоставлены сами себе – они находятся в геополитической зоне притяжения России. Все эти годы Россия является главным гарантом сохранения мира в Карабахе – как своей работой с Баку и Ереваном, так и одним фактом присутствия российской военной базы в Армении.

Россия находится в союзнических отношениях с Арменией – страна входит в Евразийский союз и ОДКБ – и хороших отношениях с соседним нам Азербайджаном. Обе враждующие республики входят в СНГ – который, впрочем, является уже достаточно формальной организацией.

Перед Россией не стоит вопрос выбора стороны в армяно-азербайджанском конфликте – потому что обе страны исторически связаны с Россией и находятся в зоне наших национальных интересов, называемой постсоветским пространством. В самой России живет несколько миллионов армян и азербайджанцев – как граждан этих стран, так и переселенцев, поток которых, естественно, вырос после распада СССР и войны. Если нынешнее опасное столкновение перерастет в полноценную войну, то это непосредственным образом ударит по русским национальным интересам – война около наших границ между двумя близкими нам народами, чьи диаспоры живут и на территории России.

К тому же зона конфликта находится в непосредственной близости от уже идущей войны в Сирии и Ираке – и в случае начала армяно-азербайджанская война станет уже третьей, идущей в регионе Большого Ближнего Востока (есть еще и йеменская), к тому же проходящей непосредственно около границ России, Ирана и Турции. Но насколько велики шансы на перерастание нынешних боев в полноценную войну? Они чрезвычайно малы. И вот почему.

Кто является стороной, заинтересованной в начале большой карабахской войны? Ереван или Баку? Нет, обе стороны хотят продемонстрировать свой боевой настрой: Азербайджан – показать свою решимость рано или поздно вернуть территории, Армения – доказать, что она может дать отпор любым попыткам изменить статус-кво. Полноценная война не нужна ни одной из сторон: Армении – потому что она и так имеет то, что хотела, а в Баку понимают, что Россия не даст возможности повоевать в полную силу.

Конечно, в разжигании ситуации на южных российских границах заинтересованы наши атлантические противники – для того, чтобы построить антироссийский заслон от Балтики до Каспия, нужно вывести из российской сферы влияния не только Украину, но и Азербайджан. Но в Баку правит самостоятельный Ильхам Алиев, который не склонен играть в чужие игры, тем более в качестве разыгрываемого. Для того, чтобы развязать азербайджано-армянскую войну, нужно поставить у власти в Баку антироссийского президента – что не в силах атлантистов.

К тому же задача строительства заградительного вала против России стратегическая, долгоиграющая – а весной 2016 года есть конкретный ближневосточный клубок из сирийско-иракско-халифато-курдско-турецких проблем, запутывать который еще больше горячей карабахской войной явно не с руки нынешним управляющим США. Никакому Байдену с Обамой не нужна сейчас еще одна война, даже если она будет идти у российских границ. Война в Карабахе автоматически усложнит отношения США с Ираном, Турцией и Россией – что скажется на всей глобальной повестке.

Может ли Турция быть заинтересована в провоцировании войны за Карабах? Эрдоган, конечно, пытается привлечь к себе внимание Путина – но не такой же ценой. Он уже сделал роковую ошибку 24 ноября, намереваясь поднять свой геополитический вес в глазах Москвы. Нет оснований думать, что Эрдоган может надеяться на какие-то выгоды от возможной войны – напротив, если бы Турция действительно играла роль провокатора, это привело бы к окончательному краху и так слабых надежд на восстановление турецко-российских отношений.

Эрдоган может сколько угодно на словах выражать поддержку Баку, говоря о том, что рано или поздно Карабах снова станет азербайджанским, но это ничего не значит. Турецкий президент пытается разыграть против России азербайджанскую карту – но это вовсе не равнозначно ставке на войну Армении и Азербайджана.

Позиция России понятна – нам не нужна никакая война в Закавказье. И точно так же недопустимыми являются попытки использовать угрозу такой войны для шантажа России, на что делают ставку внешние игроки, будь то англосаксонские или турецкие – дескать, если Россия поддержит Армению, это подтолкнет Азербайджан в сторону США и Турции, а если будет стоять над схваткой, то это ослабит российское влияние на Ереван и позволит усилить проатлантические силы в этой республике.

Эти примитивные расчеты давно понятны и совершенно бесполезны – российская политика исходит как раз из необходимости не дать разыгрывать армянскую и азербайджанскую карту третьим силам. Сейчас Армения и Азербайджан должны быть всячески принуждаемы к прекращению огня и миру – и этим и занимается Кремль. Российского влияния на Армению и Азербайджан, на армян и азербайджанцев, более чем достаточно для этого. А для решения карабахской проблемы нужно время и российское участие.

Время залечит хотя бы часть ран, а реинтеграция постсоветского пространства, как экономическая, так и военная, вкупе с доверием обеих республик к Москве рано или поздно позволит начать переговоры о поиске компромисса. Об обмене территориями, возвращении беженцев – под российским контролем и с российскими гарантиями безопасности. Никакого другого мирного способа решения карабахской проблемы не существует – а военного Россия не допустит. В отличие от начала 90-х годов, у нее для этого есть главное – геополитическая воля.

Категория: Конфликты



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  15.06.2017
Близится к завершению одна госпрограмма вооружения — ГПВ-2020, грядет следующая — ГПВ-2025. Мы поговорили с президентом Объединенной судостроительной корпорации Алексеем Рахмановым о том, как обстоят дела с гособоронзаказом, финансированием и смежниками.
Мировой ВПК  14.06.2017
Дальневосточный вояж заместителя министра обороны Юрия Борисова ежедневно приносит новости о том, как продвигается перевооружение российской армии. И каким образом совершенствуется военная техника, даже успешно пройдя государственные испытания. На днях Борисов, выступая в Комсомольске-на-Амуре во время посещения авиационного завода им. Гагарина, заявил о необходимости доработки истребителя Су-35С.
Мировой ВПК  14.06.2017
Продукция корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) в ходе проведения операции в Сирии хорошо зарекомендовала себя и показала высокое качество. Такое мнение высказал вице-премьер Дмитрий Рогозин на юбилее знаменитой не только в нашей стране корпорации в подмосковном Королёве. «Это только начало большой работы, которая сейчас проходит испытания в Сирии, где все то, что производится вами, или большая часть того, испытывается, дорабатывается, доводится до ума, но показывает высокий класс. Это фактически переводит нашу армию, наш флот в другую лигу», — сказал Рогозин.
Мировой ВПК  14.06.2017
Радиотехнические войска ВКС планируют провести модернизацию радиолокационного комплекса «Небо-М», сообщил начальник РТВ генерал-майор Андрей Кобан. Комплекс достаточно молод, пришел в войска всего лишь пять лет назад, однако, как заявил Кобан: «У нас задан ряд работ по модернизации вооружения, которое имеется. Мы понимаем после 3−5-годичной технической эксплуатации, какой у нас имеется модернизационный потенциал — простым языком говоря, что можно было бы улучшить. На сегодняшний день такая работа активно ведется».
Конфликты  20.06.2017
Судя по сводкам, авиация коалиции США больше не пересекает линию, за которой ее самолеты станут целями российских средств ПВО. Впервые со времен «броска на Приштину» США пришлось уступить под нажимом российских военных. Австралия и вовсе отказалась поднимать свои самолеты в сирийское небо. Теперь вопрос в том, будут ли зоны военного влияния в Сирии совпадать с политическими.
Конфликты  19.06.2017
Минобороны объявило, что «любые воздушные объекты (включая самолеты и беспилотные аппараты международной коалиции), обнаруженные западнее реки Евфрат, будут приниматься на сопровождение российскими наземными средствами ПВО в качестве воздушных целей». Это решение – следствие уничтожения американским самолетом сирийского Су-22. Что оно означает с практической точки зрения?
Конфликты  15.06.2017
США перебросили на базу Ат-Танф в Сирии реактивные системы залпового огня. Их местные союзники говорят о создании второй базы в Эз-Закфе. Причины спешки понятны: многомесячная эпопея движется к развязке, ставки резко возросли, и сложившуюся в Сирии ситуацию недаром сравнивают с гонкой по Европе весной 1945 года.