13.08.2016, 10:10
Россия обустраивается в Камрани
Россия обустраивается в КамраниМеждународная военная политика
Аэродромная сеть во Вьетнаме, а также на островах Тихого океана в настоящее время восстанавливается в интересах российских Воздушно-космических сил, заявил 12 августа в интервью РИА «Новости» экс-главком Военно-воздушных сил России (1991−1998) генерал армии Петр Дейнекин.

— Сегодня наша авиация проходит масштабное перевооружение, оборонно-промышленный комплекс работает над проектами самолетов будущего. Восстанавливается наша аэродромная сеть не только в Арктике, но за далекими пределами России: во Вьетнаме, на островах в Тихом океане и в Сирии, — сказал Дейнекин.

Напомним, что 17 мая посол Вьетнама в России Нгуен Тхань Шон заявил, что руководство его страны не против возвращения России на военную базу в Камрани, добавив, что доверительные отношения с Москвой являются приоритетом во внешней политике Ханоя.

И действительно — в непростой геополитической ситуации Вьетнам по-прежнему остается традиционным партнером России в военно-технической сфере. За последние годы стороны заключили контракты общей стоимостью более 4,5 млрд. долларов. Но военное присутствие — нечто большее, чем сотрудничество в сфере ВТС, и определенные шаги в этом направлении обе страны уже сделали.

12 ноября 2013 года президентами России и Вьетнама было подписано соглашение о создании совместной базы для обслуживания и ремонта подводных лодок в Камрани.

С весны 2014-го аэродром Камрани впервые стал использоваться для обслуживания самолётов Ил-78, которые обеспечивают дозаправкой топливом в воздухе стратегические ракетоносцы Ту-95МС.

А в ноябре того же года стало известно, что во время визита в РФ генерального секретаря ЦК Компартии Вьетнама было подписано соглашение об упрощенном порядке захода российских кораблей во вьетнамский порт Камрань: нашим кораблям и судам после несения службы в Мировом океане требуется лишь уведомление портовых властей, чтобы совершить заход в Камрань.

Это стало важным событием, хотя бы потому, что Вьетнам стал второй страной — после Сирии, — с которой Россия договорилась о «согласительном» порядке захода кораблей ВМФ. Уже тогда некоторые военные эксперты предположили, что не за горами подписание с Вьетнамом и другого соглашения, которое также действует с Сирией — о создании пункта материально-технического обеспечения ВМФ России (ПМТО) в Камрани, вернее — его возвращении. Возможно, это и имел в виду экс-главком ВВС?

Заместитель директора Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) Владимир Шварев обращает внимание, что многие отставные и даже действующие военачальники так или иначе намекают на возвращение России на военно-морскую базу Камрань — для демонстрации геополитических позиций в Азиатско-Тихоокеанском регионе. И не только.

— Возможно, что какие-то работы действительно ведутся, чтобы использовать порт и аэродром так, как их использовали в советское время. Учитывая нынешнюю конфронтацию с Соединёнными Штатами и их действия по военному строительству возле наших границ, мы должны совершенствовать свои технологии в области ПВО-ПРО, а также развивать базы за рубежом. Чтобы в случае глобального конфликта у нас была возможность нанесения удара по потенциальному противнику не только с аэродромов базирования на территории РФ.

— Я считаю, что первым признаком, что Россия может вернуться к базам, которые когда-то состояли на балансе СССР, стало решение, согласно которому аэродром Хмеймим станет постоянной базой присутствия наших ВКС, — говорит военный эксперт Алексей Леонков. — Возможно, что следующей российской базой за рубежом станет как раз Камрань. В советское время порт использовался не только для бункеровки кораблей и демонстрации флага, там также происходила смена экипажей подводных лодок, которые уходили в автономное плавание в воды Тихого океана, ротация плавсостава надводных кораблей и т. д. База в Камрани позволяла Тихоокеанскому флоту контролировать южную часть Тихого и весь Индийский океан. Поэтому я не исключаю, что в будущем Камрань вновь будет активно использоваться нашими военными.

Однако есть и другие мнения. Ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Василий Кашин сомневается, что у России во Вьетнаме будет какой-то военный объект в собственности типа авиабазы Хмеймим в Сирии.

— Скорее всего, речь идет о том, что у нас есть договоренность об использовании той или иной вьетнамской авиационной базы для дозаправки самолетов Дальней авиации. Возможно, в связи с этим осуществляются некие инвестиции в инфраструктуру. Например, для восстановления навигационного, радиотехнического оборудования, постановок различных радиомаяков и т. п. Это позволит расширить географию полетов российской противолодочной и разведывательной авиации, стратегических ракетоносцев — самолеты смогут совершать вылеты в рамках всего региона. Правда, забавно, что с одной стороны мы во Вьетнаме что-то восстанавливаем, а с другой — в сентябре будем проводить совместные учения с ВМС НОАК в спорном Южно-Китайском море.

Таким образом, я полагаю, что полноценное возвращение в Камрань маловероятно. Во-первых, нам совершенно незачем глубоко влезать в довольно сложную ситуацию в АТР. Во-вторых, состав нашего Тихоокеанского флота резко сократился по сравнению с советским временем. За последние 10 лет Россия в этом регионе, да и вообще в Мировом океане, каких-либо серьезных задач не выполняла, а корабли ТОФ, которые идут в Индийский океан для борьбы с пиратством, и сейчас имеют возможность зайти в Камрань и заправиться. Объекты в Сирии — другое дело, там Россия ведет войну и нужно обеспечивать снабжение войск для конкретных задач.

— Не секрет, что Объединенная приборостроительная корпорация, входящая в госкорпорацию Ростех, не первый год поставляет во Вьетнам аппаратуру, способную обеспечивать связь с самолетами фронтовой авиации и летательными аппаратами других типов — замечает научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов. — Например, наземный комплекс воздушной связи НКВС-27, комплект резервной аппаратуры для него и т. д.

Но речь идет об аэродромном оборудовании, которое Вьетнам закупает для совершенствования своих аэродромов, то есть для собственных нужд. Вряд ли вьетнамцы дадут ремонтировать и модернизировать их аэродромную сеть под наши цели. Даже в то время, когда Вьетнам после агрессии Пекина в 1979 году согласился передать СССР Камрань (в ходе Вьетнамской войны она находилась на территории Южного Вьетнама и была крупной тыловой базой войск США), советская авиация базировалась непосредственно на аэродроме в Камрани. Это я к тому, что некоторые СМИ начали трактовать слова экс-главкома, как будто Россия восстанавливает чуть ли не всю аэродромную сеть Вьетнама, вырвав фразу из контекста.

Судя по всему, нашими военными Камрань так или иначе использоваться будет. Но не стоит забывать, что с этим аэродромом связана трагическая история отечественной авиации. Я имею в виду экипаж Ту-95, погибший в 1985 году, катастрофу, которую потерпел и самолет АН-12БП в 1989 году, а также трагедию 1995 года, когда три машины знаменитой пилотажной группы «Русские Витязи» при заходе на посадку на вьетнамский аэродром врезались в гору. Поэтому если Камрань будет и дальше использоваться для дозаправки самолетов Дальней авиации, то его нужно совершенствовать в плане аэронавигационного оборудования. Но до развертывания авиагруппы на постоянной основе, как это было в советские годы, когда в Камрани базировался отдельный смешанный авиаполк (ОСАП) в составе Ту-95, Ту-142, эскадрильи Ту-16 и Миг-25, транспортных Ан-24 и нескольких вертолетов, дело не дойдет.

— На мой взгляд, вряд ли за словами Петра Дейнекина стоит искать намек на возвращение в Камрань, — полагает ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров. — Военное присутствие во Вьетнаме нам сейчас не выгодно, поскольку отношения между Ханоем и Пекином достаточно напряженные. Российское руководство старается поддерживать партнерские отношения с обеими странами, а Вьетнам недавно, как сообщила американская разведка, перебросил на оспариваемые Китаем и еще тремя странами острова Спратли ракетные комплексы EXTRA израильского производства, зона покрытия которых захватывает китайские сооружения на соседних рифах.

В такой ситуации российская база во Вьетнаме явно неуместна. Совсем другое дело иметь пункт, где могли бы приземляться наши топливозаправщики и бомбардировщики. Он уже функционирует, судя по всему, это будет продолжаться и дальше. Что упрощает выполнение задач стратегической авиации. С учетом того, что сейчас началось восстановление бывшего японского аэродрома на курильском острове Матуа, а также объектов на арктических островах, можно говорить о том, что охват наших авиабаз расширяется. Это важно, поскольку на вооружении ВС помимо крылатых ракет Х-555 появились новые крылатые ракеты большой дальности Х-101 (Х-102 в исполнении с ядерной боеголовкой), носителями которых являются самолеты Ту-95МС и Ту-160.

С этих аэродромов бомбардировщики могут выходить в районы для нанесения, в том числе неядерных ударов по территории США. На мой взгляд, такие возможности позволяют развивать стратегию неядерного сдерживания. Напомню, что в Штатах долгое время считали, что в случае войны в Европе в рамках концепции «Быстрого глобального удара» возможны атаки нашей территории ракетами в обычном (безъядерном) оснащении, на что мы ничем не сможем ответить.

Справка

В 1979 году Социалистическая Республика Вьетнам отдала Камрань и ее сооружения Советскому Союзу на 25 лет в безвозмездную аренду. Советские военные перестроили и расширили базу: скромно называвшаяся ПМТО ВМФ, она представляла собой мощную военно-морскую базу 17-й оперативной эскадры. Здесь одновременно находилось восемь-десять надводных кораблей, от четырех до восьми подлодок и суда обеспечения. В 2001 году руководство России приняло решение не продлевать договор с Вьетнамом и досрочно эвакуировало базу.

Категория: Геополитика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  15.05.2017
В перестроечные времена в ряде публикаций центральной прессы, посвященных перипетиям освоения целинных земель, некоторые авторы в пылу творческого задора позволили себе недопустимую вольность, сошедшую им с рук. Времена тогда наступали такие, что пишущая братия воспринимала древнегреческую поговорку «Чаще поворачивай свой стиль» буквально. Казахстан эпохи «битвы за урожай» перестроечные инженеры человеческих душ поэтически сравнили с «цветком душистых прерий», проведя аналогию с эпопеей освоения Дикого Запада на Североамериканском континенте. Интересно, какая метафора сегодня пришла бы им на ум при соприкосновении с реалиями казахстанской современности?
Мировой ВПК  12.05.2017
Американский журнал The National Interest решил провести ревизию отечественной истребительной авиации. При этом, разумеется, для определения уровня ее боевых возможностей использовано сравнение с самолетами «вероятного противника». Каковых у США с определенного времени уже два — Россия и Китай. В качестве истребителей, которые должны обеспечивать в небе американское господство, выступают F-22 Raptor и F-35 Lightning II.
Мировой ВПК  04.05.2017
Создаваемый в России многофункциональный авиационный комплекс дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-100 будет способен обнаруживать новые классы целей, включая оперативно-тактическую авиацию нового поколения, — сообщил на селекторном совещании в военном ведомстве министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу.
Геополитика  04.05.2017
Покамест эта программа касается только русского флота. В ближайшее время он сможет нейтрализовать нынешнее подавляющее преимущество американского флота по численности и вооружению. А в перспективе это может стать проектом надевания наручников на западных варваров, когда им станет просто опасно грозить кому-то силою или навязывать свою волю "томагавками". Ибо ответ может быть быстрым, разрушительным, а главное - решительно от кого угодно!
Конфликты  19.05.2017
Западные СМИ, ссылаясь на своих экспертов, все чаще публикуют материалы, в которых красной нитью проходит мысль, что Россия завязла в сирийской войне и уже не знает, как из нее выйти. В действительности ситуация в Сирии сейчас складывается не совсем благоприятно для Дамаска, а следовательно, и для Москвы. С одной стороны, правительственным войскам и поддерживающим их силам сопутствует определенный военный успех, с другой стороны, действия Вашингтона, направленные против Башара Асада и его союзников, тоже имеют определенный эффект.
Конфликты  04.05.2017
Сенсационным результатом закончилась встреча Путина и Эрдогана. По ее итогам оба лидера заявили, что достигнуто – в том числе и с Трампом – соглашение о создании в Сирии так называемых зон безопасности. Это кардинальное изменение позиции Москвы. Означает ли оно ту самую «большую сделку» между Россией и США, о которой так много говорят в последнее время?
Конфликты  02.05.2017
С начала гражданской войны в Сирии режим Б. Асада проводил мероприятия по адаптации лояльных ему вооруженных формирований к условиям внутреннего конфликта, к которому они оказались абсолютно не готовы. В частности, в Сирийской арабской армии (САА) преобладали исключительно тяжелые бронетанковые и механизированные дивизии. Всего таких соединений было одиннадцать (а также две дивизии «специальных сил» — 14-я и сформированная непосредственно перед началом гражданской войны 15-я).