09.01.2015, 18:47
Россия на Луне: когда ждать «космического новоселья»?
Россия на Луне: когда ждать «космического новоселья»?Международная военная политика
Россия вернулась к идее строительства на Луне обитаемой научной станции. Ее разработка началась еще в 1962 году. Космонавты и конструкторы назвали проект «Барминград».

В эксклюзивном интервью телеканалу «Звезда» о нем, и о своем видении лунной станции будущего рассказал дважды Герой Советского Союза космонавт Алексей Леонов.

«Я подключился к проекту создания станции на Луне в 1967 году. Конкретно я отвечал за разработку внутреннего дизайна помещений и психологический комфорт будущих ее обитателей», - говорит космонавт.

Техническое обеспечение столь важных параметров работы лунной станции было поручено Алексею Леонову неспроста. Одиннадцатый по счету космонавт, стал первым – вышедшим в открытый космос. И к его мнению всегда прислушивался Генеральный конструктор проекта.

«Владимир Павлович Бармин был гениальным конструктором-изобретателем. Он проектировал все стартовые площадки для космических полетов. Они были всегда надежны и просты. Его лунная станция была такой же. И, как мы видим сегодня, а сегодня мы видим, что изучение космоса без российской станции на Луне все-таки признали неправильным, «зарубили» наш проект зря», - считает Леонов.


«Барминград»

Разработкой первой в мире обитаемой лунной станции в СССР занималось «Конструкторское бюро общего машиностроения», которое располагалось на Бережковской набережной в Москве. На конец 80-х годов уже было запланировано «космическое новоселье».

С научной точки зрения, Луна интересовала как превосходная астрономическая база. Геологи собирались заняться разведкой полезных ископаемых. Уже тогда было известно, что спутник Земли богат тритием – идеальным топливом для термоядерных электростанций будущего.

Рассматривался и военный аспект – размещение разведывательной аппаратуры, следящей за США. Кроме того, база на Луне могла стать гигантской пусковой площадкой для ракет, практически неуязвимых с Земли.

«Военные цели – это глупость! Стартовые сооружения на Луне планировались, а уж для каких целей – военных или гражданских – не имеет значения», - уверен Алексей Леонов.

Освоение Луны планировалось в три этапа. Первый – сбор грунта с предполагаемого места строительства базы. Второй – доставка цилиндрических модулей станции, луноходов и первых космонавтов-исследователей. Третий – налаживание регулярного сообщения по маршруту Земля-Луна-Земля.

«Вы не поверите, в какой степени готовности был проект Бармина! Экипажи космонавтов были собраны, даже кораблю было дано название Л-1.», - рассказывает Леонов. В состав каждого лунного экипажа должны были входить по два космонавта. Работа на базе планировалась вахтенным методом по 12 человек, каждая смена – по полгода. «Сейчас мне кажется, что в лунной команде должно быть от трех до пяти человек – для наиболее комфортного сочетания характеров. И я уверен, что в создаваемой Россией теперь базе так и будет», - говорит Леонов. 


Дизайн и психологический комфорт станции на Луне

Опыта длительных космических полетов в 60-е годы не было. Психологи предсказывали скорую депрессию лунных жителей. За решение этой проблемы отвечал космонавт Алексей Леонов.

«Я предложил внутри помещений сделать мнимые окна с нарисованными пейзажами. Картинка должна была бы меняться в соответствии со временем суток и временем года. А еще я придумал перед велотренажером разместить экран. Во время занятий на нем должны были проектироваться кадры, отснятые на Земле, - езда по извилистой дорожке, или по шоссе, подъемы и спуски. Сейчас это не кажется новаторством, но тогда моя идея была воспринята «на ура», - вспоминает космонавт.

Леонов убежден, что на вновь создаваемой Россией научной станции на Луне его идеи, в том или ином виде будут обязательно использованы. Для станции будущего у него есть и нечто новое.

«На современной лунной базе должен быть бассейн! Пусть небольшой по размеру – метра два на пять, но с направленной струей воды, для увеличения нагрузки», - уверен дважды Герой Советского Союза.

Советские инженеры и конструкторы разработали множество концепций строительства, новых форм и материалов для «лунных» городов. Но, неудачи Королева с «лунным грузовиком» - ракетой Н-1, привели к закрытию советской лунной программы в 1972 году. Это произошло после четвертого по счету взрыва.

Многие передовые разработки были использованы при строительстве космических станций, оборонительных сооружений и подводных лодок, интерьер и материалы которых, являются прямыми потомками лунных. Проектирование лунной станции ХХI века только начинается. Но уже сегодня из обнародованных документов абсолютно ясно, что этапы исследования и освоения спутника Земли мало чем будут отличаться от предложений советского конструктора Владимира Бармина. Во всяком случае, их будет тоже три.


Этапы Лунного пути

На первом этапе – с 2016 по 2026 год планируется изучение Луны автоматическими аппаратами. Предполагается посадка в окрестностях ее Южного полюса автоматических межпланетных станций «Луна-25» и «Луна-27», изучение реголита и физических условий в полярном районе с помощью станции «Луна-26», а также доставка на Землю лунного грунта на станции «Луна-28».

В результате ученые намереваются выяснить состав и физико-химические свойства лунного полярного реголита, а также выбрать наиболее перспективный район в области Южного полюса Луны для будущего развертывания лунного полигона и лунной базы. Второй этап программы включает проведение пилотируемых полетов в окололунном космическом пространстве и развертывание первых элементов лунной космической инфраструктуры, в том числе создание российского лунного полигона, программой освоения дальнего космоса планируются на сроки после 2030 года.

В течение двух лет – 2030 по 2032 год на Луне начнутся высадки российских космонавтов, которые приступят к строительству самой базы. Третий этап исследования и освоения Луны намечен на 2036-2050 гг. О том, что будет происходить в это время подтвержденной информации пока нет. Но можно предположить, что за это время должна закончится установка, наладка и ввод в эксплуатацию всех модулей обитаемой базы.


«Цена вопроса»

Российская программа исследования и изучения Луны обрела не только реальные черты, но стала известна и ее стоимость. В составлении программы приняли участие специалисты Роскосмоса, «Росатома», Института комических исследований Российской академии наук (РАН), Курчатовского института и Центрального научно-исследовательского института машиностроения (ЦНИИмаша).

На утверждение в Правительство РФ уже направлен проект «Долгосрочной программы исследования дальнего космоса». На его реализацию до 2050 года планируется потратить рекордную сумму – около 12,5 трлн. рублей.

По данным авторов проекта, на разработку для лунной программы космической технике пойдет лишь 10% средств. Основные деньги будут потрачены на эксплуатацию и поддержание работоспособности космической техники.


Выбор проекта на конкурсной основе

Выбор проекта обитаемой станции на Луне будет впервые осуществляться по конкурсной системе.

«Мы пока не знаем, что это будет за проект, но после запуска космических аппаратов серии «Спектр», должен быть заложен новый перспективный проект, который будет реализовываться во второй половине следующего десятилетия», - заявил директор Института космических исследований РАН Лев Зеленый.

Первой откликнулась российская компания «Лин Индастриал» (резидент «Сколково»). Ее генеральный конструктор Александр Ильин заявил о готовности создать базу на Луне в течение десяти лет после принятия соответствующего решения. Ее стоимость, по предварительной оценке фирмы, составит 550 млрд. рублей, т.е. в 4 раза дешевле, чем посчитали в Роскосмосе и РАН.

По словам Ильина, проект предполагает использование уже существующей техники и средств, которые могут быть созданы в ближайшие пять лет. Так, в качестве ракеты-носителя предлагается использовать модернизированную тяжелую «Ангару». Корабль, по словам конструктора, можно создать на основе корпусов спускаемого аппарата и бытового отсека «Союзов», а посадочный лунный модуль - на базе разгонного блока «Фрегат».

В компании уже знают, где можно развернуть первое лунное поселение - на горе Малаперт в районе южного полюса Луны. «Это достаточно ровное плато с прямой видимостью Земли, что обеспечивает хорошие условия для связи и является удобным местом для посадки. На горе в течение 89 процентов времени присутствует солнечное освещение, а продолжительность ночи, которая случается всего несколько раз в год, не превышает 3-6 суток», - объясняет Ильин.

Инициативу компании «Лин Индастриал» уже оценил директор Института космических исследований РАН Лев Зеленый. «То, что предлагают ребята из «Сколково», будем считать «артековской» фантазией. Хорошо, что они мечтают. В их команде есть талантливые люди. Какие-то их разработки в будущем могут пригодиться», - заявил он.

«Лунную станцию должны создавать не менеджеры, а конструкторы. И я очень жду решения правительства России о начале финансирования этой программы. В 1962 году такое решение принимал лично Хрущев. И сразу десятки НИИ и КБ приступили к ее реализации», - заявил в интервью нашей программе один из разработчиков первой российской базы на спутнике Земли космонавт Алексей Леонов. Дважды Герой Советского Союза Леонов уверен, что запуск лунной станции принесет много пользы не только российской науке и экономике, но станет новой вехой в работе космонавтов.

«Условия работы для самих космонавтов на лунной базе на порядок лучше, чем, например, на МКС, их можно назвать оптимальными. Работать на обитаемой станции можно будет от года до двух лет», - считает Леонов.

Ветеран космонавтики не считает препятствием для строительства российской научной базы на спутнике Земли и Международный договор 1967 года, который запрещает присвоение территории Луны любым государством: «Если бы все международные договоренности соблюдались..., да, США недавно объявили о прекращении своей лунной программы. Но для чего, по-вашему, они создают сверхмощный ракетный двигатель? Американцы никогда не откажутся от освоения Луны, и в этом соперничестве нужно только побеждать!»

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  18.01.2018
Никто ни в Минске, ни в Киеве и не делает секрета из того, что упомянутые бронированные армейские автомобили «Казак Богдан», уже воюющие за Донбасс, это, вообще-то урожденные белорусские тягачи МАЗ-6425. В Черкассах просто осуществляют «отверточную» сборку машинокомплектов, которые регулярно получают от Минского автомобильного завода. Соответствующее соглашение было подписано в марте 2016 года.
Мировой ВПК  17.01.2018
Немецкий журнал «Штерн» переживает за скорую судьбу американских авианосцев. «Эти корабли („Петр Великий“ и „Адмирал Нахимов“) превратят океаны в опасные воды для американских авианосцев», — говорится в статье Гернота Крампера. Впрочем, сначала автор говорит, что два эти крейсера — пережиток прошлого. Их водоизмещение громадно — 25 тыс. тонн. Они неповоротливы. У них огромные экипажи — 1100 человек. Промахнуться, обстреливая их даже из самого несовершенного оружия, невозможно. Поскольку высота ракетных крейсеров — 59 метров, длина — 250 метров, а ширина — 28 метров.
Мировой ВПК  16.01.2018
Уже более года эсминец «Замволт» находится в составе американского флота. Но все еще не решен вопрос о том, какие снаряды будут использованы в его артиллерийской установке, сообщили на прошлой неделе официальные представители ВМС США журналу Defense News.
Мировой ВПК  15.01.2018
Вскоре после государственного переворота в Киеве в 2014 году новый режим на Украине торопливо начал сворачивать все связи с Россией. Прежде всего, в военно-производственной сфере. Одним из самых болезненных ударов должен был стать отказ поставлять уже законтрактованные и даже частично изготовленные двигатели для фрегатов проекта 11356. Это знаменитая "адмиральская" серия, построенные и переданные флоту корабли которой блестяще отметились в ходе Сирийской кампании.
Конфликты  12.01.2018
Основные боевые действия в Сирии переместились из восточной провинции Дэйр-эз-Зор на запад и северо-запад государства. Это связано с поражением Исламского государства. Практически полностью разгромленная группировка больше не опасна, во всяком случае, так считают в Министерстве обороны Российской Федерации. Да и последние события говорят в пользу этой версии — даже связанные с боевиками СМИ больше не публикуют столь активно новости о столкновениях с враждебными силами.
Конфликты  11.01.2018
В атаке на российские военные базы в Сирии участвовал 31 беспилотник, а не 13, как сообщалось ранее. Об этом Интерфаксу со ссылкой на свои источники заявил координатор группы дружбы парламента Сирии и Госдумы Дмитрий Саблин. По его словам, все дроны были боевыми, которыми обладают «очень ограниченное количество государств, в первую очередь, США». Саблин отметил высокую эффективность российских средств ПВО и пообещал впредь отправлять аналогичные объекты обратно — тем, кто их запускает.
Конфликты  09.01.2018
По сведениям главкомата Военно-Морского флота РФ, экипажи 70 боевых кораблей и вспомогательных судов России новогодние праздники встретили в дальних походах. Сам этот факт — как самая яркая гирлянда на главной елке страны. Потому что давно такого не бывало. Разве что в советские времена.