08.12.2017, 12:18
Россия и Китай, случись война, подрежут крылья F-22 и F-35
Россия и Китай, случись война, подрежут крылья F-22 и F-35Международная военная политика
Республиканец Майк Галлахер, член комитета Конгресса по вооруженным силам, бьет во все колокола - американская аэрокосмическая промышленность использует недопустимо много цветных и редких металлов, ввозимых из-за границы. По его мнению, Пентагон, строя планы победоносных войн, почему-то в упор не видит этой опасности. Когда же правдоруб Галлахер пытается привлечь внимание к зависимости от импорта из Китая и России, штабные офицеры, отвечающие за логистику, избегают с ним встреч, а, если оказываются в Конгрессе, обходят его кабинет на цыпочках.

Безусловно, законодатель Галлахер сгущает краски, однако есть, по крайней мере, три фундаментальных причины, объясняющие проблему.

Начнем с того, что генералитет и высшие чиновники США свято верят в мобильность своей экономики, научную элиту и в национальный бизнес. Эта вера, кстати, опирается на историю Второй мировой войны (WW2), которая во всех американских учебниках подается, как кампания, выигранная исключительно Соединенными Штатами. Заокеанский истеблишмент убежден, что ВПК не подкачает и на этот раз, если, не дай бог, случится WW3.

Выход из проблемы, обозначенной Галлахером, Пентагон видит в разработке композитов, которые заменят сплавы, прежде всего те, где используются никель и титан. Точно так, как это было в 1941—1945 годах, когда в США наблюдался дефицит натурального каучука, который заместили ростом производства синтетического каучука — с 231 тонны в 1941 году до 70 000 тонн к 1945 году.

Американские СМИ убеждают население, что армия США любом случае получит на блюдечке с золотой каемочкой все, что ей надо. Тем не менее, проблема Галлахера куда шире, чем говорят в Пентагоне, и одними деньгами её не решить. И вообще, проводить исторически параллели между WW2 и возможной WW3 вряд ли корректно.

С одной стороны, темпы производства вооружения в Америке в 1941—1945 годах и впрямь впечатляет. Так, в марте 1940 года штатовская оборонка изготовила примерно 100 боевых и транспортных самолетов для ВВС США, через 17 месяцев — 400, в ноябре 1942 — 1600, а в январе 1944 года — 5252. Всего Соединенные Штаты за годы войны произвели 324750 самолетов разного типа, СССР — 157261, Германия — 119307.

С другой стороны, производственные условия участников WW2 на начальном этапе были совершенно разные — благоприятные в США и катастрофические в СССР. Американская экономика 1941 года была в 2,7 раза больше, чем германская, в 3 раза — чем советская, и в 5,6 раза — чем японская. На фоне такого доминирования военные заказы в государстве, которое не знало бомбежек и дефицита квалифицированной рабочей силы, стали первопричиной промышленного бума. Тогда как в 1941 году большинство советских индустриальных центров было разрушено или находилось в процессе эвакуации.

Плюс к этому, Соединенные Штаты перед WW2 имели гигантскую по меркам того времени автомобильную промышленность. Eё технологические компетенции позволяли без особых усилий перейти на выпуск самых сложных военных самолетов. Так, завод Willow Run, построенный Фордом, наладил серийное производство B-24 Liberator — каждые 63 минуты по одному тяжелому бомбардировщику. Однако за 75 лет произошли такие изменения в области высокотехнологических вооружений, что мало кто в США, в том числе Майк Галлахер, верит, что нынешние фордовцы смогут повторить историю и начать конвейерный выпуск, скажем, стратегических бомбардировщиков Northrop B-2 Spirit. В лучшем случае они освоят простенькие турбовинтовые штурмовики по программе ОА-Х, которую, кстати, активно продвигают за океаном.

Возможно, кому-то винтокрылые машинки ОА-Х покажутся смешными, особенно в будущей войне, однако масштабное производство этих легких штурмовиков может быть реализовано на 100% за счет внутренних американских ресурсов, что не скажешь о более серьезных самолетах и ракетах. Эксперты вообще называют ОА-Х истерикой, своеобразным омега — планом, составленным на тот случай, когда придется сражаться одним только стрелковым оружием. То есть после взаимного уничтожения промышленности. Данный факт свидетельствует о нарастающей панике в Пентагоне, так как у генералов появляются большие сомнения, что можно будет отсидеться за океаном, как во время WW2.

«Зависимость (американской оборонки — авт.) от никеля, алюминия, титана, свинца и цинка усиливает нашу уязвимость перед иностранным эмбарго, — пишет Майк Галлахер. — Для примера, в 2010 году китайцы блокировали экспорт редкоземельных металлов в Японию в связи с задержанием китайского рыбака. Значит, в кризисных моментах Соединенным Штатам следует ожидать появления таких же точек давления, а во время крупных войн — полного бойкота».

Отсюда вытекает вторая причина беспокойства Галлахера, которая кроется в том, что заменить 62 вида ввозимых в США цветных и редкоземельных металлов вообще не получится. Например, без китайского минерала оксида дидимия американцы не могут производить целый ряд критически важных чипов. Дошло до того, что американцы и японцы нанимают вьетнамских контрабандистов для незаконного вывоза из КНР ничтожных объемов данного минерала. По факту, это означает остановку в США выпуска ряда важнейших электронных компонентов и заменой их на менее эффективные аналоги.

А без чистого никеля, применяемого в мощных в литий-ионных аккумуляторах, не будет развиваться электромобильная промышленность и беспилотные системы. Производителей этого металла в мире меньше, чем пальцев на одной руке — российский ГМК «Норникель», канадская дочка бразильской Vale и японская Sumitomo Corp. Всё остальное — мелочи. Кроме того, страны-экспортеры сырья начинают вводить запрет на вывоз, разрешая продажу только конечной продукции. Так в 2014 году поступила Индонезия, добывающая 30% никелевой руды в мире.

По данным трейдинговой компании Glencore, крупнейшего мирового спекулянта сырьевыми товарами, в 2030 году спрос на никель составит 3,2 млн. тонн, или более чем на 60% по сравнению с текущими объемами. Если в этих условиях Пентагон, который ставит на беспилотные системы, начнет увеличивать стратегические запасы, то цена, к примеру, никеля подскочит до небес — по меньшей мере, до $ 20 тысяч за тонну (сейчас $ 11 тысяч). Такая же ситуация с небольшими отличиями наблюдается и по другим металлам.

Тратить такие деньги американцы, само собой, не хотят, именно поэтому они обратили алчное внимание на Северную Корею. В этой стране находятся огромные запасы полезных ископаемых: железа, золота, магнезита, цинка, меди, молибдена, графита, всего порядка двухсот видов, включая большое количество редкоземельных металлов и минералов, в том числе и тот самый вожделенный оксид дидимия. По текущей оценке южнокорейского правительства, общая стоимость разведанных месторождений КНДР составляет $ 10 триллионов, а обладание ими — позволит получить в десятки раз больше за счет выпуска товаров с высокой добавленной стоимостью.

Вообще-то американцы уверены, что это Китай жаждет стать хозяином редкоземельных минералов Северной Кореи, как, впрочем, и Россия, которая разработала планы по капитальному ремонту железнодорожной сети КНДР в обмен на доступ к ресурсам страны. Кстати, Белый дом считает своей дипломатической победой блокирование российского сотрудничества со страной чучхе.

Таким образом, провокации в виде агрессивных американо-корейских учений у берегов Северной Кореи ставят перед собой единственную цель — развязать войну против Пхеньяна. И, разумеется, победить в ней. Тогда Вашингтон без проблем и без денег нарастит стратегические запасы цветных металлов и редкоземельных минералов. Видимо, это есть самая главная причина, почему генералы из Пентагона и чиновники из Белого дома, несмотря на острую необходимость, не скупают сырьевые активы на рынке. Единственное, что их останавливает от грабежа — боязнь опять получить на Корейском полуострове по морде.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  18.01.2018
Никто ни в Минске, ни в Киеве и не делает секрета из того, что упомянутые бронированные армейские автомобили «Казак Богдан», уже воюющие за Донбасс, это, вообще-то урожденные белорусские тягачи МАЗ-6425. В Черкассах просто осуществляют «отверточную» сборку машинокомплектов, которые регулярно получают от Минского автомобильного завода. Соответствующее соглашение было подписано в марте 2016 года.
Мировой ВПК  17.01.2018
Немецкий журнал «Штерн» переживает за скорую судьбу американских авианосцев. «Эти корабли („Петр Великий“ и „Адмирал Нахимов“) превратят океаны в опасные воды для американских авианосцев», — говорится в статье Гернота Крампера. Впрочем, сначала автор говорит, что два эти крейсера — пережиток прошлого. Их водоизмещение громадно — 25 тыс. тонн. Они неповоротливы. У них огромные экипажи — 1100 человек. Промахнуться, обстреливая их даже из самого несовершенного оружия, невозможно. Поскольку высота ракетных крейсеров — 59 метров, длина — 250 метров, а ширина — 28 метров.
Мировой ВПК  16.01.2018
Уже более года эсминец «Замволт» находится в составе американского флота. Но все еще не решен вопрос о том, какие снаряды будут использованы в его артиллерийской установке, сообщили на прошлой неделе официальные представители ВМС США журналу Defense News.
Мировой ВПК  15.01.2018
Вскоре после государственного переворота в Киеве в 2014 году новый режим на Украине торопливо начал сворачивать все связи с Россией. Прежде всего, в военно-производственной сфере. Одним из самых болезненных ударов должен был стать отказ поставлять уже законтрактованные и даже частично изготовленные двигатели для фрегатов проекта 11356. Это знаменитая "адмиральская" серия, построенные и переданные флоту корабли которой блестяще отметились в ходе Сирийской кампании.
Конфликты  12.01.2018
Основные боевые действия в Сирии переместились из восточной провинции Дэйр-эз-Зор на запад и северо-запад государства. Это связано с поражением Исламского государства. Практически полностью разгромленная группировка больше не опасна, во всяком случае, так считают в Министерстве обороны Российской Федерации. Да и последние события говорят в пользу этой версии — даже связанные с боевиками СМИ больше не публикуют столь активно новости о столкновениях с враждебными силами.
Конфликты  11.01.2018
В атаке на российские военные базы в Сирии участвовал 31 беспилотник, а не 13, как сообщалось ранее. Об этом Интерфаксу со ссылкой на свои источники заявил координатор группы дружбы парламента Сирии и Госдумы Дмитрий Саблин. По его словам, все дроны были боевыми, которыми обладают «очень ограниченное количество государств, в первую очередь, США». Саблин отметил высокую эффективность российских средств ПВО и пообещал впредь отправлять аналогичные объекты обратно — тем, кто их запускает.
Конфликты  09.01.2018
По сведениям главкомата Военно-Морского флота РФ, экипажи 70 боевых кораблей и вспомогательных судов России новогодние праздники встретили в дальних походах. Сам этот факт — как самая яркая гирлянда на главной елке страны. Потому что давно такого не бывало. Разве что в советские времена.