22.02.2017, 12:58
Россия и Эмираты сделают конкурента ПАК ФА
Россия и Эмираты сделают конкурента ПАК ФАМеждународная военная политика
Россия и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) вместе займутся разработкой легкого истребителя пятого поколения. Об этом 20 февраля заявил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.

— Сегодня подписали соглашение о развитии промышленной кооперации в области военно-технической продукции. Это дает возможность развивать проект по легкому истребителю пятого поколения, который будет разрабатываться с участием эмиратской стороны, — сказал Мантуров на 13-й международной выставке вооружений IDEX 2017.

В свою очередь, глава Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь сообщил ТАСС, что разработка самолета находится на начальном этапе. Он отметил, что концепцию нового самолета еще предстоит определить.

— Пока еще не выбрали, каким он будет — однодвигательным или двухдвигательным. Но подписанное соглашение позволяет нам начать эту работу, — добавил глава ОАК.

В то же время, как сообщил глава «Ростеха» Сергей Чемезов, легкий истребитель пятого поколения будет создаваться на базе МиГ-29. «Работы по этому самолета, думаю, начнем со следующего года, они займут порядка семи-восьми лет», — добавил глава госкорпорации.

Отметим, что разговоры о легком многофункциональном фронтовом самолете (ЛМФС), который разрабатывает РСК «МиГ», идут уже давно. В январе 2014 года журнал Jane’s Defence Weekly опубликовал материал, в котором утверждалось, что РСК «МиГ», по-видимому, не поднимая лишнего шума, занимается разработкой концепта перспективного легкого истребителя — однодвигательного дешевого аналога Т-50/ ПАК ФА. Как отмечалось в заметке, всплеск спекуляций на тему статуса программы произошел в конце декабря 2013-го, когда представители «МиГ» в официальном заявлении сообщили, что единственный летающий прототип истребителя пятого поколения МиГ 1.44 будет законсервирован.

В начале февраля 2017 года военный блог bmpd, который ведут сотрудники Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ), со ссылкой на французский журнал «Air&Cosmos» опубликовал проекции перспективного легкого многофункционального фронтового самолета (ЛМФС) разработки РСК «МиГ». В сопроводительном описании сообщалось, что разработка самолета ведется за счет собственных средств КБ, причем самолет в будущем должен прийти на замену истребителям МиГ-29 и МиГ-35.

Отмечалось, что самолет имеет аэродинамическую схему «утка», его взлетная масса достигает 15 тонн, максимальный взлетный вес составляет 25 тонн. Истребитель будет оснащен либо двумя турбореактивными двигателями ВК-10М разработки КБ «Климов» с тягой 10 тонн каждый, либо одним двигателем неизвестного на сегодня типа. Возможно — двигателем «Изделие 30», разрабатываемым для Т-50 (ПАК ФА).

Какие перспективы имеет ЛМФС, учитывая, что к этому проекту присоединились ОАЭ?

У КБ Микояна наработки по теме перспективного легкого истребителя, который заменил бы МиГ-29, были давно — еще с 80-х годов: МиГ-29 оказался не совсем легким самолетом даже в изначальных вариациях, а нашим военным хотелось более дешевый самолет в условиях, когда в Советском Союзе оборонный бюджет начинал сокращаться, говорит научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов.

— В этом смысле я бы не стал говорить, что ЛМФС базируются на технологиях МиГ-29 или МиГ-35. Речь идет о новом самолете, но не о МиГ 1.44, который изначально проектировался как тяжелый самолет. Реинкарнировать его в том виде, в каком он был, смысла нет. К тому же, были претензии к аэродинамической схеме МиГ 1.44, которую тяжело совместить с критерием «малозаметность».

В общем, «мигари» давно и долго продвигали идею создания легкого истребителя. Конечно, российские военные хотели быть иметь такой самолет, но чисто по экономическим причинам реализация такого проекта была невозможна. Как известно, сроки принятия на вооружение тяжелого истребителя пятого поколения Т-50 постоянно сдвигаются, и сразу два проекта пятого поколения российский бюджет просто бы не потянул.

Тем не менее, в РСК «МиГ» от идеи легкого самолета не отказывались по одной простой причине — платформу МиГ-29 нельзя развивать до бесконечности. Именно поэтому перспективы разрабатываемого истребителя МиГ-35, который на самом деле является сухопутной версией корабельного МиГ-29, выглядят довольно неочевидными. А в РСК «МиГ», по большему счету, перспективных разработок нет — КБ «МиГ» на нынешних заделах (по обслуживанию и продаже МиГ-29) просуществует еще лет 10, и все. «Мигари» пытались безуспешно зайти на рынок гражданских легких самолетов, предлагали российскому и зарубежному заказчику учебно-тренировочный самолет МиГ-АТ, ведут работы по теме тяжелого беспилотника «Скат», которые идут довольно тяжело… Поэтому для них проект легкого истребителя пятого поколения — вопрос выживания.

И вообще: если мы не выйдем с таким предложением на рынок, то через 10−15 лет нам кроме Т-50 и Су-35 будет нечего продавать. Су-35 дешевле, чем полноценное пятое поколение, но, как ни крути, это не легкий самолет. А через 10 лет в линейке легких однодвигательных самолетов, скорее всего, будут следующие машины: истребитель F-35 (дорогой и для некоторых стран избыточный самолет, который, к тому же, не всем государствам будут продавать), китайско-пакистанский FC-1 и, возможно, шведский Gripen NG. Если к ним добавиться еще ЛМФС, то мы сможем выходить на экспортные рынки.

— СМИ не раз отмечали, что разработка ЛМФС ведется за счет средств МиГ.

— Понятно, что у РСК «МиГ» не так много возможностей на свои деньги проектировать самолет, поскольку у них долгое время не было заказов. Корпорация держалась за счет ремонта и обслуживания МиГ-29 и индийского заказа «корабелок». Сейчас реализуется довольно крупный контракт на поставку самолетов в Египет. Египетские деньги и, возможно, некая сумма от Минобороны по проекту МиГ-35, по сути, открывают перед КБ единственное окно возможностей для развития корпорации. Если им не воспользуются, то в будущем мы можем потерять не только нишу на рынке легких истребителей, но и РСК «МиГ» как отдельную структуру.

Рынок легких самолетов не очень большой, но он есть — это страны СНГ, Африки и, возможно, Восточной Европы.

— Если изменится политическая ситуация?

— Да. Все тендеры, которые проходят, например, в Болгарии или Хорватии, показывают, что этим странам не по карману европейские машины. Они могут либо покупать поддержанные F-16, причем не самых последних серий, либо брать самолеты в лизинг и т. д.

Поэтому сотрудничество ОАЭ с РФ по проекту легкого истребителя было бы хорошим ходом. Во-первых, у Эмиратов есть деньги. Во-вторых, они в последнее время с нашим авиационным кластером довольно активно сотрудничают, например, вошли в капитал «Вертолетов России» и т. д.

— В свое время ЗРПК «Панцирь-С1» появился также благодаря деньгам из ОАЭ.

— История с этим контрактом уже довольно старая, но она хорошо показывает, что Эмиратам не в первый раз финансировать российские стартапы в военной сфере. Но тогда они заказывали ЗРПК для себя, а в случае с самолетом ОАЭ фактически выступают в роли некого соинвестора. Хотя если стороны договорятся о том, что какие-то части самолетов будут собираться в Эмиратах, то возможно, эта ближневосточная страна выступит в качестве стартового заказчика истребителя. То есть ОАЭ сначала могут приобрести небольшую партию самолетов для себя, а затем пытаться наладить экспорт.

Теоретически перспективы ЛМФС могут выглядеть так, но пока непонятно — какое может быть разделение труда, насколько Эмираты готовы вкладываться в проект, а главное — что мы им все-таки предлагаем? Красивую картинку или уже некий проработанный проект, который, возможно, по каким-то частям уже прошел испытания.

— Один из ключевых вопросов — двигатель…

— Очевидно, что такой самолёт должен быть однодвигательным. Но РД-33, который стоит на МиГ-29, для перспективного самолета, наверное, слабоват, даже если ему еще полтонны тяги накрутить. Поэтому речь может идти либо о «движке» АЛ-31, либо об «изделии 117» (на Су-35), либо об «изделии 30» (двигателе второго этапа для ПАК ФА). В последнем случае не исключено, что экспорт двигателя на время будет ограничен, как это было в свое время с АЛ-21 для истребителя-бомбардировщика Су-17. То есть может быть, что «изделие 30» будут ставить на Т-50, а на экспорт разрешат, например, в 2025 году. Если так, то разработчикам ЛМФС нет никакого смысла к нему привязываться и можно ожидать, что самолет получит либо «изделие 117», либо какую-либо модификацию АЛ-31.

— Легкий МиГ-35 также формально ориентирован на экспорт. Почему бы не предложить ОАЭ совместно выпускать этот самолет?

— Потому что он им вряд ли интересен. Если у Эмиратов есть притязания на развитие технологий, то производство МиГ-35 им ничего нового не даст. Повторю, в основе МиГ-35 лежит платформа МиГ-29. Скажем, РФ сейчас реализует совместный с индийцами проект по модернизации МиГ-29 (МиГ-29UPG) — с нашим содействием и комплектующими. А Эмираты хотят что-то новое и у них есть для этого деньги и амбиции.

Да и нам нет смысла вкладываться в платформу МиГ-29 — самолета уходящего поколения, который не имеет шансов на развитие. Проект ЛМФС для нашего ВПК — единственная возможность в будущем иметь два новых самолета и два конкурирующих между собой КБ. Здесь много технических рисков, но если ОАЭ серьезно настроены, то проект вполне может быть реализован.

— ЛМФС не помешает развитию российско-индийского проекта самолета пятого поколения на базе Т-50?

— Они разведены. Т-50 финансируется за счет российского бюджета, в котором нет денег для проекта легкого истребителя пятого поколения. А если «МиГ» с ОАЭ сделает этот самолет и предложит его Минобороны РФ, то военное ведомство гипотетически может его взять. Но спонсировать его оно явно не собирается — ни в одной программе ОАК нет проекта легкого истребителя пятого поколения.

Эмираты с начала 2000-х активно развивают свою военную промышленность, причем пытаются производить практически все виды вооружений и военной техники, замечает начальник Центра исламских исследований Института инновационного развития Кирилл Семенов.

— В ОАЭ хорошо развита кораблестроительная, артиллерийская, бронетанковая промышленность. Например, налажен выпуск БТР Iguana (совместно с Бельгией), БТР Guardian. Кстати, в этой сфере РФ и ОАЭ сотрудничали по проекту NIMR (аналог российского ГАЗ-2330 «Тигр», который изначально разрабатывался на деньги Эмиратов). Развивается там и авиационная промышленность, но пока она нацелена лишь на выпуск беспилотников. Тем не менее, способность Эмиратов в короткие сроки строить заводы и привлекать специалистов со всего мира говорит о том, что выпуск ЛМФС вполне реален.

Для Эмиратов авиационные проекты — вопрос престижа. Через проект ЛМФС ОАЭ могут стать страной Ближнего Востока, которая выпускает собственный истребитель пятого поколения. Не факт, что Эмираты примут его на вооружение. На мой взгляд, если они и закупят истребители для собственных ВВС, то будут использовать их в качестве учебно-боевых самолетов, а также — производить и поставлять на экспорт в качестве конкурента китайским истребителям.

Также возможно, что Россия — это только один из участников проекта, к которому в дальнейшем будут подключены другие страны. Как это было в случае с бронеавтомобилем NIMR, который начинала разрабатывать российская компания, а доводили программу до серийного производства специалисты из других стран. Эмираты готовы вкладывать сразу солидные суммы в проекты и, в отличие от индийцев, стараются их быстро реализовывать. Но они требуют, чтобы техника соответствовала их взглядам и не любят «самодеятельность».

Категория: Экономика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  18.11.2017
The National Interest продолжает знакомит читателей с небывалыми качествами «чемодана без ручки». То есть неудачного легкого истребителя F-35, на который уже потрачено столько денег, что отказаться от него уже невозможно. Слабые летные характеристики компания «Локхид Мартин» уже давно пытается скомпенсировать мощным программным обеспечением, которое должно быть чуть ли ни умнее пилота. В статье говорится, что по-настоящему прекрасный истребитель появится в начале двадцатых годов, когда будет готов программный блок с индексом Block IV. А пока придется полетать на том, что имеем.
Геополитика  17.11.2017
Согласно текущим взглядам военно-политического руководства Соединенных Штатов, наземная компонента стратегических ядерных сил является главной составляющей американской ядерной триады. Это обусловливается следующими отличительными особенностями межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования: высокая готовность к нанесению ракетно-ядерных ударов в ходе любой стратегической наступательной операции и способность к реализации различных по характеру форм и способов боевого применения (превентивный, ответно-встречный или ответный ядерные удары в любых условиях текущей военно-политической и стратегической или оперативно-тактической обстановки); высокая надежность и всепогодность несения ими боевого дежурства и боевого применения по предназначению, а также способность обеспечить поражение с высокой точностью и эффективностью любых имеющих стратегическую важность различных по типу объектов противника. При этом атомные подводные ракетоносцы, вооруженные баллистическими ракетами, рассматриваются в первую очередь как средство для осуществления гарантированного ответного ядерного удара.
Мировой ВПК  16.11.2017
На Украине появилась вертолетостроительная промышленность. Об этом своим читателям поведал издающийся в Киеве еженедельник «Деловая столица». При этом продукция новоиспеченной промышленности называется в статье «смертоносными птицами» и «ракетоносцами».
Мировой ВПК  15.11.2017
У меня нет иллюзий относительно способности тех, кто еще смотрит ящик идиота, выйти из летаргического ступора благодаря предупреждениям Пола Крэга Робертса, Уильяма Энгдаля, Дмитрия Орлова, Андрея Мартьянова и моим. Но мы должны продолжать делать это потому, что партия войны (Единая Партия Неоконов), кажется, старается изо всех сил разжечь конфликт с Россией. Поэтому я и предлагаю объединить понятия «война с Россией» и «неотвратимые личные страдания», показав, что если на Россию нападут, два наиболее святых символа США — авианосцы и сам американский материк — будут немедленно атакованы и уничтожены.
Конфликты  13.11.2017
Разведкой ДНР отмечена ротация подразделений ВСУ на мариупольском направлении В связи с этим заместитель командующего оперативным командованием Донецкой народной республики Эдуард Басурин не исключает обострения ситуации. По словам представителя военного ведомства ДНР, отмечено прибытие на мариупольское направление 501 обМП (отдельного батальона морской пехоты) 36 обрМП (отдельной бригады морской пехоты) предположительно для ротации подразделений 1 обМП. Басурин убежден, что прибытие очередных военных только усугубит и «без того сложную ситуацию вблизи линии соприкосновения на Мариупольском направлении».
Конфликты  11.11.2017
Сирийские войска президента Башара Асада при поддержке ВКС России взяли последний оплот «Исламского государства" - Абу-Камаль. Часть террористов, удерживавших город, уничтожена, часть переправилась через Евфрат и движется в северном направлении. Об этом с пятницу, 10 ноября, заявил министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу на военной коллегии России и Белоруссии.
Конфликты  08.11.2017
Исламское государство уже практически не существует, и его некогда мощная армия постепенно превращается в разрозненные и деморализованные партизанские отряды. Они совершают вылазки, предпочитают диверсии, но больше не могут организовать полноценное наступление. Конечно, это еще не конец, но больше Исламское государство не будет угрожать территориальной целостности Сирии. Окончательно это стало ясно после полного освобождения от боевиков города Дэйр-эз-Зор. Вероятно, пару серьезных сражений они еще дадут, но скоро на востоке страны станет спокойно, по крайней мере, на время, пока не станет ясно, чего друг от друга хотят курды и официальное правительство.