02.03.2015, 17:03
Реквием Ан-70: история самолёта, ставшего жертвой политики
Реквием Ан-70: история самолёта, ставшего жертвой политикиМеждународная военная политика
Совместный российско-украинский проект строительства военно-транспортного самолёта был похоронен «Евромайданом». Вслед за Ан-70 в небытие может уйти и весь украинский авиапром.

Приговор окончательный, обжалованию не подлежит

2 марта агентство «Интерфакс» со ссылкой на высокопоставленный источник в Министерстве обороны России сообщило, что военное ведомство России рассматривает вопрос о взыскании с Украины 2,95 миллиарда рублей, перечисленных украинскому ГП «Антонов» на работы по проектированию и строительству военно-транспортного самолёта Ан-70.

Причиной этого стала невозможность дальнейшей реализации этого совместного российско-украинского проекта. Также стало известно, что Минобороны России исключило Ан-70 из госпрограммы вооружений, которая предполагала приобретение до 2020 года 60 таких самолётов.

Решение Министерства обороны России, в сложившихся политических условиях ставшее практически неизбежным, скорее всего, ставит точку в истории проекта Ан-70 — пожалуй, самой драматичной в отечественном самолётостроении за последние десятилетия.

По заказу Советской армии

Проектирование нового самолёта, который должен был прийти на смену транспортному самолёту Ан-12, началось ещё в далёком 1976 году. Первоначальный проект, создававшийся в КБ Антонова, несколько раз подвергался глобальной переработке.

В практическую фазу проект Ан-70 перешёл в 1986 году, когда были утверждены оперативно-тактические требования ВВС СССР на перспективные образцы авиационной техники. Генералитет Вооружённых сил СССР поставил перед авиаконструкторами задачу создать более грузоподъёмную и при этом мобильную транспортную машину, нежели морально устаревший к тому времени Ан-12. Согласно заявленным характеристикам, Ан-70 должен был являться самолётом короткого взлёта и посадки, перевозящим до 47 тонн груза на расстояние до 5000 км при крейсерской скорости 750 км в час.

В 1986 году именно проект КБ Антонова показался военным наиболее перспективным в сравнении с наработками других авиапредприятий.

Головным разработчиком стало киевское предприятие «Антонов», однако работы шли в кооперации с другими предприятиями, расположенными в тогдашней РСФСР.

Никому в голову не могло прийти, что всего через пять лет Советский Союз распадётся, а проект Ан-70 повиснет в воздухе между двумя новыми странами и двумя новыми армиями. 


    


К моменту распада СССР в КБ Антонова был создан первый прототип самолёта, но вопрос о продолжении работ оставался открытым.

Нереальные планы и реальные катастрофы

Тем не менее 24 июня 1993 года в Киеве было подписано «Соглашение между правительствами Украины и России в обеспечение разработки, совместного серийного производства и поставок в эксплуатацию оперативно-тактического военно-транспортного самолёта Ан-70 и транспортного самолёта Ан-70Т с двигателями Д-27». Учреждено совместное предприятие «Средний транспортный самолёт». Головным предприятием проекта оставался украинский «Антонов».

Планы у двух стран на Ан-70 были грандиозными: до 2005 года предполагалось построить 287 транспортников для ВВС России и 115 — для ВВС Украины, в дальнейшем план предполагал создание ещё 115 Ан-70 для России и 27 — для Украины.

На фоне тяжёлого экономического кризиса, который переживали обе страны, данные цифры смотрелись столь же реалистично, как построение коммунизма в СССР к 1980 году.

Но всё-таки 16 декабря 1994 года Ан-70 совершил свой первый испытательный полёт. Однако уже четвёртый полёт 10 февраля 1995 года завершился трагедией: прототип Ан-70 столкнулся на высоте 3,2 километра с самолётом сопровождения Ан-72 в районе Бородянки (50 километров от Киева), потерял управление и рухнул на землю. Все семь членов экипажа Ан-70 погибли.

Катастрофа затормозила проект на два года — лишь в 1997 году начались испытания второго прототипа.

В 1998 году президенты Украины и России Леонид Кучма и Борис Ельцин выступили с совместным заявлением об обоюдном желании принять Ан-70 на вооружение национальных ВВС.

Заявление было немаловажным, ибо развитие проекта Ан-70 постоянно зависело от состояния российско-украинских отношений, осложнения в которых тут серьёзно мешали работе авиастроителей.

В 2001 году Ан-70 снова пережил серьёзную аварию, хотя на сей раз обошлось без человеческих жертв. Машина, отправленная из Киева в Якутск для испытания в условиях низких температур, упала с двадцатиметровой высоты при взлёте после промежуточной посадки в Омске. Причиной падения стал отказ двух из четырёх винтовентиляторных двигателей Д-27 разработки Запорожского МКБ имени А. Г. Ивченко.

Прототип Ан-70 получил серьёзные повреждения, на его восстановление ушло два миллиона долларов, а все установленные графики испытаний были нарушены. Но в конце того же года Россия и Украина подписали акт об успешном завершении этапа «А» госиспытаний самолёта.

Политика и конкуренция

На проект давила не только политика. К началу 2000-х российские авиастроители стали смотреть на украинских коллег как на конкурентов, отбирающих у них хлеб. Пошли разговоры о том, что проект Ан-70 уступает чисто российским разработкам — таким, как глубоко модифицированный транспортник Ил-76МФ, а также средний транспортный самолёт Ту-330. Критики Ан-70 указывали на то, что в реальности самолёт не соответствует изначально заявлявшимся характеристикам.

В свою очередь, сторонники Ан-70 утверждали, что критики заботятся не о получении российской армией нужного ей современного транспортного самолёта, а о перераспределении бюджетного финансирования.

В 2003 году о прекращении финансирования проекта Ан-70 заговорил тогдашний главком ВВС РФ Владимир Михайлов. Гнев главкома можно было понять — проект двигался крайне медленно, финансирование с украинской стороны постоянно задерживалось, и работы шли в основном на российские деньги.

Победа на выборах президента Украины Виктора Ющенко поставила проект Ан-70 на грань закрытия. «Оранжевая» коалиция не была заинтересована в сотрудничестве с Россией в военной сфере, и финансирование проекта официальным Киевом было практически закрыто. В апреле 2006 года российская сторона сообщила, что выходит из проекта Ан-70, планируя вместо него заняться строительством «чисто российского» Ил-76МФ.

КБ Антонова, возглавляемое учеником самого создателя фирмы Олега Антонова Дмитрием Кивой, тем не менее продолжало заниматься проектом. Только благодаря упорству украинских авиастроителей, проект дожил до 2009 года, когда в российско-украинских отношениях наметилось потепление.

«Евромайдан» сбил Ан-70 на взлёте

На авиасалоне «МАКС-2009» был подписан протокол о возобновлении работ по проектированию и изготовлению Ан-70. 


    


Новая смена власти на Украине и приход на президентский пост Виктора Януковича оживили проект Ан-70.

В 2011 году Украина объявила о восстановлении финансирования проекта, министр обороны РФ Анатолий Сердюков сообщил о том, что Россия приобретёт до 2020 года 60 самолётов Ан-70, а сама корпорация «Антонов» обещала выпустить первые серийные самолёты уже в 2012 году.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев 9 июня 2012 года принял решение о возведении завода по изготовлению Ан-70 на мощностях Казанского авиационного производственного объединения имени С. П. Горбунова. Предполагалось, что украинские предприятия сохранят за собой выпуск двигателя, крыльев и оперения самолёта, а Казанское авиапредприятие будет выпускать фюзеляж и проводить окончательную сборку.

По планам Минобороны России, первые Ан-70, построенные в Казани, должны были поступить в российские ВВС в 2015 году. Затем сроки скорректировали до 2017 года.

11 апреля 2014 года компания «Антонов» объявила, что завершила совместные с Россией государственные испытания Ан-70, самолёт рекомендуется для принятия на вооружение, а также для запуска в серийное производство.

Но к этому моменту на Украине вновь сменилась власть. За неделю до того, как «Антонов» объявил об окончании испытаний Ан-70, вице-премьер «евромайданного» правительства Виталий Ярёма объявил о намерении свернуть военное сотрудничество с Россией.

Несмотря на это, предприятие «Антонов» продолжало работы в рамках совместного российско-украинского проекта вплоть до августа 2014 года, когда президент Украины Пётр Порошенко подписал указ о прекращении экспорта в Россию товаров военного и двойного назначения.

Без России проект нежизнеспособен

Указ, по сути, стал смертным приговором Ан-70. На сей раз говорить о продолжении сотрудничества спустя несколько лет не приходится. Во-первых, политический конфликт зашёл слишком далеко, во-вторых, Россия не может позволить себе зависеть от столь ненадёжного партнёра, как Украина. Принятое решение об исключении Ан-70 из госпрограммы вооружений — лишь констатация факта.

На Украине к началу 2015 году был единственный опытный летающий образец Ан-70, который, по заявлению спикера Генштаба ВСУ Владислава Селезнёва, сделанному 19 января, был принят на вооружение.

Ещё два Ан-70 на предприятии «Антонов» находятся в стадии строительства, однако его завершение затруднено недостатком финансирования и нарушением кооперации с поставщиками оборудования и материалов из России.

Руководство «Антонова» заявило о намерении оснащения серийных Ан-70 западными двигателями. Этот вариант представляется весьма сомнительным по трём причинам. Во-первых, он потребует глубокой модернизации самолёта, сопоставимой с созданием нового проекта. Во-вторых, подобная модернизация повлечёт большие финансовые затраты, которые представляются малореальными в условиях жесточайшего экономического кризиса, бушующего на Украине. В-третьих, западные компании не заинтересованы в развитии проекта Ан-70 ввиду того, что он является прямым конкурентом европейского Airbus A400М — ещё одного военно-транспортного самолёта трудной судьбы, который, однако, не настолько зависим от политических перемен.

Реализация проекта Ан-70 на всём протяжении многострадальной истории этого самолёта целиком и полностью зависела от заинтересованности в нём России. Приход к власти на Украине сил, взявших курс не просто на конфронтацию с Россией, а на разжигание в украинском обществе антироссийской истерии, русофобии, свёл все многолетние усилия на нет.

Весьма вероятно, что этот курс похоронит не только Ан-70, но всё украинское авиастроение в целом. Такова цена политического выбора, сделанного «Евромайданом».

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  24.02.2017
Недавно французское издание Air&Cosmos опубликовало схемы якобы перспективного российского легкого истребителя пятого поколения, разработкой которого занимается самолетостроительная корпорация «МиГ». Издание также привело краткие характеристики, которыми, по его мнению, будет обладать новый боевой самолет. Мы решили разобраться, почему не стоит доверять французским изображениям российского истребителя, что такое российская школа проектирования боевых самолетов и на какой летательный аппарат все же может быть похожа новая разработка «МиГа».
Мировой ВПК  20.02.2017
Приближение разведывательного корабля «Виктор Леонов» к побережью США – признак слабости России, а не силы, пишут американские СМИ, ссылаясь на свои источники в разведке. Источники попались с юмором, за «Виктора Леонова», охарактеризованного словом «бесполезный», даже становится обидно. Дело, однако, в том, что эти комментарии – непростительная чушь.
Мировой ВПК  20.02.2017
На англоязычном военном форуме Realitymod.com появилась информация, что некие западные компании решили создать так называемые «умные снаряды» против российского танка Т-14. Их назначение — не только обмануть активную защиту, но и поразить машину в уязвимых местах. И через несколько лет стальной кулак Путина потеряет угрожающую мощь.
Геополитика  20.02.2017
В НАТО намерены резко усилить свое военно-морское присутствие в Черном море. Об этом объявил генеральный секретарь Североатлантического альянса Йенс Столтенберг по итогам встречи министров обороны стран-союзников, завершившейся в Брюсселе. При этом генсек грозно добавил: «Диалог с позиции силы с РФ сработал в годы холодной войны, будет работать и сейчас».
Конфликты  17.02.2017
Российская система С-400 «Триумф» оказалась бессильна перед истребителем F-35: ЗРС не смогла ни остановить, ни распознать израильский истребитель пятого поколения в сирийской провинции Дамаск. В итоге самолет беспрепятственно поразил цели и «махнул русским крылом». Такая оценка С-400 сейчас активно раскручивается в Сети и педалируется некоторыми СМИ со ссылкой на авторитетное американское издание Defense News.
Конфликты  16.02.2017
Американское командование прорабатывает план начала сухопутной операции в Сирии. Ряд экспертов полагает, что если проект удастся провести через Конгресс, идея «маленькой победоносной войны» может заинтересовать Трампа. Как в случае начала «работы на земле» американцы будут выстраивать взаимодействие с многочисленными сторонами сирийского конфликта?
Конфликты  16.02.2017
Военнослужащие морской пехоты ВСУ, дислоцирующиеся в Широкино, всерьез ожидают наступления ополченцев ДНР на Мариуполь по льду Азовского моря. Об этом они рассказали в интервью Военному телевидению Украины. Насколько реально может быть в принципе такое наступление?