19.02.2016, 10:07
Разнокалиберный ВМФ России
Разнокалиберный ВМФ РоссииМеждународная военная политика
Когда патрульный корабль за полгода превращают в корвет, толком не получается ни того, ни другого.

В четверг в Зеленодольске на судостроительном заводе имени Горького состоялась закладка очередного патрульного корабля (ПКР) проекта 22160 «Павел Державин». Третьего по счету. Первые два — «Василий Быков» и «Дмитрий Рогачев» — в стадии достройки с 2014 года. Всего Зеленодольску заказано шесть таких кораблей. Все для Черноморского флота.

Как обычно, в честь официального мероприятия заводом выпущен пресс-релиз. Необычно другое. Главное в том, что написано в пресс-релизе о будущем «Павле Державине», мягко говоря, не совсем соответствует действительности. И дело вовсе не в строгом следовании требованиям соблюдения военной тайны. Скорее всего, составители пресс-релиза просто механически переписали то, что они же сообщали прежде о патрульных кораблях проекта 22160. Но за два года, миновавших со дня закладки головного «Василия Быкова», в их судьбе изменилось слишком многое.

Итак, в распространенном к четвергу пресс-релизе сказано: «Корабль проекта 22160 предназначен для охраны территориальных вод, патрулирования экономической зоны в открытых и закрытых морях, пресечения контрабандной и пиратской деятельности, поиска и оказания помощи пострадавшим при морских катастрофах, экологического мониторинга окружающей среды, для охраны кораблей и судов на переходе морем, а также военно-морских баз и водных районов с целью предупреждения о нападении различных сил и средств противника в военное время».

Только «патрулирование», «пресечение» и прочее — это же не задачи Военно-Морского флота! Существуют морские пограничники ФСБ РФ, которые для перечисленных функций и предназначены. Здесь очень многим с самого начала было очевидно принципиальное противоречие. Тем не менее, командование ВМФ стояло на своем.

Когда в Зеленодольске закладывали «Василия Быкова», официальный представитель Главного штаба ВМФ России так и прокомментировал то событие: новые патрульные корабли будут построены для борьбы с террористами в открытом море. А еще возможно их использование в спасательном варианте. И даже в качестве хотя и вооруженного, но все же санитарного транспорта.

В том, что касается антитеррористической борьбы с помощью патрульных кораблей, определенная логика виделась. Нельзя же считать нормальным, скажем, выход для противодействия пиратам у берегов Сомали в 2009 году тяжелого атомного ракетного крейсера «Петр Великий»? В том походе, как сообщали СМИ, его экипаж с помощью корабельного вертолета даже изловил три быстроходных шаланды современных корсаров. Но для этого ли оборонный бюджет России содержит страшно дорогостоящий флагман Северного флота?

Или, утверждали сторонники создания ПКР, давайте вспомним сочинскую зимнюю Олимпиаду. Для обеспечения безопасности соревнований с морского направления, у кавказского побережья России пришлось ставить на якоря корабельную группировку в составе 20 вымпелов. Во главе — гвардейский ракетный крейсер «Москва» в охранении сторожевого корабля «Пытливый», малых противолодочных кораблей «Александровец» и «Муромец».

Вряд ли их экипажам, обученным совсем другому, зимой 2014 года заняться больше было нечем. Существовали бы, мол, на флоте, патрульные корабли, подогнали бы к Сочи их. А «Москву», «Пылкий» и противолодочников из состава ЧФ оставили бы в покое.

В общем, абсолютно новый для нашего ВМФ класс ПКР поначалу замышлялся вроде крупного пограничного корабля водоизмещением в 1300 тонн. Только с большей автономностью (до 60 суток) и универсальностью. Способный действовать на значительном удалении от своих баз.

Даже за основу проекта 22160 конструкторы из Северного ПКБ взяли платформу, которая ранее предлагалась в качестве пограничного сторожевого корабля океанской зоны. Вооружение тоже собирались установить слабоватое для серьезного морского боя, но достаточное, чтобы уничтожать пиратов — автоматическая 57-миллиметровая пушка и две шестиствольных 30-миллиметровые АК-630М.

А менее года назад, в июле 2015-го, начальник управления кораблестроения Главного штаба ВМФ РФ капитан 1 ранга Владимир Тряпичников заявил: «Патрульные корабли — это действительно новшество на сегодняшний день для ВМФ. Мы проанализировали ситуацию и понимаем, что такой корабль не должен носить ракетного вооружения, а демонстрировать Андреевский флаг в разных районах Мирового океана. Естественно, данный корабль был спроектирован для борьбы с пиратством в районе Африканского Рога».

Правда, конструкторы утверждали, что в проекте 22160 заложен модульный принцип вооружения. То есть, существуют варианты. В зависимости от задач, на ПКР можно поставить и глубоководные аппараты, и беспилотники. Но все равно мучил серьезный вопрос: если у страны не хватает силенок для быстрого воспроизведения быстро тающего океанского флота, для строительства достаточного количества крупных боевых кораблей класса «эсминец» и «фрегат», к чему размазывать невеликие казенные деньги еще и на слабенькие патрульные корабли, для большой войны совершенно непригодные?

Видимо, командование ВМФ тоже вынуждено было продолжать размышлять на эту тему. И тут очень удачно «подвернулась» война в Сирии. Точнее, поразившее мир залповое применение по террористам в этой стране новейших российских высокоточных ракет большой дальности «Калибр». Как известно, стартовали те ракеты с акватории Каспийского моря. В том числе и с малых ракетных кораблей проекта 21631 «Буян-М». Каждый — водоизмещением в 900 тонн, в полтора раза меньше, чем ПКР проекта 22160.

Успех той операции, очевидно, так вдохновил военное ведомство, что спешно ставить «Калибры» теперь, скорее всего, решено на все, что возможно. На патрульные корабли, конечно, — в первую очередь.

Об этом в октябре 2015 года сообщил первый заместитель гендиректора Зеленодольского судостроительного завода имени Горького Александр Карпов. По его словам, «удачные залпы по объектам „Исламского государства" * показали огневую мощь данных ракет. При этом они занимают мало места. Комплексы будут распространены на другие корабли, в частности, речь идет о проекте 22160».

Несколькими днями позже в Москве состоялась выставка «Интерполитех-2015». На ней была продемонстрирована модель ПКР проекта 22160 уже с крылатыми ракетам «Калибр-НК» в двух стандартных 40-футовых контейнерах на корме. В каждом контейнере — по четыре ракеты. Всего — восемь.

Это принципиально изменило суть дела. Как минимум, теперь речь идет о полноценных боевых кораблях совсем другого класса и назначения. Хорош был бы патрульный корабль, который способен одним залпом отправить на морское дно если не авианосец, то хотя бы крейсер! Потому логично ожидать, что проект 22160 скоро будет назван корветом. Или малым ракетным кораблем. Хотя для такового он, возможно и великоват.

Так что, проблем с целесообразностью строительства серии патрульных кораблей в России отныне не существует? Как бы не так. Сегодня под ракеты «Калибр-НК» у нас и без пока еще патрульного корабля одновременно строятся две разновидности корветов — проект 20380 (типа «Стерегущий») и проект 22385 (типа «Гремящий»). Малые ракетные корабли, находящиеся на верфях, тоже представлены двумя проектами, — 21631 «Буян-М» и 2280 «Каракурт». Что примечательно — на каждом из перечисленных спроектировано по восемь «Калибров».

Добавьте хоть к корветам, хоть к малым ракетным кораблям еще и проект пока еще формально патрульного корабля 22160 с точно таким же числом «Калибров» - получится просто цветущий букет грядущей флотской ракетной мощи. Только нужен ли он стране такой?

Помните, как в советские годы за непозволительную расточительность критиковали советских адмиралов? Скажем, в 1980−90-е годы большие противолодочные корабли в ВМФ СССР были представлены одновременно проектами 61 (типа «Комсомолец Украины»), 1134А (типа «Адмирал Юмашев»), 1134Б (типа «Николаев»), 1155 (типа «Удалой»), 57А (типа «Бойкий»). Каждый — со своим вооружением и оборудованием. У каждого — разные тактико-технические характеристики. А значит — дополнительные затраты на тыловое и боевое обеспечение, на учебную базу, на ЗИПы, на подготовку личного состава, на планирование операций.

Нам ставили тогда в пример рационализм куда более богатых, чем мы, американцев. США если уж в те же приблизительно годы и затевали строительство серии фрегатов «Оливер Перри», то заказывали промышленности сразу 71 единицу. Если уж необходимы им были крейсера УРО «Тикандеррога», то сразу 27 таких кораблей.

Мы-то сегодня для чего повторяем свои прежние ошибки? Научились на диво всему миру задешево втискивать в малые объемы корабельных корпусов невиданной силы крылатые ракеты — отлично. Надо быстро воспользоваться этим преимуществом перед другими странами. Но почему снова годами мечемся? И ни в Минобороны, ни в Главном штабе ВМФ не способны определиться, чего ждем от российских кораблестроителей? Почему нельзя заказать им крупную серию, но однотипных современных корветов с «Калибрами»? Или крупную серию однотипных малых ракетных кораблей?

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  18.01.2018
Никто ни в Минске, ни в Киеве и не делает секрета из того, что упомянутые бронированные армейские автомобили «Казак Богдан», уже воюющие за Донбасс, это, вообще-то урожденные белорусские тягачи МАЗ-6425. В Черкассах просто осуществляют «отверточную» сборку машинокомплектов, которые регулярно получают от Минского автомобильного завода. Соответствующее соглашение было подписано в марте 2016 года.
Мировой ВПК  17.01.2018
Немецкий журнал «Штерн» переживает за скорую судьбу американских авианосцев. «Эти корабли („Петр Великий“ и „Адмирал Нахимов“) превратят океаны в опасные воды для американских авианосцев», — говорится в статье Гернота Крампера. Впрочем, сначала автор говорит, что два эти крейсера — пережиток прошлого. Их водоизмещение громадно — 25 тыс. тонн. Они неповоротливы. У них огромные экипажи — 1100 человек. Промахнуться, обстреливая их даже из самого несовершенного оружия, невозможно. Поскольку высота ракетных крейсеров — 59 метров, длина — 250 метров, а ширина — 28 метров.
Мировой ВПК  16.01.2018
Уже более года эсминец «Замволт» находится в составе американского флота. Но все еще не решен вопрос о том, какие снаряды будут использованы в его артиллерийской установке, сообщили на прошлой неделе официальные представители ВМС США журналу Defense News.
Мировой ВПК  15.01.2018
Вскоре после государственного переворота в Киеве в 2014 году новый режим на Украине торопливо начал сворачивать все связи с Россией. Прежде всего, в военно-производственной сфере. Одним из самых болезненных ударов должен был стать отказ поставлять уже законтрактованные и даже частично изготовленные двигатели для фрегатов проекта 11356. Это знаменитая "адмиральская" серия, построенные и переданные флоту корабли которой блестяще отметились в ходе Сирийской кампании.
Конфликты  12.01.2018
Основные боевые действия в Сирии переместились из восточной провинции Дэйр-эз-Зор на запад и северо-запад государства. Это связано с поражением Исламского государства. Практически полностью разгромленная группировка больше не опасна, во всяком случае, так считают в Министерстве обороны Российской Федерации. Да и последние события говорят в пользу этой версии — даже связанные с боевиками СМИ больше не публикуют столь активно новости о столкновениях с враждебными силами.
Конфликты  11.01.2018
В атаке на российские военные базы в Сирии участвовал 31 беспилотник, а не 13, как сообщалось ранее. Об этом Интерфаксу со ссылкой на свои источники заявил координатор группы дружбы парламента Сирии и Госдумы Дмитрий Саблин. По его словам, все дроны были боевыми, которыми обладают «очень ограниченное количество государств, в первую очередь, США». Саблин отметил высокую эффективность российских средств ПВО и пообещал впредь отправлять аналогичные объекты обратно — тем, кто их запускает.
Конфликты  09.01.2018
По сведениям главкомата Военно-Морского флота РФ, экипажи 70 боевых кораблей и вспомогательных судов России новогодние праздники встретили в дальних походах. Сам этот факт — как самая яркая гирлянда на главной елке страны. Потому что давно такого не бывало. Разве что в советские времена.