13.10.2014, 00:51
Расходы на оборону растут рекордными темпами
Расходы на оборону растут рекордными темпамиМеждународная военная политика
В Госдуме предлагают увеличить военный бюджет еще на 10–15%.

Министр финансов Антон Силуанов сообщил на днях, что расходы, запланированные по гособоронзаказу (ГОЗ) на 2014–2016 годы, переносятся на более поздние сроки. Как выясняется, это не соответствует действительности. В пятницу замминистра обороны Юрий Борисов заявил, что финансирование ГОЗ сохранится в прежнем объеме. Это подтверждает и законопроект о бюджете страны на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (проект бюджета-2015–2017), внесенный правительством в Госдуму.

Согласно документу, по сравнению с 2014 годом военные расходы вырастут на треть – с 2,471 трлн руб. до 3,287 трлн руб., что составит 4,2% от ВВП страны.

Это рекордный показатель за всю историю постсоветской России и в абсолютных, и в относительных цифрах. Комментируя появившиеся в СМИ материалы о возможном сокращении ГОЗ, Юрий Борисов заявил: «Объективных предпосылок, которые раньше высказывались, в том числе в прессе, что российская промышленность не готова к выполнению таких амбициозных планов, нет. Этот фактор нельзя использовать при сокращении обязательств и объемов финансирования». Он пояснил, что Минобороны ожидает в текущем году улучшения показателей по выполнению гособоронзаказа относительно 2013 года. А в заключении думского комитета по обороне № 108/1.1 от 9 октября 2014 на проект закона о бюджете-2015–2017, подписанном единороссом Виктором Заварзиным, прямо говорится о том, что «выделяемые объемы бюджетных ассигнований в целом позволяют обеспечить реализацию основных стратегических целей в развитии Вооруженных сил РФ», то есть в том числе и по выполнению ГОЗ.

Но даже эти рекордные планы по расходам на оборону у военных лоббистов Госдумы вызывают некоторое неудовлетворение. В упомянутом заключении отмечается, что в ходе обсуждения проекта закона о бюджете необходимо предусмотреть «выделение дополнительных бюджетных ассигнований» на тыловые и социальные нужды военнослужащих. Военные депутаты, в частности, требуют «возобновления проезда на безвозмездной основе военнослужащих и членов их семей один раз в год к местам использования отпуска и обратно», а также увеличения пенсий для отставников.

При этом депутаты видят проблемы и с переводом армии на профессиональную основу. В частности, комитет по обороне озабочен тем, что «бюджетных ассигнований на обеспечение военнослужащих служебными жилыми помещениями и дальнейшее формирование фонда служебного жилья в 2015–2017 годах проектом федерального бюджета не предусмотрено». В проекте бюджета-2015–2017 дополнительные деньги предусмотрены только на выплату денежного довольствия контрактников, как требует подписанный президентом Владимиром Путиным 7 мая 2012 года указ № 604. Этим документом, как известно, поставлена задача ежегодно, в течение пяти лет, увеличивать численность военнослужащих, проходящих службу по контракту, не менее чем на 50 тыс. человек, чтобы довести их общую численность к 2017 году до 425 тыс. человек.

Минобороны сейчас набирает в армию профессионалов даже в больших объемах. Однако в связи с преждевременным расторжением контракта их прослойка в войсках пока формируется в более низких пропорциях, чем требует указ президента. Поэтому военные депутаты написали в заключении на проект бюджета-2015–2017, что «отсутствие в необходимом объеме служебного жилья для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, является одним из основных факторов текучести кадров и не позволяет обеспечить комплектование Вооруженных сил РФ данной категорией военнослужащих». Комитет по обороне предлагает «восстановить финансирование федеральной целевой программы «Совершенствование системы комплектования должностей сержантов и солдат военнослужащими, переведенными на военную службу по контракту... (2009–2015 годы)» в объеме 82,0 млрд руб.».

Комитет Госдумы по обороне предлагает, по сути, увеличить военный бюджет еще на 10–15%. Это при том, что из военного бюджета-2015–2017 уже убрали, то есть переписали на гражданские статьи, некоторые расходы. В частности, финансовое обеспечение накопительных взносов на именные накопительные счета военнослужащих - участников накопительно-ипотечной системы (НИС) с 2015 года теперь значится в разделе бюджета «Социальная политика». А это немалые деньги. На НИС в 2015 году запланированы суммы в 81,546 млрд руб., в 2016 году – в 83,911 млрд руб. и в 2017 году – в 89,107 млрд руб.

В проекте закона о бюджете страны на ближайшую трехлетку записано, что в 2016 году расходы на национальную оборону составят 3,7% от ВВП (3,1 трлн руб.), в 2017-м – 3,6% от ВВП (3,2 трлн руб.). В абсолютных показателях это будет не намного меньше уровня 2015 года. Кстати, в проекте бюджета в 2017 году резко (на 10%) по сравнению с прошлым годом планируется сократить расходы на денежное довольствие военнослужащих и гражданского персонала армии. Данное обстоятельство Минфин объясняет давно намеченным в правительстве сокращением численности личного состава силовых структур на 10%. Между тем ранее руководство военного ведомства выступало против количественного сокращения армии.

«Снижение цен на нефть, санкции и экономический кризис, безусловно, отрицательно сказываются на хозяйстве страны. Рост ВВП замедлился, если не сказать, что прекратился. В то же время модернизировать армию, укреплять обороноспособность страны надо продолжать. С этим и связаны значительные расходы России на оборону», – объясняет ситуацию военный эксперт генерал-лейтенант Юрий Неткачев.

Категория: В России



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  29.05.2017
В осложняющейся международной обстановке возрастает значение умения экспертного сообщества отличать реальную опасность от различного рода «разводок», преследующих цель дезориентировать общественность, вызвать паническое настроение и вынудить руководство России пойти на бессмысленные разорительные ресурсные траты для того, чтобы ослабить страну экономически и политически, подорвать возможность проводить активную политику на мировой арене.
Геополитика  15.05.2017
В перестроечные времена в ряде публикаций центральной прессы, посвященных перипетиям освоения целинных земель, некоторые авторы в пылу творческого задора позволили себе недопустимую вольность, сошедшую им с рук. Времена тогда наступали такие, что пишущая братия воспринимала древнегреческую поговорку «Чаще поворачивай свой стиль» буквально. Казахстан эпохи «битвы за урожай» перестроечные инженеры человеческих душ поэтически сравнили с «цветком душистых прерий», проведя аналогию с эпопеей освоения Дикого Запада на Североамериканском континенте. Интересно, какая метафора сегодня пришла бы им на ум при соприкосновении с реалиями казахстанской современности?
Мировой ВПК  12.05.2017
Американский журнал The National Interest решил провести ревизию отечественной истребительной авиации. При этом, разумеется, для определения уровня ее боевых возможностей использовано сравнение с самолетами «вероятного противника». Каковых у США с определенного времени уже два — Россия и Китай. В качестве истребителей, которые должны обеспечивать в небе американское господство, выступают F-22 Raptor и F-35 Lightning II.
Мировой ВПК  04.05.2017
Создаваемый в России многофункциональный авиационный комплекс дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-100 будет способен обнаруживать новые классы целей, включая оперативно-тактическую авиацию нового поколения, — сообщил на селекторном совещании в военном ведомстве министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу.
Конфликты  19.05.2017
Западные СМИ, ссылаясь на своих экспертов, все чаще публикуют материалы, в которых красной нитью проходит мысль, что Россия завязла в сирийской войне и уже не знает, как из нее выйти. В действительности ситуация в Сирии сейчас складывается не совсем благоприятно для Дамаска, а следовательно, и для Москвы. С одной стороны, правительственным войскам и поддерживающим их силам сопутствует определенный военный успех, с другой стороны, действия Вашингтона, направленные против Башара Асада и его союзников, тоже имеют определенный эффект.
Конфликты  04.05.2017
Сенсационным результатом закончилась встреча Путина и Эрдогана. По ее итогам оба лидера заявили, что достигнуто – в том числе и с Трампом – соглашение о создании в Сирии так называемых зон безопасности. Это кардинальное изменение позиции Москвы. Означает ли оно ту самую «большую сделку» между Россией и США, о которой так много говорят в последнее время?
Конфликты  02.05.2017
С начала гражданской войны в Сирии режим Б. Асада проводил мероприятия по адаптации лояльных ему вооруженных формирований к условиям внутреннего конфликта, к которому они оказались абсолютно не готовы. В частности, в Сирийской арабской армии (САА) преобладали исключительно тяжелые бронетанковые и механизированные дивизии. Всего таких соединений было одиннадцать (а также две дивизии «специальных сил» — 14-я и сформированная непосредственно перед началом гражданской войны 15-я).