19.11.2014, 11:56
ПВО азиатского направления
ПВО азиатского направленияМеждународная военная политика
Минобороны России продолжает готовить ответ на концепцию быстрого глобального удара США.

Россия вместе с Казахстаном и Киргизией создаст объединенные системы ПВО. Об этом 17 ноября заявил начальник Генштаба ВС РФ генерал армии Валерий Герасимов в рамках совещания Военного комитета Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

- Ведется работа по созданию таких систем с Казахстаном и Киргизией, - отметил Герасимов, добавив, что уже сейчас в рамках двухсторонних отношений существует единая система ПВО с Белоруссией. - Мы считаем, что нам ничто не мешает продвинуться в создании этой системы на центрально-азиатском направлении и объединить ее в единую систему противовоздушной обороны. А в перспективе - и противоракетной обороны государств ОДКБ.

По итогам совещания делегации из Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана договорились поэтапно развивать единую ПВО всех шести стран.

Отметим, что объединенная система ПВО РФ и Белоруссии, это только малая часть того, что существовало в советское время, когда весь периметр СССР был прикрыт сплошным радиолокационным полем и средствами противовоздушной обороны. После распада Союза Россия не оставляет попыток склеить бывшее наследство. Первая попытка была предпринята 10 февраля 1995-го, когда было создана Объединенная система ПВО стран СНГ «Содружество», которая реально как не работала, так и не работает. Потом не раз с высоких трибун звучали заявления о намерениях создать объединенную систему ПВО и ПРО в рамках ОДКБ, но в итоге дело ограничилось созданием ряда региональных систем ПВО - РФ и Белоруссии (соглашение подписано в 2009-ом году), РФ и Казахстана (закон подписан 28 декабря 2013-го и был ратифицирован). А единая система ПВО РФ с Арменией, видимо, так и осталась лишь в планах.

В реализации идеи единой системы ПВО-ПРО ОДКБ все упирается в вопросы руководства – в единое командование, которое может взять на себя ответственность за принятие того или иного решения. Например, сбивать самолет или крылатую ракет или не сбивать, говорит заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. По сути, страны должны поступиться частью своего суверенитета, чтобы войти в единую систему ПВО с РФ. Но против кого она направлена?

- Что касается вопроса – против кого может быть направлена эта единая система, то на мой взгляд, сама постановка некорректна. Да, потенциально главную угрозу могут представлять Китай и пакистанские ракеты с ядерными зарядами, но дело даже в этом. Для надежного прикрытия рубежей системы ПВО должны существовать по определению.

С Казахстаном у нас было подписано соглашение о создании объединенной системы ПВО, и она формально существует: организованно дежурство командных пунктов, обмен информацией, проводятся учения. Но все дело в том, что средств ПВО в Казахстане недостаточно, поэтому их надо наращивать, отмечает генерал-полковник, доктор исторических наук Леонид Ивашов.

- Объединенная система ПВО у нас наиболее плотно функционирует с Белоруссией, хотя также - не в полном объеме. Что касается других стран ОДКБ, то они пока не готовы войти под объединенный противовоздушный зонтик. Основная причина – кто будет принимать решения на принуждение к посадке, а тем более, на ликвидацию самолета-нарушителя: национальное или наднациональное объединенное командование? Вопрос тонкий, но он решаем. На мой взгляд, главное препятствие – это все-таки поставки современных комплексов ПВО. В сердюковские времена было много чего разрушено и сейчас технические средства продает не Минобороны, а торгующие организации, и им все равно кому продавать – своим или странам дальнего зарубежья, главное – выгода.

Основная угроза, которой должна противостоять объединенная система ПВО – это, конечно, американская концепция быстрого глобального удара. У нас мало современных средств, которые способны перехватывать крылатые ракеты большой дальности, идущие со сверхзвуковой скоростью и с огибанием местности, а у других стран ОДКБ их практически нет. К тому же, мы сегодня наблюдаем и другое направление развития американских вооруженных сил – беспилотники, которые также могут прилететь с любого направления. И здесь, на мой взгляд, надо подумать над тем, как в рамках ШОС создать единое радиолокационное поле и единые средства ПВО. Это было бы дешевле и эффективнее.

Бывший начальник зенитно-ракетных войск ВВС России, генерал-лейтенант запаса Александр Горьков замечает: вдоль наших границ с Казахстаном недостаточно сосредоточено сил для первого эшелона ПВО.

- И в этом смысле Казахстан может помочь исправить ситуацию, если, конечно, система ПВО-ПРО будет не объединенная, а единая. Единая - значит под единым командованием, свободная от различных дополнительных соглашений и договоров по выдаче информации, по применению совместных сил ПВО и т.д., что предполагает объединенная система противовоздушной обороны.

А так объединенная система ПВО государств-участников СНГ существует с 1995 года, но, скажем, Грузия и Туркменистан оттуда вышли почти с самого начала. От систем РЛС, которые располагались на Украине и вели наблюдение за космическим пространством над Южной Европой и Средиземноморьем, мы отказались по целому ряду причин, в том числе и экономических. Габалинская радиолокационная станция дальнего обнаружения в Азербайджане прекратила свое существование в 2012 году. Мы видим, что периодически в СМИ появлялись сообщения о создании региональных систем ПВО на двусторонней основе, в частности с Арменией и тем же Казахстаном, однако, видимо, это всего лишь заявления о намерениях, о практических шагах начали задумываться только сейчас.

Конечно, у той же Киргизии довольно устарелые средства ПВО: ЗРК «Круг», ЗРК «Стрела-2», ЗСУ-23-4 «Шилка», советские подвижные зенитные ракетные комплексы С-75 «Двина» и зенитно-ракетные комплексы малого радиуса действия С-125 «Нева». Поэтому говорить о том, что они могут внести какой-то весомый вклад в нашу систему ПВО нельзя. Однако привлекать и вовлекать эту страну в единую систему ПВО надо, потому что она находится южнее Казахстана. А если в ближайшем будущем переоснастить системы ПВО Киргизии наземными средствами, средствами разведки – то появится мощный сдерживающий фактор. То же касается и Таджикистана, где у нас, кстати, действует оптико-электронный узел наблюдения за космическим пространством «Окно» (комплекс «Нурек»), принадлежащий войскам ВКО России.

Так что, думаю, у этой идеи есть здравое зерно, тем более что, видимо, уже делались научные расчеты появления на этих территория единой системы ПРО. Конечно, не стратегического плана, но средств, которые могут бороться с оперативно-тактическими ракетами.

— Есть мнения, мол, системы ПВО на центрально-азиатском направлении не нужны, потому что нам не надо защищаться от Китая и Ирана…

- Если вспомнить историю, то Пауэрс откуда прилетел? Через те края, взлетев с аэродрома в Пешеваре. Если бы его под Свердловском не сняли, он бы спокойно дошел до Норвегии и сел на аэродром, как и планировалось. То есть угроза с этого направления по досягаемости авиации, по их целям и задачам, которые они могут решать с южного направления, уже исторически подтверждена. А южное направление, на минуточку, – это выход к нашему промышленному потенциалу – к Южному и Среднему Уралу, Поволжью, Ханты-Мансийску и т.д.

К тому же, надо учитывать концепцию американского быстрого глобального удара, в соответствии с которой американские вооруженные силы способны в кратчайшее время нанести ракетные удары высокой мощности и точности по любой точке земного шара с совершенно разных направлений. То есть крылатые ракеты не только воздушного, но и морского базирования (скажем, с Индийского океана) могут выйти не только к южным границам, но и к объектам внутри России. И для того, чтобы успешно бороться с ними, нужно создавать такую единую систему ПВО, которая четко выполняла бы поставленные задачи.

Об идеи развертывания единой системы ПВО говорят, чуть ли не самого создания ОДКБ. Но все упирается в то, что этим делом, кроме России, никто не хочет заниматься. Мало того, другие страны-участники Договора еще пытаются выторговать у нас определенные преференции, замечает ведущий научный сотрудник сектора проблем региональной безопасности РИСИ, кандидат военных наук Владимир Карякин.

- Сейчас Россия пытается укрепить Евразийский экономический союз, в том числе и за счет некого военного объединения в рамках ОДКБ, но до создания реальной единой системы ПВО еще очень далеко.

Дело даже не в том, что средства ПВО Киргизии и Таджикистана слабые, устаревшие. Еще вопрос – сколько их там на самом деле вообще, потому как на бумаге может быть записано одно, а в реальности – другое, считает директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии, полковник запаса Семен Багдасаров.

Тема появления единой системы ПВО-ПРО дискутируется давно, и понятно, что в нынешней непростой политической ситуации ее актуальность возрастает, говорит директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов.

- Но это довольно дорогостоящий проект, оплатить который способна только Россия. Все остальные участники ОДКБ не обладают финансовыми ресурсами для создания полномасштабной системы ПВО-ПРО в рамках единого комплекса. Хотя вроде бы у того же Казахстана есть неплохой экономический задел, но, видимо, эта страна может ориентироваться только на свою систему, которая будет сопряжена с российской. Поэтому пока речь идет о создании системы по направлениям (южное – Армения, юго-восток – Казахстан, запад – Белоруссия), которая в будущем, возможно, будет вписана в единый контур. Причем даже в случае поэтапного развертывания системы ПВО-ПРО по странам ОДКБ это не дает полного прикрытия пространства. Скажем, со стороны Украины пространство перекрывает Белоруссия, но достаточно ли этого – вот вопрос.

Конечно, ни Киргизия, ни Таджикистан ничего не могут предложить России в военно-техническом плане, но мы не можем оставить эти страны, поскольку это обрушит всю системы безопасности в Центральной Азии, которая сейчас находится под угрозой. Во-первых, из-за того, что войска международной коалиции уходят из Афганистана, а во-вторых, из-за нежелания Вашингтона и НАТО работать с ОДКБ, хотя последняя не раз предлагала альянсу совместную серьезную работу по поддержанию стабильности в регионе. Однако представители НАТО всегда отвечали свысока, мол, вы – ОДКБ, организация молодая, и не такая крутая, как наша.

В итоге такое высокомерие может дорого обойтись и Вашингтону, и его союзникам, и России, поскольку мы видим, с каким размахом сегодня действуют боевики «Исламского государства». Я не думаю, что в Штатах не понимают всей опасности такой ситуации, но, тем не менее, желание находиться в конфронтации с нами и нежелание мыслить на перспективу может привести к печальным результатам.

Категория: Геополитика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  20.02.2017
Приближение разведывательного корабля «Виктор Леонов» к побережью США – признак слабости России, а не силы, пишут американские СМИ, ссылаясь на свои источники в разведке. Источники попались с юмором, за «Виктора Леонова», охарактеризованного словом «бесполезный», даже становится обидно. Дело, однако, в том, что эти комментарии – непростительная чушь.
Мировой ВПК  20.02.2017
На англоязычном военном форуме Realitymod.com появилась информация, что некие западные компании решили создать так называемые «умные снаряды» против российского танка Т-14. Их назначение — не только обмануть активную защиту, но и поразить машину в уязвимых местах. И через несколько лет стальной кулак Путина потеряет угрожающую мощь.
Геополитика  20.02.2017
В НАТО намерены резко усилить свое военно-морское присутствие в Черном море. Об этом объявил генеральный секретарь Североатлантического альянса Йенс Столтенберг по итогам встречи министров обороны стран-союзников, завершившейся в Брюсселе. При этом генсек грозно добавил: «Диалог с позиции силы с РФ сработал в годы холодной войны, будет работать и сейчас».
Геополитика  18.02.2017
В США сенаторы и конгрессмены предложили принять закон, разрешающий начать поставки ракет средней и малой дальности (РСМД) в Европу и другим союзникам Вашингтона. По их словам, эта инициатива стала ответом на нарушения Россией двустороннего соглашения об этих вооружениях. Авторы законопроекта хотят «дать президенту Трампу инструменты», позволяющие вернуться к концепции бывшего президента США Рональда Рейгана «мир через силу».
Конфликты  17.02.2017
Российская система С-400 «Триумф» оказалась бессильна перед истребителем F-35: ЗРС не смогла ни остановить, ни распознать израильский истребитель пятого поколения в сирийской провинции Дамаск. В итоге самолет беспрепятственно поразил цели и «махнул русским крылом». Такая оценка С-400 сейчас активно раскручивается в Сети и педалируется некоторыми СМИ со ссылкой на авторитетное американское издание Defense News.
Конфликты  16.02.2017
Американское командование прорабатывает план начала сухопутной операции в Сирии. Ряд экспертов полагает, что если проект удастся провести через Конгресс, идея «маленькой победоносной войны» может заинтересовать Трампа. Как в случае начала «работы на земле» американцы будут выстраивать взаимодействие с многочисленными сторонами сирийского конфликта?
Конфликты  16.02.2017
Военнослужащие морской пехоты ВСУ, дислоцирующиеся в Широкино, всерьез ожидают наступления ополченцев ДНР на Мариуполь по льду Азовского моря. Об этом они рассказали в интервью Военному телевидению Украины. Насколько реально может быть в принципе такое наступление?