02.10.2015, 10:10
Путина ждет бессонная ночь в Париже
Путина ждет бессонная ночь в ПарижеМеждународная военная политика
«Минск-2»: какие вопросы придется решать «нормандской четверке» в столице Франции?

2 октября в Париже пройдет встреча лидеров стран «нормандской четверки» — России, Украины, Германии и Франции. И, естественно, главной темой повестки дня станет реализация Минских соглашений в контексте урегулирования ситуации в Донбассе.

Как сообщил «РИА Новости» пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков, в парижском графике Владимира Путина нет отдельной встречи с Петром Порошенко. Но он проведет беседы тет-а-тет с канцлером Германии Ангелой Меркель и президентом Франции Франсуа Олландом.

Напомним, последний раз, «нормандская четверка» на уровне глав государств собиралась в феврале этого года в Минске. В ходе многочасовых переговоров, закончившихся глубокой ночью, был разработан Комплекс мер по выполнению Минских соглашений, который стал своего рода «дорожной картой» мирного процесса. Тогда это было расценено как большая победа. Поскольку гарантами договоренностей выступили, в том числе лидеры двух ведущих европейских держав — канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Франсуа Олланд. А после утверждения в Совбезе ООН Минский меморандум получил статус обязательного для выполнения международно-правового акта.

Впрочем, для официального Киева этот факт, судя по всему, не имеет решающего значения. И пока наибольшим прорывом в переговорном процессе, пожалуй, можно считать документ об отводе от линии соприкосновения вооружений калибром менее 100 мм. Члены контактной группы по безопасности согласовывали его несколько месяцев. Но прийти к соглашению удалось лишь в преддверии парижского саммита.

При этом в решении вопросов, которые значатся в повестке дня политической подгруппы, прогресса практически нет. Местные выборы, амнистия и особый статус Донецкой и Луганской народных республик — эти обязательные пункты Минских соглашений украинские власти предпочитают либо игнорировать, либо трактовать по-своему.

Киев, например, говорит, что особый статус ДНР и ЛНР будет предоставлен после выборов, которые украинская сторона готова провести после установления полного контроля над этими территориями и над российско-украинской границей. Но это — тупик. Поскольку ни о каком особом статусе (как он трактуется в Минских соглашениях) речи тогда просто быть не может.

Между тем, уже известно, что вопрос о выборах в отдельных районах Донбасса (в ДНР голосование должно пройти 18 октября, в ЛНР — 1 ноября) на встрече в Париже будет поднят обязательно. Об этом со ссылкой на замглавы администрации украинского президента Константина Елисеева сообщил «Интерфакс». Представитель Порошенко (как и ранее его патрон) называет эти выборы «фэйковыми» и надеется, что лидеры Германии и Франции «продавят» их отмену.

Возможно ли такое? И стоит ли, вообще, ждать какого-то серьезного прорыва от парижской встречи?

— Очень осторожно можно надеяться только на прекращение огня, — предположил замдиректора Центра украинистики МГУ им. Ломоносова Богдан Безпалько. — На прекращение массовых обстрелов Донецкой и Луганской народных республик, которые велись Киевом уже в нарушение достигнутых ранее минских договоренностей. Если хотя бы этого удастся достигнуть, можно будет говорить о большом прорыве. Все остальное можно обсуждать в течение десятилетий. И не прийти к какому-то четкому, компромиссному пониманию вопроса.

Яркий пример у нас на постсоветском пространстве — это Приднестровье. Чуть более кровоточащий, но все-таки без масштабных военных действий — это Карабах.

Поэтому, на мой взгляд, пока что стоит задача добиться исключения масштабных боевых действий. Таких, которые привели к уничтожению республики Сербская Краина в 1995 году. С многочисленными жертвами и массовым исходом сербского населения со своих исконных земель.

Что касается Минских соглашений, то — да, здесь, действительно, есть ситуация, которую я бы назвал даже не тупик, а цугцванг (положение в шахматах, в котором любой ход игрока ведёт к ухудшению его позиции — ред.).

Тогда кто проигрывает?

— Как известно, Киев в настоящее время фактически не выполняет Минские соглашения. С другой стороны, Луганская и Донецкая народные республики развиваются с помощью кооперирования экономических и политических связей с Россией. И через нее выходят в мир. Такое положение может сохраняться еще какое-то длительное время.

И здесь, на самом деле, интересен вопрос: будет ли пролонгирован Минский меморандум. Потому что соглашения имеют четкие хронологические рамки — до 1 января 2016 года. Будет ли Украина продлевать срок действия этого документа или автоматически выйдет из него, это очень важно. Поскольку, не пролонгировав Минские соглашения, она опять сможет вернуться к силовой практике.

Пока этот вопрос остается открытым. Но здесь, в общем-то, понятно и то, что эти вопросы решает не Украина. Или, скажем так, она их решает в гораздо меньшей степени, чем принято считать или надеяться.

Но если нам — Российской Федерации — удастся договориться с другими геополитическими силовыми центрами, то тогда Украина будет следовать воле тех центров, с которыми уже непосредственно будет договариваться Россия.

— Джон Керри назвал предстоящую встречу в Париже «очень важной». Значит ли это, что американцы все-таки решили помочь Меркель и Олланду направить Порошенко в мирное русло? Чтобы он не интерпретировал Минские соглашения, а выполнял точно то, что там записано.

— Я бы не стал ориентироваться на слова Керри. Это обычная дипломатическая риторика — не более. На мой взгляд, Америка, не участвуя в нормандских переговорах, может, конечно, повлиять на Киев. Но вряд ли она будет это делать в ущерб своим собственным интересам. А интересы американцев пока состоят в том, чтобы хаотезировать Евразийское пространство, сохранив в стабильности Североамериканский регион.

Поэтому если это и произойдет, то исключительно под определенным давлением с российской стороны. Это будет результатом разделения сфер влияния. А не договоренностей или компромисса. И только в том случае, если американцев этот раздел сфер влияния устроит, они могут либо отдать команду Порошенко на мирное решение проблемы, либо — что более вероятно — просто бросить его на произвол судьбы. А там уже логика событий сама развернет Украину таким образом, чтобы Порошенко, соответственно, оказался не у власти.

Принято считать, что американцы уже уходят из Украины. Просто стремятся разрушить ее как можно сильней перед тем, как она войдет в сферу влияния России. Чтобы России потребовалось вкладывать в нее гораздо больше ресурсов, чем это требовалось, скажем, несколько лет назад.

— Будет ли в Париже найдено решение по выборам, которое устроит обе стороны?

— Я думаю, здесь компромисса в принципе не может быть. Или компромисс уже будет просто в том, что эти выборы пройдут. А Киев не начнет боевых действий против Донецкой и Луганской народных республик. Потому что помешать проведению этих выборов можно только этим путем.

Но они, скорей всего, пройдут. Хотя кто-то, конечно, будет настаивать на том, что эти выборы незаконны. Кто-то будет говорить, что они были вполне прозрачными и демократичными. И все останутся на своих позициях.

В общем-то, это напоминает чем-то Приднестровье. Молдавия ведь тоже не признает ни результаты референдума, ни государственные власти Приднестровской Молдавской республики. Ни раньше не признавала их легитимность, ни сейчас.

На самом деле главное — это избежать масштабных военных столкновений. А в дальнейшем эти республики выживут. Тем более что у них есть очень важное преимущество по сравнению с Приднестровьем — общая граница с РФ, через которую люди могут, например, выезжать в Россию на заработки… и т. д.

— Но Киев как раз требует, чтобы контроль над границей передали ему…

— Если граница будет ему подконтрольна, то там даже без масштабных военных операций, просто силами спецназа все зачистят. Все эти люди тут же окажутся в концлагерях, в тюрьмах — естественно, по уголовным обвинениям. Не политическим. И зачистив полностью это пространство, там, действительно, проведут выборы, которые покажут полную поддержку курса Петра Порошенко на бандеризацию, евроинтеграцию, на вступление в НАТО и т. д.

Только «сливать» республики никто не собирается. По той простой причине, что это будет означать собственное поражение.

По мнению украинского политолога Михаила Павлива, переговоры в Париже будут очень сложными:

— Дело в том, что характер противоречий в некоторых вопросах носит практически непреодолимый характер. Поэтому какого-то прорыва публичного мы, скорей всего, не увидим.

Возможно, будет заявлено о том, что Минские соглашения могут быть пролонгированы, поскольку не все пункты документа на данный момент выполнены. Петр Порошенко, правда, категорически против. Он считает, что после 1 января 2016, ни о каком минском процессе речь уже идти не может.

Но и самое главное. Конечно, Франция и Германия, по-видимому, будут уговаривать Украину все-таки провести выборы на неконтролируемой территории Донбасса. И я думаю, что с большим количеством каких-то оговорок, с большим количеством, скажем так, страхующих имидж Петра Алексеевича обязательств, некое решение о движении к голосованию на территории ДНР и ЛНР будет принято.

Категория: Геополитика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  27.04.2017
Турецкие водолазы уже в первые часы после кораблекрушения могли «покопаться» в секретной начинке «Лимана», опасаются российские адмиралы. Российский корабль оснащен радиолокационной и гидроакустической системой, а также аппаратурой радиоразведки. Уже можно сделать выводы и о том, кто виноват в потере корабля российского Черноморского флота.
Мировой ВПК  27.04.2017
Новая российская противокорабельная ракета «Циркон» достигла на испытаниях восьми скоростей звука, сообщило агентство ТАСС со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе России. В ходе испытаний было подтверждено, что маршевая скорость ракеты в восемь раз превышает скорость звука. Ракета может запускаться с универсальных корабельных пусковых установок 3С14, которые также используются для ракет «Калибр» и «Оникс».
Геополитика  27.04.2017
ПРО США способна сбивать межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) России на 150-й секунде полета. Об этом в среду, 26 апреля, заявил начальник Центрального НИИ Войск воздушно-космической обороны РФ Сергей Ягольников. «Период подготовки применения ПРО США обеспечивает достаточный баланс времени для обстрела российских межконтинентальных баллистических ракет на восходящем активном участке траектории их полета. Получаются цифры такие. При использовании внешнего целеуказания от космического аппарата пуск противоракет возможен уже на 85-й секунде после старта МБР.
Мировой ВПК  27.04.2017
Аналитическое издание National Interest опубликовало статью «Почему Америка должна заставить Россию не нарушать договор РСМД (Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности -авт.)». Суть публикации сводится к тому, что «слабый президент» Обама не смог принудить Кремль вернуться к соблюдению буквы и духа этого соглашения, подписанного почти тридцать лет назад генсеком Горбачевым и президентом Рейганом. В статье признается, что в сохранении договора заинтересованы, прежде всего, американцы. Но для того, чтобы Путин взял под козырек, Вашингтону нужен эффективный рычаг давления на Россию.
Конфликты  27.04.2017
Начальник Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ генерал-полковник Сергей Рудской заявил, что Россия вывела почти половину своей авиагруппировки, которая располагалась на авиабазе Хмеймим в Сирии. В своем выступлении на VI Московской международной конференции по безопасности он пояснил, что военное руководство России посчитало возможным сократить количество российских самолетов в Сирии, поскольку «число террористических формирований в стране за последнее время уменьшилось».
Конфликты  25.04.2017
За последнюю неделю правительственные войска Сирии незаметно для всего мира одержали две крупные победы, стратегически сравнимые с возвращением Пальмиры. Новая конфигурация фронта позволяет назвать следующую крупную цель Дамаска – это находящаяся в центре химического скандала провинция Идлиб. Но причины для радости на этом не заканчиваются.
Конфликты  20.04.2017
С принятием Белым домом решения на агрессию против КНДР начнется период подготовки войны. Его цель – создание политических, международно-правовых, морально-психологических и военно-стратегических условий, обеспечивающих возможность и успех кампании. Развернется масштабная информационная операция по дискредитации руководства КНДР на международной арене, в государствах-союзниках и среди населения самой Северной Кореи. Особое внимание будет уделено поиску лиц из числа военных и партийных руководителей КНДР разных уровней, готовых к измене ради гарантий безопасности и денежного вознаграждения.