07.07.2015, 18:50
Прогазовать мимо Украины
Прогазовать мимо УкраиныМеждународная военная политика
Под угрозой планы Москвы пустить транзит голубого топлива в обход «незалежной».

«Газпром» испытывает трудности с реализацией стратегии экспорта газа в Европу в обход Украины. С 1 июля монополия приостанавливает работы по восточной — наиболее протяженной и затратной — ветке проекта «Южный коридор», по которой газ должен был подаваться в будущий газопровод «Турецкий поток», сообщает «Коммерсант». Это означает, что пропускная способность «коридора» будет ограничена возможностями одной — западной — ветки, а потенциальная мощность «Турецкого потока» уменьшится вдвое и не превысит 32 млрд кубометров газа в год.

Другими словами, стратегия «Газпрома» по отказу от украинского транзита кардинально меняется. Основные объемы газа теперь планируется поставлять не по южному маршруту, а по северному. В середине июня монополия подписала с Shell, OMV и E. On меморандум о строительстве второй очереди газопровода «Северный поток» через Балтийское море мощностью 55 млрд кубометров в год. Эта труба — если, конечно, проект будет реализован — позволит «Газпрому» обойтись на юге только двумя нитками «Турецкого потока» (из планируемых четырех). Нынешнее сворачивание инвестиций в «Южный коридор» говорит о том, что именно северный маршрут обхода Украины становится теперь основным.

Правда, смена стратегических планов не лучшим образом сказывается на имидже российского газового монополиста. Напомним: в декабре 2014 года «Газпром» предельно жестко дал понять европейским партнерам, что в любом случае откажется от транзита газа через Украину к 2020 году. Глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил тогда, что к этому сроку европейцы должны построить газопроводы, которые позволили бы им забирать российский газ в Западной Турции, а не в Центральной Европе, как сейчас. «"Турецкий поток» является единственным маршрутом, по которому могут поставляться 63 млрд кубометров российского газа, идущие пока транзитом через Украину, других вариантов нет", — безапелляционно заявил тогда Алексей Миллер. По его словам, европейцы должны начать строить газопроводы «прямо сегодня», иначе «эти объемы газа могут оказаться на других рынках».

И вот теперь получается, что европейцы правильно сделали, что не бросились, очертя голову, тянуть нитки газопроводов к турецкой границе. Потому что 63 млрд кубометров российского газа там банально не будет. Этот факт ставит под сомнение и ключевое заявление Миллера — о том, что «Газпром» принципиально откажется от украинской «трубы».

Как подсчитали аналитики Vygon Consulting, если «Турецкий поток» ограничится одной ниткой мощностью 15,75 млрд «кубов» (а пока достигнуто именно такое соглашение), «Газпрому» придется заключить с Украиной новый транзитный контракт на прокачку 28−36 млрд кубических метров газа в год. Но даже если будут построены все четыре нитки «Турецкого потока» на 63 млрд «кубов», считают в Vygon Consulting, «Газпрому» все равно придется качать через Украину около 10 млрд кубометров газа.

Так сможет ли «Газпром» отказаться от украинского транзита?

— Речь идет не об отказе от восточной ветки «Южного коридора», а лишь о временной заморозке ее строительства, — уверен директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. — Поскольку сейчас нет точных данных, когда эта ветка понадобится, нет смысла строить ее опережающими темпами, а потом еще и платить за обслуживание газопровода.

Реально в ближайшее время будет востребована первая нитка «Южного потока» на Турцию. И вторая нитка, которая приведет российский газ на границу с Грецией. Все последующие этапы реализации стратегии обхода Украины находятся пока на стадии обсуждения.

Одни предлагают построить газопровод через Македонию и Сербию в Венгрию и Австрию. Другие — возобновить проект «Набукко» (нереализованный проект магистрального газопровода протяженностью из Туркмении и Азербайджана в ЕС). Третьи считают, что российский газ в Австрию можно завести с севера, а дальше — по уже действующему газопроводу — подавать газ в Италию. В последнем случае потребуется задействовать две новые нитки второй очереди «Северного потока».

Получается, от украинского транзита к 2020 году мы все же откажемся?

— Россия очень этого хочет. Потому что понимает: порядка на Украине не будет. Сейчас, кстати, вообще непонятно, в каком состоянии «незалежная» дотянет до 2020 года. Поэтому «Газпром» приложит максимум усилий для строительства обходных маршрутов.

Другое дело, что на территории Европы сооружение новых газопроводов упирается в согласование с Еврокомиссией, которая, как мы знаем, любит вставлять Москве палки в колеса. Сейчас идет работа с заинтересованными европейскими компаниями, которые покупают газ у «Газпрома», и которые могли бы взять на себя необходимые согласования. Существует и пул европейских стран, которым было бы выгодно, чтобы новые газопроводы проходили по их территории. Так что ситуация не безнадежная…

— Проблема в том, что отказ от украинской «трубы» России невыгоден экономически, — отмечает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. — В случае украинского маршрута мы платим за фактический транзит газа — и только. Во всех других проектах требуются еще и многомиллиардные инвестиции в строительство новых газопроводов. А в случае с «Южным потоком» ситуация еще и дополнительно осложняется.

Сегодня среди стран Южной Европы нет покупателей на российский газ, которые были бы готовы инвестировать в строительство новых газопроводов на европейской территории. Прибавьте сюда наши очень непростые отношения с Анкарой и споры с ней по текущей стоимости газа. Турки, напомню, связывают стоимость текущих поставок с разрешением на строительство «Турецкого потока». Все это, я считаю, говорит о бесперспективности южного маршрута в целом.

Чисто экономически, на мой взгляд, было бы выгоднее договориться с Киевом о продлении транзита после 2019 года. А если европейцы захотят увеличить объемы поставок — можно будет построить «Северный поток-2».

— ЕС из чисто политических соображений настаивает на сохранении украинского транзита. Зачем Еврокомиссии позволять строительство второй очереди «Северного потока»?

— Строительство второй очереди упирается в несколько вопросов. Первый — прохождение газопровода по территории ряда скандинавских стран, прежде всего Финляндии и Швеции. Но один раз нам уже удалось договориться и с финнами, и со шведами — построить «Северный поток-1». Думаю, это удастся сделать снова.

Главный плюс «Северного потока-1» — он идет по дну Балтийского моря, и потому не подпадает под юрисдикцию ЕС. А когда «труба» выходит на континент, она раздваивается на две ветки, по которым газ распространяется по территории Европы. Важно, что оба этих газопровода принадлежат европейским компаниям, и именно они улаживают спорные вопросы с европейскими регуляторами.

Это значит, что при желании со стороны европейских коллег решить с Еврокомиссией вопросы по «Северному потоку-2» тоже возможно.

— Россия и в украинском вопросе, и в газовом вопросе стала заложницей тактики «шаг вперед — два назад», — считает декан факультета социологии и политологии Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — Проблема в том, что в российской элите до сих пор значительную роль играет условная «партия мира». Ее члены считают, что в нынешней ситуации нам следует как можно быстрее договориться с Западом, а для этого — пойти на серьезные уступки. Одной из таких уступок как раз является сохранение транзита газа через территорию Украины.

Западу украинский маршрут выгоден не только потому, что Киев получает за транзит газа деньги, но и потому, что маршрут дает возможность шантажировать Россию санкциями за срыв поставок. Таким образом, Запад получает и рычаги воздействия на украинское руководство, и рычаги давления на Кремль.

Причем, по мнению этой части нашей элиты, «замириться» с Западом нужно любой ценой. В том числе — ценой «слива» Донбасса и проведения в Крыму повторного референдума.

«Партии мира» противостоит другая часть российской элиты, которая готова жестко и бескомпромиссно отстаивать национальный суверенитет РФ. И нынешние игры вокруг украинского транзита как раз связаны с противоборством этих двух партий. Сейчас, на мой взгляд, ситуация подвешенная — нельзя сказать, что одна из сторон явно одерживает верх.

Дискуссии внутри российского истеблишмента по вопросу украинского транзита осложняются и тем, что альтернативный маршрут через Турцию вызывает массу вопросов. Анкара никогда не была в числе союзников РФ, кроме того, Турция является членом НАТО, да и президент Реджеп Тайип Эрдоган — как политик — подвержен давлению со стороны Вашингтона.

Но главная причина, по которой Россия оказалась в непростой ситуации по вопросу газового транзита в Европу — непоследовательность Москвы. Внутренняя борьба российских элит, которая и порождает тактику «шаг вперед — два назад», в нынешней обстановке особенно контрпродуктивна…

Категория: Экономика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  06.12.2016
Телеканал «Звезда» показал кадры взлета и посадки на палубу тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» нового ударного вертолета морского базирования Ка-52К «Катран». При этом крылатая машина была охарактеризована как вертолет нового поколения. Хоть он и является модификацией сухопутной версии Ка-52 «Аллигатор».
Геополитика  06.12.2016
СМИ Польши и стран Балтии буквально соревнуются в «страшилках» о неизбежности войны с РФ. Военные специалисты из США даже указали полякам и литовцам на возможное место начала конфликта – это так называемый Сувалкский коридор в Калининградской области. И тут стоит учитывать, что суверенитет России над этими землями до сих пор подвергают сомнению.
Мировой ВПК  05.12.2016
Вторую подряд небоевую потерю понесла за последний месяц Морская авиация России. Истребитель Су-33 упал в воду при посадке на авианосец «Адмирал Кузнецов», выполняющий задачи у берегов Сирии. Бесценный опыт нарабатывается дорогой ценой, и некоторые подробности аварии выглядят крайне показательными с точки зрения расследования причин инцидента. Минобороны в понедельник сообщило о том, что накануне в Средиземном море во время посадки на авианосец «Адмирал Кузнецов» потерян истребитель Су-33.
Мировой ВПК  05.12.2016
В Средиземном море потерпел аварию второй истребитель из состава российской авианосной группы. Су-33 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка, по официальным данным, упал при заходе на посадку после выполнения боевого задания, выкатившись с палубы авианосца.
Конфликты  06.12.2016
Сирийский постпред при ООН Башар Джаафари назвал три западные страны, присутствующие в Совбезе, «тремя мушкетерами, защищающими терроризм». Так представитель Дамаска отреагировал на «мирную» инициативу Запада по Алеппо, которую удалось заблокировать усилиями Москвы и Пекина. При этом китайский постпред призвал Британию «не отравлять атмосферу» в Совбезе. Что не устроило Россию и Китай в проекте резолюции?
Конфликты  01.12.2016
В украинских учениях, которые начались в четверг к западу от Крыма, задействованы «обновленные» советские ЗРК, отремонтированные в расположении херсонской бригады зенитно-ракетных войск, заявил бывший командир бригады генерал Бижев. Что еще могут использовать украинские военные и чем Россия закрывает Крым от возможного «случайного» удара?
Конфликты  30.11.2016
Во вторник, 29 ноября, Минобороны России объявило о достижении перелома в сражении за Алеппо и освобождении в восточной части города за сутки 14 кварталов с населением более 80 тысяч человек. По мнению военных специалистов, кампания, призом которой является крупнейший некогда город Сирии, близится к концу. Что дальше?