07.07.2015, 18:50
Прогазовать мимо Украины
Прогазовать мимо УкраиныМеждународная военная политика
Под угрозой планы Москвы пустить транзит голубого топлива в обход «незалежной».

«Газпром» испытывает трудности с реализацией стратегии экспорта газа в Европу в обход Украины. С 1 июля монополия приостанавливает работы по восточной — наиболее протяженной и затратной — ветке проекта «Южный коридор», по которой газ должен был подаваться в будущий газопровод «Турецкий поток», сообщает «Коммерсант». Это означает, что пропускная способность «коридора» будет ограничена возможностями одной — западной — ветки, а потенциальная мощность «Турецкого потока» уменьшится вдвое и не превысит 32 млрд кубометров газа в год.

Другими словами, стратегия «Газпрома» по отказу от украинского транзита кардинально меняется. Основные объемы газа теперь планируется поставлять не по южному маршруту, а по северному. В середине июня монополия подписала с Shell, OMV и E. On меморандум о строительстве второй очереди газопровода «Северный поток» через Балтийское море мощностью 55 млрд кубометров в год. Эта труба — если, конечно, проект будет реализован — позволит «Газпрому» обойтись на юге только двумя нитками «Турецкого потока» (из планируемых четырех). Нынешнее сворачивание инвестиций в «Южный коридор» говорит о том, что именно северный маршрут обхода Украины становится теперь основным.

Правда, смена стратегических планов не лучшим образом сказывается на имидже российского газового монополиста. Напомним: в декабре 2014 года «Газпром» предельно жестко дал понять европейским партнерам, что в любом случае откажется от транзита газа через Украину к 2020 году. Глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил тогда, что к этому сроку европейцы должны построить газопроводы, которые позволили бы им забирать российский газ в Западной Турции, а не в Центральной Европе, как сейчас. «"Турецкий поток» является единственным маршрутом, по которому могут поставляться 63 млрд кубометров российского газа, идущие пока транзитом через Украину, других вариантов нет", — безапелляционно заявил тогда Алексей Миллер. По его словам, европейцы должны начать строить газопроводы «прямо сегодня», иначе «эти объемы газа могут оказаться на других рынках».

И вот теперь получается, что европейцы правильно сделали, что не бросились, очертя голову, тянуть нитки газопроводов к турецкой границе. Потому что 63 млрд кубометров российского газа там банально не будет. Этот факт ставит под сомнение и ключевое заявление Миллера — о том, что «Газпром» принципиально откажется от украинской «трубы».

Как подсчитали аналитики Vygon Consulting, если «Турецкий поток» ограничится одной ниткой мощностью 15,75 млрд «кубов» (а пока достигнуто именно такое соглашение), «Газпрому» придется заключить с Украиной новый транзитный контракт на прокачку 28−36 млрд кубических метров газа в год. Но даже если будут построены все четыре нитки «Турецкого потока» на 63 млрд «кубов», считают в Vygon Consulting, «Газпрому» все равно придется качать через Украину около 10 млрд кубометров газа.

Так сможет ли «Газпром» отказаться от украинского транзита?

— Речь идет не об отказе от восточной ветки «Южного коридора», а лишь о временной заморозке ее строительства, — уверен директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. — Поскольку сейчас нет точных данных, когда эта ветка понадобится, нет смысла строить ее опережающими темпами, а потом еще и платить за обслуживание газопровода.

Реально в ближайшее время будет востребована первая нитка «Южного потока» на Турцию. И вторая нитка, которая приведет российский газ на границу с Грецией. Все последующие этапы реализации стратегии обхода Украины находятся пока на стадии обсуждения.

Одни предлагают построить газопровод через Македонию и Сербию в Венгрию и Австрию. Другие — возобновить проект «Набукко» (нереализованный проект магистрального газопровода протяженностью из Туркмении и Азербайджана в ЕС). Третьи считают, что российский газ в Австрию можно завести с севера, а дальше — по уже действующему газопроводу — подавать газ в Италию. В последнем случае потребуется задействовать две новые нитки второй очереди «Северного потока».

Получается, от украинского транзита к 2020 году мы все же откажемся?

— Россия очень этого хочет. Потому что понимает: порядка на Украине не будет. Сейчас, кстати, вообще непонятно, в каком состоянии «незалежная» дотянет до 2020 года. Поэтому «Газпром» приложит максимум усилий для строительства обходных маршрутов.

Другое дело, что на территории Европы сооружение новых газопроводов упирается в согласование с Еврокомиссией, которая, как мы знаем, любит вставлять Москве палки в колеса. Сейчас идет работа с заинтересованными европейскими компаниями, которые покупают газ у «Газпрома», и которые могли бы взять на себя необходимые согласования. Существует и пул европейских стран, которым было бы выгодно, чтобы новые газопроводы проходили по их территории. Так что ситуация не безнадежная…

— Проблема в том, что отказ от украинской «трубы» России невыгоден экономически, — отмечает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. — В случае украинского маршрута мы платим за фактический транзит газа — и только. Во всех других проектах требуются еще и многомиллиардные инвестиции в строительство новых газопроводов. А в случае с «Южным потоком» ситуация еще и дополнительно осложняется.

Сегодня среди стран Южной Европы нет покупателей на российский газ, которые были бы готовы инвестировать в строительство новых газопроводов на европейской территории. Прибавьте сюда наши очень непростые отношения с Анкарой и споры с ней по текущей стоимости газа. Турки, напомню, связывают стоимость текущих поставок с разрешением на строительство «Турецкого потока». Все это, я считаю, говорит о бесперспективности южного маршрута в целом.

Чисто экономически, на мой взгляд, было бы выгоднее договориться с Киевом о продлении транзита после 2019 года. А если европейцы захотят увеличить объемы поставок — можно будет построить «Северный поток-2».

— ЕС из чисто политических соображений настаивает на сохранении украинского транзита. Зачем Еврокомиссии позволять строительство второй очереди «Северного потока»?

— Строительство второй очереди упирается в несколько вопросов. Первый — прохождение газопровода по территории ряда скандинавских стран, прежде всего Финляндии и Швеции. Но один раз нам уже удалось договориться и с финнами, и со шведами — построить «Северный поток-1». Думаю, это удастся сделать снова.

Главный плюс «Северного потока-1» — он идет по дну Балтийского моря, и потому не подпадает под юрисдикцию ЕС. А когда «труба» выходит на континент, она раздваивается на две ветки, по которым газ распространяется по территории Европы. Важно, что оба этих газопровода принадлежат европейским компаниям, и именно они улаживают спорные вопросы с европейскими регуляторами.

Это значит, что при желании со стороны европейских коллег решить с Еврокомиссией вопросы по «Северному потоку-2» тоже возможно.

— Россия и в украинском вопросе, и в газовом вопросе стала заложницей тактики «шаг вперед — два назад», — считает декан факультета социологии и политологии Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — Проблема в том, что в российской элите до сих пор значительную роль играет условная «партия мира». Ее члены считают, что в нынешней ситуации нам следует как можно быстрее договориться с Западом, а для этого — пойти на серьезные уступки. Одной из таких уступок как раз является сохранение транзита газа через территорию Украины.

Западу украинский маршрут выгоден не только потому, что Киев получает за транзит газа деньги, но и потому, что маршрут дает возможность шантажировать Россию санкциями за срыв поставок. Таким образом, Запад получает и рычаги воздействия на украинское руководство, и рычаги давления на Кремль.

Причем, по мнению этой части нашей элиты, «замириться» с Западом нужно любой ценой. В том числе — ценой «слива» Донбасса и проведения в Крыму повторного референдума.

«Партии мира» противостоит другая часть российской элиты, которая готова жестко и бескомпромиссно отстаивать национальный суверенитет РФ. И нынешние игры вокруг украинского транзита как раз связаны с противоборством этих двух партий. Сейчас, на мой взгляд, ситуация подвешенная — нельзя сказать, что одна из сторон явно одерживает верх.

Дискуссии внутри российского истеблишмента по вопросу украинского транзита осложняются и тем, что альтернативный маршрут через Турцию вызывает массу вопросов. Анкара никогда не была в числе союзников РФ, кроме того, Турция является членом НАТО, да и президент Реджеп Тайип Эрдоган — как политик — подвержен давлению со стороны Вашингтона.

Но главная причина, по которой Россия оказалась в непростой ситуации по вопросу газового транзита в Европу — непоследовательность Москвы. Внутренняя борьба российских элит, которая и порождает тактику «шаг вперед — два назад», в нынешней обстановке особенно контрпродуктивна…

Категория: Экономика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  15.05.2017
В перестроечные времена в ряде публикаций центральной прессы, посвященных перипетиям освоения целинных земель, некоторые авторы в пылу творческого задора позволили себе недопустимую вольность, сошедшую им с рук. Времена тогда наступали такие, что пишущая братия воспринимала древнегреческую поговорку «Чаще поворачивай свой стиль» буквально. Казахстан эпохи «битвы за урожай» перестроечные инженеры человеческих душ поэтически сравнили с «цветком душистых прерий», проведя аналогию с эпопеей освоения Дикого Запада на Североамериканском континенте. Интересно, какая метафора сегодня пришла бы им на ум при соприкосновении с реалиями казахстанской современности?
Мировой ВПК  12.05.2017
Американский журнал The National Interest решил провести ревизию отечественной истребительной авиации. При этом, разумеется, для определения уровня ее боевых возможностей использовано сравнение с самолетами «вероятного противника». Каковых у США с определенного времени уже два — Россия и Китай. В качестве истребителей, которые должны обеспечивать в небе американское господство, выступают F-22 Raptor и F-35 Lightning II.
Мировой ВПК  04.05.2017
Создаваемый в России многофункциональный авиационный комплекс дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-100 будет способен обнаруживать новые классы целей, включая оперативно-тактическую авиацию нового поколения, — сообщил на селекторном совещании в военном ведомстве министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу.
Геополитика  04.05.2017
Покамест эта программа касается только русского флота. В ближайшее время он сможет нейтрализовать нынешнее подавляющее преимущество американского флота по численности и вооружению. А в перспективе это может стать проектом надевания наручников на западных варваров, когда им станет просто опасно грозить кому-то силою или навязывать свою волю "томагавками". Ибо ответ может быть быстрым, разрушительным, а главное - решительно от кого угодно!
Конфликты  19.05.2017
Западные СМИ, ссылаясь на своих экспертов, все чаще публикуют материалы, в которых красной нитью проходит мысль, что Россия завязла в сирийской войне и уже не знает, как из нее выйти. В действительности ситуация в Сирии сейчас складывается не совсем благоприятно для Дамаска, а следовательно, и для Москвы. С одной стороны, правительственным войскам и поддерживающим их силам сопутствует определенный военный успех, с другой стороны, действия Вашингтона, направленные против Башара Асада и его союзников, тоже имеют определенный эффект.
Конфликты  04.05.2017
Сенсационным результатом закончилась встреча Путина и Эрдогана. По ее итогам оба лидера заявили, что достигнуто – в том числе и с Трампом – соглашение о создании в Сирии так называемых зон безопасности. Это кардинальное изменение позиции Москвы. Означает ли оно ту самую «большую сделку» между Россией и США, о которой так много говорят в последнее время?
Конфликты  02.05.2017
С начала гражданской войны в Сирии режим Б. Асада проводил мероприятия по адаптации лояльных ему вооруженных формирований к условиям внутреннего конфликта, к которому они оказались абсолютно не готовы. В частности, в Сирийской арабской армии (САА) преобладали исключительно тяжелые бронетанковые и механизированные дивизии. Всего таких соединений было одиннадцать (а также две дивизии «специальных сил» — 14-я и сформированная непосредственно перед началом гражданской войны 15-я).