19.05.2015, 18:46
Принуждение Порошенко к диалогу
Принуждение Порошенко к диалогуМеждународная военная политика
Удастся ли Совету Европы наладить прямые переговоры Киев-Донецк-Луганск?

Совет Европы (СЕ) будет содействовать в налаживании прямого диалога Киева с Луганском и Донецком, а также в завершении конституционной реформы на Украине до конца года. Об этом во вторник, 19 мая, заявил генсек организации Турбьерн Ягланд по итогам сессии Комитета министров Совета Европы (КМСЕ) в Брюсселе.

Накануне с Ягландом встретился глава МИДа РФ Сергей Лавров. Российский министр подчеркнул, что Москва «высоко ценит решения, которые были приняты СЕ по украинскому кризису». И пояснил, что это касается как специального плана действий в поддержку Украины, так и «подключения Венецианской комиссии к анализу тех обязательств, которые украинское правительство взяло на себя в соответствии с Минскими договоренностями – прежде всего, в контексте конституционной реформы».

Именно поэтому, заявил Лавров, Москва рассчитывает, что деятельность Совета Европы «принесет результат и сыграет важную роль в продвижении к полному выполнению Минских договоренностей в той части, которая подпадает под компетенцию Совета Европы».

С одной стороны, заявление Ягланда свидетельствует, что СЕ отходит от жесткой позиции в отношении России, которую он занимал на протяжении последних нескольких месяцев. Достаточно вспомнить демарш Парламентской ассамблеи Совета Европы, лишившей российскую делегацию в Страсбурге права голоса, а также слова многих российских политиков, требовавших завершить сотрудничество с этой организацией и сконцентрировать отныне все дипломатическое внимание на ОБСЕ.

С другой стороны, признание необходимости прямого диалога Киев-Луганск-Донецк говорит о том, что Европа, вслед за США, меняет взгляды на украинское урегулирование.

Удастся ли наладить прямой диалог Киев-Донецк-Луганск, о чем давно говорила Москва? И пойдет ли на это президент Украины Петр Порошенко?

– Европа подталкивает Киев к исполнению Минских соглашений на фоне благожелательного отношения к этому со стороны США, – считает замдиректора центра украинистики и белорусистики МГУ им. Ломоносова Богдан Безпалько. – Но чтобы Киев вступил в реальный диалог с Донецком и Луганском, чтобы стал учитывать мнения регионов, на Украине, по большому счету, должно смениться общество. Из власти должна уйти не только политическая элита, в руках которой находятся рычаги управления государством – военные, экономические, финансовые. Должны полностью уйти люди, которые настраивали украинское общество на войну и формировали украинскую идентичность как абсолютно антирусскую.

Могу сразу сказать, я не верю в подобное развитие событий. Из всего перечисленного реальным представляется только уход нынешнего эшелона украинской политической элиты. Но надо понимать: его тут же заменит другой эшелон, который будет настроен аналогично – и против Донбасса, и против России.

На мой взгляд, реальным в такой ситуации выглядит только замораживание конфликта на Юго-Востоке в его нынешнем состоянии, только со снижением интенсивности боевых действий.

Кроме того, требуется решить, кто будет финансировать Донбасс. Сейчас Украина берет его измором, задействовав инструменты по блокированию региона. От Киева необходимо добиться хотя бы частичного снятия этой блокады, чтобы Донбасс мог включиться в прежние экономические схемы и зарабатывать. Если это удастся сделать, нынешний статус-кво может соблюдаться годами.

Думаю, подобную задачу и ставят себе реальные политики по все стороны конфликта.

Этот статус-кво предполагает диалог между Киевом и Донбассом?

– Прямой диалог, на мой взгляд, на сегодня маловероятен. Такой диалог предполагает, что противоположная сторона признается, как минимум, равной. Однако отношение Киева к ДНР и ЛНР налаживанию диалога, мягко говоря, не способствует.

Сегодня диалог может состояться исключительно как вынужденная мера – под давлением России, США, стран ЕС. Мы уже такую ситуацию наблюдали – «Минск-2» тоже был заключен под давлением, изначально Порошенко ничего подписывать не хотел, поскольку Минские соглашения связывают руки Киеву.

В принципе, под дипломатическим давлением и финансово-экономическими угрозами со стороны Запада Порошенко может сесть за стол переговоров с руководством ДНР и ЛНР. Но это не означает, что переговоры будут доброкачественными и принесут результат.

— Получается, даже если прямой диалог Киев-Донецк-Луганск состоится, прорывом это не будет?

– Учитывая, что обстрелы Донецка продолжаются до сих пор, Киев явно не стремится к мирному диалогу. Напротив, для него более удобны военные инструменты. Они не только позволяют списывать на войну беды украинских граждан. Они помогают остаться у власти самому Петру Порошенко, и обеспечивают ему возможность шантажа оппонентов – как внутриполитических, так и зарубежных…

– Привлечение дополнительного института – Совета Европы – к организации прямого диалога между Киевом, Донецком и Луганском полностью соответствует российскому видению урегулирования кризиса, – отмечает заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований Дмитрий Суслов. – Не случайно Турбьерн Ягланд сделал соответствующее заявление после встречи с Сергеем Лавровым – наверняка эта тема на переговорах между ними обсуждалась.

По сути, Россия сейчас проводит политику подключения максимально большого числа международных институтов и партнеров к продвижению идеи прямых переговоров. Напомню, такие переговоры являются обязательством Киева в рамках Минских соглашений, в которых черным по белому прописано о прямом диалоге между Киевом и властями Донецка и Луганска.

— Почему СЕ заговорил об этом именно сейчас?

– Отчасти потому, что СЕ получил импульс от России – именно на уровне Совета министров и секретариата. Дело в том, что Парламентская ассамблея СЕ является гораздо более ангажированным институтом, и вряд ли можно было бы говорить о ее конструктивном участии в урегулировании украинского кризиса.

Кроме того, вокруг этого урегулирования сейчас складывается иная расстановка сил. США в последние недели совершенно четко заявили – и главным свидетельством тому были визиты госсекретаря США Джона Керри в Сочи и его заместителя Виктории Нуланд в Москву – что не будут поддерживать военный сценарий Киева, его гипотетические попытки отвоевать Донецк и Луганск. Напротив, США заявили о поддержке Минских соглашений.

Это изменение позиции Вашингтона создает новое окно возможностей в ситуации вокруг Востока Украины. Оно позволяет России не только привлекать дополнительных посредников, но и формировать критическую массу мнений со стороны международного сообщества о том, что диалог Киев-Донецк-Луганск необходим.

— Пойдет ли Порошенко на такой диалог?

– Украинская власть находится в затруднительной ситуации. Выстраивание прямого диалога с представителями ДНР и ЛНР, безусловно, чревато новым майданом и свержением нынешнего киевского режима.

Возможно, так и произойдет, и судьба Порошенко буден незавидной. Но другого выхода, кроме диалога с Донбассом, нет. Новая власть на Украине уже не получит той поддержки со стороны Запада, со стороны Вашингтона, которая была у Порошенко летом 2014 года.

Поэтому крайне важно, чтобы украинская элита осознавала: ситуация изменилась, индульгенции на все, ситуации с «открытым чеком» со стороны Запада больше не будет. А потому, хочется или нет, на диалог с реальностью, которая сложилась на Востоке страны, придется пойти…

Категория: Геополитика | 326

Mediametrics.ru

Новости СМИ2


Читайте также:

Чеченский спецназ спасет мир от ИГИЛМеждународная военная политика
Конфликты  07.07.2015
Барак Обама назвал условие дальнейшей борьбы его страны с террористической организацией «Исламское государство». Оказывается, для этого в Сирии должно быть создано новое правительство без участия нынешнего президента Башара Асада. Выглядит это как шантаж всего остального мира. Или вы соглашаетесь «сдать» Асада, соглашаетесь с ликвидацией его режима, или эти звери продолжат совершать свои эффектные казни, наводя ужас на всю планету.
Иран может стать важным союзником СШАМеждународная военная политика
Геополитика  07.07.2015
Высокопоставленный иранский дипломат рассказал журналистам о том, что достигнута договорённость «о параллельном процессе снятия санкций и ответных шагов Тегерана в его ядерной программе». Как сообщают РИА Новости, шесть стран-посредников (Россия, США, Китай, Франция, Великобритания и Германия) и Иран согласовали концепцию. По словам иранского источника, «остались только детали».
Не «Штормом» единымМеждународная военная политика
Мировой ВПК  06.07.2015
На прошедшем 1–5 июля в Санкт-Петербурге Международном военно-морском салоне представители российского оборонно-промышленного комплекса назвали примерную стоимость строительства перспективного авианосца. По предварительным оценкам, новый корабль обойдется бюджету примерно в 350 млрд рублей, причем эта сумма потребуется только лишь на создание самого авианосца. Также предстоят расходы на возведение необходимой для него наземной инфраструктуры и на суда сопровождения.
Российско-украинская граница отменяется?Международная военная политика
Геополитика  05.07.2015
Депутат нижней палаты парламента Евгений Федоров направил обращение на имя спикера Госдумы Сергея Нарышкина. Как пишут «Известия», Федоров предлагает обратить внимание парламента на действующий договор между Россией и Украиной о российско-украинской государственной границе, который был ратифицирован российским парламентом 22 апреля 2004 года.
Стратегия окруженной РоссииМеждународная военная политика
Геополитика  05.07.2015
На заседании Совета безопасности России 3 июля президент Владимир Путин поручил в короткие сроки обновить стратегию безопасности страны. «Необходимо в короткие сроки провести анализ всего спектра потенциальных вызовов и рисков — и политических, и экономических, и информационных, и других, и на этой основе скорректировать стратегию национальной безопасности России», — заявил Путин. Изменения должны затронуть еще и концепцию внешней политики.