09.12.2014, 00:59
«Придумайте, почему надо за это заплатить»
«Придумайте, почему надо за это заплатить»Международная военная политика
«Доступность ресурсов Арктики и Антарктики сопоставима с доступностью ресурсов Луны». Такими словами в проекте программы «Освоение дальнего космоса» аргументируются планы уже в ближайшие десятилетия наладить на Луне добычу полезных ископаемых и перенести на спутник промышленные производства. Специалисты над этими планами открыто иронизируют.

В ближайшие 50 лет человечество не готово к пилотируемым полетам дальше Марса и должно сосредоточиться на освоении Луны. Такой вывод приводится в проекте долгосрочной программы «Освоение дальнего космоса», направленной на согласование в правительство России. Над ней работали специалисты Роскосмоса, Росатома, Института космических исследований РАН, Курчатовского института и ЦНИИмаша.

Луна в три этапа

Важнейшим вопросом освоения Луны авторы программы считают обеспечение регулярных и продолжительных экспедиций. «Наличие силы тяжести и твердой поверхности существенно отличает лунную экспедицию от продолжительного полета в дальнем космосе. Лунная поверхность также облегчает задачу радиационной защиты экипажа и техники – с использованием лунного вещества могут быть созданы обитаемые модули, радиационный фон в которых может соответствовать практически безопасным значениям», – говорится в документе.

Но даже для полетов на Луну, отмечают эксперты, сегодня не существует решений с необходимым уровнем надежности и безопасности. Поэтому первый пилотируемый полет российского перспективного транспортного комплекса нового поколения (ПТК-НП) к Луне намечен на 2028 год. РКК «Энергия» планирует приступить к летным испытаниям ПТК-НП на околоземной орбите в 2024 году.

Проект предполагает, что до этого будет проведена подготовительная лунная программа совместной отработки пилотируемых и автоматических средств на околоземной орбите с использованием возможностей МКС.

Программу освоения Луны предполагается выполнить в три этапа до 2040 года. Ее изучение начнется с высадки автоматических космических аппаратов и завершится созданием лунной инфраструктуры. На первом планируется изучение Луны автоматическими аппаратами. Предполагается посадка в окрестностях ее Южного полюса автоматических межпланетных станций «Луна-25» и «Луна-27», изучение реголита и физических условий в полярном районе с помощью станции «Луна-26», а также доставка на Землю лунного грунта на станции «Луна-28».

В результате ученые намереваются выяснить состав и физико-химические свойства лунного полярного реголита, а также выбрать наиболее перспективный район в области Южного полюса Луны для будущего развертывания Лунного полигона и Лунной базы.

Второй этап включает проведение пилотируемых полетов в окололунном космическом пространстве. Кроме того, члены космического экипажа будут взаимодействовать с автоматическими аппаратами на орбите и на поверхности Луны. Третий этап должен начаться после 2030 года, когда планируются пилотируемые экспедиции на поверхности естественного спутника Земли и развертывание первых элементов лунной космической инфраструктуры, в том числе создание Российского лунного полигона.

По мнению авторов программы, открытие месторождений полезных ископаемых на Луне позволит привлечь к ее освоению частный бизнес. «После того как геологические исследования Луны предоставят достоверные научные знания о распространенности полезных ископаемых, будет составлено технико-экономическое обоснование целесообразности их добычи, переработки и доставки на Землю. После этого станет актуальным вопрос о привлечении частного бизнеса в освоение лунных ресурсов и в создание лунной инфраструктуры», – отмечается в документе.

Добывать там полезные ископаемые будет не сложнее, чем в Арктике, считают авторы. Более того, опасное для экологии Земли промышленное производство может быть перенесено на Луну. «Луна – ближайший источник внеземного вещества, полезных ископаемых, минералов, летучих соединений, воды. Ближайший и пока единственно доступный человеку. Доступность ресурсов Арктики и Антарктики сопоставима с доступностью ресурсов Луны», – утверждается в документе.

Авторы проекта рассчитывают, что в первые два десятилетия существования лунной базы ее будут посещать экспедиции, чьи задачи ограничатся сборкой и наладкой новых элементов инфраструктуры, а также обслуживанием и ремонтом уже действующих систем. В окрестностях базы предлагается развернуть астрономическую лабораторию.

Разработчики проекта предложили потратить на исследование и освоение Луны около 12,5 трлн рублей до 2050 года.

«Просто взята с потолка»

Руководитель Московского космического клуба Иван Моисеев считает вполне разумным сосредоточиться на освоении Луны, но некоторые пункты программы «на уровне фантастики». По его словам, лунные базы рассматривались в более-менее серьезных работах с 80-х годов после полета «Аполлона», и «все они упирались в экономику».

«Все космические усилия, которые проходят за пределы земной орбиты, должны быть сосредоточены на Луне. Идеи создания лунной базы ранее предлагал Институт космических исследований РАН. Это правильный шаг. Вопрос только в том, когда это может быть реально. Пилотируемые полеты вокруг Луны к 2028 году возможны, но требуют большой концентрации. Если посмотреть на федеральную космическую программу, которая сейчас должна быть принята, там как раз эта концентрация не прослеживается. Нет четкого плана действий. С разработки такого плана по достижению Луны и следовало начать. А здесь разумная цель размешивается чисто фантастическими предположениями», – сказал Моисеев.

По его словам, все, что добывается на Луне и производится в космосе, должно там и использоваться, а «везти обратно на Землю крайне невыгодно». «В проекте программы прослеживается концептуальная недостаточность всех этих планов. Для России ближайшие пять–десять лет основной задачей будет доведение технологий и параметров труда до мирового уровня. Это прописано в документах о новой Ракетно-космической корпорации. Когда будет хорошая промышленность, специалисты, тогда можно будет открыто говорить о Луне. Из того, что перечислено в этой программе, складывается впечатление, что она просто взята с потолка», – полагает эксперт.

В свою очередь член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин не видит в предложении создать космическую базу на Луне ничего нового, потому что «все это было в проектах Королева в 60-е годы». Идею же переноса производства в космос он считает нереализуемой. «Приведите примеры хотя бы из фантастической литературы, где хоть как-то обосновывается экономическая целесообразность этого? Какое экологически грязное производство планируется перенести? Нефти на Луне нет, структура ее более или менее известна. Что там такое можно добывать? О чем речь? О каких конкретно производствах? Я могу представить опасные для человечества генные эксперименты, что описано в фантастике, медицинские исследования... Но все, что связано с промышленным производством, то пускай люди проведут элементарные экономические расчеты. Это же просто словеса», – сказал Ионин.

Он полагает, что в поисках обоснования трат триллионов рублей эксперты предлагают различного рода нереализуемые проекты. Например, два года назад говорилось о проекте добычи на Луне гелия-3 с целью обеспечить землян энергией на пять тысяч лет. «В этом поиске обоснования они находятся на протяжении последних нескольких лет. Ничего придумать они не могут. Несколько недель назад говорилось, что надо захватить Южный полюс Луны, потому что там есть запасы воды. И кто якобы захватит эти места, по сути захватит всю Луну. Тривиальная логика. Теперь говорят о промышленном производстве. Все эти доводы элементарно разбиваются, поэтому они их и тасуют как карточную колоду. Ни один этот довод при серьезном рассмотрении не является реальностью. Все это придумки», – уверен Ионин.

Он подчеркнул, что похожие ситуации возникают в США и у других стран с космическими программами. «Тем, кто работает в космической отрасли, надо понять простую вещь – космические программы во всем мире государство финансировало не ради космических программ, а для решения других задач. Основные инвестиции были сделаны в 50–60-х годах. Создавался ракетный щит, обеспечивалось соревнование двух внешнеполитических систем. Американская лунная программа была ответом Кеннеди на успехи СССР в космосе», – уверен Ионин.

По его словам, пришло новое поколение руководителей, которые искренне не понимают, зачем государства должны вкладывать сотни миллиардов долларов в космические проекты. «Они готовы, но просят рассказать, что в результате будет получено. Луна никому не нужна. СССР нужны были ракеты, патриотизм, модернизация экономики. Американцам нужно было доказать, что они не отстали в технологиях. Теперь они просят деньги у государства, но не рассказывают, какие же государственные задачи решаются. Я не спорю, что есть люди, которые хотят на Луну. Пускай сами деньги собирают. Либо придумайте, почему надо за это заплатить. Пока, к сожалению, такого ответа нет во всем мире», – полагает Андрей Ионин.

Категория: Экономика