17.08.2016, 12:04
Причина передислокации ВКС РФ в Иран кроется в США
Причина передислокации ВКС РФ в Иран кроется в СШАМеждународная военная политика
Передислокация части занятых в Сирии стратегических бомбардировщиков ВКС РФ на авиабазу в Иране – это ответ на изменение тактики ведения войны со стороны боевиков. При этом основной помехой стала не новизна этой тактики, а предположительная помощь террористам со стороны влиятельного игрока, пытающегося защитить их от российской авиации.

Прибытие российских бомбардировщиков и подразделений поддержки на авиабазу в иранском Хамадане было воспринято как сенсация, требующая разъяснений. В реальности эта база эксплуатировалась российскими ВКС за последний год уже неоднократно, в том числе в качестве «аэродрома подскока». Теперь этот модный термин разом выучили все западные СМИ, хотя, строго говоря, в случае с Хамаданом он как раз и не верен.

В советское время понятие «аэродром подскока» использовалось исключительно для заполярных взлетно-посадочных полос, на которых должны были бы дозаправиться стратегические бомбардировщики, атакующие Северную Америку по самому кратчайшему пути – через Северный полюс. Это были не базы в современном понимании этого слова, а бетонные полосы в вечной мерзлоте, вокруг которых содержались склады и небольшие гарнизоны аэродромной обслуги, в которые, как правило, ссылали за «моральный облик, недостойный строителя коммунизма» (случаи успешного «перевоспитания» при этом не известны). Бомбардировщик, взлетевший, к примеру, в Казахстане, должен был приземлиться на Ямале, за несколько минут дозаправиться и «подскочить» дальше – до конечной или промежуточной цели. В 90-е годы вся эта система рухнула, а сейчас воссоздается на совсем ином технологическом уровне и с совсем другими целями.

Иранский аэродром у крупного города Хамадан – пример совсем другого рода. Первое и самое простое объяснение причин передислокации в Центральный Парс российских стратегических бомбардировщиков – уменьшение подлетного времени до целей в Сирии. Что и было тут же продемонстрировано путем налета на основные цели у Алеппо и Дейр-эз-Зора. Понятно, что уменьшение дальности полета снижает топливную загрузку и увеличивает полезную – бомбовую. Согласно подсчетам (авиация и артиллерия – это зачастую чистая математика), примерно на 60%, а потому подобное решение напрашивалось давно.

В то же самое время – страшно сказать – родной аэродром в Энгельсе стал для стратегических бомбардировщиков РФ тесен и мал. Гигантские самолеты, загруженные под завязку, вынуждены были подниматься со взлетно-посадочной полосы в последний момент, так как загрузка дополнительным топливом и боезапасом критично утяжеляла машину, и ей требовался длительный разгон. Это провоцировало аварийность на взлете, что недопустимо, и разговоры о передислокации части стратегических бомбардировщиков поближе к их целям шли уже пару месяцев. Сейчас же бои под Алеппо и в некоторых других критичных для войны в Сирии районах вошли в решающую фазу, которая потребовала новых технологических решений. В том числе по увеличению бомбовой нагрузки и уменьшению подлетного времени.

Джихадисты сильно привязаны к земле, если можно так выразиться, и довольно быстро изобретают способы избежать привыкаемости к налетам. Несколько месяцев назад и именно под Алеппо они перешли на новую тактику: прячась от налетов российских ВКС, джихадистские части, особенно резервы и подкрепления, передвигаются малыми группами, часто ночью, по возможности пользуясь маскировкой местности (условно говоря, в пустыне мимикрируя под барханы и верблюдов, а в городах – под бетон). Сейчас передвижение крупными колоннами для них уже полностью исключено – слишком легко они уничтожаются стратегической авиацией, как это было еще полгода назад. Но тогда же требовалось и большое подлетное время с Энгельса.

Сейчас фронт и коммуникации джихадистов резко сократились, и цель (колонна резервов, нефтяной конвой, танковая группа, «шахид-мобили») успеет преодолеть нужное ей расстояние, пока подоспеют тяжелые самолеты. Так область применения стратегической авиации сузилась до статичных целей, наподобие укрепрайонов, но и их сейчас немного, а на земле требуется именно оперативная подмога – уничтожение резервов на стадии их перемещения к линии фронта. Ведь именно способность манипулировать резервами и оперативно снимать части с других участков привела к тактическим успехам джихадистов, которые теперь приходится ликвидировать всем миром. При этом с авиаподдержкой наступательных порывов правительственных войск вполне справляются штурмовики с Хмеймима.

При этом возникло много вопросов по части информационной защищенности полетов стратегической авиации. Не хотелось бы показывать пальцем, но джихадисты и примкнувшие к ним «умеренные» стали подозрительно часто прятаться в свои норы, оперативно реагируя на подлеты российских ВКС. Подобное можно успешно проворачивать лишь используя данные космической разведки, фиксирующей вылеты с Энгельса, так как собственных спутников и систем РЭБ у боевиков, слава богу, нет и уже не будет. И есть основания полагать, что кто-то заинтересованный и щедрый может снабжать «борцов с режимом Асада» подобной информацией.

Сказывается и отсутствие так называемого размежевания различных оппозиционных вооруженных групп, от которого категорически отказываются наши американские партнеры. В ходе тяжелых и кровопролитных боев на земле целеопределение давно приобрело исключительно военный смысл («он в тебя стреляет, значит, он цель»), в то время как американцы продолжают настаивать на политическом принципе («не важно, что он в тебя стреляет, главное, что он знает слово «демократия», а значит, он не террорист»).

Понятно, что резкое сокращение подлетного времени принципиально меняет сложившуюся ситуацию и опрокидывает защитную тактику противника, обеспеченную, возможно, чьей-то влиятельной рукой. Конечно, современные системы фиксируют и прибытие российских бомбардировщиков в Хамадан, и их вылеты оттуда (в Хамадане расположена всего одна тяжелая ВПП), но оперативная пассивная оборона («прячьтесь все, кто в Аллаха верует!») уже не сработает – не успеют. А вот российские ВКС, напротив, успеют получить координаты движущихся целей до того, как они разбегутся по пустыне или зароются в близлежащие подвалы.

Все это не отменяет оперативной контрразведывательной деятельности, которая на иноземных военных базах всегда слабое место. ТТХ российских самолетов, их систем вооружения и обеспечения сейчас лакомый кусок для всех разведывательных структур мира. Но пребывание стратегических бомбардировщиков – носителей ядерного оружия в Хамадане действительно может быть обеспечено достаточным уровнем секретности, в отличие, скажем, от Турции или Ирака. Стоит учитывать и такой момент, как география Ирана, расположение его аэродромов и ПВО. В свое время на пике «ядерного кризиса» американцы воздержались от применения силы в отношении исламской республики из-за неспособности использовать привычный для них арсенал оружия, в первую очередь крылатые ракеты морского базирования. Дело в том, что Тегеран, тот же Хамадан и несколько других крупных населенных пунктов центральных провинций Парса с их аэродромами и военными базами своеобразно привязаны к рельефу местности. Например, Тегеран и Хамадан так удачно прикрыты горами, что система наведения не может направить «Томагавки» на цели внутри определенного круга. Эта особенность рельефа отчасти и спасла Иран – привычная для США военная доктрина массированного удара крылатыми ракетами была нереализуема технически. Ирак – противоположный пример: равнина, пустыня, растянутые по поверхности города наподобие Багдада – это идеальные мишени для «Томагавков».

Занятно, что параллельно продолжаются и странные игры вокруг турецкой базы Инджирлик, причем несмотря на некоторое ужесточение позиции России в отношении Турции в последние два дня. А именно: Москва опять и почти в ультимативной форме потребовала от Анкары прекращения поддержки ряда группировок на севере Сирии, при этом турецкие предложения о некой совместной операции явно не рассматриваются как равноправные. Турция больше не получит в событиях в Сирии самостоятельной роли, а использование ее военных возможностей может быть согласовано исключительно с Россией – и ни с кем больше. В любом случае база Инджирлик не отвечает требуемым параметрам именно по части секретности и безопасности, даже не говоря уже о наличии в Турции огромного количества американских систем РЭБ, слежения и прослушивания. И вообще – попытка Эрдогана «влезть в последний вагон» и предложить себя в качестве третьего военного партнера уже состоявшемуся тактическому блоку Москва – Тегеран должна быть подкреплена чем-то большим, чем пара телефонных звонков.

Да, согласование совместной деятельности с Ираном тоже не идеальная ситуация, и все-таки точек соприкосновения с Тегераном у Москвы гораздо больше, чем с Анкарой. Иран сейчас серьезно вовлечен в бои вокруг Алеппо. Ему дополнительно требуется и тактическая помощь, и информационное обеспечение, включая беспилотники, и оперативная поддержка тех подразделений, которые регулярно несут тяжелые потери, поскольку еще не было ни одного случая, чтобы персы прятались от боя. При этом в Тегеране в последнее время доминировала точка зрения, что Россия избегает прямых контактов с Ираном и вообще тормозит события из-за неких неформальных договоренностей с США. Поиск теорий заговора персам тоже свойственен, что естественно для нации и государства, столько лет прожившего в изоляции и в режиме санкций. Несколько раз даже техническую приостановку ударов российских ВКС (например, из-за ухудшения погодных условий) Тегеран превращал в геополитическую трагедию.

Да, с ними трудно иметь дело в силу особенностей национального характера, но для того и существует разведка, чтобы понимать, оценивать и предлагать выходы. И нынешняя передислокация в Хамадан наших Ту-22 – свидетельство того, что с Ираном вполне можно иметь дело, не обращая внимания на особенности тамошнего мышления, или все-таки обращая, но делая из этого правильные выводы. А это приближает победу.

Категория: Конфликты

Новости СМИ2


Mediametrics.ru

Читайте также:

Хиллари Клинтон сделала хороший подарок для российских РВСНМеждународная военная политика
Геополитика  21.10.2016
Кандидат в президенты США от демократов Хиллари Клинтон, доказывая свою пригодность к управлению ядерной сверхдержавой, невзначай выдала секретную информацию. Американские военные сетуют: бывший госсекретарь ради создания впечатления собственной осведомленности склонна использовать прежний доступ к гостайнам. Какое наказание в Соединенных Штатах может грозить тем, кто их разглашает – если это, конечно, не Хиллари Клинтон?
Призраки с «кладбища самолетов» могут изменить баланс сил России и СШАМеждународная военная политика
Геополитика  21.10.2016
ВВС США возвращают на активную службу устаревшие модели давно законсервированных самолетов, что меняет соотношение воздушных сил между Америкой и любым ее стратегическим противником в пользу Пентагона. Разумеется, древние модели не могут конкурировать с современными на равных – вся суть в ракетах, которые они способны нести. В октябре в состав стратегической авиации США вошел очередной бомбардировщик. Рядовое вроде бы событие привлекло к себе особое внимание тем фактом, что самолет этот был выпущен 55 лет назад и долгие годы находился на так называемом кладбище самолетов, расположенном на авиабазе Дэвис-Монтан в штате Аризона.
Прохождение российской эскадры переполошило БританиюМеждународная военная политика
Геополитика  21.10.2016
Настоящий ажиотаж начался в британской прессе в связи с ожидаемым прохождением Ла-Манша группировкой российского ВМФ. Возглавляющие группу авианосец «Адмирал Кузнецов» и крейсер «Петр Великий» переполошили и британское министерство обороны, которое с трудом нашло в своих ВМС действующие боевые единицы ради сопровождения российской эскадры. Корабельная авианосная группа ВМФ России может дойти от Ла-Манша до берегов Сирии самое большее за две недели, сообщил «Интерфаксу» экс-командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов.
Аэродромы НАТО будут закатывать в асфальт «Гранитом»Международная военная политика
Геополитика  20.10.2016
Атомный подводный крейсер Северного флота (СФ) «Смоленск» проекта 949А «Антей» успешно выполнил стрельбу крылатой ракетой «Гранит» по сложной береговой мишени. Об этом недавно сообщил «Интерфаксу» представитель СФ капитан 1 ранга Вадим Серга. По его словам, 16 октября сверхзвуковая крылатая ракета П-700 комплекса «Гранит» была запущена атомоходом из подводного положения по мишени на острове Северный архипелага Новая Земля.


Бомбившие Сирию самолеты опознали по номерамМеждународная военная политика
Конфликты  21.10.2016
Бельгия настаивает, что ее F-16 не могли быть причастны к бомбежкам сирийской деревни – несмотря на доказательства, предъявленные Россией. «Теоретически это могли быть самолеты любых других государств, входящих в коалицию во главе с США», – говорят военные эксперты. Как бы то ни было, никто не спорит с тем, что это были именно самолеты коалиции, а не какие-либо другие. Пятница началась с дипломатической пикировки между Бельгией и Россией. В частности, как сообщает РИА «Новости», бельгийское министерство обороны выступило с заявлением, в котором назвало предоставленную Москвой Брюселлю информацию об участии бортов королевских ВВС в налете на сирийский Хассаджек «некорректной».
США возьмут Мосул по «сирийскому сценарию»Международная военная политика
Конфликты  18.10.2016
Наступление на Мосул объявляется уже пятый или шестой раз, но нынешняя операция кардинально отличается от предыдущих. Американцы и иранцы, которые в Ираке довольно плотно координируют свои действия, грамотно спланировали операцию. Недалеко от базы Аль-Кайяра, которая стала логистическим центром для этой операции, в кругу командиров шиитских формирований был замечен и командующий спецподразделением Корпуса стражей исламской революции «Аль-Кудс» генерал-майор Касем Сулеймани. «Темный рыцарь» Ирана не так давно уже принимал непосредственное участие в операции по взятию Фаллуджи, «сверяя часы» с американцами. И это при том, что в свое время — в 2006 году — 17 оперативная группа УВСН (Управления войсками специально назначения) гонялась за ним и за его «боевиками» по всему Ираку…
Что представляют собой сегодня ВСУ и Армия ЛДНР?Международная военная политика
Конфликты  18.10.2016
Убийство в Донецке командира добровольческого батальона «Спарта» подполковника Арсения Павлова, более известного по позывному «Моторола», многие в ДНР расценили, как объявление Киевом войны. Глава ДНР Александр Захарченко прямо назвал убийство Павлова «вызовом всей республике» и пообещал, что убийцам не будет никакой пощады. «Я так понимаю, Пётр Порошенко нарушил перемирие и объявил нам войну», — отметил он.