09.10.2014, 22:43
Преодолеют ли Москва, Минск и Астана последние разногласия?
Преодолеют ли Москва, Минск и Астана последние разногласия?Международная военная политика
9-10 октября в Минске в рамках саммита СНГ президенты России, Белоруссии и Казахстана должны обсудить и найти компромисс по всем противоречиям, остающимся между странами накануне запуска 1 января 2015 года Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Россия первой полностью завершила процедуру ратификации договора о ЕАЭС — 3 октября документ подписал президент. Рассмотрение этого вопроса нижней палатой парламента Белоруссии и верхней палатой парламента Казахстана запланировано на 9 октября.

Накануне предстоящей встречи в Минске Александр Лукашенко и Нурсултан Назарбаев сверили свои позиции и по телефону обсудили возможность совместной ратификации договора о ЕАЭС.

Так какие же остались противоречия? И как их можно решить? 


Опять вопрос нефти

Александр Лукашенко последовательно (как в рамках Союзного государства России и Белоруссии, так и в рамках уже созданных ТС-ЕЭП, и ожидаемого ЕАЭС) отстаивает право Минска закупать в России нефть в необходимых объемах без уплаты вывозной пошлины.

Правительство России, прежде всего Министерство финансов, было против того, чтобы поставлять весь необходимый объем нефти в Белоруссию беспошлинно. Этот режим распространялся лишь на тот объем, который шел на внутрибелорусские нужды (около 9 млн тонн в год, хотя НПЗ Белоруссии могут перерабатывать до 24 млн тонн).

При создании Таможенного союза был достигнут компромисс: Белоруссия закупает весь необходимый объем нефти в России беспошлинно, но Минск возвращает в российский бюджет пошлину за экспортируемые нефтепродукты.

При подписании договора о Евразийском экономическом союзе между Казахстаном, Россией и Белоруссией в Астане 29 мая этого года Александру Лукашенко удалось достичь большого успеха: с этого момента половина всех вывозных пошлин, ранее перечисляемых в бюджет РФ, стали оставаться в белорусском бюджете (по оценкам на 2014 год, это примерно 1,5 млрд долларов).

Но недавно правительство РФ предложило так называемый "налоговый маневр" в нефтяной сфере: снижение вывозной пошлины на нефть с одновременным повышением налогов на добычу, прежде всего НДПИ.

2 октября по этому поводу высказался президент Белоруссии. Лукашенко считает, что налоговый маневр в нефтяной отрасли России может стать большой проблемой в рамках ЕАЭС. "Если такой шаг будет предпринят со стороны Российской Федерации, это станет очень большой проблемой в функционировании союза", — сказал он.

Александр Лукашенко подчеркнул, что стороны "договаривались об ином". "Если предпринимаются какие-то действия в одном направлении — значит, надо, чтобы в другом была компенсация… Это приличные деньги, которые мы ни в коем случае не должны терять", — заявил белорусский лидер.

По оценке Минска, в результате налогового маневра России бюджет РБ может потерять около 1 млрд долларов в год.

Москва признает наличие проблемы. С конца сентября правительство РФ практически в ежедневном режиме проводило консультации с Белоруссией по возможному смягчению последствий проведения налогового маневра в нефтяной отрасли. Об этом заявил вице-премьер РФ Аркадий Дворкович: "Коллеги обеспокоены эффектом от налогового маневра. Мы сейчас обсуждаем, какие могут быть смягчающие эффекты. Диалог идет ежедневно и активно".

Так, 3 октября состоялась встреча Дворковича и вице-премьера Белоруссии Владимира Семашко.

Итоги переговоров прокомментировал премьер-министр РБ Михаил Мясникович: "Мы направили российской стороне предложения по выходу из этой ситуации: может быть внесение соответствующих изменений в соглашение о порядке зачисления пошлин в бюджеты сторон от экспорта нефтепродуктов. Мы предлагаем все пошлины в полном объеме, вывозные экспортные таможенные пошлины от нефтепродуктов, выработанных из российской нефти, оставлять в белорусском бюджете", — сказал он. Мясникович отметил, что это в основном перекроет те потери, которые понесет белорусская сторона в связи с налоговым маневром России.

Предложения белорусской стороны сейчас находятся на рассмотрении у председателя правительства РФ Дмитрия Медведева.

Стоит отметить, что по первоначальным договоренностям при подписании договора о ЕАЭС все изъятия из режима свободной торговли должны были быть полностью сняты до 2025 года, но, возможно, ситуация потребует ускорить этот процесс.

Сейчас последнее слово в "нефтяном вопросе" за Владимиром Путиным и Александром Лукашенко. 


Астана на полпути к ратификации

Депутаты нижней палаты парламента (мажилиса) Казахстана уже ратифицировали договор о создании ЕАЭС.
Нельзя сказать, что в казахстанском обществе не было дискуссий об экономической выгодности для страны участия в ТС-ЕЭП и создаваемом ЕАЭС.

После введения единого таможенного кодекса в Казахстане поднялись цены на некоторые товары, отдельные представители бизнеса боялись прихода в страну более сильного российского капитала.

Но пока Казахстан выигрывает от создания ЕЭП: из-за более низких налогов в стране стали регистрироваться российские компании (и платить налоги там); по отдельным видам товаров Астана смогла кратно увеличить свое присутствие на российских и белорусских рынках.

Кроме того, Казахстан проявляет большую заинтересованность как в приватизации, так и в создании новых объектов нефтехимии на территории Белоруссии.

Не обошлось без нефти и здесь: казахстанскую сторону в рамках ЕАЭС весьма волнует свободный доступ к нефтепроводам и железнодорожному транспорту для экспорта своей сырой нефти в Белоруссию. До сих пор российские нефтяные компании изыскивали всяческие варианты ограничений, однако с 1 января, со вступлением договора в действие, их возможности для маневров резко сократятся.

Сенат (верхняя палата парламента Казахстана) планирует рассмотреть договор о ЕАЭС на пленарном заседании 9 октября.

При этом президент Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что если в будущем будут нарушаться права Казахстана, то договором предусмотрены нормы, согласно которым можно из него выйти. Весьма показательно, что и Александр Лукашенко хочет внести в закон "О ратификации Договора о ЕАЭС" парламентом РБ положение, что нормы ЕАЭС не могут ухудшать экономическое положение Белоруссии.

Позиция ясна — ЕАЭС должен быть экономически выгоден и Астане и Минску. И России.

По словам депутата сената Талгатбека Абайдильдина, "за 10 лет ВВП наших стран увеличится почти на 20 процентов. Я думаю, что вступление (в союз) и ратификация данного договора — это большое благо для нашего населения, в целом для государства и для улучшения благосостояния каждого гражданина нашей страны. Не только для нашей страны, но и для Белоруссии, и для России".

Остается надеяться, что прогноз казахстанского сенатора сбудется, и Астана (наряду с Москвой и Минском) получит реальный эффект от создания нового союза.

ЕАЭС в случае его запуска будет определять судьбы граждан России, Белоруссии и Казахстана (и, очень вероятно, Армении и Киргизии) на десятилетия.

И критично важно для успешного развития этого проекта проговорить все оставшиеся проблемы, как говорится, "на берегу" — в гостеприимном Минске.

Категория: Геополитика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  15.05.2017
В перестроечные времена в ряде публикаций центральной прессы, посвященных перипетиям освоения целинных земель, некоторые авторы в пылу творческого задора позволили себе недопустимую вольность, сошедшую им с рук. Времена тогда наступали такие, что пишущая братия воспринимала древнегреческую поговорку «Чаще поворачивай свой стиль» буквально. Казахстан эпохи «битвы за урожай» перестроечные инженеры человеческих душ поэтически сравнили с «цветком душистых прерий», проведя аналогию с эпопеей освоения Дикого Запада на Североамериканском континенте. Интересно, какая метафора сегодня пришла бы им на ум при соприкосновении с реалиями казахстанской современности?
Мировой ВПК  12.05.2017
Американский журнал The National Interest решил провести ревизию отечественной истребительной авиации. При этом, разумеется, для определения уровня ее боевых возможностей использовано сравнение с самолетами «вероятного противника». Каковых у США с определенного времени уже два — Россия и Китай. В качестве истребителей, которые должны обеспечивать в небе американское господство, выступают F-22 Raptor и F-35 Lightning II.
Мировой ВПК  04.05.2017
Создаваемый в России многофункциональный авиационный комплекс дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-100 будет способен обнаруживать новые классы целей, включая оперативно-тактическую авиацию нового поколения, — сообщил на селекторном совещании в военном ведомстве министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу.
Геополитика  04.05.2017
Покамест эта программа касается только русского флота. В ближайшее время он сможет нейтрализовать нынешнее подавляющее преимущество американского флота по численности и вооружению. А в перспективе это может стать проектом надевания наручников на западных варваров, когда им станет просто опасно грозить кому-то силою или навязывать свою волю "томагавками". Ибо ответ может быть быстрым, разрушительным, а главное - решительно от кого угодно!
Конфликты  19.05.2017
Западные СМИ, ссылаясь на своих экспертов, все чаще публикуют материалы, в которых красной нитью проходит мысль, что Россия завязла в сирийской войне и уже не знает, как из нее выйти. В действительности ситуация в Сирии сейчас складывается не совсем благоприятно для Дамаска, а следовательно, и для Москвы. С одной стороны, правительственным войскам и поддерживающим их силам сопутствует определенный военный успех, с другой стороны, действия Вашингтона, направленные против Башара Асада и его союзников, тоже имеют определенный эффект.
Конфликты  04.05.2017
Сенсационным результатом закончилась встреча Путина и Эрдогана. По ее итогам оба лидера заявили, что достигнуто – в том числе и с Трампом – соглашение о создании в Сирии так называемых зон безопасности. Это кардинальное изменение позиции Москвы. Означает ли оно ту самую «большую сделку» между Россией и США, о которой так много говорят в последнее время?
Конфликты  02.05.2017
С начала гражданской войны в Сирии режим Б. Асада проводил мероприятия по адаптации лояльных ему вооруженных формирований к условиям внутреннего конфликта, к которому они оказались абсолютно не готовы. В частности, в Сирийской арабской армии (САА) преобладали исключительно тяжелые бронетанковые и механизированные дивизии. Всего таких соединений было одиннадцать (а также две дивизии «специальных сил» — 14-я и сформированная непосредственно перед началом гражданской войны 15-я).