29.01.2016, 11:03
Позиции России на индийском рынке оружия не так плохи, как кажется в США
Позиции России на индийском рынке оружия не так плохи, как кажется в СШАМеждународная военная политика
Москва теряет позиции на индийском рынке вооружений, заявили американские аналитики из Stratfor, в качестве примера упомянув недавнюю «заморозку» совместного проекта транспортного многоцелевого самолета (МТА). По мнению российских экспертов, проект МТА только «подморожен», в целом же Россия прочно удерживает свою долю индийского рынка.

Российские бизнесмены и эксперты в четверг с недоумением восприняли доклад американского аналитического агентства Stratfor, которое часто называют «теневым ЦРУ». Авторы доклада, которых цитировало РИА «Новости», предрекли России скорую потерю Индии на рынке вооружений. Ряд сделок двух стран в сфере ВПК оказался под угрозой, объявило Stratfor.

В частности, как сказано в докладе, под угрозой срыва совместное производство транспортного многоцелевого самолета (МТА). Потенциально проект оценивается в 1 млрд долларов. Как пишет Stratfor, индийские специалисты предъявили претензии к техническим деталям, в том числе к двигателям.

Скорее всего, авторы доклада опирались на заявление, которое две недели назад сделал генеральный директор ОАО «Авиационный комплекс имени Ильюшина» Сергей Вельможкин. Совместный проект военно-транспортного самолета фактически заморожен, признал Вельможкин, причем по вине индийцев.

«У нас существует межправительственное соглашение, его никто не отменял, но из-за пассивности, точнее не из-за пассивности, а странной позиции индийской стороны, осторожности индийской стороны, проект фактически заморожен. На сегодняшний день завершен проект», – сказал директор. «Создан аванпроект, формальное расхождение между требованиями военных ведомств России и Индии только одно – малая модульность двигателя ПС-90», – сказал директор.

Как известно, средний военно-транспортный самолет создается на базе разработанного «Авиационным комплексом имени Ильюшина» проекта среднего двухмоторного военно-транспортного самолета Ил-214. Взлетный вес новой машины будет порядка 55 тонн. Грузоподъемность – до 18,5 тонны. Крейсерская скорость самолета составит 830–850 км в час. Дальность полета с максимальной нагрузкой – 2500 км. Практическая высота полета – 12000 м. Экипаж – 2 человека.


«В железе этого проекта до сих пор нет»

Директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов в данном пункте отчасти согласен с выводами американцев. «Сама история давняя – с 2000 года. Вроде бы уже даже договорились об эскизе. Когда начались наши военные реформы, перевооружение, начали мощно вливать деньги в ОПК, в этот же момент индийцы вроде бы уже сказали: ну, все, пришли к соглашению, сейчас эскизно оформим. Но в итоге опять оказалось, что мы не можем найти точки соприкосновения. В железе этого проекта до сих пор нет», – посетовал он.

Однако, в отличие от Вельможкина, эксперт считает виноватым отечественный ОПК. «Развитие программы МТА тормозилось, прежде всего, прохладным отношением российской стороны. Такое создавалось впечатление, – признал Коновалов. – Все откладывали и откладывали. Мол, потом как-нибудь сделаем».

По его словам, индусам это надоело, тем более что компании из многих стран могут предоставить такие самолеты. «Тот же, например, в США С-130 «Геркулес» компании Lockheed Martin или A400M европейского концерна Airbus, японский транспортник Kawasaki и бразильцы – концерн Embraer выпускает КС-390, – перечислил Коновалов. – У Китая тоже есть самолет, но индусы у Китая покупать, конечно, не будут». Все эти компании эксперт считает потенциальными конкурентами МТА.

«Там сохраняются разногласия по силовой установке. Наши предлагают свой мотор, а индусов он не устраивает, у них технические претензии. Наши говорят: мы же спроектировали самолет с этим мотором. Давайте с ним и двигаться дальше, индусы против», – пояснил Коновалов.

«Вельможкин, видимо, от отчаяния сказал слово «заморожен». Я бы сказал «подморожен». Посмотрим. Вот американцы начнут наступать на индийский рынок со своими транспортниками, тогда мы начнем думать, искать новые компромиссные варианты, – предположил эксперт. – Пока гром не грянет, мужик не перекрестится».

Руководители российского ОПК не очень серьезно относились к этому проекту, поскольку им казалось, что есть гораздо более важные вещи, предположил Коновалов.

«Например, Су-30 туда мы поставили очень много. Сотрудничество по ракете «Брамос», по военно-морской тематике, в том числе по авианосцу «Адмирал Горшков», который теперь «Викрамадитья», и подводные атомные лодки – в лизинг. Одна уже есть, вроде бы будет и вторая. И по танкам у нас хороший контракт. По вертолетам мы один тендер проиграли, но в принципе закупки продолжаются, у индусов по-прежнему большие планы на наши вертолеты», – успокоил эксперт.


С «вертушкой» все путем

Кроме того, и программа истребителя пятого поколения развивается относительно неплохо, уверен эксперт. Напомним, что аналитики «теневого ЦРУ» признали, что индийцы продолжают совместную с россиянами работу по созданию истребителя. Впрочем, они дают понять, что решение Индии и здесь не окончательно и в итоге ее предпочтение будет зависеть от цены.

«Был вопрос по финансам. Но вот только что, в начале этой недели стало известно, что стороны договорились: каждый вносит по 4 млрд долларов. Разногласия сняты. Но опять же, надо помнить, что не стоит тянуть резину, – рекомендует Коновалов. – Индусы постоянно высказывают претензии к тому, что проекты затягиваются. Отчасти именно поэтому наши предпочитают не новые площадки открывать, а использовать то, что уже наработано. Су-30, танки Т-90, ракетная техника и так далее. Просто наращивать сотрудничество. А надо новые площадки развивать – вот как МТА».

Ситуация вокруг этого истребителя сильно отличается от проекта МТА, считает эксперт. «У нас уже прототипы летают, в отличие от МТА. Как только этот самолет получит и двигатель пятого поколения, он начнет поставляться и в российские войска. Так что у индусов уже не будет оснований опасаться, что дело затянется, – выразил надежду Коновалов. – Самолет уже есть как таковой».

Тезисы из американского доклада успел опровергнуть и холдинг «Вертолеты России» (входит в Ростех). Как утверждают американцы, из-за возникших разногласий на грани срыва оказалась сделка по поставке ста вертолетов «Камов-226Т», заключенная во время визита премьер-министра Нарендры Моди в Москву в декабре. Как пишет Stratfor, в Дели потребовали, чтобы 50% компонентов вертолетов были изготовлены в Индии, россияне высказались против. Так как две трети комплектующих для вертолетов поставляются из других стран, Индия уже вынуждена вести с ними переговоры в надежде, что они согласятся на ее условия.

В холдинге «Вертолеты России» отметили, что никаких разногласий между партнерами нет. «В ближайшее время пройдет согласование техническо-организационной части, на которой будут определены все ключевые параметры. Специалистами холдинга проводится оценка производственных мощностей индийских партнеров», – рассказали в холдинге, добавив, что локализация компонентов «будет очень глубокой – данная сделка полностью отвечает политическому курсу Индии «Make in India».

Иван Коновалов опровергает главный вывод доклада о том, будто Россия вообще теряет свои позиции на оружейном рынке Индии.

«Это ерунда! Свой процент мы там как держали, так и держим. На самом деле, индусы давно уже нацелены на диверсификацию своего рынка. Индия – большая страна, она развивается, идет к тому, чтобы стать одной из ведущих экономик мира, и поэтому не хочет зависеть в военно-технической сфере от одного поставщика. Советский Союз, а потом Россия долго там были вне конкуренции. Потом американцы, да, сумели по некоторым позициям добиться успехов, французы давно уже работают на этом рынке, как и израильтяне. Но у них там небольшие сегменты относительно российского», – подытожил эксперт.

Напомним, в октябре сообщалось, что стоимость оружейных контрактов России и Индии в целом может достичь 3 млрд долларов.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  15.06.2017
Близится к завершению одна госпрограмма вооружения — ГПВ-2020, грядет следующая — ГПВ-2025. Мы поговорили с президентом Объединенной судостроительной корпорации Алексеем Рахмановым о том, как обстоят дела с гособоронзаказом, финансированием и смежниками.
Мировой ВПК  14.06.2017
Дальневосточный вояж заместителя министра обороны Юрия Борисова ежедневно приносит новости о том, как продвигается перевооружение российской армии. И каким образом совершенствуется военная техника, даже успешно пройдя государственные испытания. На днях Борисов, выступая в Комсомольске-на-Амуре во время посещения авиационного завода им. Гагарина, заявил о необходимости доработки истребителя Су-35С.
Мировой ВПК  14.06.2017
Продукция корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) в ходе проведения операции в Сирии хорошо зарекомендовала себя и показала высокое качество. Такое мнение высказал вице-премьер Дмитрий Рогозин на юбилее знаменитой не только в нашей стране корпорации в подмосковном Королёве. «Это только начало большой работы, которая сейчас проходит испытания в Сирии, где все то, что производится вами, или большая часть того, испытывается, дорабатывается, доводится до ума, но показывает высокий класс. Это фактически переводит нашу армию, наш флот в другую лигу», — сказал Рогозин.
Мировой ВПК  14.06.2017
Радиотехнические войска ВКС планируют провести модернизацию радиолокационного комплекса «Небо-М», сообщил начальник РТВ генерал-майор Андрей Кобан. Комплекс достаточно молод, пришел в войска всего лишь пять лет назад, однако, как заявил Кобан: «У нас задан ряд работ по модернизации вооружения, которое имеется. Мы понимаем после 3−5-годичной технической эксплуатации, какой у нас имеется модернизационный потенциал — простым языком говоря, что можно было бы улучшить. На сегодняшний день такая работа активно ведется».
Конфликты  20.06.2017
Судя по сводкам, авиация коалиции США больше не пересекает линию, за которой ее самолеты станут целями российских средств ПВО. Впервые со времен «броска на Приштину» США пришлось уступить под нажимом российских военных. Австралия и вовсе отказалась поднимать свои самолеты в сирийское небо. Теперь вопрос в том, будут ли зоны военного влияния в Сирии совпадать с политическими.
Конфликты  19.06.2017
Минобороны объявило, что «любые воздушные объекты (включая самолеты и беспилотные аппараты международной коалиции), обнаруженные западнее реки Евфрат, будут приниматься на сопровождение российскими наземными средствами ПВО в качестве воздушных целей». Это решение – следствие уничтожения американским самолетом сирийского Су-22. Что оно означает с практической точки зрения?
Конфликты  15.06.2017
США перебросили на базу Ат-Танф в Сирии реактивные системы залпового огня. Их местные союзники говорят о создании второй базы в Эз-Закфе. Причины спешки понятны: многомесячная эпопея движется к развязке, ставки резко возросли, и сложившуюся в Сирии ситуацию недаром сравнивают с гонкой по Европе весной 1945 года.