29.01.2016, 11:03
Позиции России на индийском рынке оружия не так плохи, как кажется в США
Позиции России на индийском рынке оружия не так плохи, как кажется в СШАМеждународная военная политика
Москва теряет позиции на индийском рынке вооружений, заявили американские аналитики из Stratfor, в качестве примера упомянув недавнюю «заморозку» совместного проекта транспортного многоцелевого самолета (МТА). По мнению российских экспертов, проект МТА только «подморожен», в целом же Россия прочно удерживает свою долю индийского рынка.

Российские бизнесмены и эксперты в четверг с недоумением восприняли доклад американского аналитического агентства Stratfor, которое часто называют «теневым ЦРУ». Авторы доклада, которых цитировало РИА «Новости», предрекли России скорую потерю Индии на рынке вооружений. Ряд сделок двух стран в сфере ВПК оказался под угрозой, объявило Stratfor.

В частности, как сказано в докладе, под угрозой срыва совместное производство транспортного многоцелевого самолета (МТА). Потенциально проект оценивается в 1 млрд долларов. Как пишет Stratfor, индийские специалисты предъявили претензии к техническим деталям, в том числе к двигателям.

Скорее всего, авторы доклада опирались на заявление, которое две недели назад сделал генеральный директор ОАО «Авиационный комплекс имени Ильюшина» Сергей Вельможкин. Совместный проект военно-транспортного самолета фактически заморожен, признал Вельможкин, причем по вине индийцев.

«У нас существует межправительственное соглашение, его никто не отменял, но из-за пассивности, точнее не из-за пассивности, а странной позиции индийской стороны, осторожности индийской стороны, проект фактически заморожен. На сегодняшний день завершен проект», – сказал директор. «Создан аванпроект, формальное расхождение между требованиями военных ведомств России и Индии только одно – малая модульность двигателя ПС-90», – сказал директор.

Как известно, средний военно-транспортный самолет создается на базе разработанного «Авиационным комплексом имени Ильюшина» проекта среднего двухмоторного военно-транспортного самолета Ил-214. Взлетный вес новой машины будет порядка 55 тонн. Грузоподъемность – до 18,5 тонны. Крейсерская скорость самолета составит 830–850 км в час. Дальность полета с максимальной нагрузкой – 2500 км. Практическая высота полета – 12000 м. Экипаж – 2 человека.


«В железе этого проекта до сих пор нет»

Директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов в данном пункте отчасти согласен с выводами американцев. «Сама история давняя – с 2000 года. Вроде бы уже даже договорились об эскизе. Когда начались наши военные реформы, перевооружение, начали мощно вливать деньги в ОПК, в этот же момент индийцы вроде бы уже сказали: ну, все, пришли к соглашению, сейчас эскизно оформим. Но в итоге опять оказалось, что мы не можем найти точки соприкосновения. В железе этого проекта до сих пор нет», – посетовал он.

Однако, в отличие от Вельможкина, эксперт считает виноватым отечественный ОПК. «Развитие программы МТА тормозилось, прежде всего, прохладным отношением российской стороны. Такое создавалось впечатление, – признал Коновалов. – Все откладывали и откладывали. Мол, потом как-нибудь сделаем».

По его словам, индусам это надоело, тем более что компании из многих стран могут предоставить такие самолеты. «Тот же, например, в США С-130 «Геркулес» компании Lockheed Martin или A400M европейского концерна Airbus, японский транспортник Kawasaki и бразильцы – концерн Embraer выпускает КС-390, – перечислил Коновалов. – У Китая тоже есть самолет, но индусы у Китая покупать, конечно, не будут». Все эти компании эксперт считает потенциальными конкурентами МТА.

«Там сохраняются разногласия по силовой установке. Наши предлагают свой мотор, а индусов он не устраивает, у них технические претензии. Наши говорят: мы же спроектировали самолет с этим мотором. Давайте с ним и двигаться дальше, индусы против», – пояснил Коновалов.

«Вельможкин, видимо, от отчаяния сказал слово «заморожен». Я бы сказал «подморожен». Посмотрим. Вот американцы начнут наступать на индийский рынок со своими транспортниками, тогда мы начнем думать, искать новые компромиссные варианты, – предположил эксперт. – Пока гром не грянет, мужик не перекрестится».

Руководители российского ОПК не очень серьезно относились к этому проекту, поскольку им казалось, что есть гораздо более важные вещи, предположил Коновалов.

«Например, Су-30 туда мы поставили очень много. Сотрудничество по ракете «Брамос», по военно-морской тематике, в том числе по авианосцу «Адмирал Горшков», который теперь «Викрамадитья», и подводные атомные лодки – в лизинг. Одна уже есть, вроде бы будет и вторая. И по танкам у нас хороший контракт. По вертолетам мы один тендер проиграли, но в принципе закупки продолжаются, у индусов по-прежнему большие планы на наши вертолеты», – успокоил эксперт.


С «вертушкой» все путем

Кроме того, и программа истребителя пятого поколения развивается относительно неплохо, уверен эксперт. Напомним, что аналитики «теневого ЦРУ» признали, что индийцы продолжают совместную с россиянами работу по созданию истребителя. Впрочем, они дают понять, что решение Индии и здесь не окончательно и в итоге ее предпочтение будет зависеть от цены.

«Был вопрос по финансам. Но вот только что, в начале этой недели стало известно, что стороны договорились: каждый вносит по 4 млрд долларов. Разногласия сняты. Но опять же, надо помнить, что не стоит тянуть резину, – рекомендует Коновалов. – Индусы постоянно высказывают претензии к тому, что проекты затягиваются. Отчасти именно поэтому наши предпочитают не новые площадки открывать, а использовать то, что уже наработано. Су-30, танки Т-90, ракетная техника и так далее. Просто наращивать сотрудничество. А надо новые площадки развивать – вот как МТА».

Ситуация вокруг этого истребителя сильно отличается от проекта МТА, считает эксперт. «У нас уже прототипы летают, в отличие от МТА. Как только этот самолет получит и двигатель пятого поколения, он начнет поставляться и в российские войска. Так что у индусов уже не будет оснований опасаться, что дело затянется, – выразил надежду Коновалов. – Самолет уже есть как таковой».

Тезисы из американского доклада успел опровергнуть и холдинг «Вертолеты России» (входит в Ростех). Как утверждают американцы, из-за возникших разногласий на грани срыва оказалась сделка по поставке ста вертолетов «Камов-226Т», заключенная во время визита премьер-министра Нарендры Моди в Москву в декабре. Как пишет Stratfor, в Дели потребовали, чтобы 50% компонентов вертолетов были изготовлены в Индии, россияне высказались против. Так как две трети комплектующих для вертолетов поставляются из других стран, Индия уже вынуждена вести с ними переговоры в надежде, что они согласятся на ее условия.

В холдинге «Вертолеты России» отметили, что никаких разногласий между партнерами нет. «В ближайшее время пройдет согласование техническо-организационной части, на которой будут определены все ключевые параметры. Специалистами холдинга проводится оценка производственных мощностей индийских партнеров», – рассказали в холдинге, добавив, что локализация компонентов «будет очень глубокой – данная сделка полностью отвечает политическому курсу Индии «Make in India».

Иван Коновалов опровергает главный вывод доклада о том, будто Россия вообще теряет свои позиции на оружейном рынке Индии.

«Это ерунда! Свой процент мы там как держали, так и держим. На самом деле, индусы давно уже нацелены на диверсификацию своего рынка. Индия – большая страна, она развивается, идет к тому, чтобы стать одной из ведущих экономик мира, и поэтому не хочет зависеть в военно-технической сфере от одного поставщика. Советский Союз, а потом Россия долго там были вне конкуренции. Потом американцы, да, сумели по некоторым позициям добиться успехов, французы давно уже работают на этом рынке, как и израильтяне. Но у них там небольшие сегменты относительно российского», – подытожил эксперт.

Напомним, в октябре сообщалось, что стоимость оружейных контрактов России и Индии в целом может достичь 3 млрд долларов.

Категория: Мировой ВПК | 3101



Новости СМИ2


Mediametrics.ru

Читайте также:

Варшава в боевой стойкеМеждународная военная политика
Геополитика  02.03.2016
Варшава собирается разрешить иностранным войскам проводить военные операции на территории Польши в мирное время. Причем, речь идет не только об учениях. Новые правила предусматривает новый законопроект, принятый на днях правительством страны, который значительно упрощает процедуру ввода и размещения союзнических армейских подразделений на польских землях. Официально — для укрепления вооруженных сил Польши.
Турция пошла на конфликт с НАТОМеждународная военная политика
Геополитика  02.03.2016
В штаб-квартире НАТО проверяют информацию о том, что Турция, входящая в альянс, не пустила в свои воды группу натовских кораблей для помощи беженцам и борьбы с контрабандой. Турецкий МИД отрицает эти сообщения, но, похоже в Брюсселе не склонны доверять непредсказуемому союзнику. Германия, оказавшаяся пострадавшей стороной, тем не менее, вынуждена считаться с Турцией – «партнером» в вопросе о беженцах.
Америка выбирает Трампа и готовится воеватьМеждународная военная политика
Геополитика  02.03.2016
В ночь на 2 февраля в США, сразу в 12 штатах, прошли первичные выборы — праймериз. Именно после так называемого «супервторника» президентская предвыборная гонка резко ускоряет темп. Кроме того, начинает вырисовываться ясная картина последующей гонки. По предварительным подсчетам, лидерские позиции в большинстве участвовавших в голосовании штатов заняли фавориты — демократка Хиллари Клинтон и республиканец Дональд Трамп.
США с радостью помогут Украине добить «оборонку»Международная военная политика
Мировой ВПК  02.03.2016
Форум по обороне и безопасности в Киеве, собравший влиятельных представителей мировых производителей оружия, был призван привлечь инвестиции в украинский ОПК. Там же прозвучало заявление посла США о переводе местного оборонпрома на стандарты НАТО. На деле за этими громкими словами не стоит ничего, кроме окончательного добивания украинской «оборонки».


ИГИЛ нашло способ разом уничтожить полмиллиона человекМеждународная военная политика
Конфликты  02.03.2016
В 40 километрах к северо-западу от Мосула находится «плотина Саддама», которую срочно необходимо чинить. Если этого не произойдет, Междуречье накроет катастрофа невиданных масштабов, и число жертв пойдет на миллионы. В свое время курды отбили эту дамбу у ИГИЛ, чьи боевики осознавали исходящую от нее опасность. Но теперь исламистам уже нечего терять. Правительство Ирака отдало приказ о срочной эвакуации деревень, находящихся в непосредственной близости от «плотины Саддама» – самой большой дамбы страны. Приказ отдан в связи с опасностью ее разрушения, которое приведет к катастрофическим последствиям для всего населения Междуречья.
Сирия: перемирие может закончиться уже в апрелеМеждународная военная политика
Конфликты  01.03.2016
Судя по характеру действий сторон в Сирии, достигнутое перемирие носит временный характер. Война может возобновиться уже через 2−3 месяца. России и Сирии надо быть к этому готовыми. Напомним, с 27 февраля в Сирии началось перемирие. Правда, весьма ограниченное: террористических группировок во главе с «Исламским государством» это не касается. Удары по ним продолжаются. При этом количество группировок «умеренной оппозиции», признавших перемирие, которых ООН не считает террористическими, превышает сто.
План сирийского урегулированияМеждународная военная политика
Конфликты  01.03.2016
Так называемая умеренная сирийская оппозиция готова полностью выйти из режима прекращения огня. Об этом заявил 29 февраля в эфире телеканала Al-Hadath руководитель переговорной группы Высшего комитета по переговорам (ВКП) сирийской оппозиции Асаад аз-Зоуби. «Перемирие развалилось еще до того, как началось», — цитирует аз-Зоуби РИА Новости. По словам «оппозиционера», ВКП «не может доверять России, так как она является, как и Асад, главным врагом».