29.01.2016, 11:03
Позиции России на индийском рынке оружия не так плохи, как кажется в США
Позиции России на индийском рынке оружия не так плохи, как кажется в СШАМеждународная военная политика
Москва теряет позиции на индийском рынке вооружений, заявили американские аналитики из Stratfor, в качестве примера упомянув недавнюю «заморозку» совместного проекта транспортного многоцелевого самолета (МТА). По мнению российских экспертов, проект МТА только «подморожен», в целом же Россия прочно удерживает свою долю индийского рынка.

Российские бизнесмены и эксперты в четверг с недоумением восприняли доклад американского аналитического агентства Stratfor, которое часто называют «теневым ЦРУ». Авторы доклада, которых цитировало РИА «Новости», предрекли России скорую потерю Индии на рынке вооружений. Ряд сделок двух стран в сфере ВПК оказался под угрозой, объявило Stratfor.

В частности, как сказано в докладе, под угрозой срыва совместное производство транспортного многоцелевого самолета (МТА). Потенциально проект оценивается в 1 млрд долларов. Как пишет Stratfor, индийские специалисты предъявили претензии к техническим деталям, в том числе к двигателям.

Скорее всего, авторы доклада опирались на заявление, которое две недели назад сделал генеральный директор ОАО «Авиационный комплекс имени Ильюшина» Сергей Вельможкин. Совместный проект военно-транспортного самолета фактически заморожен, признал Вельможкин, причем по вине индийцев.

«У нас существует межправительственное соглашение, его никто не отменял, но из-за пассивности, точнее не из-за пассивности, а странной позиции индийской стороны, осторожности индийской стороны, проект фактически заморожен. На сегодняшний день завершен проект», – сказал директор. «Создан аванпроект, формальное расхождение между требованиями военных ведомств России и Индии только одно – малая модульность двигателя ПС-90», – сказал директор.

Как известно, средний военно-транспортный самолет создается на базе разработанного «Авиационным комплексом имени Ильюшина» проекта среднего двухмоторного военно-транспортного самолета Ил-214. Взлетный вес новой машины будет порядка 55 тонн. Грузоподъемность – до 18,5 тонны. Крейсерская скорость самолета составит 830–850 км в час. Дальность полета с максимальной нагрузкой – 2500 км. Практическая высота полета – 12000 м. Экипаж – 2 человека.


«В железе этого проекта до сих пор нет»

Директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов в данном пункте отчасти согласен с выводами американцев. «Сама история давняя – с 2000 года. Вроде бы уже даже договорились об эскизе. Когда начались наши военные реформы, перевооружение, начали мощно вливать деньги в ОПК, в этот же момент индийцы вроде бы уже сказали: ну, все, пришли к соглашению, сейчас эскизно оформим. Но в итоге опять оказалось, что мы не можем найти точки соприкосновения. В железе этого проекта до сих пор нет», – посетовал он.

Однако, в отличие от Вельможкина, эксперт считает виноватым отечественный ОПК. «Развитие программы МТА тормозилось, прежде всего, прохладным отношением российской стороны. Такое создавалось впечатление, – признал Коновалов. – Все откладывали и откладывали. Мол, потом как-нибудь сделаем».

По его словам, индусам это надоело, тем более что компании из многих стран могут предоставить такие самолеты. «Тот же, например, в США С-130 «Геркулес» компании Lockheed Martin или A400M европейского концерна Airbus, японский транспортник Kawasaki и бразильцы – концерн Embraer выпускает КС-390, – перечислил Коновалов. – У Китая тоже есть самолет, но индусы у Китая покупать, конечно, не будут». Все эти компании эксперт считает потенциальными конкурентами МТА.

«Там сохраняются разногласия по силовой установке. Наши предлагают свой мотор, а индусов он не устраивает, у них технические претензии. Наши говорят: мы же спроектировали самолет с этим мотором. Давайте с ним и двигаться дальше, индусы против», – пояснил Коновалов.

«Вельможкин, видимо, от отчаяния сказал слово «заморожен». Я бы сказал «подморожен». Посмотрим. Вот американцы начнут наступать на индийский рынок со своими транспортниками, тогда мы начнем думать, искать новые компромиссные варианты, – предположил эксперт. – Пока гром не грянет, мужик не перекрестится».

Руководители российского ОПК не очень серьезно относились к этому проекту, поскольку им казалось, что есть гораздо более важные вещи, предположил Коновалов.

«Например, Су-30 туда мы поставили очень много. Сотрудничество по ракете «Брамос», по военно-морской тематике, в том числе по авианосцу «Адмирал Горшков», который теперь «Викрамадитья», и подводные атомные лодки – в лизинг. Одна уже есть, вроде бы будет и вторая. И по танкам у нас хороший контракт. По вертолетам мы один тендер проиграли, но в принципе закупки продолжаются, у индусов по-прежнему большие планы на наши вертолеты», – успокоил эксперт.


С «вертушкой» все путем

Кроме того, и программа истребителя пятого поколения развивается относительно неплохо, уверен эксперт. Напомним, что аналитики «теневого ЦРУ» признали, что индийцы продолжают совместную с россиянами работу по созданию истребителя. Впрочем, они дают понять, что решение Индии и здесь не окончательно и в итоге ее предпочтение будет зависеть от цены.

«Был вопрос по финансам. Но вот только что, в начале этой недели стало известно, что стороны договорились: каждый вносит по 4 млрд долларов. Разногласия сняты. Но опять же, надо помнить, что не стоит тянуть резину, – рекомендует Коновалов. – Индусы постоянно высказывают претензии к тому, что проекты затягиваются. Отчасти именно поэтому наши предпочитают не новые площадки открывать, а использовать то, что уже наработано. Су-30, танки Т-90, ракетная техника и так далее. Просто наращивать сотрудничество. А надо новые площадки развивать – вот как МТА».

Ситуация вокруг этого истребителя сильно отличается от проекта МТА, считает эксперт. «У нас уже прототипы летают, в отличие от МТА. Как только этот самолет получит и двигатель пятого поколения, он начнет поставляться и в российские войска. Так что у индусов уже не будет оснований опасаться, что дело затянется, – выразил надежду Коновалов. – Самолет уже есть как таковой».

Тезисы из американского доклада успел опровергнуть и холдинг «Вертолеты России» (входит в Ростех). Как утверждают американцы, из-за возникших разногласий на грани срыва оказалась сделка по поставке ста вертолетов «Камов-226Т», заключенная во время визита премьер-министра Нарендры Моди в Москву в декабре. Как пишет Stratfor, в Дели потребовали, чтобы 50% компонентов вертолетов были изготовлены в Индии, россияне высказались против. Так как две трети комплектующих для вертолетов поставляются из других стран, Индия уже вынуждена вести с ними переговоры в надежде, что они согласятся на ее условия.

В холдинге «Вертолеты России» отметили, что никаких разногласий между партнерами нет. «В ближайшее время пройдет согласование техническо-организационной части, на которой будут определены все ключевые параметры. Специалистами холдинга проводится оценка производственных мощностей индийских партнеров», – рассказали в холдинге, добавив, что локализация компонентов «будет очень глубокой – данная сделка полностью отвечает политическому курсу Индии «Make in India».

Иван Коновалов опровергает главный вывод доклада о том, будто Россия вообще теряет свои позиции на оружейном рынке Индии.

«Это ерунда! Свой процент мы там как держали, так и держим. На самом деле, индусы давно уже нацелены на диверсификацию своего рынка. Индия – большая страна, она развивается, идет к тому, чтобы стать одной из ведущих экономик мира, и поэтому не хочет зависеть в военно-технической сфере от одного поставщика. Советский Союз, а потом Россия долго там были вне конкуренции. Потом американцы, да, сумели по некоторым позициям добиться успехов, французы давно уже работают на этом рынке, как и израильтяне. Но у них там небольшие сегменты относительно российского», – подытожил эксперт.

Напомним, в октябре сообщалось, что стоимость оружейных контрактов России и Индии в целом может достичь 3 млрд долларов.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  15.05.2017
В перестроечные времена в ряде публикаций центральной прессы, посвященных перипетиям освоения целинных земель, некоторые авторы в пылу творческого задора позволили себе недопустимую вольность, сошедшую им с рук. Времена тогда наступали такие, что пишущая братия воспринимала древнегреческую поговорку «Чаще поворачивай свой стиль» буквально. Казахстан эпохи «битвы за урожай» перестроечные инженеры человеческих душ поэтически сравнили с «цветком душистых прерий», проведя аналогию с эпопеей освоения Дикого Запада на Североамериканском континенте. Интересно, какая метафора сегодня пришла бы им на ум при соприкосновении с реалиями казахстанской современности?
Мировой ВПК  12.05.2017
Американский журнал The National Interest решил провести ревизию отечественной истребительной авиации. При этом, разумеется, для определения уровня ее боевых возможностей использовано сравнение с самолетами «вероятного противника». Каковых у США с определенного времени уже два — Россия и Китай. В качестве истребителей, которые должны обеспечивать в небе американское господство, выступают F-22 Raptor и F-35 Lightning II.
Мировой ВПК  04.05.2017
Создаваемый в России многофункциональный авиационный комплекс дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-100 будет способен обнаруживать новые классы целей, включая оперативно-тактическую авиацию нового поколения, — сообщил на селекторном совещании в военном ведомстве министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу.
Геополитика  04.05.2017
Покамест эта программа касается только русского флота. В ближайшее время он сможет нейтрализовать нынешнее подавляющее преимущество американского флота по численности и вооружению. А в перспективе это может стать проектом надевания наручников на западных варваров, когда им станет просто опасно грозить кому-то силою или навязывать свою волю "томагавками". Ибо ответ может быть быстрым, разрушительным, а главное - решительно от кого угодно!
Конфликты  19.05.2017
Западные СМИ, ссылаясь на своих экспертов, все чаще публикуют материалы, в которых красной нитью проходит мысль, что Россия завязла в сирийской войне и уже не знает, как из нее выйти. В действительности ситуация в Сирии сейчас складывается не совсем благоприятно для Дамаска, а следовательно, и для Москвы. С одной стороны, правительственным войскам и поддерживающим их силам сопутствует определенный военный успех, с другой стороны, действия Вашингтона, направленные против Башара Асада и его союзников, тоже имеют определенный эффект.
Конфликты  04.05.2017
Сенсационным результатом закончилась встреча Путина и Эрдогана. По ее итогам оба лидера заявили, что достигнуто – в том числе и с Трампом – соглашение о создании в Сирии так называемых зон безопасности. Это кардинальное изменение позиции Москвы. Означает ли оно ту самую «большую сделку» между Россией и США, о которой так много говорят в последнее время?
Конфликты  02.05.2017
С начала гражданской войны в Сирии режим Б. Асада проводил мероприятия по адаптации лояльных ему вооруженных формирований к условиям внутреннего конфликта, к которому они оказались абсолютно не готовы. В частности, в Сирийской арабской армии (САА) преобладали исключительно тяжелые бронетанковые и механизированные дивизии. Всего таких соединений было одиннадцать (а также две дивизии «специальных сил» — 14-я и сформированная непосредственно перед началом гражданской войны 15-я).