23.01.2017, 11:09
Потенциал модернизации для МиГ-31 еще далеко не исчерпан
Потенциал модернизации для МиГ-31 еще далеко не исчерпанМеждународная военная политика
Российские ученые ведут работу над зенитным ракетным комплексом (ЗРК) 5-го поколения. Сколько лет потребуется на его создание, будет ли этот комплекс внедрен в сетецентрическую систему, создан ли радиолокационный комплекс для ПАК ФА и какой гидролокатор заинтересовал военных моряков, в интервью ТАСС рассказал Юрий Белый — генеральный директор Научно-исследовательского института приборостроения (НИИП) им. Тихомирова (входит в Концерн ВКО "Алмаз-Антей").

— Каким будет ЗРК 5-го поколения? Выдало ли Минобороны РФ задание на разработку такого комплекса?

— В новом комплексе планируется дальнейшее повышение помехозащищенности и живучести, автоматизация и роботизация боевых средств, расширение зон обнаружения и поражения, увеличение глубины интеграции в единую систему эшелонированной ПВО, или, другими словами, глубины поддержки сетецентрической системы управления. О его будущих тактико-технических характеристиках говорить по ряду понятных причин нельзя.

Однако хочу напомнить, что каждое новое поколение ЗРК "Бук" совершенствовалось в части сопряжения с комплексами и системами малой и большой дальности, и каждое новое поколение получало новую ракету, не имеющую аналогов за рубежом в своем классе. Не стал исключением и "Бук-М3", поставки которого в войска начались в 2016 году. Среди мобильных комплексов средней дальности равных "Бук-М3" сегодня не существует, и в ближайшей перспективе конкуренты у него вряд ли появятся. 

— Сколько лет, согласно предварительным подсчетам, понадобится для его создания?

— Опыт разработки сложных высокотехнологичных систем говорит о том, что создание пятого поколения ЗРК средней дальности при благоприятных условиях может занять от 7 до 10 лет. Поэтому в Концерне ВКО "Алмаз-Антей", в состав предприятий которого входит наш институт, приняли принципиальное решение о продолжении работ по линейке ЗРК "Бук", не дожидаясь оформления официального техзадания от Минобороны России.

Коллегия Военно-промышленной комиссии РФ это решение одобрила, и соответствующие работы уже начаты. Ведутся они за счет собственных средств концерна.

— Какие системы и комплексы интересуют сейчас инозаказчиков?

— ЗРК ПВО подразделяются на четыре класса: переносные, малой дальности, средней и большой дальности, которые, разумеется, отличаются не только по техническим характеристикам, но и по стоимости.

Интересы инозаказчиков зависят как от тех задач, которые им надо решить, так и от их финансовых возможностей. Хорошо известно, что отечественные ЗРК всех классов занимают достойное место на внешнем рынке. В нише ЗРК средней дальности наши разработки успешно экспортируются уже на протяжении полувека.

Надеемся, что и ЗРК "Бук-М3", на который сейчас оформляется паспорт экспортного облика, на внешнем рынке ожидает блестящее будущее.

— Когда планируется завершить опытно-конструкторскую работу (ОКР) над созданием радиолокационного комплекса для истребителя 5-го поколения Т-50 (ПАК ФА)? Сможет ли он интегрироваться в сетецентрическую систему эшелонированной ПВО?

— Что касается разработки и изготовления опытных образцов радиолокационного комплекса для ПАК ФА, то соответствующая ОКР находится на завершающей стадии. Более того, головной изготовитель — Государственный рязанский приборный завод — уже сделал первые серийные образцы АФАР (активная фазированная антенная решетка). Летные испытания по нашей части идут без особых замечаний, но сколько они продлятся, сказать сейчас затрудняюсь: во многом это зависит не от нас.

Интеграция радиолокационного комплекса в систему эшелонированной системы ПВО — это очевидная задача, но ее решение — за интегратором борта, головным разработчиком ПАК ФА.

— Какие разработки НИИП им. Тихомирова ведет в сегменте беспилотной авиации? Создаются ли какие-либо системы для беспилотников?

— Предвидя потребность в малогабаритных радарах для легких летательных аппаратов, мы уже несколько лет ведем разработку унифицированных решений в этой области. В 2016 году заключили договор на разработку радара для БЛА, создаваемого компанией "Группа Кронштадт". Также проводим проработки радаров для БЛА малого класса с рядом других отечественных компаний.

— На каком этапе находится работа над экспортным вариантом радиолокационной системы управления (РЛСУ) "Ирбис" для Су-35?

— "Ирбис-Э" изначально разрабатывалась нами для экспортного варианта истребителя Су-35, причем разработка финансировалась из собственных затрат НИИП, ГРПЗ и компании "Сухой".

Однако первым заказчиком оказались ВВС России, и мы доработали документацию для отечественного варианта "Ирбис" — для Су-35С. Кстати, при заключении контракта Минобороны не сочло нужным компенсировать наши затраты на ОКР, и сейчас мы надеемся, что эти затраты смогут быть компенсированы через экспортный заказ.

— Планируется ли дальнейшее усовершенствование системы "Заслон-АМ" для всевысотных перехватчиков МиГ-31? 

— На сегодняшний день потенциал модернизации системы управления вооружением самолета МиГ-31 с появлением "Заслона-АМ" для самолетов МиГ-31БМ уже исчерпан. В настоящее время соответствующие организации проводят доработку строевых МиГов до варианта БМ.

Потенциал же самого перехватчика далеко не исчерпан — до сих пор по ряду параметров он не превзойден. Если говорить о перспективах перехватчиков, то у головной компании "МиГ" и у нас есть предложения по созданию нового изделия, но решение о начале работ по этой теме пока не принято.

— Какие разработки, помимо гидролокаторов "Неман", интересуют ВМФ России? Есть ли заказы для подводного флота? Есть ли какие-либо разработки для АПЛ 4-го или 5-го поколений?

— После того, как гидролокаторы бокового обзора "Неман" были включены в госпрограмму вооружения, интерес к нашим инициативным разработкам со стороны ВМФ заметно вырос. Внимание привлекают наши разработки интероферометрического гидролокатора, позволяющего вести полосовую съемку рельефа дна (аналог многолучевого эхолота, позволяющего получить высококачественное акустическое и топографическое изображение дна одновременно).

Также военных моряков интересует широкополосная связь, гидролокаторы для безэкипажных катеров и буксируемых средств. Мы уверены, что эти направления перспективны, и надеемся, что в ближайшем времени перспективы будут подкреплены соответствующими контрактами. Гидролокаторы непосредственно для подводных лодок — это совсем другой класс гидроакустических систем, нежели тот, которым занимается наш институт.

— На каком этапе находятся работы по созданию буксируемого гидролокатора бокового обзора?

— В рамках НИР, проводимой за счет собственных средств, создан экспериментальный образец буксируемого гидролокатора. В 2018 году запланирована отработка образца на нашем испытательном комплексе на Москве-реке.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  27.02.2017
Глава Минпромторга России Денис Мантуров сообщил, что проходящая в ОАЭ выставка вооружения и военной техники IDEX-2017 принесла успех российским производителям танков. Представители одной из ближневосточных стран заявили о намерении заключить крупный контракт на приобретение танков Т-90МС. При этом страна, решившая усилить свои сухопутные силы российской бронетехникой, не называется.
Мировой ВПК  27.02.2017
Первенство в создании самолёта пятого поколения осталось за Америкой. Россия лишь вторая. Что удалось нашим авиаконструкторам извлечь из этого проигрыша и есть ли в "кармане" у ПАК ФА козыри, способные удивить американского "хищника"? Первым быть почётно, первых помнят, о них говорят. Первый человек в космосе, первый на Луне. Попроси вспомнить второго, и собеседник начинает мяться и судорожно вспоминать то, что не задержалось в голове и на минуту. Да, США действительно первые создали истребитель пятого поколения. И тут уже ничего не поделать. В 1997 году первый "хищник" F-22 Raptor уже взмыл в демократическое небо Америки, в то время как до начала работ по Т-50 — истребителю пятого поколения (боевому авиационному комплексу нового поколения И-21) — оставалось ещё два года.
Мировой ВПК  24.02.2017
Недавно французское издание Air&Cosmos опубликовало схемы якобы перспективного российского легкого истребителя пятого поколения, разработкой которого занимается самолетостроительная корпорация «МиГ». Издание также привело краткие характеристики, которыми, по его мнению, будет обладать новый боевой самолет. Мы решили разобраться, почему не стоит доверять французским изображениям российского истребителя, что такое российская школа проектирования боевых самолетов и на какой летательный аппарат все же может быть похожа новая разработка «МиГа».
Мировой ВПК  20.02.2017
Приближение разведывательного корабля «Виктор Леонов» к побережью США – признак слабости России, а не силы, пишут американские СМИ, ссылаясь на свои источники в разведке. Источники попались с юмором, за «Виктора Леонова», охарактеризованного словом «бесполезный», даже становится обидно. Дело, однако, в том, что эти комментарии – непростительная чушь.
Конфликты  27.02.2017
В середине февраля информационные агентства облетела новость: писатель Захар Прилепин собрал в ДНР свой батальон и получил от лидера республики Александра Захарченко погоны майора. Сам Прилепин сообщил, что он служит в должности замкомбата по работе с личным составом – проще говоря, «замполита» или «политрука».
Конфликты  17.02.2017
Российская система С-400 «Триумф» оказалась бессильна перед истребителем F-35: ЗРС не смогла ни остановить, ни распознать израильский истребитель пятого поколения в сирийской провинции Дамаск. В итоге самолет беспрепятственно поразил цели и «махнул русским крылом». Такая оценка С-400 сейчас активно раскручивается в Сети и педалируется некоторыми СМИ со ссылкой на авторитетное американское издание Defense News.
Конфликты  16.02.2017
Американское командование прорабатывает план начала сухопутной операции в Сирии. Ряд экспертов полагает, что если проект удастся провести через Конгресс, идея «маленькой победоносной войны» может заинтересовать Трампа. Как в случае начала «работы на земле» американцы будут выстраивать взаимодействие с многочисленными сторонами сирийского конфликта?