25.08.2014, 11:32
Последний парад «незалежности»
Последний парад «незалежности»Международная военная политика
Сможет ли Украина сохранить свою государственность к следующему Дню независимости?

24 августа Украина отметила очередной День независимости. К 23-й годовщине «незалежности» украинское государство подошло с плачевными результатами. На востоке страны идёт гражданская война, которую нынешние киевские власти упорно именуют антитеррористической операцией.

Почти семь миллионов «террористов», живущих в Донбассе президент Пётр Порошенко обещал усмирить именно к 24 августа. Вместо этого из Донецка приходят сообщения о переходе ополченцев в контрнаступление. Поэтому вместо обещанного «парада победы» над восставшим Донбассом в Киеве прошёл парад обычный. Правда, с пафосным подтекстом: воинские части, промаршировавшие по Крещатику, прямо с парада были отправлены в пекло гражданской войны.

В экономике, несмотря на миллиардные долларовые кредиты, дела всё хуже. Только по официальным данным, падение ВВП страны составит к концу года семь процентов. А инфляция «разгонится» до 19 процентов.

Олигархи, фактически превратившие отдельные области в свои вотчины, открыто не подчиняются приказам из Киева. Во время так называемого перемирия в июне воинские части, финансируемые олигархом Игорем Коломойским, продолжали боевые действия.
Что ждёт Украину и будет ли существовать страна с таким названием к следующему «дню незалежности»?

- Я неоднократно заявлял, что Украина, как государство де-факто уже перестало существовать, - говорит президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко. - Государство – это структура, которая контролирует ту или иную территорию, и обеспечивает на ней выполнение внутренних и международных законов. Об украинском государстве сейчас этого сказать нельзя.

Дело не только в том, что в Донбассе идёт война. В центре Украины, на Юго-Востоке целые области фактически контролирует олигарх и по совместительству губернатор Днепропетровской области Игорь Коломойский, у которого свой закон, свои вооружённые силы. Достаточно почитать заявления его заместителя Бориса Филатова, чтобы понять, что в Днепропетровске действуют те неписанные правила, которые устанавливает олигарх. Ему глубоко безразлично, кто там, в Киеве работает президентом.

Западная Украина также не в полной мере контролируется киевской властью. Об этом говорит хотя бы тот факт, что очередная мобилизация в вооружённые силы была там полностью сорвана. Население попросту заблокировало дороги к военкоматам. Характерно, что регион, который считается наиболее лояльным к нынешней украинской власти, на деле выступает против войны «за единую Украину». В Киеве, кстати, несмотря на то, что это самый крупный город «незалежной» с почти трёхмиллионным населением, по квоте предполагалось мобилизовать всего около тысячи человек.

Но даже из этой тысячи ни один человек на призывной пункт так и не явился. Это говорит о том, что Порошенко и его правительство не контролируют даже столицу. Эта власть боится проводить мобилизацию в Киеве, так как это может вызвать неконтролируемый всплеск народного возмущения.

Наконец, представители силовых структур, которые на сегодня во многом состоят из людей с неонацистскими взглядами, предъявляют различные требования к власти, угрожают прийти в Киев с оружием и «разобраться».

Украина пока что существует, как некая виртуальная реальность. Есть её представительство в ООН. Однако, хочу напомнить, что когда-то в течение многих лет Китай в этой организации представлял Гоминьдан, на деле не контролировавший страны. Так же есть в ООН и представитель Сомали, что совсем не означает, что государство с таким названием существует на деле.

Да, украинские чиновники по инерции выходят на работу, СМИ утверждают, что в стране есть президент. Однако экономика на грани окончательного краха и продолжает функционировать лишь благодаря кредитам. Нет единых силовых структур. Плюс к этому – гражданская война, которую нынешняя власть проигрывает. И что будет с этой властью через неделю или через месяц, сказать очень трудно. Даже если Киев не возьмут ополченцы, Порошенко могут свергнуть люди из его собственного окружения.

Поэтому у меня нет сомнения в том, что Украина не сегодняшний день существует разве что в некой виртуальной реальности. Но даже эта видимость государства может сохраняться лишь благодаря воздействию внешних сил. Скажем, пока США считают, что в таком формальном виде Украина должна существовать, они будут помогать стране не развалиться окончательно. Но всё равно через какое-то время этим внешним силам придётся решать, что делать с тем, что когда-то было Украиной.

— И какие варианты возможны? Из истории мы знаем, что государство возрождалось на территориях, которые на долгое время погружались в хаос. Достаточно вспомнить упомянутый вами Китай в первой половине 20-го века.

- В любом случае за восстановление порядка на той территории, которая когда-то была Украиной, кто-то должен будет заплатить. Надо поднимать экономику, восстанавливать разрушенные города, содержать силовые структуры. А это – десятки миллиардов долларов. Перед любой страной или организацией, пожелавший восстановить порядок на Украине, встанет вопрос: «А зачем платить за то, что не моё?» Каждый хочет иметь какие-то экономические, геополитические преференции за свои вложения. Пусть даже в отдалённом будущем. А просто за восстановление украинской государственности никто платить не будет. Нет никаких гарантий, что это государство, пусть даже в каком-то усечённом виде и с другим названием будет дружественно или хотя бы лояльно к тому, кто его некогда восстановил. Таким образом, наиболее подходящий вариант для всех внешних игроков – просто поделить между собой то, что некогда было Украиной. Главная проблема здесь в том, что все, кто будут участвовать в разделе, вынуждены будут взять на себя ответственность за первое после Второй мировой войны исчезновение крупного европейского государства. С точки зрения морально-политических последствий – это сложный шаг. Но, учитывая как развиваются события, я бы не исключал такого итога.

Возможно, что сделано это будет в два этапа. После прекращения боевых действий, будут проведены переговоры, по результатам которых за различные части бывшей Украины возьмут на себя ответственность Россия и Европейский Союз, либо какие-то конкретные европейские государства. Формально продолжит существовать конфедеративное украинское государство. А уже на следующем этапе обнаружится, что разные части страны не хотят жить вместе. Будут проведены референдумы, узаконивающие раздел страны. А поскольку самостоятельно осколки Украины существовать не могут, их вхождение в то государство, какое захочет их принять – вопрос времени.

Если не произойдёт геополитических потрясений, которые могут катализировать или наоборот затянуть процесс распада Украины, то наиболее вероятен именно описанный выше сценарий.

— А могла ли Украина избежать последних событий и в принципе состояться, как успешное устойчивое государство?

- Стартовый капитал в начале 90-х годов у Украины был лучше, чем у России. Экономика была более современной, сбалансированной. Более 60 процентов высокотехнологичных для того времени предприятий СССР достались именно Украине. Население, в отличие от России, было расположено довольно компактно, что облегчало вовлечение его в экономические процессы. Были ограничены природные ресурсы, но долгое время Украина получала нефть и газ от России по весьма удобным ценам. И можно было воспользоваться этим периодом, чтобы модернизировать экономику.

В плане политическом население было в основном однородно. Большинство людей думали примерно так: ну, распался СССР, и ладно. Будем жить теперь на Украине. То есть имел место определённый консенсус.

Ничего запредельно сложного в том, чтобы создать сильное в политическом и экономическом плане государство, как видим, не было.
Главная проблема была в неадекватности элиты. Оказалось, что провинциальная украинская элита способна только на то, чтобы хорошо и быстро выполнять команды, которые идут откуда-то сверху. Пропала Москва, значит надо теперь слушать, что скажут в Вашингтоне или ВМФ. Будем делать, как скажут, и всё будет хорошо.

Примерно так рассуждала украинская элита и попутно растаскивала государственное имущество. А поскольку объектов для разворовывания становилось всё меньше, элита всё усерднее делила оставшееся. При этом они опирались на разные регионы, сознательно акцентируя ментальные различия между населением этих регионов. В результате в 2004 году началась холодная гражданская война между восточной и западной частями страны. Уже тогда стало ясно, что превращение войны в горячую – вопрос времени.

- Существуют два варианта развития событий на Украине, - считает директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин. – Возможно, что война, которая идёт в Донбассе, перекинется в другие регионы Юго-Востока Украины. Мы видим уже проявления партизанского движения в Харькове. В результате, 5-6 областей Юго-Востока могут отделиться и создать своё государство. То есть государство Украина в нынешнем виде перестанет существовать.

Второй вариант – деэскалация конфликта в результате политических договорённостей. Но и в этом случае Донбасс останется чем-то вроде Приднестровья. У жителей этих областей появилось отторжение от киевской власти после того, что произошло в последние месяцы.
Украинские власти в своё время совершили принципиальную ошибку. Они отказались от монополии на применение насилия. А это главная функция государства. Теперь же её стали выполнять ещё и олигархи. Например, в Запорожье Коломойский обладает не только экономической, но и политической властью. У него там фактически свои военные формирования.

Даже при самом оптимальном для официального Киева развитии событий Украина превратится в полуфеодальную страну, где власть президента на словах будет признаваться, а на деле она будет носить довольно формальный характер.

— Могла ли Украина с иными результатами придти к нынешнему дню независимости?

- Теоретически, да. Если бы при распаде СССР там появился сильный политический лидер, которой бы консолидировал нацию. Но его не появилось, и даже 10 лет назад было ясно, что в стране живут два народа, которые ментально всё дальше друг от друга. Кроме того, влияние олигархата на Украине, в отличие от России, так и не удалось ограничить.

Категория: За рубежом



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  15.06.2017
Близится к завершению одна госпрограмма вооружения — ГПВ-2020, грядет следующая — ГПВ-2025. Мы поговорили с президентом Объединенной судостроительной корпорации Алексеем Рахмановым о том, как обстоят дела с гособоронзаказом, финансированием и смежниками.
Мировой ВПК  14.06.2017
Дальневосточный вояж заместителя министра обороны Юрия Борисова ежедневно приносит новости о том, как продвигается перевооружение российской армии. И каким образом совершенствуется военная техника, даже успешно пройдя государственные испытания. На днях Борисов, выступая в Комсомольске-на-Амуре во время посещения авиационного завода им. Гагарина, заявил о необходимости доработки истребителя Су-35С.
Мировой ВПК  14.06.2017
Продукция корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) в ходе проведения операции в Сирии хорошо зарекомендовала себя и показала высокое качество. Такое мнение высказал вице-премьер Дмитрий Рогозин на юбилее знаменитой не только в нашей стране корпорации в подмосковном Королёве. «Это только начало большой работы, которая сейчас проходит испытания в Сирии, где все то, что производится вами, или большая часть того, испытывается, дорабатывается, доводится до ума, но показывает высокий класс. Это фактически переводит нашу армию, наш флот в другую лигу», — сказал Рогозин.
Мировой ВПК  14.06.2017
Радиотехнические войска ВКС планируют провести модернизацию радиолокационного комплекса «Небо-М», сообщил начальник РТВ генерал-майор Андрей Кобан. Комплекс достаточно молод, пришел в войска всего лишь пять лет назад, однако, как заявил Кобан: «У нас задан ряд работ по модернизации вооружения, которое имеется. Мы понимаем после 3−5-годичной технической эксплуатации, какой у нас имеется модернизационный потенциал — простым языком говоря, что можно было бы улучшить. На сегодняшний день такая работа активно ведется».
Конфликты  20.06.2017
Судя по сводкам, авиация коалиции США больше не пересекает линию, за которой ее самолеты станут целями российских средств ПВО. Впервые со времен «броска на Приштину» США пришлось уступить под нажимом российских военных. Австралия и вовсе отказалась поднимать свои самолеты в сирийское небо. Теперь вопрос в том, будут ли зоны военного влияния в Сирии совпадать с политическими.
Конфликты  19.06.2017
Минобороны объявило, что «любые воздушные объекты (включая самолеты и беспилотные аппараты международной коалиции), обнаруженные западнее реки Евфрат, будут приниматься на сопровождение российскими наземными средствами ПВО в качестве воздушных целей». Это решение – следствие уничтожения американским самолетом сирийского Су-22. Что оно означает с практической точки зрения?
Конфликты  15.06.2017
США перебросили на базу Ат-Танф в Сирии реактивные системы залпового огня. Их местные союзники говорят о создании второй базы в Эз-Закфе. Причины спешки понятны: многомесячная эпопея движется к развязке, ставки резко возросли, и сложившуюся в Сирии ситуацию недаром сравнивают с гонкой по Европе весной 1945 года.