06.04.2015, 20:02
Порошенко загнал себя в ловушку
Порошенко загнал себя в ловушкуМеждународная военная политика
6 апреля на Украине начала работу конституционная комиссия, которая должна реформировать основной закон страны. В нее вошли 72 человека: эксперты международных организаций, представители парламентских фракций, украинские ученые а также бывшие президенты страны. Председатель Комиссии и одновременно глава Верховной Рады Владимир Гройсман обещает работу стахановскими темпами - по его словам, изменения в конституцию будут внесены до проведения местных выборов в октябре 2015 года.

Между тем, в данном случае стахановские темпы не приведут к потере качества документа. Украинские власти уже огласили основные параметры новой Конституции и дали понять, что в новом основном законе страны никаких принципиальных изменений не будет. Ни по языковому вопросу, ни по переформатированию неэффективного унитарного государственного проекта.

Так, одной из задач новой конституции был процесс децентрализации. Однако Петр Порошенко заявил, что новая конституция не будет подразумевать никакой федерализации Украины - процесса, который независимые эксперты рассматривают чуть ли не как единственный способ сохранения украинского государства в виде эффективного проекта или даже в виде проекта вообще. По словам Порошенко, федерализация - «это как инфекция, как химическое оружие, которое нам пытаются навязать извне, и это единственная модель, которой пытаются разъединить Украину». Вместо этого власти планируют провести децентрализацию по примеру западного соседа. «Польша стала одной из ключевых стран ЕС благодаря не только экономическим реформам… но и широкой политической реформе по изменению Конституции, системе государственной власти и управления. И именно польская модель децентрализации ляжет в основу конституционных изменений в этой сфере на Украине», - заявил украинский премьер Арсений Яценюк.

Вот только проблема в том, что польский премьер в данном случае не показателен. «Никакой децентрализации в Польше нет, - говорит полонист Дмитрий Офицеров-Бельский. - Есть определенная субсидиарность, когда те вопросы, которые могут быть решены на месте, там же и решаются. Это здоровое самоуправление, но не стоит путать самоуправление и децентрализацию - последняя всегда имеет ещё и политическую составляющую, и в Польше ее нет». По словам эксперта, Яценюк привел сравнение с Польшей потому, что, «возможно, просто хотел сделать комплимент польским друзьям, которые очень гордятся своим опытом преобразований. А может готовится пригласить польских советников».

В процессе подготовки поправок к конституции власти отказываются не только от политической децентрализации, но и от выполнения минских соглашений. Напомним, что 11-й пункт минских соглашений предполагает «проведение конституционной реформы в Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов)». А с представителями ЛНР и ДНР ничего не согласовывается, и заседания Комиссии проходят без их участия. «Никаких приглашений мы не получали, никого из наших представителей там нет», - возмущается спикер Народного совета ДНР Андрей Пургин.

У Киева есть свое объяснение отсутствию политического диалога с самопровозглашенными республиками. «Наш диалог с востоком — это разговор исключительно с законно избранными представителями, а не российскими бандитами и террористами. Мы ждем выполнения Россией минских договоренностей и проведения честных и прозрачных местных выборов, чтобы инклюзивный диалог подготовки изменений в конституцию обязательно привлекал представителей всей страны», - говорит Арсений Яценюк. И формально эта позиция имеет право на существование - минские протоколы обязывают Украину вести консультации с ДНР и ЛНР по конституционным поправкам, однако они также обязывают провести на Донбассе выборы, и теоретически Киев может настаивать на принципе «сначала выборы, потом диалог». Однако выборы на Донбассе должны пройти на приемлемых для ДНР условиях, а не на тех, которые Украина прописала в недавно принятом законе о статусе занятых ополченцами территорий.

В результате сейчас Киев, выставивший подобные требования, оказался в ловушке. Если он продолжит требовать проведения выборов на своих условиях для вовлечения ополченцев в диалог по конституционным поправкам, то ополченцы не просто не примут эти поправки, но и на законных основаниях по пункту 9 Минских соглашений оставят себе контроль за границей. Если же Украина уступит и на Донбассе действительно пройдут прозрачные выборы на устраивающих ДНР и ЛНР условиях (на что Яценюк уже заочно согласился в ходе своего визита в Берлин), то у власти окажутся те же самые люди, которых он называет «бандитами». Конечно, Москва может спасти лицо Киеву и поспособствовать приходу по итогам выборов в республиках новых лиц, но в чем смысл делать подобные одолжения киевскому режиму?

Таким образом, нынешняя конституция не решает задачи Донбасса. А если конституционный путь реинтеграции не сработает, то Украине нужно будет искать иные сценарии по возвращению Донбасса или хотя бы сохранению статус-кво. И эффективных среди них нет.

Так, в рамках одного из этих сценариев Киев может попытаться вернуть Донбасс военным путем. Проблема в том, что этот сценарий обречен на поражение, поскольку Россия не даст Украине повторить на Донбассе сценарий Сербской Краины. И необязательно военным путем - степень поддержки Россией ополченцев будет прямо пропорциональна степени угрозы им со стороны ВСУ.

Второй сценарий предполагает автономное существование по типу Приднестровья, Карабаха или Абхазии до 2008 года. Однако проблема в том, что Донбасс отличается от других непризнанных республик постсоветского пространства в куда более худшую для бывшей метрополии сторону. В отличие от того же Приднестровья, он граничит с дружественной страной, и (в отличие от ситуации с Карабахом), эта страна очень влиятельная и способна гарантировать ему абсолютную защиту. При этом, в отличие от Абхазии и тем более Южной Осетии, в Донбассе живут несколько миллионов человек, что делает долгосрочное замораживание конфликта (и, соответственно, их статуса) крайне сложной задачей.

В итоге без конституционной реинтеграции Донбасс продолжит дрейфовать в сторону окончательного отделения от Украины. И развязка в конечном случае обязательно наступит. При наиболее оптимальном для Украины сценарии - в виде одностороннего признания со стороны России, однако при самом плохом раскладе она может наступить в виде международного признания независимости Донбасса по итогам окончательной дезинтеграции Украины, не выдержавшей груза экономических и социальных проблем, связанных в том числе и с постоянным поддержанием высокого уровня мобилизации общества. Именно поэтому на Украине уже раздаются осторожные голоса о том, что, возможно, в нынешней ситуации лучше вообще отказаться от Донбасса. По данным Forbes, со ссылкой на одного из членов Российского Совета Промышленников и Предпринимателей, встречавшихся 19 марта с Владимиром Путиным, такой идеи придерживается и Петр Порошенко. По крайней мере, со слов российского президента. «Он мне прямо сказал: “Забирайте Донбасс”. Я ему ответил: “Сбрендил, что ли? Мне Донбасс не нужен. Если вам не нужен, то объявите о его независимости”, - рассказывал Владимир Путин членам РСПП.

Однако здесь есть проблема прецедента. В трактовке украинских властей ситуация на Донбассе мало чем отличается от ситуации в Крыму - разве что отсутствием официального включения «оккупированного Донбасса» в состав России. И если Украина отказывается от Донбасса, то снимаются все психологические барьеры для отказа от Крыма. А это автоматически снимает и ряд претензий к России со стороны мирового сообщества, понижая тем самым ценность нынешней украинской элиты в глазах ее западных друзей.

Категория: За рубежом



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  19.11.2017
На Казанском авиационном заводе имени Горбунова состоялась выкатка на летно-испытательную станцию модернизированного ракетоносца Ту-160. Самолет при большом стечении журналистов появился из нового ангара, специально построенного под проект глубокой модернизации «Белого лебедя», как называют в авиации Ту-160.
Мировой ВПК  18.11.2017
The National Interest продолжает знакомит читателей с небывалыми качествами «чемодана без ручки». То есть неудачного легкого истребителя F-35, на который уже потрачено столько денег, что отказаться от него уже невозможно. Слабые летные характеристики компания «Локхид Мартин» уже давно пытается скомпенсировать мощным программным обеспечением, которое должно быть чуть ли ни умнее пилота. В статье говорится, что по-настоящему прекрасный истребитель появится в начале двадцатых годов, когда будет готов программный блок с индексом Block IV. А пока придется полетать на том, что имеем.
Геополитика  17.11.2017
Согласно текущим взглядам военно-политического руководства Соединенных Штатов, наземная компонента стратегических ядерных сил является главной составляющей американской ядерной триады. Это обусловливается следующими отличительными особенностями межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования: высокая готовность к нанесению ракетно-ядерных ударов в ходе любой стратегической наступательной операции и способность к реализации различных по характеру форм и способов боевого применения (превентивный, ответно-встречный или ответный ядерные удары в любых условиях текущей военно-политической и стратегической или оперативно-тактической обстановки); высокая надежность и всепогодность несения ими боевого дежурства и боевого применения по предназначению, а также способность обеспечить поражение с высокой точностью и эффективностью любых имеющих стратегическую важность различных по типу объектов противника. При этом атомные подводные ракетоносцы, вооруженные баллистическими ракетами, рассматриваются в первую очередь как средство для осуществления гарантированного ответного ядерного удара.
Мировой ВПК  16.11.2017
На Украине появилась вертолетостроительная промышленность. Об этом своим читателям поведал издающийся в Киеве еженедельник «Деловая столица». При этом продукция новоиспеченной промышленности называется в статье «смертоносными птицами» и «ракетоносцами».
Конфликты  13.11.2017
Разведкой ДНР отмечена ротация подразделений ВСУ на мариупольском направлении В связи с этим заместитель командующего оперативным командованием Донецкой народной республики Эдуард Басурин не исключает обострения ситуации. По словам представителя военного ведомства ДНР, отмечено прибытие на мариупольское направление 501 обМП (отдельного батальона морской пехоты) 36 обрМП (отдельной бригады морской пехоты) предположительно для ротации подразделений 1 обМП. Басурин убежден, что прибытие очередных военных только усугубит и «без того сложную ситуацию вблизи линии соприкосновения на Мариупольском направлении».
Конфликты  11.11.2017
Сирийские войска президента Башара Асада при поддержке ВКС России взяли последний оплот «Исламского государства" - Абу-Камаль. Часть террористов, удерживавших город, уничтожена, часть переправилась через Евфрат и движется в северном направлении. Об этом с пятницу, 10 ноября, заявил министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу на военной коллегии России и Белоруссии.
Конфликты  08.11.2017
Исламское государство уже практически не существует, и его некогда мощная армия постепенно превращается в разрозненные и деморализованные партизанские отряды. Они совершают вылазки, предпочитают диверсии, но больше не могут организовать полноценное наступление. Конечно, это еще не конец, но больше Исламское государство не будет угрожать территориальной целостности Сирии. Окончательно это стало ясно после полного освобождения от боевиков города Дэйр-эз-Зор. Вероятно, пару серьезных сражений они еще дадут, но скоро на востоке страны станет спокойно, по крайней мере, на время, пока не станет ясно, чего друг от друга хотят курды и официальное правительство.