06.04.2015, 20:02
Порошенко загнал себя в ловушку
Порошенко загнал себя в ловушкуМеждународная военная политика
6 апреля на Украине начала работу конституционная комиссия, которая должна реформировать основной закон страны. В нее вошли 72 человека: эксперты международных организаций, представители парламентских фракций, украинские ученые а также бывшие президенты страны. Председатель Комиссии и одновременно глава Верховной Рады Владимир Гройсман обещает работу стахановскими темпами - по его словам, изменения в конституцию будут внесены до проведения местных выборов в октябре 2015 года.

Между тем, в данном случае стахановские темпы не приведут к потере качества документа. Украинские власти уже огласили основные параметры новой Конституции и дали понять, что в новом основном законе страны никаких принципиальных изменений не будет. Ни по языковому вопросу, ни по переформатированию неэффективного унитарного государственного проекта.

Так, одной из задач новой конституции был процесс децентрализации. Однако Петр Порошенко заявил, что новая конституция не будет подразумевать никакой федерализации Украины - процесса, который независимые эксперты рассматривают чуть ли не как единственный способ сохранения украинского государства в виде эффективного проекта или даже в виде проекта вообще. По словам Порошенко, федерализация - «это как инфекция, как химическое оружие, которое нам пытаются навязать извне, и это единственная модель, которой пытаются разъединить Украину». Вместо этого власти планируют провести децентрализацию по примеру западного соседа. «Польша стала одной из ключевых стран ЕС благодаря не только экономическим реформам… но и широкой политической реформе по изменению Конституции, системе государственной власти и управления. И именно польская модель децентрализации ляжет в основу конституционных изменений в этой сфере на Украине», - заявил украинский премьер Арсений Яценюк.

Вот только проблема в том, что польский премьер в данном случае не показателен. «Никакой децентрализации в Польше нет, - говорит полонист Дмитрий Офицеров-Бельский. - Есть определенная субсидиарность, когда те вопросы, которые могут быть решены на месте, там же и решаются. Это здоровое самоуправление, но не стоит путать самоуправление и децентрализацию - последняя всегда имеет ещё и политическую составляющую, и в Польше ее нет». По словам эксперта, Яценюк привел сравнение с Польшей потому, что, «возможно, просто хотел сделать комплимент польским друзьям, которые очень гордятся своим опытом преобразований. А может готовится пригласить польских советников».

В процессе подготовки поправок к конституции власти отказываются не только от политической децентрализации, но и от выполнения минских соглашений. Напомним, что 11-й пункт минских соглашений предполагает «проведение конституционной реформы в Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов)». А с представителями ЛНР и ДНР ничего не согласовывается, и заседания Комиссии проходят без их участия. «Никаких приглашений мы не получали, никого из наших представителей там нет», - возмущается спикер Народного совета ДНР Андрей Пургин.

У Киева есть свое объяснение отсутствию политического диалога с самопровозглашенными республиками. «Наш диалог с востоком — это разговор исключительно с законно избранными представителями, а не российскими бандитами и террористами. Мы ждем выполнения Россией минских договоренностей и проведения честных и прозрачных местных выборов, чтобы инклюзивный диалог подготовки изменений в конституцию обязательно привлекал представителей всей страны», - говорит Арсений Яценюк. И формально эта позиция имеет право на существование - минские протоколы обязывают Украину вести консультации с ДНР и ЛНР по конституционным поправкам, однако они также обязывают провести на Донбассе выборы, и теоретически Киев может настаивать на принципе «сначала выборы, потом диалог». Однако выборы на Донбассе должны пройти на приемлемых для ДНР условиях, а не на тех, которые Украина прописала в недавно принятом законе о статусе занятых ополченцами территорий.

В результате сейчас Киев, выставивший подобные требования, оказался в ловушке. Если он продолжит требовать проведения выборов на своих условиях для вовлечения ополченцев в диалог по конституционным поправкам, то ополченцы не просто не примут эти поправки, но и на законных основаниях по пункту 9 Минских соглашений оставят себе контроль за границей. Если же Украина уступит и на Донбассе действительно пройдут прозрачные выборы на устраивающих ДНР и ЛНР условиях (на что Яценюк уже заочно согласился в ходе своего визита в Берлин), то у власти окажутся те же самые люди, которых он называет «бандитами». Конечно, Москва может спасти лицо Киеву и поспособствовать приходу по итогам выборов в республиках новых лиц, но в чем смысл делать подобные одолжения киевскому режиму?

Таким образом, нынешняя конституция не решает задачи Донбасса. А если конституционный путь реинтеграции не сработает, то Украине нужно будет искать иные сценарии по возвращению Донбасса или хотя бы сохранению статус-кво. И эффективных среди них нет.

Так, в рамках одного из этих сценариев Киев может попытаться вернуть Донбасс военным путем. Проблема в том, что этот сценарий обречен на поражение, поскольку Россия не даст Украине повторить на Донбассе сценарий Сербской Краины. И необязательно военным путем - степень поддержки Россией ополченцев будет прямо пропорциональна степени угрозы им со стороны ВСУ.

Второй сценарий предполагает автономное существование по типу Приднестровья, Карабаха или Абхазии до 2008 года. Однако проблема в том, что Донбасс отличается от других непризнанных республик постсоветского пространства в куда более худшую для бывшей метрополии сторону. В отличие от того же Приднестровья, он граничит с дружественной страной, и (в отличие от ситуации с Карабахом), эта страна очень влиятельная и способна гарантировать ему абсолютную защиту. При этом, в отличие от Абхазии и тем более Южной Осетии, в Донбассе живут несколько миллионов человек, что делает долгосрочное замораживание конфликта (и, соответственно, их статуса) крайне сложной задачей.

В итоге без конституционной реинтеграции Донбасс продолжит дрейфовать в сторону окончательного отделения от Украины. И развязка в конечном случае обязательно наступит. При наиболее оптимальном для Украины сценарии - в виде одностороннего признания со стороны России, однако при самом плохом раскладе она может наступить в виде международного признания независимости Донбасса по итогам окончательной дезинтеграции Украины, не выдержавшей груза экономических и социальных проблем, связанных в том числе и с постоянным поддержанием высокого уровня мобилизации общества. Именно поэтому на Украине уже раздаются осторожные голоса о том, что, возможно, в нынешней ситуации лучше вообще отказаться от Донбасса. По данным Forbes, со ссылкой на одного из членов Российского Совета Промышленников и Предпринимателей, встречавшихся 19 марта с Владимиром Путиным, такой идеи придерживается и Петр Порошенко. По крайней мере, со слов российского президента. «Он мне прямо сказал: “Забирайте Донбасс”. Я ему ответил: “Сбрендил, что ли? Мне Донбасс не нужен. Если вам не нужен, то объявите о его независимости”, - рассказывал Владимир Путин членам РСПП.

Однако здесь есть проблема прецедента. В трактовке украинских властей ситуация на Донбассе мало чем отличается от ситуации в Крыму - разве что отсутствием официального включения «оккупированного Донбасса» в состав России. И если Украина отказывается от Донбасса, то снимаются все психологические барьеры для отказа от Крыма. А это автоматически снимает и ряд претензий к России со стороны мирового сообщества, понижая тем самым ценность нынешней украинской элиты в глазах ее западных друзей.

Категория: За рубежом



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  15.05.2017
В перестроечные времена в ряде публикаций центральной прессы, посвященных перипетиям освоения целинных земель, некоторые авторы в пылу творческого задора позволили себе недопустимую вольность, сошедшую им с рук. Времена тогда наступали такие, что пишущая братия воспринимала древнегреческую поговорку «Чаще поворачивай свой стиль» буквально. Казахстан эпохи «битвы за урожай» перестроечные инженеры человеческих душ поэтически сравнили с «цветком душистых прерий», проведя аналогию с эпопеей освоения Дикого Запада на Североамериканском континенте. Интересно, какая метафора сегодня пришла бы им на ум при соприкосновении с реалиями казахстанской современности?
Мировой ВПК  12.05.2017
Американский журнал The National Interest решил провести ревизию отечественной истребительной авиации. При этом, разумеется, для определения уровня ее боевых возможностей использовано сравнение с самолетами «вероятного противника». Каковых у США с определенного времени уже два — Россия и Китай. В качестве истребителей, которые должны обеспечивать в небе американское господство, выступают F-22 Raptor и F-35 Lightning II.
Мировой ВПК  04.05.2017
Создаваемый в России многофункциональный авиационный комплекс дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-100 будет способен обнаруживать новые классы целей, включая оперативно-тактическую авиацию нового поколения, — сообщил на селекторном совещании в военном ведомстве министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу.
Геополитика  04.05.2017
Покамест эта программа касается только русского флота. В ближайшее время он сможет нейтрализовать нынешнее подавляющее преимущество американского флота по численности и вооружению. А в перспективе это может стать проектом надевания наручников на западных варваров, когда им станет просто опасно грозить кому-то силою или навязывать свою волю "томагавками". Ибо ответ может быть быстрым, разрушительным, а главное - решительно от кого угодно!
Конфликты  19.05.2017
Западные СМИ, ссылаясь на своих экспертов, все чаще публикуют материалы, в которых красной нитью проходит мысль, что Россия завязла в сирийской войне и уже не знает, как из нее выйти. В действительности ситуация в Сирии сейчас складывается не совсем благоприятно для Дамаска, а следовательно, и для Москвы. С одной стороны, правительственным войскам и поддерживающим их силам сопутствует определенный военный успех, с другой стороны, действия Вашингтона, направленные против Башара Асада и его союзников, тоже имеют определенный эффект.
Конфликты  04.05.2017
Сенсационным результатом закончилась встреча Путина и Эрдогана. По ее итогам оба лидера заявили, что достигнуто – в том числе и с Трампом – соглашение о создании в Сирии так называемых зон безопасности. Это кардинальное изменение позиции Москвы. Означает ли оно ту самую «большую сделку» между Россией и США, о которой так много говорят в последнее время?
Конфликты  02.05.2017
С начала гражданской войны в Сирии режим Б. Асада проводил мероприятия по адаптации лояльных ему вооруженных формирований к условиям внутреннего конфликта, к которому они оказались абсолютно не готовы. В частности, в Сирийской арабской армии (САА) преобладали исключительно тяжелые бронетанковые и механизированные дивизии. Всего таких соединений было одиннадцать (а также две дивизии «специальных сил» — 14-я и сформированная непосредственно перед началом гражданской войны 15-я).