29.01.2016, 13:53
Польша хочет обойти «Газпром» с севера
Польша хочет обойти «Газпром» с севераМеждународная военная политика
Варшава намерена построить трубопровод в Норвегию, чтобы насолить российскому концерну.

Польша собирается построить газопровод в Норвегию, чтобы снизить зависимость от России. Об этом заявила польская газовая компания PGNiG, сообщает Reuters.

«К 2022 году мы хотим иметь техническую возможность для транспортировки нескольких миллиардов кубометров газа с Севера», — говорится в заявлении.

Надо понимать: как раз в 2022 году у PGNiG истекает контракт на поставку газа с российским «Газпромом». По нему Польша ежегодно закупает до 10,2 млрд. кубометров газа при годовом потреблении почти 16 млрд. кубометров.

Причем, Варшава налаживает пути поставок газа в обход России без оглядки на затраты и коммерческую выгоду.

Напомним, в октябре 2015 года на северо-западе Польши, в городе Свиноуйсьце, торжественно запустили терминал для приема сжиженного природного газа (СПГ) мощностью 5 млрд кубометров в год. Было объявлено, что новый объект позволит стране приобретать сжиженное топливо в любой точке мира. При этом оператор газопроводных сетей Gaz-System заявил, что планирует в будущем соединить терминал трубопроводами с Литвой, Чехией, Словакией и Украиной, плюс увеличить его мощность до 7,5 млрд. кубометров газа в год.

Этот долгострой (терминал строили с 2006 года) обошелся польским властям в колоссальную сумму — почти $ 1 млрд. Но толку от него немного. Хотя терминал официально запустили, пока он простаивает. Для технического запуска полякам пришлось договориться о покупке сжиженного газа в Катаре — только с ним удалось заключить контракт на поставки. Да и поставки небольшие — всего 1,5 млрд. кубометров в год, больше «свободного» СПГ у Катара не нашлось. В итоге, по оценкам экспертов, катарский газ обходится Польше в $ 700 за тысячу кубометров.

Новый газопровод в Норвегию тоже рискует войти в топ абсурдных проектов нефтегазовой отрасли. Да, в 2015-м Норвегия, по данным Еврокомиссии, нарастила объемы поставок в Западную Европу на 7% - до 108 млрд. кубометров. Но обвал нефтегазовых котировок сыграл с норвежцами злую шутку.

Как недавно заявил норвежский министр нефти и энергетики Торд Льен, страна еще «какое-то время» сможет поддерживать объемы добыча газа на текущем уровне. Однако «для создания новой инфраструктуры и запуска новых месторождений, которые позволят сохранять и наращивать объемы добычи, понадобятся значительные инвестиции» в нефтегазовую отрасль. А как раз инвестиции существенно сократились в связи с обвалом цен.

Другими словами, газопровод в Норвегию поляки могут построить. Но к тому времени, когда они дотянут свою «трубу», газа для ее наполнения может банально не оказаться.

Как выглядят перспективы строительства газопровода, смогут ли поляки отказаться от поставок газа из России?

— Польша говорит о необходимости строительства газопровода в Норвегию уже больше 15 лет, — отмечает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. — На деле, у поляков уже сейчас есть возможность покупать газ из Норвегии, что они, собственно, и делают. «Голубое топливо» Польша закупает у Германии, а немцы, в свою очередь, покупают его и у России, и у Норвегии. Фактически, немцы поставляют полякам тот газ, который имеется в наличии — российский или норвежский.

Именно поэтому я считаю, что заявление PGNiG — чисто политическое. У поляков сейчас нет ни денег на строительство газопровода, ни реальной потребности в этом проекте.

Впрочем, история с СПГ-терминалом в Свиноуйсьце наглядно показала, что степень чудачеств польских властей в энергетической сфере чрезвычайно высока. Напомню, что терминал построен, но пустует, потому что газ, который поляки законтрактовали в Катаре, стоит по нынешним временам баснословно дорого. Сейчас Варшава платит Катару неустойки, чтобы не покупать этот газ, и ведет переговоры, чтобы пересмотреть условия контракта, или же вовсе его отменить.

При этом публично польское руководство рассказывает, что это очень хороший терминал. Плюс, обещает построить «трубу» до Украины, чтобы и «незалежная» могла получить долю от щедрот рынка сжиженного природного газа.

Однако не думаю, что Варшава будет чудить в том же духе в вопросе строительства газопровода.

Если Польша все же построит газопровод в Норвегию, как это отразится на российских поставках?

— В этом случае норвежский газ переместится с рынка Германии на рынок Польши. Это значит, ФРГ будет вынуждена закупать больше «голубого топлива» у «Газпрома» — только и всего.

Как выглядят перспективы добычи газа в самой Норвегии?

— Неважно. Добыча на шельфе Северного моря обходится дорого, и нынешние цены на нефть и газ не позволяют разрабатывать новые месторождения. На мой взгляд, ожидать роста добычи норвежского газа в ближайшее время не приходится…

— Польша, заявляя о строительстве газопровода в Норвегию, пытается добиться от «Газпрома» дополнительной скидки, — считает глава аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. — Мол, к 2022 году, когда нужно наступит время перезаключать контракт с российским концерном, Варшава будет иметь возможность диверсифицировать газовые поставки. Словом, эта такая игра на понижение.

С одной стороны, позиция поляков абсурдна, поскольку понижать уже некуда. Стоимость «голубого топлива» с 2016 года будет составлять, по прогнозу «Газпрома», от 180 долларов за тысячу «кубов».

Но, возможно, концерн озвучил нижнюю планку. Нефть уже сейчас начала укрепляться, что неизбежно скажется и на газовом рынке. Поляки, напомню, ведут речь о вводе газопровода в Норвегию в 2022 году. К тому времени цены на газ будут, скорее всего, выше нынешних — мы будем наблюдать восходящий тренд. Я не исключаю, что «голубое топливо» в 2020 году подорожает вдвое.

При таком сценарии смысл в ставке поляков на норвежский газопровод имеется.

Это сегодня любые проекты строительства магистральных газопроводов — будь они польские или российские — выглядят для инвесторов непривлекательно. Под гнетом низких цен на газ сроки окупаемости таких проектов очень сильно удлинились.

Судите сами: в 2013 году газ в Европе стоил $ 400−500 за тысячу кубометров, а сегодня — около $ 200. При этом трубы для газовых магистралей, компрессорные станции, труд рабочих дешевле не стали.

Но в любом случай, сейчас нет смысла форсировать стройку газопровода в Норвегию. Полякам придется дожидаться роста цен на газ, чтобы привлечь необходимые инвестиции.

Во сколько обойдется строительство такого газопровода?

— Это зависит от того, по какому маршруту поляки будут его тянуть. Наверняка они смогут использовать какие-то участки уже действующих газопроводов, чтобы «завести» газ из Норвегии.

Если исходить из заявлений польской стороны, согласно которым мощность газопровода в Норвегию составит около 2 млрд кубометров в год (что немного даже по меркам Польши), смета строительства уложится в 0,3−0,5 млрд евро.

Сможет ли Польша после этого отказаться от российского газа?

— Нет, конечно. Замещение такого незначительного объема российского газа норвежским трудно назвать даже полноценной диверсификацией поставок. Поэтому нет оснований говорить, что проект польско-норвежского газопровода угрожает планам «Газпрома».

Да, возможно, поляки хотели бы закупать в Норвегии больше газа, но это невозможно. Проблема в том, что в условиях низких цен на углеводороды Норвегия не способна к нелинейному наращиванию добычи.

Осло сегодня проводит аукционы на газоносные участки норвежского шельфа Северного моря, и пул международных игроков, привлеченных к этим аукционам, весьма широк. Это говорит о том, что в сфере добычи газа у Норвегии имеются хорошие перспективы.

Более того, на аукционы выставляются участки шельфа, на которых уже проведена предварительная геологоразведка. Но опять же, эти предложения станут интересными только с выправлением ситуации на нефтегазовом рынке. Пока ажиотажного спроса на них у инвесторов нет.

Решение Варшавы снизить зависимость от «Газпрома» — все-таки чистая политика, или же попытка не держать все яйца в одной корзине?

— Польша традиционно считается страной, которая находится в лагере политических оппонентов России. При любой удобной возможности поляки любят покричать о «гегемонии» «Газпрома». Тем не менее, Варшава прямо заинтересована в сохранении энергетической кооперации с Москвой — по объективным требованиям энергобезопасности. И, на мой взгляд, поляки ставят собственную энергетическую безопасность выше политических выкриков…

— Я бы не рассматривал строительство отдельного газопровода из Польши в Норвегию как прямую угрозу «Газпрому», — говорит директор по развитию Фонда энергетического развития Сергей Пикин. — Газотранспортная сеть в Восточной Европе, в отличие от Центральной и Западной, развита явно недостаточно. Поэтому я рассматриваю польский проект, прежде всего, как попытку ликвидировать этот пробел.

К тому же само по себе наличие газопровода не говорит о том, что по нему пойдут поставки газа на более выгодных условиях, чем те, которые предложит «Газпром». В конечном итоге, доля российского газа на европейском рынке будет зависеть не от польского газопровода, а от ценовой политики российского концерна. Если наше предложение будет интересным, может получиться так, что из Норвегии в Польшу вообще не пойдет ни одного кубометра «голубого топлива» даже при наличии «трубы».

Не нужно думать, что вопрос поставок газа предельно политизирован. Здесь по-прежнему многое зависит от рыночных факторов, и исходить при оценке ситуации следует именно из них…

Категория: Экономика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  15.05.2017
В перестроечные времена в ряде публикаций центральной прессы, посвященных перипетиям освоения целинных земель, некоторые авторы в пылу творческого задора позволили себе недопустимую вольность, сошедшую им с рук. Времена тогда наступали такие, что пишущая братия воспринимала древнегреческую поговорку «Чаще поворачивай свой стиль» буквально. Казахстан эпохи «битвы за урожай» перестроечные инженеры человеческих душ поэтически сравнили с «цветком душистых прерий», проведя аналогию с эпопеей освоения Дикого Запада на Североамериканском континенте. Интересно, какая метафора сегодня пришла бы им на ум при соприкосновении с реалиями казахстанской современности?
Мировой ВПК  12.05.2017
Американский журнал The National Interest решил провести ревизию отечественной истребительной авиации. При этом, разумеется, для определения уровня ее боевых возможностей использовано сравнение с самолетами «вероятного противника». Каковых у США с определенного времени уже два — Россия и Китай. В качестве истребителей, которые должны обеспечивать в небе американское господство, выступают F-22 Raptor и F-35 Lightning II.
Мировой ВПК  04.05.2017
Создаваемый в России многофункциональный авиационный комплекс дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-100 будет способен обнаруживать новые классы целей, включая оперативно-тактическую авиацию нового поколения, — сообщил на селекторном совещании в военном ведомстве министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу.
Геополитика  04.05.2017
Покамест эта программа касается только русского флота. В ближайшее время он сможет нейтрализовать нынешнее подавляющее преимущество американского флота по численности и вооружению. А в перспективе это может стать проектом надевания наручников на западных варваров, когда им станет просто опасно грозить кому-то силою или навязывать свою волю "томагавками". Ибо ответ может быть быстрым, разрушительным, а главное - решительно от кого угодно!
Конфликты  19.05.2017
Западные СМИ, ссылаясь на своих экспертов, все чаще публикуют материалы, в которых красной нитью проходит мысль, что Россия завязла в сирийской войне и уже не знает, как из нее выйти. В действительности ситуация в Сирии сейчас складывается не совсем благоприятно для Дамаска, а следовательно, и для Москвы. С одной стороны, правительственным войскам и поддерживающим их силам сопутствует определенный военный успех, с другой стороны, действия Вашингтона, направленные против Башара Асада и его союзников, тоже имеют определенный эффект.
Конфликты  04.05.2017
Сенсационным результатом закончилась встреча Путина и Эрдогана. По ее итогам оба лидера заявили, что достигнуто – в том числе и с Трампом – соглашение о создании в Сирии так называемых зон безопасности. Это кардинальное изменение позиции Москвы. Означает ли оно ту самую «большую сделку» между Россией и США, о которой так много говорят в последнее время?
Конфликты  02.05.2017
С начала гражданской войны в Сирии режим Б. Асада проводил мероприятия по адаптации лояльных ему вооруженных формирований к условиям внутреннего конфликта, к которому они оказались абсолютно не готовы. В частности, в Сирийской арабской армии (САА) преобладали исключительно тяжелые бронетанковые и механизированные дивизии. Всего таких соединений было одиннадцать (а также две дивизии «специальных сил» — 14-я и сформированная непосредственно перед началом гражданской войны 15-я).