29.01.2016, 13:53
Польша хочет обойти «Газпром» с севера
Польша хочет обойти «Газпром» с севераМеждународная военная политика
Варшава намерена построить трубопровод в Норвегию, чтобы насолить российскому концерну.

Польша собирается построить газопровод в Норвегию, чтобы снизить зависимость от России. Об этом заявила польская газовая компания PGNiG, сообщает Reuters.

«К 2022 году мы хотим иметь техническую возможность для транспортировки нескольких миллиардов кубометров газа с Севера», — говорится в заявлении.

Надо понимать: как раз в 2022 году у PGNiG истекает контракт на поставку газа с российским «Газпромом». По нему Польша ежегодно закупает до 10,2 млрд. кубометров газа при годовом потреблении почти 16 млрд. кубометров.

Причем, Варшава налаживает пути поставок газа в обход России без оглядки на затраты и коммерческую выгоду.

Напомним, в октябре 2015 года на северо-западе Польши, в городе Свиноуйсьце, торжественно запустили терминал для приема сжиженного природного газа (СПГ) мощностью 5 млрд кубометров в год. Было объявлено, что новый объект позволит стране приобретать сжиженное топливо в любой точке мира. При этом оператор газопроводных сетей Gaz-System заявил, что планирует в будущем соединить терминал трубопроводами с Литвой, Чехией, Словакией и Украиной, плюс увеличить его мощность до 7,5 млрд. кубометров газа в год.

Этот долгострой (терминал строили с 2006 года) обошелся польским властям в колоссальную сумму — почти $ 1 млрд. Но толку от него немного. Хотя терминал официально запустили, пока он простаивает. Для технического запуска полякам пришлось договориться о покупке сжиженного газа в Катаре — только с ним удалось заключить контракт на поставки. Да и поставки небольшие — всего 1,5 млрд. кубометров в год, больше «свободного» СПГ у Катара не нашлось. В итоге, по оценкам экспертов, катарский газ обходится Польше в $ 700 за тысячу кубометров.

Новый газопровод в Норвегию тоже рискует войти в топ абсурдных проектов нефтегазовой отрасли. Да, в 2015-м Норвегия, по данным Еврокомиссии, нарастила объемы поставок в Западную Европу на 7% - до 108 млрд. кубометров. Но обвал нефтегазовых котировок сыграл с норвежцами злую шутку.

Как недавно заявил норвежский министр нефти и энергетики Торд Льен, страна еще «какое-то время» сможет поддерживать объемы добыча газа на текущем уровне. Однако «для создания новой инфраструктуры и запуска новых месторождений, которые позволят сохранять и наращивать объемы добычи, понадобятся значительные инвестиции» в нефтегазовую отрасль. А как раз инвестиции существенно сократились в связи с обвалом цен.

Другими словами, газопровод в Норвегию поляки могут построить. Но к тому времени, когда они дотянут свою «трубу», газа для ее наполнения может банально не оказаться.

Как выглядят перспективы строительства газопровода, смогут ли поляки отказаться от поставок газа из России?

— Польша говорит о необходимости строительства газопровода в Норвегию уже больше 15 лет, — отмечает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. — На деле, у поляков уже сейчас есть возможность покупать газ из Норвегии, что они, собственно, и делают. «Голубое топливо» Польша закупает у Германии, а немцы, в свою очередь, покупают его и у России, и у Норвегии. Фактически, немцы поставляют полякам тот газ, который имеется в наличии — российский или норвежский.

Именно поэтому я считаю, что заявление PGNiG — чисто политическое. У поляков сейчас нет ни денег на строительство газопровода, ни реальной потребности в этом проекте.

Впрочем, история с СПГ-терминалом в Свиноуйсьце наглядно показала, что степень чудачеств польских властей в энергетической сфере чрезвычайно высока. Напомню, что терминал построен, но пустует, потому что газ, который поляки законтрактовали в Катаре, стоит по нынешним временам баснословно дорого. Сейчас Варшава платит Катару неустойки, чтобы не покупать этот газ, и ведет переговоры, чтобы пересмотреть условия контракта, или же вовсе его отменить.

При этом публично польское руководство рассказывает, что это очень хороший терминал. Плюс, обещает построить «трубу» до Украины, чтобы и «незалежная» могла получить долю от щедрот рынка сжиженного природного газа.

Однако не думаю, что Варшава будет чудить в том же духе в вопросе строительства газопровода.

Если Польша все же построит газопровод в Норвегию, как это отразится на российских поставках?

— В этом случае норвежский газ переместится с рынка Германии на рынок Польши. Это значит, ФРГ будет вынуждена закупать больше «голубого топлива» у «Газпрома» — только и всего.

Как выглядят перспективы добычи газа в самой Норвегии?

— Неважно. Добыча на шельфе Северного моря обходится дорого, и нынешние цены на нефть и газ не позволяют разрабатывать новые месторождения. На мой взгляд, ожидать роста добычи норвежского газа в ближайшее время не приходится…

— Польша, заявляя о строительстве газопровода в Норвегию, пытается добиться от «Газпрома» дополнительной скидки, — считает глава аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. — Мол, к 2022 году, когда нужно наступит время перезаключать контракт с российским концерном, Варшава будет иметь возможность диверсифицировать газовые поставки. Словом, эта такая игра на понижение.

С одной стороны, позиция поляков абсурдна, поскольку понижать уже некуда. Стоимость «голубого топлива» с 2016 года будет составлять, по прогнозу «Газпрома», от 180 долларов за тысячу «кубов».

Но, возможно, концерн озвучил нижнюю планку. Нефть уже сейчас начала укрепляться, что неизбежно скажется и на газовом рынке. Поляки, напомню, ведут речь о вводе газопровода в Норвегию в 2022 году. К тому времени цены на газ будут, скорее всего, выше нынешних — мы будем наблюдать восходящий тренд. Я не исключаю, что «голубое топливо» в 2020 году подорожает вдвое.

При таком сценарии смысл в ставке поляков на норвежский газопровод имеется.

Это сегодня любые проекты строительства магистральных газопроводов — будь они польские или российские — выглядят для инвесторов непривлекательно. Под гнетом низких цен на газ сроки окупаемости таких проектов очень сильно удлинились.

Судите сами: в 2013 году газ в Европе стоил $ 400−500 за тысячу кубометров, а сегодня — около $ 200. При этом трубы для газовых магистралей, компрессорные станции, труд рабочих дешевле не стали.

Но в любом случай, сейчас нет смысла форсировать стройку газопровода в Норвегию. Полякам придется дожидаться роста цен на газ, чтобы привлечь необходимые инвестиции.

Во сколько обойдется строительство такого газопровода?

— Это зависит от того, по какому маршруту поляки будут его тянуть. Наверняка они смогут использовать какие-то участки уже действующих газопроводов, чтобы «завести» газ из Норвегии.

Если исходить из заявлений польской стороны, согласно которым мощность газопровода в Норвегию составит около 2 млрд кубометров в год (что немного даже по меркам Польши), смета строительства уложится в 0,3−0,5 млрд евро.

Сможет ли Польша после этого отказаться от российского газа?

— Нет, конечно. Замещение такого незначительного объема российского газа норвежским трудно назвать даже полноценной диверсификацией поставок. Поэтому нет оснований говорить, что проект польско-норвежского газопровода угрожает планам «Газпрома».

Да, возможно, поляки хотели бы закупать в Норвегии больше газа, но это невозможно. Проблема в том, что в условиях низких цен на углеводороды Норвегия не способна к нелинейному наращиванию добычи.

Осло сегодня проводит аукционы на газоносные участки норвежского шельфа Северного моря, и пул международных игроков, привлеченных к этим аукционам, весьма широк. Это говорит о том, что в сфере добычи газа у Норвегии имеются хорошие перспективы.

Более того, на аукционы выставляются участки шельфа, на которых уже проведена предварительная геологоразведка. Но опять же, эти предложения станут интересными только с выправлением ситуации на нефтегазовом рынке. Пока ажиотажного спроса на них у инвесторов нет.

Решение Варшавы снизить зависимость от «Газпрома» — все-таки чистая политика, или же попытка не держать все яйца в одной корзине?

— Польша традиционно считается страной, которая находится в лагере политических оппонентов России. При любой удобной возможности поляки любят покричать о «гегемонии» «Газпрома». Тем не менее, Варшава прямо заинтересована в сохранении энергетической кооперации с Москвой — по объективным требованиям энергобезопасности. И, на мой взгляд, поляки ставят собственную энергетическую безопасность выше политических выкриков…

— Я бы не рассматривал строительство отдельного газопровода из Польши в Норвегию как прямую угрозу «Газпрому», — говорит директор по развитию Фонда энергетического развития Сергей Пикин. — Газотранспортная сеть в Восточной Европе, в отличие от Центральной и Западной, развита явно недостаточно. Поэтому я рассматриваю польский проект, прежде всего, как попытку ликвидировать этот пробел.

К тому же само по себе наличие газопровода не говорит о том, что по нему пойдут поставки газа на более выгодных условиях, чем те, которые предложит «Газпром». В конечном итоге, доля российского газа на европейском рынке будет зависеть не от польского газопровода, а от ценовой политики российского концерна. Если наше предложение будет интересным, может получиться так, что из Норвегии в Польшу вообще не пойдет ни одного кубометра «голубого топлива» даже при наличии «трубы».

Не нужно думать, что вопрос поставок газа предельно политизирован. Здесь по-прежнему многое зависит от рыночных факторов, и исходить при оценке ситуации следует именно из них…

Категория: Экономика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  18.11.2017
The National Interest продолжает знакомит читателей с небывалыми качествами «чемодана без ручки». То есть неудачного легкого истребителя F-35, на который уже потрачено столько денег, что отказаться от него уже невозможно. Слабые летные характеристики компания «Локхид Мартин» уже давно пытается скомпенсировать мощным программным обеспечением, которое должно быть чуть ли ни умнее пилота. В статье говорится, что по-настоящему прекрасный истребитель появится в начале двадцатых годов, когда будет готов программный блок с индексом Block IV. А пока придется полетать на том, что имеем.
Геополитика  17.11.2017
Согласно текущим взглядам военно-политического руководства Соединенных Штатов, наземная компонента стратегических ядерных сил является главной составляющей американской ядерной триады. Это обусловливается следующими отличительными особенностями межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования: высокая готовность к нанесению ракетно-ядерных ударов в ходе любой стратегической наступательной операции и способность к реализации различных по характеру форм и способов боевого применения (превентивный, ответно-встречный или ответный ядерные удары в любых условиях текущей военно-политической и стратегической или оперативно-тактической обстановки); высокая надежность и всепогодность несения ими боевого дежурства и боевого применения по предназначению, а также способность обеспечить поражение с высокой точностью и эффективностью любых имеющих стратегическую важность различных по типу объектов противника. При этом атомные подводные ракетоносцы, вооруженные баллистическими ракетами, рассматриваются в первую очередь как средство для осуществления гарантированного ответного ядерного удара.
Мировой ВПК  16.11.2017
На Украине появилась вертолетостроительная промышленность. Об этом своим читателям поведал издающийся в Киеве еженедельник «Деловая столица». При этом продукция новоиспеченной промышленности называется в статье «смертоносными птицами» и «ракетоносцами».
Мировой ВПК  15.11.2017
У меня нет иллюзий относительно способности тех, кто еще смотрит ящик идиота, выйти из летаргического ступора благодаря предупреждениям Пола Крэга Робертса, Уильяма Энгдаля, Дмитрия Орлова, Андрея Мартьянова и моим. Но мы должны продолжать делать это потому, что партия войны (Единая Партия Неоконов), кажется, старается изо всех сил разжечь конфликт с Россией. Поэтому я и предлагаю объединить понятия «война с Россией» и «неотвратимые личные страдания», показав, что если на Россию нападут, два наиболее святых символа США — авианосцы и сам американский материк — будут немедленно атакованы и уничтожены.
Конфликты  13.11.2017
Разведкой ДНР отмечена ротация подразделений ВСУ на мариупольском направлении В связи с этим заместитель командующего оперативным командованием Донецкой народной республики Эдуард Басурин не исключает обострения ситуации. По словам представителя военного ведомства ДНР, отмечено прибытие на мариупольское направление 501 обМП (отдельного батальона морской пехоты) 36 обрМП (отдельной бригады морской пехоты) предположительно для ротации подразделений 1 обМП. Басурин убежден, что прибытие очередных военных только усугубит и «без того сложную ситуацию вблизи линии соприкосновения на Мариупольском направлении».
Конфликты  11.11.2017
Сирийские войска президента Башара Асада при поддержке ВКС России взяли последний оплот «Исламского государства" - Абу-Камаль. Часть террористов, удерживавших город, уничтожена, часть переправилась через Евфрат и движется в северном направлении. Об этом с пятницу, 10 ноября, заявил министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу на военной коллегии России и Белоруссии.
Конфликты  08.11.2017
Исламское государство уже практически не существует, и его некогда мощная армия постепенно превращается в разрозненные и деморализованные партизанские отряды. Они совершают вылазки, предпочитают диверсии, но больше не могут организовать полноценное наступление. Конечно, это еще не конец, но больше Исламское государство не будет угрожать территориальной целостности Сирии. Окончательно это стало ясно после полного освобождения от боевиков города Дэйр-эз-Зор. Вероятно, пару серьезных сражений они еще дадут, но скоро на востоке страны станет спокойно, по крайней мере, на время, пока не станет ясно, чего друг от друга хотят курды и официальное правительство.