29.01.2016, 13:53
Польша хочет обойти «Газпром» с севера
Польша хочет обойти «Газпром» с севераМеждународная военная политика
Варшава намерена построить трубопровод в Норвегию, чтобы насолить российскому концерну.

Польша собирается построить газопровод в Норвегию, чтобы снизить зависимость от России. Об этом заявила польская газовая компания PGNiG, сообщает Reuters.

«К 2022 году мы хотим иметь техническую возможность для транспортировки нескольких миллиардов кубометров газа с Севера», — говорится в заявлении.

Надо понимать: как раз в 2022 году у PGNiG истекает контракт на поставку газа с российским «Газпромом». По нему Польша ежегодно закупает до 10,2 млрд. кубометров газа при годовом потреблении почти 16 млрд. кубометров.

Причем, Варшава налаживает пути поставок газа в обход России без оглядки на затраты и коммерческую выгоду.

Напомним, в октябре 2015 года на северо-западе Польши, в городе Свиноуйсьце, торжественно запустили терминал для приема сжиженного природного газа (СПГ) мощностью 5 млрд кубометров в год. Было объявлено, что новый объект позволит стране приобретать сжиженное топливо в любой точке мира. При этом оператор газопроводных сетей Gaz-System заявил, что планирует в будущем соединить терминал трубопроводами с Литвой, Чехией, Словакией и Украиной, плюс увеличить его мощность до 7,5 млрд. кубометров газа в год.

Этот долгострой (терминал строили с 2006 года) обошелся польским властям в колоссальную сумму — почти $ 1 млрд. Но толку от него немного. Хотя терминал официально запустили, пока он простаивает. Для технического запуска полякам пришлось договориться о покупке сжиженного газа в Катаре — только с ним удалось заключить контракт на поставки. Да и поставки небольшие — всего 1,5 млрд. кубометров в год, больше «свободного» СПГ у Катара не нашлось. В итоге, по оценкам экспертов, катарский газ обходится Польше в $ 700 за тысячу кубометров.

Новый газопровод в Норвегию тоже рискует войти в топ абсурдных проектов нефтегазовой отрасли. Да, в 2015-м Норвегия, по данным Еврокомиссии, нарастила объемы поставок в Западную Европу на 7% - до 108 млрд. кубометров. Но обвал нефтегазовых котировок сыграл с норвежцами злую шутку.

Как недавно заявил норвежский министр нефти и энергетики Торд Льен, страна еще «какое-то время» сможет поддерживать объемы добыча газа на текущем уровне. Однако «для создания новой инфраструктуры и запуска новых месторождений, которые позволят сохранять и наращивать объемы добычи, понадобятся значительные инвестиции» в нефтегазовую отрасль. А как раз инвестиции существенно сократились в связи с обвалом цен.

Другими словами, газопровод в Норвегию поляки могут построить. Но к тому времени, когда они дотянут свою «трубу», газа для ее наполнения может банально не оказаться.

Как выглядят перспективы строительства газопровода, смогут ли поляки отказаться от поставок газа из России?

— Польша говорит о необходимости строительства газопровода в Норвегию уже больше 15 лет, — отмечает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. — На деле, у поляков уже сейчас есть возможность покупать газ из Норвегии, что они, собственно, и делают. «Голубое топливо» Польша закупает у Германии, а немцы, в свою очередь, покупают его и у России, и у Норвегии. Фактически, немцы поставляют полякам тот газ, который имеется в наличии — российский или норвежский.

Именно поэтому я считаю, что заявление PGNiG — чисто политическое. У поляков сейчас нет ни денег на строительство газопровода, ни реальной потребности в этом проекте.

Впрочем, история с СПГ-терминалом в Свиноуйсьце наглядно показала, что степень чудачеств польских властей в энергетической сфере чрезвычайно высока. Напомню, что терминал построен, но пустует, потому что газ, который поляки законтрактовали в Катаре, стоит по нынешним временам баснословно дорого. Сейчас Варшава платит Катару неустойки, чтобы не покупать этот газ, и ведет переговоры, чтобы пересмотреть условия контракта, или же вовсе его отменить.

При этом публично польское руководство рассказывает, что это очень хороший терминал. Плюс, обещает построить «трубу» до Украины, чтобы и «незалежная» могла получить долю от щедрот рынка сжиженного природного газа.

Однако не думаю, что Варшава будет чудить в том же духе в вопросе строительства газопровода.

Если Польша все же построит газопровод в Норвегию, как это отразится на российских поставках?

— В этом случае норвежский газ переместится с рынка Германии на рынок Польши. Это значит, ФРГ будет вынуждена закупать больше «голубого топлива» у «Газпрома» — только и всего.

Как выглядят перспективы добычи газа в самой Норвегии?

— Неважно. Добыча на шельфе Северного моря обходится дорого, и нынешние цены на нефть и газ не позволяют разрабатывать новые месторождения. На мой взгляд, ожидать роста добычи норвежского газа в ближайшее время не приходится…

— Польша, заявляя о строительстве газопровода в Норвегию, пытается добиться от «Газпрома» дополнительной скидки, — считает глава аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. — Мол, к 2022 году, когда нужно наступит время перезаключать контракт с российским концерном, Варшава будет иметь возможность диверсифицировать газовые поставки. Словом, эта такая игра на понижение.

С одной стороны, позиция поляков абсурдна, поскольку понижать уже некуда. Стоимость «голубого топлива» с 2016 года будет составлять, по прогнозу «Газпрома», от 180 долларов за тысячу «кубов».

Но, возможно, концерн озвучил нижнюю планку. Нефть уже сейчас начала укрепляться, что неизбежно скажется и на газовом рынке. Поляки, напомню, ведут речь о вводе газопровода в Норвегию в 2022 году. К тому времени цены на газ будут, скорее всего, выше нынешних — мы будем наблюдать восходящий тренд. Я не исключаю, что «голубое топливо» в 2020 году подорожает вдвое.

При таком сценарии смысл в ставке поляков на норвежский газопровод имеется.

Это сегодня любые проекты строительства магистральных газопроводов — будь они польские или российские — выглядят для инвесторов непривлекательно. Под гнетом низких цен на газ сроки окупаемости таких проектов очень сильно удлинились.

Судите сами: в 2013 году газ в Европе стоил $ 400−500 за тысячу кубометров, а сегодня — около $ 200. При этом трубы для газовых магистралей, компрессорные станции, труд рабочих дешевле не стали.

Но в любом случай, сейчас нет смысла форсировать стройку газопровода в Норвегию. Полякам придется дожидаться роста цен на газ, чтобы привлечь необходимые инвестиции.

Во сколько обойдется строительство такого газопровода?

— Это зависит от того, по какому маршруту поляки будут его тянуть. Наверняка они смогут использовать какие-то участки уже действующих газопроводов, чтобы «завести» газ из Норвегии.

Если исходить из заявлений польской стороны, согласно которым мощность газопровода в Норвегию составит около 2 млрд кубометров в год (что немного даже по меркам Польши), смета строительства уложится в 0,3−0,5 млрд евро.

Сможет ли Польша после этого отказаться от российского газа?

— Нет, конечно. Замещение такого незначительного объема российского газа норвежским трудно назвать даже полноценной диверсификацией поставок. Поэтому нет оснований говорить, что проект польско-норвежского газопровода угрожает планам «Газпрома».

Да, возможно, поляки хотели бы закупать в Норвегии больше газа, но это невозможно. Проблема в том, что в условиях низких цен на углеводороды Норвегия не способна к нелинейному наращиванию добычи.

Осло сегодня проводит аукционы на газоносные участки норвежского шельфа Северного моря, и пул международных игроков, привлеченных к этим аукционам, весьма широк. Это говорит о том, что в сфере добычи газа у Норвегии имеются хорошие перспективы.

Более того, на аукционы выставляются участки шельфа, на которых уже проведена предварительная геологоразведка. Но опять же, эти предложения станут интересными только с выправлением ситуации на нефтегазовом рынке. Пока ажиотажного спроса на них у инвесторов нет.

Решение Варшавы снизить зависимость от «Газпрома» — все-таки чистая политика, или же попытка не держать все яйца в одной корзине?

— Польша традиционно считается страной, которая находится в лагере политических оппонентов России. При любой удобной возможности поляки любят покричать о «гегемонии» «Газпрома». Тем не менее, Варшава прямо заинтересована в сохранении энергетической кооперации с Москвой — по объективным требованиям энергобезопасности. И, на мой взгляд, поляки ставят собственную энергетическую безопасность выше политических выкриков…

— Я бы не рассматривал строительство отдельного газопровода из Польши в Норвегию как прямую угрозу «Газпрому», — говорит директор по развитию Фонда энергетического развития Сергей Пикин. — Газотранспортная сеть в Восточной Европе, в отличие от Центральной и Западной, развита явно недостаточно. Поэтому я рассматриваю польский проект, прежде всего, как попытку ликвидировать этот пробел.

К тому же само по себе наличие газопровода не говорит о том, что по нему пойдут поставки газа на более выгодных условиях, чем те, которые предложит «Газпром». В конечном итоге, доля российского газа на европейском рынке будет зависеть не от польского газопровода, а от ценовой политики российского концерна. Если наше предложение будет интересным, может получиться так, что из Норвегии в Польшу вообще не пойдет ни одного кубометра «голубого топлива» даже при наличии «трубы».

Не нужно думать, что вопрос поставок газа предельно политизирован. Здесь по-прежнему многое зависит от рыночных факторов, и исходить при оценке ситуации следует именно из них…

Категория: Экономика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  01.12.2016
Польша намерена приобрести у Соединенных Штатов партию высокоточных крылатых ракет класса «воздух-поверхность» JASSM-ER для оснащения своей боевой авиации. Сделка, как сообщает РИА «Новости» со ссылкой на польское агентство РАР, оценивается в 200 млн. долларов, и американский Госдеп ее уже одобрил. Слово — за конгрессменами, которые должны высказаться на этот счет до конца года. Впрочем, польские эксперты не сомневаются, что в данном вопросе Конгресс США поддержит своего партнера по НАТО. Чтобы Польша, как говорят в Варшаве, «могла защититься от российских агрессивных действий на Балтике».
Мировой ВПК  30.11.2016
Генеральный директор концерна «Алмаз-Антей» Ян Новиков сообщил РИА «Новости» о начале разработки новой системы ПВО средней дальности. Для многих это известие оказалось неожиданным. Потому что принятый на вооружение в этом году ЗРК «Бук-М3» полностью удовлетворяет требованиям современного ведения войны. И будет таковыми еще лет 10. А при условии периодической модернизации комплекса жизненный цикл может увеличиться еще минимум лет на 10. Причем эта разработка НИИ приборостроения им. В.В.Тихомирова (НИИП), входящего в концерн, опередила американский ЗРК «Патриот» минимум на два десятилетия.
Мировой ВПК  28.11.2016
Американский ежедневник The Wall Street Journal выступил с критикой России применения в военной операции в Сирии авианосца «Адмирал Кузнецов». Ссылаясь на представителей НАТО, газета заявляет, что у корабля нет мощной стартовой катапульты для запуска с его борта боевых самолетов, что создает летчикам большие проблемы — они вынуждены снижать полезную нагрузку и брать на борт меньше топлива.
Мировой ВПК  28.11.2016
Международной космической станции предстоит проработать как минимум еще несколько лет - но уже сейчас в России думают о том, как заработать на ее сведении с орбиты. Помочь в решении этой задачи должен новый грузовой корабль, разрабатываемый на замену «Прогрессам». И хотя корабль будет слабее ряда иностранных конкурентов, у России все же есть определенное преимущество.
Конфликты  01.12.2016
В украинских учениях, которые начались в четверг к западу от Крыма, задействованы «обновленные» советские ЗРК, отремонтированные в расположении херсонской бригады зенитно-ракетных войск, заявил бывший командир бригады генерал Бижев. Что еще могут использовать украинские военные и чем Россия закрывает Крым от возможного «случайного» удара?
Конфликты  30.11.2016
Во вторник, 29 ноября, Минобороны России объявило о достижении перелома в сражении за Алеппо и освобождении в восточной части города за сутки 14 кварталов с населением более 80 тысяч человек. По мнению военных специалистов, кампания, призом которой является крупнейший некогда город Сирии, близится к концу. Что дальше?
Конфликты  29.11.2016
Иран внезапно изменил свое мнение по поводу использования Россией авиабаз на своей территории. Если еще в августе из-за такого использования в Иране возник целый внутриполитический скандал, то сейчас Тегеран едва ли не призывает Москву воспользоваться своими аэродромами. Похоже, у этой перемены настроения есть глобальный политический подтекст. Тегеран готов вновь предоставить ВКС России авиабазу Ноуже в Хамадане, если этого потребует ситуация в Сирии, заявил во вторник советник главы МИД Ирана Хоссейн Шейхольэслам.