30.01.2016, 17:59
Полёт на русофобской «тяге»
Полёт на русофобской «тяге»Международная военная политика
Откажутся ли США от использования «двигателей агрессора» в своих ракетах?

Скандально известный сенатор Джон Маккейн вместе со своим однопартийцем Кевином Маккарти внесли на рассмотрение верхней палаты Конгресса США законопроект, запрещающий импорт в США ракетных двигателей РД-180 российского производства.

Одиозный американский «ястреб», наживший себе целое политическое состояние на эксплуатации антироссийских фобий времён «холодной войны», назвал свой проект «существенно важным, чтобы удостовериться, что США не зависят от режима Владимира Путина для гарантированного доступа в космос». «С моральной точки зрения возмутительно, а со стратегической — просто глупо просить американских налогоплательщиков субсидировать российский военно-промышленный комплекс», — добавил Маккейн.

Следует отметить, что дискуссия по поводу целесообразности приобретения российских «движков» идёт в американских политических кругах с момента введения секторальных санкций против России летом 2014 года. Дело в том, что РД-180 используется в качестве первой ступени американских ракет Atlas, и пока промышленность США не производит аналогов. По подсчётам экспертов Пентагона отказ от них обойдется Штатам в $ 3 млрд. До сих пор попытки неоконов поставить американские космические корабли «на прикол», руководствуясь стремлением «насолить» России, не увенчались успехом.

После начала военного конфликта на Украине Конгресс даже запретил использование в США РД-180 до 2019 года и выделил $ 220 млн. на разработку американских аналогов. Однако вскоре своё веское слово сказали представители Пентагона. Поскольку, в таком случае, под срывом оказалась бы оборонная программа ведомства. В апреле 2015 года министр военно-воздушных сил США Дебора Ли Джеймс призвала американских сенаторов смягчить санкции против России.

Указав на то, что с помощью российских РД-180 на орбиту выводится масса ценного антироссийского груза, например, спутники-шпионы. Если же отказаться от услуг «НПО Энергомаш», которое производит двигатели, американцы справятся с программой космического импортозамещения не ранее, чем через 8−9 лет.

Трудно сказать, чем закончится очередной антироссийский демарш Джона Маккейна, учитывая, что его коллеги по партии контролируют обе палаты Конгресса США. Вполне возможно, что здравый смысл одержит верх над желанием отдельных представителей республиканского большинства попиариться за счёт ухудшения отношений с Россией в предвыборный период. Всё-таки, как мы могли убедиться ещё год назад, Пентагон имеет сильное лобби в парламенте США.

Представители неоконсервативного крыла в американском истеблишменте не в первый раз поднимают этот вопрос, указывает действительный академический советник Академии инженерных наук РФ Юрий Зайцев.

— Предположение, что наши производители могут неожиданно разорвать контракт и отказаться от поставок двигателей в США, я исключаю практически на 100%. Потому что российская сторона напрямую заинтересована в том, чтобы получать «живые деньги» в условиях сокращения бюджетных ассигнований. В сложившейся ситуации было бы странно, если бы госкорпорация «Роскосмос» отказалась от идеи полностью загрузить заказами химкинское «НПО «Энергомаш».

Агентство NASA также заинтересовано в приобретении «русского движка». Американские производители даже конкурируют за возможность приобрести РД-180. А замминистра обороны США Фрэнк Кендалл выразил сомнения в том, что при запрете на приобретение российских двигателей консорциум United Launch Alliance, созданный компаниями Boeing и Lockheed Martin, вообще, сможет выжить.

Каким образом, одна из двух великих космических держав оказалась в технологической зависимости от РФ?

— У американцев есть альтернатива ракетам-носителям Atlas V, на которых стоят российские двигатели. Например, РН Delta IV. Но она обходится намного дороже, чем Atlas или ракета Falcon 9, предлагаемая конкурентами из компании SpaceX.

Я не исключаю, что заявление г-на Маккейна это не просто очередной антироссийский демарш. Возможно, он связан с недобросовестной конкуренцией между представителями авиакосмической отрасли США. Очевидно, что если компаниям вроде SpaceX удастся выдавить с помощью административных рычагов российскую продукцию с американского рынка, они получат необоснованные преимущества.

Думаю, в ближайшие 5−7 лет наши американские партнёры не смогут создать конкурентоспособный двигатель.

Но ведь РН Saturn V, которая рассматривается отраслевыми экспертами как непревзойдённое достижение человеческой мысли в том, что касается ракетной техники, была создана ещё в 1960 гг.

— Никто не спорит, ракета-носитель, с помощью которой была реализована лунная программа США, до сих пор остаётся самой грузоподъемной и наиболее мощной. Но для доставки на орбиту Земли полезных грузов такая мощность избыточна. Американцы покупают у нас ещё двигатель НК-33, разработанный СНТК им. Н.Д. Кузнецова (используется на РН Antares). Он был создан для 1-й ступени ракеты-носителя сверхтяжёлого класса Н-1.

В последние годы американские разработчики делают упор на создании частично многоразовых ракет-носителей вроде Falcon 9 с возвращаемой первой ступенью. Нет ли опасности, что наша космическая отрасль «проспит» назревающую технологическую революцию?

— У нас тоже были подобные задумки. Но рассчёты показали, что это не самое перспективное направление. Подобные РН с возвращаемой первой ступенью теряют 30% полезной нагрузки, которую выводят на орбиту. Поскольку в них должно быть достаточно топлива для возвращения и мягкой посадки.

Кроме того, если ракета поднялась на высоту 80−90 км., она в любом случае станет менее надёжной. Потребуются дополнительные проверки и испытания. Китайцы пошли по другому пути — они пытаются создать аппарат типа американского Shuttle или нашего «Бурана». А возвращаемую ракету создать можно, но нецелесообразно. Особенно, если речь идёт о второй или третьей ступени.

NASA и ESA за последнее время достаточно далеко шагнули в освоении дальнего космоса. Из «свежего» можно вспомнить посадку аппарата «Филы» на комету, марсианскую программу «Curiosity». В то время как Россия, похоже, «прописалась» на орбите. Не «пересидеть» бы…

— Проблема существует — бюджет Федеральной космической программы урезали с 2 триллионов до 1,4 триллионов рублей. Будут ли ещё сокращения, неизвестно.

Аудиторы из Счётной палаты обнаружили, что часть средств, выделенных госкорпорации «Роскосмос», не была использована.

— Отчасти это связано со структурной реорганизацией нашей космической отрасли, которая была проведена в прошлом году. Плюс возникли проблемы с поиском замены нашим бывшим украинским подрядчикам, кооперационное взаимодействие с которыми было приостановлено по известным причинам политического свойства.

Также, насколько мне известно, часть авансовых платежей «зависла» на счетах подрядных организаций. Я считаю, что эти средства нужно возвращать в бюджет, и проводить новые тендеры. Макроэкономическая ситуация изменилась, так что не факт, что работы могут быть выполнены на прежних условиях.

Если вернуться к теме освоения дальнего космоса, то пилотируемая миссия на Луну раньше 2035 года не планируется. Это затратный проект. И, вообще, не понятно, какую отдачу, кроме сугубо имиджевой, он принесёт. Другой пример — потратить десятки миллиардов на создание пилотируемого корабля на Марс. Полёт на «красную планету» займёт больше полугода. Как говорится, прилетели, сели, улетели. При этом нет никакой гарантии, что люди смогут вернуться на Землю. Думаю, это произойдёт не раньше конца столетия.

Какие направления, тогда, представляются вам более перспективными?

— Наиболее рационально изучать объекты дальнего космоса с помощью автоматических станций. Они дают гораздо больше информации, чем пилотируемые полёты. На Луне для изучения выбран перспективный район на южном полюсе, где можно добывать воду и создавать научную станцию. В 2012 года «Роскосмос» и Европейское космическое агентство договорились о совместной реализации проекта «ExoMars». В ходе которого будет отработана технология посадки большегрузных аппаратов на поверхность Марса. Институт космических исследований РАН будет разрабатывать научные приборы для этого проекта. Пока нужны марсианские автоматы. Поэтому вопрос о создании новой орбитальной станции переносится на более отдалённую временную перспективу.

Функционирование МКС решено продлить до 2024 года. Я считаю, что этого вполне достаточно. В любом полёте основная масса полезной нагрузки уходит на поддержание жизнедеятельности космонавтов. Вспомните, Севастьянов и Николаев летали «всего» (по современным меркам) 17 суток, после чего вернулись на Землю едва живыми. В то время не было средств поддержания жизнеспособности организма в условиях невесомости, тренажёров и т. д. Сегодня рекордный срок пребывания на орбите составляет уже 878 суток, благодаря пневмовакуумным костюмам «Чибис» и прочей технике, которая минимизирует нагрузку на организм.

По мнению вице-президента Федерации космонавтики России Олега Мухина, американские менеджеры хорошо умеют считать деньги.

— Так что, позиция «сбитого американского лётчика» во Вьетнаме, который «прославился» своими нелестными высказываниями в адрес России, скажем так, нерепрезентативна. Когда есть недорогой проверенный двигатель, глупо отказываться от его использования.

У американских производителей нет собственных разработок такого рода. Поэтому им выгоднее приобретать комплектующие у России. Конечно, в принципе они могут создать нечто похожее. Но только, зачем? К тому же сегодня американские компании переключились на проекты ракет-носителей с возвращаемой первой ступенью. Вертикальная посадка в таком случае это один способов.

И всё-таки вернуть вторую ступень (не говоря уже о третьей), по-прежнему, нереально? Тогда зачем принципиально заниматься этой проблемой?

— У Falcon 9 две ступени. Последняя может вернуться с орбиты только в режиме пылающего метеора…

А какие ещё могут быть варианты?

— Спустить на парашюте или оснастить ступень выдвижными крыльями. В России тоже есть частные предприниматели, которые работают над этим вопросом.

А почему бы не реанимировать проект корабля многоразового использования вроде «Бурана»?

— Это уже пройденный этап, в отличие от создания ракеты-носителя многоразового использования. Центральный блок активно эксплуатируемого корабля «Союз», в котором находятся космонавты, также возвращается на Землю.

У российской космонавтики есть уязвимые места в плане обеспечения технологической безопасности?

— Навскидку, даже трудно сказать.

А как же наша старая «ахиллесова пята» — компонентная база, электронная начинка, производство средств производства, т.е. высокоточных станков и оборудования? Здесь импортозамещение уже состоялось?

— Когда мы запускали «Восток-1» с Юрием Алексеевичем Гагариным на борту, космические корабли серии «Союз» были полностью нашего производства.

Неужели с тех пор ничего не изменилось, учитывая достигнутый (даже в годы «холодной войны») уровень международной технологической кооперации в авиакосмической промышленности?

— Трудно отрицать этот факт, но тогда уместнее говорить о взаимозависимости. В серьёзных глобальных проектах по покорению космоса без международного сотрудничества не обойтись. Как бы не желал обратного г-н Маккейн. В то же время распространение технологий позволяет многим странам выводить свои спутники и космические аппараты в космос самостоятельно, используя отечественную ракетную технику. Но кооперироваться дешевле и эффективнее.

В чём смысл затеянной в прошлом году структурной перестройки в авиакосмической отрасли РФ?

— Напомню, после упразднения Федерального космического агентства была создана госкорпорация «Роскосмос». Она образована на базе Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК) и Федерального космического агентства. В своё время в ОРКК вошли все предприятия отрасли, а под контролем агентства остались отраслевые научные институты и организации наземной инфраструктуры.

Единая структура позволит повысить ответственность и координацию между наукой и производством. Без космонавтики невозможно обеспечить национальную безопасность страны. Не случайно были созданы Военно-космические силы России, которые продемонстрировали свои возможности в Сирии. Когда спутниковая группировка позволяет ударной авиации «работать» по наземным целям с помощью системы приема спутниковых сигналов и координат.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  15.05.2017
В перестроечные времена в ряде публикаций центральной прессы, посвященных перипетиям освоения целинных земель, некоторые авторы в пылу творческого задора позволили себе недопустимую вольность, сошедшую им с рук. Времена тогда наступали такие, что пишущая братия воспринимала древнегреческую поговорку «Чаще поворачивай свой стиль» буквально. Казахстан эпохи «битвы за урожай» перестроечные инженеры человеческих душ поэтически сравнили с «цветком душистых прерий», проведя аналогию с эпопеей освоения Дикого Запада на Североамериканском континенте. Интересно, какая метафора сегодня пришла бы им на ум при соприкосновении с реалиями казахстанской современности?
Мировой ВПК  12.05.2017
Американский журнал The National Interest решил провести ревизию отечественной истребительной авиации. При этом, разумеется, для определения уровня ее боевых возможностей использовано сравнение с самолетами «вероятного противника». Каковых у США с определенного времени уже два — Россия и Китай. В качестве истребителей, которые должны обеспечивать в небе американское господство, выступают F-22 Raptor и F-35 Lightning II.
Мировой ВПК  04.05.2017
Создаваемый в России многофункциональный авиационный комплекс дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-100 будет способен обнаруживать новые классы целей, включая оперативно-тактическую авиацию нового поколения, — сообщил на селекторном совещании в военном ведомстве министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу.
Геополитика  04.05.2017
Покамест эта программа касается только русского флота. В ближайшее время он сможет нейтрализовать нынешнее подавляющее преимущество американского флота по численности и вооружению. А в перспективе это может стать проектом надевания наручников на западных варваров, когда им станет просто опасно грозить кому-то силою или навязывать свою волю "томагавками". Ибо ответ может быть быстрым, разрушительным, а главное - решительно от кого угодно!
Конфликты  19.05.2017
Западные СМИ, ссылаясь на своих экспертов, все чаще публикуют материалы, в которых красной нитью проходит мысль, что Россия завязла в сирийской войне и уже не знает, как из нее выйти. В действительности ситуация в Сирии сейчас складывается не совсем благоприятно для Дамаска, а следовательно, и для Москвы. С одной стороны, правительственным войскам и поддерживающим их силам сопутствует определенный военный успех, с другой стороны, действия Вашингтона, направленные против Башара Асада и его союзников, тоже имеют определенный эффект.
Конфликты  04.05.2017
Сенсационным результатом закончилась встреча Путина и Эрдогана. По ее итогам оба лидера заявили, что достигнуто – в том числе и с Трампом – соглашение о создании в Сирии так называемых зон безопасности. Это кардинальное изменение позиции Москвы. Означает ли оно ту самую «большую сделку» между Россией и США, о которой так много говорят в последнее время?
Конфликты  02.05.2017
С начала гражданской войны в Сирии режим Б. Асада проводил мероприятия по адаптации лояльных ему вооруженных формирований к условиям внутреннего конфликта, к которому они оказались абсолютно не готовы. В частности, в Сирийской арабской армии (САА) преобладали исключительно тяжелые бронетанковые и механизированные дивизии. Всего таких соединений было одиннадцать (а также две дивизии «специальных сил» — 14-я и сформированная непосредственно перед началом гражданской войны 15-я).