14.02.2016, 16:22
Подводные лодки в степях Украины
Подводные лодки в степях УкраиныМеждународная военная политика
«Нашими планами предусматривается до 2020 года возродить подводные силы в составе двух-четырех подводных лодок. Подводные силы должны стать элитой флота и важным боевым, морально-психологическим и сдерживающим фактором в регионе», — заявил главком украинских ВМС вице-адмирал Сергей Гайдук в интервью местному изданию Defense Express.

Это заявление сразу вызвало целую волну комментариев. Кто-то даже всерьёз начал рассуждать о военно-морской угрозе, которую будут представлять новые «пидводные силы» для России. Что же, давайте попробуем разобраться с этой «угрозой». Насколько вероятны планы создания Украиной национальных подводных сил?

Начнём с того, что украинская кораблестроительная промышленность не имеет опыта строительства подводных лодок. Последние лодки, построенные на Украине, это были первые послевоенные лодки 613 проекта и строились они в конце сороковых годов прошлого века, то есть больше шестидесяти лет тому назад. С тех пор украинская промышленность этой тематикой не занималась. Построить же современную боевую подводную лодку, не имея соответствующей конструкторской школы, опыта и отработанных технических решений это чистой воды авантюра! С таким же успехом о планах строительства подводного флота может объявить, к примеру, Монголия или Эфиопия. В условиях отсутствия финансирования, отсутствия национальной школы подводного кораблестроения эти планы — не более чем политическая маниловщина!

То есть остаётся только вариант закупки подводных лодок за границей. Теоретически, это не проблема. Сегодня на рынке подводного вооружения с десяток стран предлагают подводные лодки различного класса и технического совершенства от ультрасовременных германских неатомных подводных лодок 4-го поколения «проекта 212» с анаэробными энергетическими установками, до вполне себе традиционных южнокорейских Chang Bogo. По оценке ЦАМТО, в период 2013—2016 гг. объем экспортных продаж новых подводных лодок составил 22 ед. на сумму 8,334 млрд. долларов. Одна проблема — средняя цена современной дизельной подводной лодки колеблется в районе 900 миллионов долларов за штуку. То есть больше трёх с половиной миллиардов долларов за 4 лодки! К этому необходимо ещё добавить цену вооружения, и цену береговой инфраструктуры обслуживания, а это ещё не менее полумиллиарда долларов. И того на круг — четыре миллиарда, что составляет ВЕСЬ годовой военный бюджет Украины на 2016 год! Понятно, что такие траты за пределами возможностей украинской экономики.

Остаётся надеяться на заокеанских спонсоров, которые расщедрятся и просто подарят Украине подводные лодки. Правда, если учитывать возраст и качество предыдущих «подарков», типа британских бронеколымаг типа «Saxon», рассчитывать ВМСУ могут лишь на морской утиль шестидесятых годов. Но, тут уж, как говориться, дарёному коню в зубы не смотрят!

Второй проблемой создания подводного флота Украины является кадровая проблема. Где взять моряков, способных управлять подводными лодками. Теоретически в ВМСУ существовало целых два экипажа подводников. С 1997 по 2014 год в составе ВМСУ числилась единственная многоцелевая дизельная подлодка — «Запорожье» (проект 641) построенная в 1970 году на заводе «Красное Сормово». 

Но, отстояв у балаклавского пирса почти десять лет без движения, она только в 2011 году первый раз самостоятельно вышла в море, а погружалась под воду вообще лишь пару раз. Понятно, что при таком опыте эксплуатации подводной лодки экипажи можно назвать подводниками лишь условно. К тому же, в 2014 году, когда Крым вошёл в состав России, большая часть украинских подводников во главе с обоими командирами экипажей — капитаном 2 ранга Робертом Шагеевым и капитаном 2 ранга Денисом Клочаном предпочла перейти на службу в Российский ВМФ То есть моряков, хоть немного знакомых со службой на подводных лодках, в ВМСУ практически не осталось. Из кого же собрался формировать вице-адмирал Сергей Гайдук новое соединение ВМСУ?

Давайте посчитаем, современная подводная лодка это 50−70 человек в зависимости от проекта и новизны корабля. Кроме того, необходимы технические экипажи, которые будут поддерживать техническую готовность лодок в межпоходовый период, когда экипажи отдыхают или проходят обучение. Инженерный состав и тыловые службы. Кроме того, необходимо профессиональное боевое управление, способное грамотно применять лодки, а значит так же хорошо знающее все нюансы их эксплуатации. То есть Гайдуку за следующие четыре года нужно буквально из воздуха «соткать» примерно пятьсот профессионалов подводников всех уровней от рядового матроса до командующего подводными силами. Для сегодняшней Украины это задача просто не реальная!

Ну, и последнее. А теперь взглянем на карту глубин. Где собираются украинские стратеги развертывать свои «пидводные човены«? От Румынии до Крымского перешейка средние глубины Чёрного моря не превышают 40 метров, а по большей части колеблются от 8 до 20 метров. То есть «грядущим» подводным лодкам ВМСУ придётся буквально работать тритонами — ползать по черноморскому дну, чтобы хоть как-то обеспечить скрытность.

В лучшем случае военное руководство Украины может попытаться развернуть в этой акватории сверхмалые подводные лодки, которые используются для диверсионных целей и задач, а так же для ведения разведки. Но называть их полноценными подводными силами язык не повернётся. И опять же, встаёт всё тот же вопрос, где взять деньги на покупку этих лодок и обучение экипажей?

Из всего выше сказанного очевидно следует, что ни о каком реальном создании подводного флота Украины речи нет и идти не может, а все заявления адмирала Гайдука не более, чем воспалённый бред так хорошо нам знакомый по аналогичным заявлениям таких выдающихся стратегов ВСУ, как Гелетей Иловайский или Полторак Дебальцевский…

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  18.11.2017
The National Interest продолжает знакомит читателей с небывалыми качествами «чемодана без ручки». То есть неудачного легкого истребителя F-35, на который уже потрачено столько денег, что отказаться от него уже невозможно. Слабые летные характеристики компания «Локхид Мартин» уже давно пытается скомпенсировать мощным программным обеспечением, которое должно быть чуть ли ни умнее пилота. В статье говорится, что по-настоящему прекрасный истребитель появится в начале двадцатых годов, когда будет готов программный блок с индексом Block IV. А пока придется полетать на том, что имеем.
Геополитика  17.11.2017
Согласно текущим взглядам военно-политического руководства Соединенных Штатов, наземная компонента стратегических ядерных сил является главной составляющей американской ядерной триады. Это обусловливается следующими отличительными особенностями межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования: высокая готовность к нанесению ракетно-ядерных ударов в ходе любой стратегической наступательной операции и способность к реализации различных по характеру форм и способов боевого применения (превентивный, ответно-встречный или ответный ядерные удары в любых условиях текущей военно-политической и стратегической или оперативно-тактической обстановки); высокая надежность и всепогодность несения ими боевого дежурства и боевого применения по предназначению, а также способность обеспечить поражение с высокой точностью и эффективностью любых имеющих стратегическую важность различных по типу объектов противника. При этом атомные подводные ракетоносцы, вооруженные баллистическими ракетами, рассматриваются в первую очередь как средство для осуществления гарантированного ответного ядерного удара.
Мировой ВПК  16.11.2017
На Украине появилась вертолетостроительная промышленность. Об этом своим читателям поведал издающийся в Киеве еженедельник «Деловая столица». При этом продукция новоиспеченной промышленности называется в статье «смертоносными птицами» и «ракетоносцами».
Мировой ВПК  15.11.2017
У меня нет иллюзий относительно способности тех, кто еще смотрит ящик идиота, выйти из летаргического ступора благодаря предупреждениям Пола Крэга Робертса, Уильяма Энгдаля, Дмитрия Орлова, Андрея Мартьянова и моим. Но мы должны продолжать делать это потому, что партия войны (Единая Партия Неоконов), кажется, старается изо всех сил разжечь конфликт с Россией. Поэтому я и предлагаю объединить понятия «война с Россией» и «неотвратимые личные страдания», показав, что если на Россию нападут, два наиболее святых символа США — авианосцы и сам американский материк — будут немедленно атакованы и уничтожены.
Конфликты  13.11.2017
Разведкой ДНР отмечена ротация подразделений ВСУ на мариупольском направлении В связи с этим заместитель командующего оперативным командованием Донецкой народной республики Эдуард Басурин не исключает обострения ситуации. По словам представителя военного ведомства ДНР, отмечено прибытие на мариупольское направление 501 обМП (отдельного батальона морской пехоты) 36 обрМП (отдельной бригады морской пехоты) предположительно для ротации подразделений 1 обМП. Басурин убежден, что прибытие очередных военных только усугубит и «без того сложную ситуацию вблизи линии соприкосновения на Мариупольском направлении».
Конфликты  11.11.2017
Сирийские войска президента Башара Асада при поддержке ВКС России взяли последний оплот «Исламского государства" - Абу-Камаль. Часть террористов, удерживавших город, уничтожена, часть переправилась через Евфрат и движется в северном направлении. Об этом с пятницу, 10 ноября, заявил министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу на военной коллегии России и Белоруссии.
Конфликты  08.11.2017
Исламское государство уже практически не существует, и его некогда мощная армия постепенно превращается в разрозненные и деморализованные партизанские отряды. Они совершают вылазки, предпочитают диверсии, но больше не могут организовать полноценное наступление. Конечно, это еще не конец, но больше Исламское государство не будет угрожать территориальной целостности Сирии. Окончательно это стало ясно после полного освобождения от боевиков города Дэйр-эз-Зор. Вероятно, пару серьезных сражений они еще дадут, но скоро на востоке страны станет спокойно, по крайней мере, на время, пока не станет ясно, чего друг от друга хотят курды и официальное правительство.