23.11.2014, 11:47
Подлодка снова в степях Украины
Подлодка снова в степях УкраиныМеждународная военная политика
Океанские амбиции киевских флотоводцев усохли до «камышовых».

На Украине очередной скандал. В прессу просочилась информация, что на столе у президента Петра Порошенко лежит документ о преобразовании военно-морских сил Украины (ВМСУ) во флотилию. В связи с этим предложено перевести оставшиеся в строю корабли и суда, а также командование ВМСУ из Одессы в Николаев с переподчинением моряков сухопутным генералам Южного оперативного командования. Как пишут украинские СМИ, Порошенко уже одобрил такую реформу. Осталось только подготовить директиву Генштаба Украины.

- Формальный повод для передислокации остатков флота в Николаев - возвращение в Одессу, в те дома, где пока размещены структуры ВМСУ, Южного оперативного командования сухопутных войск (бывший Одесский военный округ). Но что-то подсказывает, что неформальный повод - совсем другой. Уж очень лакомые для застройки гектары занимают сегодня объекты ВМС Украины в Одессе - центр города, берег моря, военные городки, - отмечает председатель наблюдательного совета «Майдана иностранных дел», журналист Андрей Клименко.

По его мнению, передислокация флота повлечет разрушение якобы недавно налаженных систем управления и специальной связи, вызовет полный хаос в вопросах размещения военного персонала и их семей. За этим последует массовое увольнение моряков в запас. В самом деле: сегодня, к примеру, тем, что по инерции называют «флотом Украины», командует вице-адмирал Сергей Гайдук. Еще недавно он был контр-адмиралом, но повышен в чине за то, что во время противостояния в Крыму не перебежал на российскую сторону. Что теперь с ним делать? Для флотилии «вице-адмирал» - это как-то слишком. Похоже, что ждет Гайдука пенсия. Как и многих его нынешних подчиненных.

По данным Клименко, сегодня в составе ВМС Украины без учета вспомогательных судов находятся всего семь боевых кораблей: фрегат «Гетман Сагайдачный», построенный в 1993-м, средний десантный корабль «Кировоград» (1970), корвет «Винница» (1976), ракетный катер «Прилуки» (1980), артиллерийский катер «Скадовск» (на воду спущен в 1990-м), рейдовый тральщик «Геническ» (1984), корабль управления «Донбасс» (1970). Все, «расчет окончен».

Надежды на пополнение практически никакой. Амбициозная программа строительства собственных украинских корветов проекта 58250 тихо испустила дух. Первый корабль с гордым названием «Владимир Великий» в мае 2011 года заложен в Николаеве. Должен был быть спущен на воду в 2015-м, а в 2016-м войти в состав ВМСУ. Но из-за прекращенного финансирования давно застыл на верфи в готовности 17%.

Была попытка построить в Киеве на заводе «Ленинская кузница» три собственных бронекатера «Гюрза-М». Не для моря или океана - хотя бы для охраны границы по Дунаю. Но и с этим не сложилось - работы прекращены из-за низкого, как объявлено, их качества.

Но если страна, претендующая на звание морской державы, за два десятилетия не в состоянии обзавестись даже бронекатерами - под силу ли ей хотя бы флотилия?

А почему все же главной базой будущей флотилии определен Николаев? После того, как Украина потеряла свои крымские военно-морские базы, единственный порт, котрый могли бы еще использовать ВМСУ - Одесса. Мариуполь не подходил по двум причинам. Во-первых, это Азовское, а не Черное море. А во-вторых совсем рядом с Мариуполем гремят пушки. И не ровен час - отберут у Украины и Мариуполь.

Однако появлению украинских кораблей в Одессе тоже обрадовались не все. Этот порт загружен под завязку, его используют еще и гражданские суда. Грузопоток очень велик. А это валюта в тощую казну. На счету каждый причал. До ВМСУ ли тут? Так и родилась, видимо, идея с превращением Николаева в новую главную базу украинских военных моряков.

Но вот незадача: Николаев построен далековато от морского побережья - стоит на полуострове между Южном Бугом и впадающей в него рекой Ингул. Вот по Ингулу и придется, очевидно, бездомной флотилии пробираться к новым причалам. А добираться вверх по течению порядком. Где-то тут, в речных камышах Ингула, и суждено, наверное, дописать последнюю страницу в летописи «великой океанской державы Украина».

Бывший командующий Черноморским флотом, а ныне советник начальника Генерального штаба ВС РФ адмирал Игорь Касатонов планы украинских флотоводцев прокомментировал так:

- Сегодня Украина, испытывающая громадные проблемы в экономике и охваченная гражданской войной, может поставить перед своим флотом лишь минимальный перечень задач. Поэтому, вероятно, командование ВМСУ оставшуюся горстку кораблей решило приблизить к трем предприятиям - «Судостроительный завод имени 61 коммунара», ООО «Океан» и Черноморский судостроительный завод. Несмотря на то, что их мощности сегодня – на нулевой отметке. Но хоть какая-то возможность для ремонта там есть. Хотя выходить в Черное море надо будет по сложному фарватеру - из Ингула, потом - мимо Очакова и Одессы.

Я вспоминаю 90-е годы, когда делили советский Черноморский флот.С самого начала мы были благожелательно настроены и понимали заинтересованность нового государства создать свои военно-морские силы. Но украинская сторона пыталась решить свои проблемы исключительно за счет России. Причем, воспринимала флот, главным образом, через призму материальных ценностей: как нажиться на доставшихся ей кораблях?

Я не хочу переходить на личности, но те люди, которые командовали военно-морскими силами Украины, были недостаточно компетентны в вопросах военного строительства. Поэтому «по Сеньке и шапка». Когда все делается со злобой и результаты соответствующие.

Наверное, возможное преобразование ВМС Украины во флотилию отвечает нынешней экономической и военно-политической ситуации в стране.

Категория: За рубежом



Читайте также:

Геополитика  29.01.2018
Министр обороны США Джеймс Маттис заявил, что в 2018 году в Афганистане, Ираке, а также в недружественных странах «обычные войска будут брать на себя функции спецназа в военных миссиях». По его словам, которые приводит издание Military.com, Силы специальных операций (ССО) США перегружены, тогда как пехота, находящая в зоне боевых действий, отсиживается в укрепрайонах.
Мировой ВПК  27.01.2018
В январе начал испытательные полеты стратегический ракетоносец Ту-160М с заводским номером 8−04. Об этом сообщили в российском оборонно-промышленном комплексе. До конца этого года он будет передан ВКС России для эксплуатации в Дальней авиации.
Мировой ВПК  25.01.2018
Журнал Popular Mechanics сообщил, что более трети парка американских штурмовиков A-10 Thunderbolt II не способны подняться в воздух по причине изношенности крыльев. Ситуацию можно исправить, закупив у компании Boeing, выигравшей тендер на ремонт штурмовиков, необходимое количество крыльев.
Мировой ВПК  23.01.2018
На минувшей неделе РИА «Новости», ссылаясь на информацию, полученную от источника в судостроительной отрасли, сообщило о грядущей утилизации двух самых больших в мире атомных подводных лодок проекта 941 «Акула» — ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь».
Конфликты  22.01.2018
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган 21 января заявил, что турецкая армия фактически начала наземную операцию в сирийском Африне. Ранее генштаб Турции объявил о начале операции «Оливковая ветвь» против формирований курдов в этом районе Сирии. Операция началась в субботу в 17.00 по московскому времени. По данным генштаба, в ней участвовали 72 самолета, были поражены 108 из 113 намеченных целей.
Конфликты  12.01.2018
Основные боевые действия в Сирии переместились из восточной провинции Дэйр-эз-Зор на запад и северо-запад государства. Это связано с поражением Исламского государства. Практически полностью разгромленная группировка больше не опасна, во всяком случае, так считают в Министерстве обороны Российской Федерации. Да и последние события говорят в пользу этой версии — даже связанные с боевиками СМИ больше не публикуют столь активно новости о столкновениях с враждебными силами.
Конфликты  11.01.2018
В атаке на российские военные базы в Сирии участвовал 31 беспилотник, а не 13, как сообщалось ранее. Об этом Интерфаксу со ссылкой на свои источники заявил координатор группы дружбы парламента Сирии и Госдумы Дмитрий Саблин. По его словам, все дроны были боевыми, которыми обладают «очень ограниченное количество государств, в первую очередь, США». Саблин отметил высокую эффективность российских средств ПВО и пообещал впредь отправлять аналогичные объекты обратно — тем, кто их запускает.
Хостинг от uWeb