22.04.2016, 18:55
Почему США реанимируют снятый с производства F-22?
Почему США реанимируют снятый с производства F-22?Международная военная политика
Американский Конгресс рассматривает вопрос о возобновлении производства истребителя F-22 Raptor, разработанного еще в прошлом веке. Считается, что он будет лучше соответствовать угрозам, чем «компьютер с крыльями» – раскритикованный многими F-35. А угрозы эти олицетворяются прежде всего истребителями российской конструкции.

В рамках обеспечения США превосходства в воздухе американские законодатели предлагают отступить назад и вновь запустить конвейер, с которого сходили истребители пятого поколения F-22 Raptor. Напомним, что эта машина, имеющая свойства «стелс», совершила свой первый полет в 1997 году, была запущена в серию, но снята с производства в 2009-м. По данным ресурса Defense Aerospace, за эти годы было изготовлено всего 187 самолетов, хотя планировали 749, а воздушное истребительное командование США рассчитывало получить как минимум 381 самолет.

Возвращаться в прошлое пришлось, так как, по мнению уже упомянутого профильного ресурса, «стала очевидна неспособность F-35 противостоять новым истребителям, разрабатываемым другими государствами». По мнению же Конгресса, из-за «растущих угроз превосходству США в воздухе вследствие сокращения противниками США технологического разрыва между ними и Америкой, а также растущей потребности американских союзников и партнеров в высокоэффективном многоцелевом самолете для того, чтобы адекватно ответить на расширяющиеся и углубляющиеся глобальные угрозы безопасности». Обитатели Капитолийского холма полагают, что нужно изготовить еще как минимум 194 самолета F-22, чтобы довести их количество как раз до 381 единицы, запрошенной воздушным истребительным командованием.


Большая жертва

В основу создания F-35 был положен принцип «настоящее в жертву будущему». В 1990-е годы и в начале 2000-х Соединенные Штаты рассматривали Россию в качестве стратегического партнера и не считали, что Китай способен создать военную технику, приближающуюся по своим характеристикам к американской. Стратеги из Пентагона полагали, что не стоит тратить время и силы на создание истребителей, способных обеспечить превосходство над российскими «Су» и созданными на их основе китайскими машинами, а вместо этого следует сосредоточиться на разработке многоцелевых самолетов, напоминающих технику из «Звездных войн». Так появился замысел создать F-35, представляющий из себя компьютер с крыльями.

Но, как оказалось, компьютер «глючит» и не оправдывает тех надежд, которые на него возлагались. Это не беда, если б эра «стратегического партнерства» с Россией продолжалась. Компьютер с крыльями, в перспективе вооруженный лазерным оружием, – это правильная тенденция в развитии истребительной авиации. Но «медовый месяц» в отношениях между Москвой и Вашингтоном закончился, и оказалось, что российские многоцелевые истребители «Су» и их китайские копии как средство ведения воздушного боя могут весьма эффективно противостоять еще «сырым» F-35. Более маневренный истребитель F-22 с задачей борьбы с «Су» справляется эффективнее, чем F-35.


Не в деньгах счастье

Одной из причин, по которым американское правительство сделало выбор в пользу F-35, была его цена. F-22 получился слишком уж дорогим. В 2010 году цена одной машины этого типа составляла 150 миллионов долларов, F-35 же должен был быть значительно дешевле – в пределах 30–40 миллионов. Однако в 2013 году цена уже варьировалась в диапазоне от 98 до 116 миллионов долларов в зависимости от модификации. На следующий год стоимость одного F-35, по оценке ресурса Defense Update, достигла астрономических величин: от 181 миллиона за самый простой вариант для ВВС до почти 300 миллионов за версию для ВМС. Впрочем, по подсчетам другого американского интернет-ресурса, Business Insider, цена одного самолета типа F-35 в среднем составляет 160 миллионов долларов. В любом случае F-35 получился дороже F-22.

Теперь про самоокупаемость. F-35 намерены приобрести Австралия, Великобритания, Канада, Дания, Италия, Нидерланды, Норвегия и Турция. Возможно, на F-22 нашлось бы еще больше покупателей, однако в 1997 году правительство приняло решение не экспортировать Raptor за пределы США. По мнению ресурса The Diplomat, «негласная причина данного запрета состояла в опасении, что Израиль, получивший доступ к технологиям F-22, передаст их России или Китаю», а так как США по политическим причинам не могли дискриминировать Израиль, исключив его из списка получателей самых современных технологий, они ввели общий запрет на экспорт F-22». В результате все бремя по закупке Raptor легло на плечи американского бюджета. Разговоры о необходимости снятия запрета на экспорт F-22 союзникам и партнерам США велись еще в 2007 году, однако никакого решения принято не было.

Интересно, что такие союзники США на Ближнем Востоке, как Катар и Кувейт, располагающие значительными средствами, а потому способные приобрести F-35, тем не менее, предпочли закупить «классические», проверенные временем американские многоцелевые истребители. Катар, по сообщению агентства Reuters, покупает 36 самолетов типа F-15E Strike Eagle, а Кувейт – 24 машины типа F/A-18E/F Super Hornet. Еще раньше Саудовская Аравия решила приобрести 84 истребителя F-15SA.

Впрочем, не все страны предпочитают новому «хорошо проверенное старое». Южная Корея, первоначально склонявшаяся к покупке F-15, изменила свое решение в пользу 40 единиц F-35.


Тайна Raptor

Понятно, что в противодействии истребителям типа «Су» и их китайским близнецам, которые действуют по выведенной Александром Покрышкиным еще в годы Второй мировой войны формуле «высота – скорость – маневр – огонь», Соединенные Штаты и их союзники делают ставку на классические многоцелевые истребители типа F-15, F/A-18 и F-22. Но при этом остается вопрос: почему США опасались попадания технологий Raptor в потенциально недружественные руки, а потому ввели тотальный запрет на экспорт F-22, но в то же время, судя по всему, не испытывали аналогичной озабоченности по поводу более современного F-35? Есть два варианта ответа на этот вопрос.

Первый – США не боялись передачи технологий F-35 России или Китаю по той причине, что ни у одной из этих стран нет производственных возможностей и средств для их копирования и массового воспроизведения. Тогда как технологии F-22 ближе и понятнее конструкторам и производственникам Москвы и Пекина.

Второй – в разработке и изготовлении Raptor использованы технологии, которые придают ему особые летные качества, дающие неоспоримые преимущества перед потенциальными противниками, и Вашингтон опасается попадания данных технологий «не в те руки» даже больше, чем компьютерной начинки F-35. Вспомним, что некоторые технологии, иcпользовавшиеся более полувека назад для создания сверхскоростного и высотного самолета-разведчика SR-71 Blackbird, до сих пор являются секретными.

Впрочем, возможно, что все гораздо проще и речь идет об обычной неповоротливости американской государственной машины, которая приняла когда-то решение не экспортировать F-22, а чтобы отменить его, нужно сделать столько согласований и выполнить столько бюрократических процедур, что лучше все оставить как есть. В любом случае очевидно одно: США и Запад в целом в деле завоевания господства в воздухе решили переставить акцент с крылатых компьютеров на классические крылья.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  14.07.2017
Мощные и дорогие корабли Королевского флота могут быть повреждены или разрушены сравнительно дешевыми ракетами, например, российского или иранского производства, пишет британское издание Daily Mail. Поэтому Великобритании стоит переключиться на разработку оборонительных мощностей кораблей, чтобы они не уступали наступательным.
Мировой ВПК  14.07.2017
С американским истребителем F-35 происходят удивительные трансформации. Нет, лучше он не становится. Самолет, который в ограниченном количестве находится в опытной эксплуатации, еще неизвестно когда доведут до ума. То есть до того уровня, который обещан корпорацией Lоckheed Martin как Пентагону, так и целому ряду стран, входящих в НАТО. Журнал National Interest в пространной статье рассказывает о модернизации пока еще как следует не вставшего «на крыло» многоцелевого истребителя пятого поколения.
Мировой ВПК  13.07.2017
После того как американские эсминцы разбомбили сирийскую авиабазу «Томагавками» — крылатыми ракетами, умеющими скрытно, на малой высоте подбираться к цели, оживились дискуссии о средствах противодействия этому коварному оружию. Среди таких средств особое место занимает МиГ-31, один из самых интересных боевых самолетов, созданных в нашей стране.
Мировой ВПК  07.07.2017
«Вестник Мордовии» на днях сообщил о том, что в Сирии танки Т-72Б3 впервые использовали танковые управляемые ракеты комплекса 9К119М «Рефрекс-М», которые по классификации НАТО имеют обозначение АТ-11 «Снайпер». «Рефлекс-М» и его предшествующую модификацию — 9К119 «Рефлекс» — принято называть противотанковым ракетным комплексом (ПТРК). Однако это не в полной мере отражает реальность", поскольку комплекс способен поражать не только танки, но и вертолеты, другие низколетящие цели, инженерные сооружения, уничтожать живую силу противника.
Конфликты  04.07.2017
На Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге тульское НПО «Сплав» представило модернизированные противолодочные ракеты для комплекса РПК-8 «Запад». Ракеты, получившие индекс 90Р1, уже запущены в серийное производство и начинают поступать на боевые корабли ВМФ России.
Конфликты  04.07.2017
Риски прямого военного конфликта России и США на сирийской территории неумолимо возрастают, прогнозируют западные аналитики. Все плотнее «увязают» в сирийской пустыне и другие державы — Иран, Турция, Израиль, которые мечтают безраздельно властвовать на этой территории. У кого из генералов первым не выдержат нервы, чтобы отдать приказ на атаку вчерашних союзников?
Конфликты  04.07.2017
Интернет звенит о том, какой может быть конфронтация между РФ и США. Внесу свой вклад и я. Диспозиция глазами Stratfor и иже с ними: хоть у России в Сирии и имеются ракетные системы класса «земля-воздух» и юркие истребители, все это неспособно выстоять в короткой и жестокой войне против США.