22.04.2016, 18:55
Почему США реанимируют снятый с производства F-22?
Почему США реанимируют снятый с производства F-22?Международная военная политика
Американский Конгресс рассматривает вопрос о возобновлении производства истребителя F-22 Raptor, разработанного еще в прошлом веке. Считается, что он будет лучше соответствовать угрозам, чем «компьютер с крыльями» – раскритикованный многими F-35. А угрозы эти олицетворяются прежде всего истребителями российской конструкции.

В рамках обеспечения США превосходства в воздухе американские законодатели предлагают отступить назад и вновь запустить конвейер, с которого сходили истребители пятого поколения F-22 Raptor. Напомним, что эта машина, имеющая свойства «стелс», совершила свой первый полет в 1997 году, была запущена в серию, но снята с производства в 2009-м. По данным ресурса Defense Aerospace, за эти годы было изготовлено всего 187 самолетов, хотя планировали 749, а воздушное истребительное командование США рассчитывало получить как минимум 381 самолет.

Возвращаться в прошлое пришлось, так как, по мнению уже упомянутого профильного ресурса, «стала очевидна неспособность F-35 противостоять новым истребителям, разрабатываемым другими государствами». По мнению же Конгресса, из-за «растущих угроз превосходству США в воздухе вследствие сокращения противниками США технологического разрыва между ними и Америкой, а также растущей потребности американских союзников и партнеров в высокоэффективном многоцелевом самолете для того, чтобы адекватно ответить на расширяющиеся и углубляющиеся глобальные угрозы безопасности». Обитатели Капитолийского холма полагают, что нужно изготовить еще как минимум 194 самолета F-22, чтобы довести их количество как раз до 381 единицы, запрошенной воздушным истребительным командованием.


Большая жертва

В основу создания F-35 был положен принцип «настоящее в жертву будущему». В 1990-е годы и в начале 2000-х Соединенные Штаты рассматривали Россию в качестве стратегического партнера и не считали, что Китай способен создать военную технику, приближающуюся по своим характеристикам к американской. Стратеги из Пентагона полагали, что не стоит тратить время и силы на создание истребителей, способных обеспечить превосходство над российскими «Су» и созданными на их основе китайскими машинами, а вместо этого следует сосредоточиться на разработке многоцелевых самолетов, напоминающих технику из «Звездных войн». Так появился замысел создать F-35, представляющий из себя компьютер с крыльями.

Но, как оказалось, компьютер «глючит» и не оправдывает тех надежд, которые на него возлагались. Это не беда, если б эра «стратегического партнерства» с Россией продолжалась. Компьютер с крыльями, в перспективе вооруженный лазерным оружием, – это правильная тенденция в развитии истребительной авиации. Но «медовый месяц» в отношениях между Москвой и Вашингтоном закончился, и оказалось, что российские многоцелевые истребители «Су» и их китайские копии как средство ведения воздушного боя могут весьма эффективно противостоять еще «сырым» F-35. Более маневренный истребитель F-22 с задачей борьбы с «Су» справляется эффективнее, чем F-35.


Не в деньгах счастье

Одной из причин, по которым американское правительство сделало выбор в пользу F-35, была его цена. F-22 получился слишком уж дорогим. В 2010 году цена одной машины этого типа составляла 150 миллионов долларов, F-35 же должен был быть значительно дешевле – в пределах 30–40 миллионов. Однако в 2013 году цена уже варьировалась в диапазоне от 98 до 116 миллионов долларов в зависимости от модификации. На следующий год стоимость одного F-35, по оценке ресурса Defense Update, достигла астрономических величин: от 181 миллиона за самый простой вариант для ВВС до почти 300 миллионов за версию для ВМС. Впрочем, по подсчетам другого американского интернет-ресурса, Business Insider, цена одного самолета типа F-35 в среднем составляет 160 миллионов долларов. В любом случае F-35 получился дороже F-22.

Теперь про самоокупаемость. F-35 намерены приобрести Австралия, Великобритания, Канада, Дания, Италия, Нидерланды, Норвегия и Турция. Возможно, на F-22 нашлось бы еще больше покупателей, однако в 1997 году правительство приняло решение не экспортировать Raptor за пределы США. По мнению ресурса The Diplomat, «негласная причина данного запрета состояла в опасении, что Израиль, получивший доступ к технологиям F-22, передаст их России или Китаю», а так как США по политическим причинам не могли дискриминировать Израиль, исключив его из списка получателей самых современных технологий, они ввели общий запрет на экспорт F-22». В результате все бремя по закупке Raptor легло на плечи американского бюджета. Разговоры о необходимости снятия запрета на экспорт F-22 союзникам и партнерам США велись еще в 2007 году, однако никакого решения принято не было.

Интересно, что такие союзники США на Ближнем Востоке, как Катар и Кувейт, располагающие значительными средствами, а потому способные приобрести F-35, тем не менее, предпочли закупить «классические», проверенные временем американские многоцелевые истребители. Катар, по сообщению агентства Reuters, покупает 36 самолетов типа F-15E Strike Eagle, а Кувейт – 24 машины типа F/A-18E/F Super Hornet. Еще раньше Саудовская Аравия решила приобрести 84 истребителя F-15SA.

Впрочем, не все страны предпочитают новому «хорошо проверенное старое». Южная Корея, первоначально склонявшаяся к покупке F-15, изменила свое решение в пользу 40 единиц F-35.


Тайна Raptor

Понятно, что в противодействии истребителям типа «Су» и их китайским близнецам, которые действуют по выведенной Александром Покрышкиным еще в годы Второй мировой войны формуле «высота – скорость – маневр – огонь», Соединенные Штаты и их союзники делают ставку на классические многоцелевые истребители типа F-15, F/A-18 и F-22. Но при этом остается вопрос: почему США опасались попадания технологий Raptor в потенциально недружественные руки, а потому ввели тотальный запрет на экспорт F-22, но в то же время, судя по всему, не испытывали аналогичной озабоченности по поводу более современного F-35? Есть два варианта ответа на этот вопрос.

Первый – США не боялись передачи технологий F-35 России или Китаю по той причине, что ни у одной из этих стран нет производственных возможностей и средств для их копирования и массового воспроизведения. Тогда как технологии F-22 ближе и понятнее конструкторам и производственникам Москвы и Пекина.

Второй – в разработке и изготовлении Raptor использованы технологии, которые придают ему особые летные качества, дающие неоспоримые преимущества перед потенциальными противниками, и Вашингтон опасается попадания данных технологий «не в те руки» даже больше, чем компьютерной начинки F-35. Вспомним, что некоторые технологии, иcпользовавшиеся более полувека назад для создания сверхскоростного и высотного самолета-разведчика SR-71 Blackbird, до сих пор являются секретными.

Впрочем, возможно, что все гораздо проще и речь идет об обычной неповоротливости американской государственной машины, которая приняла когда-то решение не экспортировать F-22, а чтобы отменить его, нужно сделать столько согласований и выполнить столько бюрократических процедур, что лучше все оставить как есть. В любом случае очевидно одно: США и Запад в целом в деле завоевания господства в воздухе решили переставить акцент с крылатых компьютеров на классические крылья.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  29.01.2018
Министр обороны США Джеймс Маттис заявил, что в 2018 году в Афганистане, Ираке, а также в недружественных странах «обычные войска будут брать на себя функции спецназа в военных миссиях». По его словам, которые приводит издание Military.com, Силы специальных операций (ССО) США перегружены, тогда как пехота, находящая в зоне боевых действий, отсиживается в укрепрайонах.
Мировой ВПК  27.01.2018
В январе начал испытательные полеты стратегический ракетоносец Ту-160М с заводским номером 8−04. Об этом сообщили в российском оборонно-промышленном комплексе. До конца этого года он будет передан ВКС России для эксплуатации в Дальней авиации.
Мировой ВПК  25.01.2018
Журнал Popular Mechanics сообщил, что более трети парка американских штурмовиков A-10 Thunderbolt II не способны подняться в воздух по причине изношенности крыльев. Ситуацию можно исправить, закупив у компании Boeing, выигравшей тендер на ремонт штурмовиков, необходимое количество крыльев.
Мировой ВПК  23.01.2018
На минувшей неделе РИА «Новости», ссылаясь на информацию, полученную от источника в судостроительной отрасли, сообщило о грядущей утилизации двух самых больших в мире атомных подводных лодок проекта 941 «Акула» — ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь».
Конфликты  22.01.2018
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган 21 января заявил, что турецкая армия фактически начала наземную операцию в сирийском Африне. Ранее генштаб Турции объявил о начале операции «Оливковая ветвь» против формирований курдов в этом районе Сирии. Операция началась в субботу в 17.00 по московскому времени. По данным генштаба, в ней участвовали 72 самолета, были поражены 108 из 113 намеченных целей.
Конфликты  12.01.2018
Основные боевые действия в Сирии переместились из восточной провинции Дэйр-эз-Зор на запад и северо-запад государства. Это связано с поражением Исламского государства. Практически полностью разгромленная группировка больше не опасна, во всяком случае, так считают в Министерстве обороны Российской Федерации. Да и последние события говорят в пользу этой версии — даже связанные с боевиками СМИ больше не публикуют столь активно новости о столкновениях с враждебными силами.
Конфликты  11.01.2018
В атаке на российские военные базы в Сирии участвовал 31 беспилотник, а не 13, как сообщалось ранее. Об этом Интерфаксу со ссылкой на свои источники заявил координатор группы дружбы парламента Сирии и Госдумы Дмитрий Саблин. По его словам, все дроны были боевыми, которыми обладают «очень ограниченное количество государств, в первую очередь, США». Саблин отметил высокую эффективность российских средств ПВО и пообещал впредь отправлять аналогичные объекты обратно — тем, кто их запускает.