20.03.2017, 13:09
Почему ремонт «Адмирала Кузнецова» отложен, не успев начаться?
Почему ремонт «Адмирала Кузнецова» отложен, не успев начаться?Международная военная политика
На ремонт авианесущего крейсера предполагается истратить не менее 65 млрд рублей. Но правоохранительные органы могут способствовать уменьшению этой суммы.

Ремонт авианосца «Адмирал Кузнецов» может быть отложен до следующего года, сообщило агентство «Интерфакс» со ссылкой на информированный источник в Москве. «Пока решения о сроках ремонта нет. Есть вероятность, что он начнется в 2018 году», - сообщает издание.

Нет определенности также со стоимостью ремонта и его содержанием. В конце прошлого года в экспертном сообществе обсуждалась возможность капитального ремонта авианосца с установкой на нем атомного реактора. В начале марта агентство ТАСС сообщило, что будет проведен только лишь средний ремонт стоимостью 20 млрд рублей, который начнется летом этого года, причем замены энергетической установки не произойдет.

А 15 марта «Известия» со ссылкой на источники в ВМФ и кораблестроительной отрасли сообщили, что «по предварительным оценкам ремонт «Кузнецова» обойдется не менее чем в 65 млрд рублей. Не исключено, что цифра будет скорректирована в сторону увеличения. В эту калькуляцию уже заложено около 30 млрд на различные опытно-конструкторские работы».

Ракетный комплекс «Гранит» скорее всего будет заменен на «Калибр», что достаточно очевидно, так как вообще установка ракет с мокрым стартом на надводный корабль была более чем сомнительна, и по слухам, в сирийском походе крышки ракетных шахт было попросту заварены. Насыщение флота новейшими стратегическими крылатыми ракетами является одной из приоритетных задач, и вряд ли Минобороны упустит возможность воспользоваться с этой целью такой мощной платформой, как «Адмирал Кузнецов».

Огромная стоимость опытно-конструкторских работ не может быть объяснена даже намерением установить на авианосце катапульту и отказаться от трамплина, который делает невозможным наличие в авиагруппе авианосца самолета ДРЛО и ограничивает взлетный вес ударных самолетов.

Трамплин в этом случае можно вообще убрать, что сделает возможным посадку на авианосец самолетов как с кормы, так и с носа. В начале тридцатых годов прошлого века в ходе модернизации линкоров «Марат» и «Октябрьская революция» носовая часть этих кораблей была переделана в целях увеличения мореходности — полностью заменены волнолом, клюзы и т. д. Таким образом. подобная переделка корпуса авианосца сложности представить не должна.

Наверняка катапульта для «Кузнецова» будет электромагнитной, а не паровой, как на большинстве американских авианосцев. Разработанный в Крыловском государственном научно-исследовательском центре проект перспективного авианосца «Шторм» предполагает его использование в высоких широтах, то есть на севере. А паровая катапульта при низких температурах крайне неэффективна, в силу чего американские авианосцы имеют ограничение по широтности. Таким образом, в ходе модернизации «Адмирала Кузнецова» возможно будет отработан прототип электромагнитной катапульты для «Шторма». Но эта задача вряд ли может быть решена за пару лет, которую сейчас отводят на ремонт авианосца. Скорее всего, ремонт, если он и начнется, затянется как минимум на пятилетку.

Кстати, установленная на новом американском авианосце «Джеральд Форд» электромагнитная катапульта EMALS была создана фирмой General Atomics на основе линейных электродвигателей всего за 676 миллионов долларов.

Работы по созданию электромагнитной катапульты для авианосцев начались в СССР даже раньше, чем в США. В 80-е годы в Институте высоких температур Академии наук совместно с ЦАГИ им. профессора Н.Е. Жуковского и ОКБ А.И. Микояна в рамках НИР «Шампунь» велась разработка системы электромагнитного взлета и посадки самолетов для авианосцев и мобильных аэродромов наземного базирования, которая продолжались в течение почти 15 лет, но не увенчались успехом.

Немалые сложности будущего ремонта будут связаны с ремонтом котлотурбинной энергетической установки. Ее технический уровень соответствует середине 60-х годов прошлого века, поэтому наверняка возникнут проблемы с комплектующими, запчастями и квалифицированным персоналом.

Предполагается усилить систему ПВО. На авианосце будет размещена морская версия ЗРПК «Панцирь-С» и «зенитная ракетная система средней дальности нового поколения с большим боекомплектом зенитных управляемых ракет».

На «Кузнецове» установят боевую информационно-управляющую систему нового поколения «Сигма». Придется модернизировать и аэрофинишеры, из-за обрывов которых были потеряны два палубных самолета во время сирийского похода.
Причиной отсрочки ремонта авианосца называют нехватку средств:

«С учетом нехватки средств, если его поставить в ремонт в этом году, он может затянуться надолго», - считает источник агентства «Интерфакс». - «В то же время сейчас корабль «живой», он может нести боевую службу, что было доказано в ходе его недавнего похода в Средиземное море».

Не вполне понятно, как «Адмирал Кузнецов» может нести боевую службу при неработоспособных аэрофинишерах, которые, насколько мне известно, вообще не использовались после потери двух самолетов.

Довольно трудно найти разумное объяснение внезапное увеличению средств на ремонт авианосца с 20 до 65 миллиардов рублей, да еще с возможностью дальнейшего увеличения. Это говорит либо о полном отсутствии представления в Минобороны о том, что делать с «Адмиралом Кузнецовым», либо о нешуточной борьбе конкурирующих лоббистских групп в российской оборонной отрасли. Я уже писал о картельных сговорах в российском ОПК, целью которых является удержание монопольных высоких цен. Не менее пагубна пронизывающая отрасль коррупция, серьезную борьбу с которой начали совсем недавно, и исход ее пока не очевиден.

В экспертном сообществе не забыта скандальная история пятилетней давности с поставкой якоря для «Адмирала Кузнецова». Генеральный директор ООО «Невский Якорь» Валентин Пономарев, согласно договору, заключенному с ОАО «Центр судоремонта «Звездочка», должен был поставить якорь для авианосца стоимостью более 4 миллионов рублей.

Следователи Генпрокуратуры РФ установили, что «для собственной выгоды он принял решение купить у одной из голландских фирм вместо нового бывший в употреблении якорь всего за миллион рублей»:

«Затем он изготовил подложный сертификат, а при получении корабельной принадлежности нанес на нее вымышленный номер. Несмотря на несоответствие якобы нового якоря размеру и массе, указанным в сертификате, а также различие номеров и следы коррозии, он был поставлен на крейсер».

То, что вместо нового якоря на авианосец был установлен старый, ржавый, да еще и более легкий, свидетельствует о том, что в этой афере скорее всего были задействованы не только поставщик и заказчик, но и военная приемка, а также морское начальство.

Несколько дней назад агентство «FlashNord» со ссылкой на пресс-службу управления ФСБ России по Северному флоту сообщило, что бывший гендиректор «Звездочки» приговорен «к девяти годам колонии общего режима и штрафу в 900 тыс. рублей по делу о хищении в особо крупном размере при ремонте кораблей Северного флота»:

«Бывший генеральный директор ЗАО «Специальная производственно-техническая база «Звездочка», используя свое служебное положение, умышленно и из корыстных побуждений, в период 2009-2010 годы заключал фиктивные договоры с фирмами — «однодневками» а также подставными физическими лицами, ведущими асоциальный образ жизни, на расчётные счета которых перевёл свыше 50 млн руб., полученных в рамках заключенных с министерством обороны РФ госконтрактов на выполнение работ по восстановлению технической готовности тяжелых атомных ракетных крейсеров «Пётр Великий» и «Маршал Устинов», большого противолодочного корабля «Адмирал Чабаненко» и ракетного подводного крейсера стратегического назначения «Екатеринбург», которые в последующем обналичил и использовал по своему усмотрению».

Сообщается также о семи уголовных делах, связанных с мошенничеством при ремонте кораблей Северного флота, общий ущерб по которым составляет 250 млн рублей.

Издание пишет, что на ремонте боевых кораблей Северного флота использовали алкоголиков и бомжей.

Не исключено, что если правоохранительные органы внимательно исследуют сметную стоимость ремонтных, а также опытно-конструкторских работ по заявленному среднему ремонту «Адмирала Кузнецова», то цифра в 65 миллиардов рублей, то есть более млрд долл США, может довольно прилично «съежиться» даже если нетребовательные к уровню зарплаты бомжи и алкоголики будут заменены квалифицированными специалистами.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  18.11.2017
The National Interest продолжает знакомит читателей с небывалыми качествами «чемодана без ручки». То есть неудачного легкого истребителя F-35, на который уже потрачено столько денег, что отказаться от него уже невозможно. Слабые летные характеристики компания «Локхид Мартин» уже давно пытается скомпенсировать мощным программным обеспечением, которое должно быть чуть ли ни умнее пилота. В статье говорится, что по-настоящему прекрасный истребитель появится в начале двадцатых годов, когда будет готов программный блок с индексом Block IV. А пока придется полетать на том, что имеем.
Геополитика  17.11.2017
Согласно текущим взглядам военно-политического руководства Соединенных Штатов, наземная компонента стратегических ядерных сил является главной составляющей американской ядерной триады. Это обусловливается следующими отличительными особенностями межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования: высокая готовность к нанесению ракетно-ядерных ударов в ходе любой стратегической наступательной операции и способность к реализации различных по характеру форм и способов боевого применения (превентивный, ответно-встречный или ответный ядерные удары в любых условиях текущей военно-политической и стратегической или оперативно-тактической обстановки); высокая надежность и всепогодность несения ими боевого дежурства и боевого применения по предназначению, а также способность обеспечить поражение с высокой точностью и эффективностью любых имеющих стратегическую важность различных по типу объектов противника. При этом атомные подводные ракетоносцы, вооруженные баллистическими ракетами, рассматриваются в первую очередь как средство для осуществления гарантированного ответного ядерного удара.
Мировой ВПК  16.11.2017
На Украине появилась вертолетостроительная промышленность. Об этом своим читателям поведал издающийся в Киеве еженедельник «Деловая столица». При этом продукция новоиспеченной промышленности называется в статье «смертоносными птицами» и «ракетоносцами».
Мировой ВПК  15.11.2017
У меня нет иллюзий относительно способности тех, кто еще смотрит ящик идиота, выйти из летаргического ступора благодаря предупреждениям Пола Крэга Робертса, Уильяма Энгдаля, Дмитрия Орлова, Андрея Мартьянова и моим. Но мы должны продолжать делать это потому, что партия войны (Единая Партия Неоконов), кажется, старается изо всех сил разжечь конфликт с Россией. Поэтому я и предлагаю объединить понятия «война с Россией» и «неотвратимые личные страдания», показав, что если на Россию нападут, два наиболее святых символа США — авианосцы и сам американский материк — будут немедленно атакованы и уничтожены.
Конфликты  13.11.2017
Разведкой ДНР отмечена ротация подразделений ВСУ на мариупольском направлении В связи с этим заместитель командующего оперативным командованием Донецкой народной республики Эдуард Басурин не исключает обострения ситуации. По словам представителя военного ведомства ДНР, отмечено прибытие на мариупольское направление 501 обМП (отдельного батальона морской пехоты) 36 обрМП (отдельной бригады морской пехоты) предположительно для ротации подразделений 1 обМП. Басурин убежден, что прибытие очередных военных только усугубит и «без того сложную ситуацию вблизи линии соприкосновения на Мариупольском направлении».
Конфликты  11.11.2017
Сирийские войска президента Башара Асада при поддержке ВКС России взяли последний оплот «Исламского государства" - Абу-Камаль. Часть террористов, удерживавших город, уничтожена, часть переправилась через Евфрат и движется в северном направлении. Об этом с пятницу, 10 ноября, заявил министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу на военной коллегии России и Белоруссии.
Конфликты  08.11.2017
Исламское государство уже практически не существует, и его некогда мощная армия постепенно превращается в разрозненные и деморализованные партизанские отряды. Они совершают вылазки, предпочитают диверсии, но больше не могут организовать полноценное наступление. Конечно, это еще не конец, но больше Исламское государство не будет угрожать территориальной целостности Сирии. Окончательно это стало ясно после полного освобождения от боевиков города Дэйр-эз-Зор. Вероятно, пару серьезных сражений они еще дадут, но скоро на востоке страны станет спокойно, по крайней мере, на время, пока не станет ясно, чего друг от друга хотят курды и официальное правительство.