05.12.2016, 12:09
Почему опять упал «Прогресс»
Почему опять упал «Прогресс»Международная военная политика
Причины аварии ракеты-носителя «Союз-У» с грузовым кораблём «Прогресс МС-04» пока еще до конца не выяснили. Рано. Но многие из тех, кто знаком с состоянием дел в «Роскосмосе», считают, что выяснять их поздно. Потому что в принципе они известны. И если данную конкретную причину данной конкретной аварии выявят и устранят, то далеко не факт, что уже выявленные причины «пролёта» России мимо космоса окажутся устранены.

Во всяком случае, предыдущие попытки видимого результата не дали.

Авария со ставшим привычным определением «очередная»…
Итак, грузовой космический корабль «Прогресс МС-04» потерпел аварию уже за порогом атмосферы — на высоте 190 км над Тувой. Официальное сообщение «Роскосмоса» звучит так:

«1 декабря 2016 года с космодрома БАЙКОНУР был осуществлен пуск РН „Союз-У" с транспортным грузовым кораблем (ТГК) „Прогресс МС-04". До 382 секунды полет ракеты-носителя проходил штатно. После 382 секунды полета прием телеметрической информации прекратился. Штатные средства контроля не зафиксировали функционирование корабля на расчетной орбите.

По предварительной информации, в результате нештатной ситуации потеря ТГК произошла на высоте около 190 км над труднодоступной безлюдной гористой территорией республики Тыва, и большинство фрагментов сгорели в плотных слоях атмосферы. Государственная комиссия проводит анализ сложившейся нештатной ситуации. Потеря грузового корабля не скажется на нормальном функционировании систем МКС и жизнедеятельности экипажа станции».

О причинах аварии пока говорить рано. Можно отметить лишь, что специалистов насторожило мгновенное выключение телеметрии: раз и ничего нет! Не все из них верят и также в уже названную одним из информационных агентств причину в виде преждевременного выключения двигателя из-за засорения трубопровода. «Попробуйте его ещё засорить, двигатель», — отметил один из них. Зато, допускают эксперты, не исключена возможность возникновения нештатной ситуации на самом космическом аппарате. На это же намекает источник одного из агентств, который сообщил, что специалисты на Земле перед потерей связи с ракетой зафиксировали разрушение космического грузовика «Прогресс МС-04»: «По имеющимся данным, было зафиксировано разрушение корабля. Возможно, произошел взрыв. Сейчас данные анализируются».

Ещё один источник в ракетно-космической отрасли рассказал иное: что нештатная ситуация произошла на этапе работы двигателя третьей ступени РД-0110 производства воронежского КБ химавтоматики (КБХА). Если эти данные подтвердятся, то данное обстоятельство весьма тревожно: двигатель РД-0110 входит в конструкцию «Союза-2.1а». А это уже относительно новая ракета, а не снятая с производства «Союз-У». Их оставалось две штуки, которые, как предполагается, и хотели отстрелять на пусках «Прогрессов». И вот одну отстреляли…

Некачественную сборку, которую также уже успели назвать возможной причиной аварии, исключить, разумеется, тоже нельзя, считают специалисты.

У каждой аварии есть фамилия, имя и отчество

По количеству запусков «Союз-У» является мировым лидером. По сути, это ещё та «Р-7», на которой был запущен в космос ещё первый искусственный спутник Земли. Всего осуществлено 787 запусков — из них всего 21 аварийный.

Но что интересно: очень похожая авария произошла в августе 2011 года. Та же ракета «Союз-У», тот же корабль «Прогресс». И причину нашли в нештатной работе… двигателя третьей ступени РД-0110. Даже обломки упали рядом с нынешними — на Алтае, недалеко от Тувы…

Правда, специалисты напоминают, что в той аварии с самого момента запуска стал нештатно работать стабилизатор по одной из линий. Очень похоже на наличие постороннего предмета. Но аномалии в работе двигателя были видны по телеметрии. Сейчас о видных по телеметрии сбоях не сообщается. Может быть, пока.

Но что во всех этих версиях общее? Смотрите: и частным, и официальным образом у специалистов в первую очередь рождаются версии, связанные с «человеческим фактором». Похоже, что это в них говорит опыт. Связаны не только с публично известными авариями, но и, судя по всему, с известной им общей культурой производства в космической отрасли. Да и то вспомнить результаты предыдущих расследований: то в управляющий блок детали китайского ширпотреба поставят и сорвут экспедицию к Марсу. То в математическом расчёте просто тупо запятую не туда поставят. То полярность в электрике перепутают. То вовсе болты недокрутят.

Конечно, ракеты падали и падать будут. Как и автомобили, которые тоже ломаются и бьются. Такова сама природа техники, тем более техники очень сложной. Но всё же одно дело, когда читаешь воспоминания одного из отцов космической отрасли Бориса Чертока, где аварий описывается много, но практически все из них случались из-за того, что и конструкторы, и исполнители шли дорогой проб и ошибок. Тоже присутствовал человеческий фактор, но ошибались из-за того, что ещё не наработали нужного опыта и технологий. И совсем другое, когда в ракету — как в одной из аварий «Протона» в 2010 году — попросту налили слишком много горючего, словно на автозаправке на девушку засмотрелись…

Вот и сейчас. Хорошая, надёжная, отработанная ракета, созданная гениями более полувека назад и давно уже переболевшая детскими болезнями. И в этом смысле становится вовсе не странно, что первые срывающиеся с языка версии указывают на тот самый пресловутый «человеческий фактор»…

Синдром «Жигулей» в космической промышленности?

Да, верно, ничто так не повышает ответственность, как здоровая угроза быть за разгильдяйство законопаченным туда, куда ворон костей не носил. Но, к сожалению, в нашей космической отрасли есть и объективная причина для расцвета субъективного фактора, говорят специалисты.

Вот есть, скажем, Институт космических исследований (ИКИ) РАН. Ему хочется запустить космический аппарат, скажем, к тому же Марсу. И он имеет на это право. Но кто изготавливает для него космический аппарат? В конечном итоге — «Роскосмос». Является ли ИКИ генеральным заказчиком этого аппарата? Нет, не является. Ни генеральным, ни, тем более, государственным.

В «Законе о космической деятельности» от 2015 года записано: «Государственная корпорация по космической деятельности „Роскосмос" является уполномоченным органом по космической деятельности и осуществляет руководства космической деятельностью… в рамках Федеральной космической программы, иных федеральных программ в области космической деятельности.

В этих целях указанный орган:

…разрабатывает проекты Федеральной космической программы, иных федеральных программ в области космической деятельности…

…осуществляет размещение государственного заказа на разработку, производство и поставки космической техники и объектов космической инфраструктуры в научных и социально-экономических целях, в том числе на работы по международным космическим проектам Российской Федерации;

организует… использование (эксплуатацию) космической техники…

организует системные исследования по обоснованию основных направлений развития космической техники научного и социально-экономического назначения…

обеспечивает… выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию космической техники…

организует обязательное подтверждение соответствия космической техники научного и социально-экономического назначения…

осуществляет лицензирование космической деятельности…

Статья 15. Использование (эксплуатация) космической техники

1. Использование (эксплуатация) космической техники (при условии государственной регистрации прав на нее) осуществляется ее собственником либо лицом, которому собственником или уполномоченным собственником лицом предоставлены в установленном законом порядке права на использование (эксплуатацию) космической техники».

Какие-то вопросы ещё остаются? Некая организация сама определяет основные линии развития техники, сама осуществляет государственный заказ, сама же его выполняет, сама же созданную ею технику использует, она же подтверждает её соответствие поставленным задачам! А собственник её только использует!

Можно представить себе такую же картину, скажем, в бытовой сфере. Человек заказал сшить себе костюм, — но только вот само ателье будет определять фасон, количество штанин, размещение пуговиц, порядок ношения. Потом само же подтвердит соответствие заказу и обоснует правильность его исполнения. И великодушно бросит: носи, мол, и радуйся!

Это же Райкин какой-то! То-то и представители ведомств, работающих с космическими аппаратами, поминают ту его миниатюру. И уже не спорят с «Роскосмосом» — всё по той же причине, что и артист:

«Их — сто, а я — один. И все стоят, как пуговицы, насмерть. И я сказал:
— Привет, ребята! Вы хорошо устроились!»

Хорошо устроился «Роскосмос»! А Россия? 

Так что можно сказать спасибо, что «Роскосмос» к «Союзу-У» гульфик не пришил и подтвердил соответствие. Было дело, Росгидромет жаловался: «Роскосмос» без нашего ведома упрощал наши технические задания. И теперь спутник наполовину работает, наполовину не работает, а они спокойно отчитались перед собой по своим обязательствам»…

Вот только по какому-то невероятному совпадению сам же «Роскосмос» сегодня признаёт: Россия перестала быть мировым лидером по количеству пусков космических ракет-носителей. Об этом во вторник, 29 ноября, заявил замглавы госкорпорации Александр Иванов: «В этом году впервые количество пусков будет меньше, чем у китайцев и американцев». Объяснение было роскошное, буквально райкинское: «По простой причине — мы в интересах Федеральной космической программы, в интересах создания орбитальных группировок прекратили запуск»…

Понимай, как знаешь, эту загадочную фразу. «Прекратили запуск» — это причина? Или следствие? Судя по тому, что дальше сказал Иванов, — второе: «У нас нет заказов ни от ФГУП „Космическая связь", ни от „Газпрома космических систем" на пуски в этом году и на следующий год».

Может быть, потому и не заказывают, что не доверяют? Может быть, опасаются, что снова посторонний предмет в двигателе обеспечит его «прогар»? Может быть, не заказывают потому, что хотят им нужные спутники на орбиту вывести, а не те, которые готов сделать и у себя же принять «Роскосмос»? Причём — как стало уже правилом — сделать позже, чем требуется, тем самым увеличив стоимость заказа.

А есть ещё одно обстоятельство, о котором напоминают специалисты: сколь бы много ни было запусков, в общем объёме международного рынка космических услуг в 300−400 миллиардов долларов на услуги запуска приходится всего 2 процента! Остальные 98% занимают услуги по изготовлению для заказчика космических аппаратов. И в этом секторе, как правильно сказал один из знающих дело экспертов, «Россия занимает долю, близкую к статистической погрешности».

А теперь ещё и в роли простого «космического извозчика» Россия не просто уступает свои позиции, но уступает их с грохотом…

С грохотом обломков корабля снабжения для Международной космической станции.

Не слишком ли хорошо устроился наш «Роскосмос»?
Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  27.03.2017
Ижевский электромеханический завод «Купол» впервые поставил полковой комплект ЗРК малой дальности 9К331М «Тор-М2» для оснащения 538-го зенитного ракетного полка 4-й гвардейской Кантемировской танковой дивизии Западного военного округа. Об этом сообщил в ходе Единого дня военной приемки командир полка Константин Демидов.
Мировой ВПК  27.03.2017
Ракетный крейсер «Украина» был построен в последние годы советской власти, в 1984–1990 годах. Разработка корабля (который первоначально назывался «Комсомолец», а в 1985–1993 – «Адмирал флота Лобов») велась в ленинградском Северном конструкторском бюро, собственно строительство – на николаевском судостроительном. Крейсер относится к проекту 1164 «Атлант» – классу кораблей, занимающему промежуточное положение между тяжелыми атомными крейсерами типа «Киров» и эсминцами типа «Современный». В основные задачи таких крейсеров в том числе входит уничтожение надводных кораблей противника вплоть до авианосцев, борьба с подлодками, решение задач коллективной ПВО, поддержка десантов и т.д.
Геополитика  23.03.2017
Китай продолжает очередную масштабную реформу Народно-освободительной армии (НОАК). Вслед за реорганизацией органов центрального военного управления объявлено очередное сокращение численности НОАК. Китайцы опять режут Сухопутные войска (СВ). И опять в пользу флотской компоненты, а также ВВС. Столь последовательная и долгосрочная политика ясно показывает приоритеты Китая в направлении своего военного развития и выбора противников.
Мировой ВПК  21.03.2017
Генеральный конструктор, вице-президент по инновациям Объединенной самолетостроительной корпорации (ОСК) Сергей Коротков сообщил о том, что корпорация проводит работы по созданию перехватчика нового поколения МиГ-41, который должен прийти на смену МиГ-31. Причем самолет разрабатывают не только конструкторы РСК «МиГ», но и специалисты других компаний, входящих в состав РСК.
Конфликты  23.03.2017
«На границе тучи ходят хмуро…» — это сегодня про израильский Север. Про тучи, которые следует развеять, а заодно и вызванный ими туман, про назревающую грозу на северной границе. Напряжение там, ставшее очевидным после обмена ударами между Израилем и Сирией в конце прошлой недели, — не локальное кратковременное обострение ситуации, а отражение новой реальности, которая определит будущее региона в ближайшей перспективе.
Конфликты  22.03.2017
Израиль пообещал продолжить авиаудары по оружейным конвоям «Хезболлы» в Сирии. Атаки будут продолжаться в случае «возможности с разведывательной и военной точек зрения», - подчеркнул премьер- министр страны Биньямин Нетаньяху. Он отметил, что проинформировал президента России Владимира Путина о своих намерениях. Кроме того, израильский премьер опроверг сообщения о том, что Россия настаивает на прекращении Израилем военных операций на сирийской территории. «У России имеется выработанная политика (по отношению к позиции Израиля на Ближнем Востоке), и она не изменилась», - цитирует заявление Нетаньяху израильское издание The Jerusalem Post.
Конфликты  22.03.2017
Швейцарский военный ресурс «Offiziere.ch» опубликовал статью канадского военного эксперта Пола Прайса «Strategic Spillover: The Emirates in Africa» («Стратегическая экспансия Эмиратов в Африке»). Автор, ранее работавший в аналитических структурах НАТО и ОБСЭ, комментирует создание Объединенными Арабскими Эмиратами двух военных баз на территории Африки.