08.11.2014, 01:20
Пятое поколение на двоих
Пятое поколение на двоихМеждународная военная политика
Франция и Британия объявили о планах создания новейшего истребителя.

Западная Европа решила не оставаться в стороне от разработки одного из самых важных видов оружия будущего – истребителя пятого поколения. Франция и Великобритания заявили о совместных планах по проектированию машины. Техническая возможность у обеих стран для этого есть – и у каждой из сторон есть свои резоны для создания такого альянса.

Вслед за США, Россией и Китаем истребитель пятого поколения намерены создать Великобритания и Франция. Об этом объявила британская оборонно-промышленная группа BAE Systems, анонсировав совместную работу с французской Dassault Aviation по разработке истребителя пятого поколения Future Combat Air System (FCAS). На начало работы стороны выделяют 120 млн евро. Создание машины, по мнению специалистов, должно гарантировать Лондону и Парижу не только военно-техническую независимость от Вашингтона, но и долю мирового рынка авиационной техники следующего поколения. До последнего времени о подобных работах во Франции не было и речи. 


Гонка технологий

Американский истребитель пятого поколения F-22 Raptor уже активно эксплуатируется ВВС США. В настоящий момент он даже принимает участие в операции коалиционных войск против армии «Исламского государства» в Ираке. Его главный конкурент – российский ПАК ФА (Т-50) – активно проходит цикл испытаний и с 2016 года, как ожидается, начнет массово поступать в войска. Не отстает и Китай со своим J-20 (главная иллюстрация). И, хотя эту машину называют клоном американского легкого истребителя пятого поколения F-35 Lightning, тяжелого F-22 Raptor и сразу двух российских машин (Т-50 и не пошедшего в серию МиГ 1.42), «китаец» – очень серьезный конкурент.

На пятое поколение замахнулись и куда мене маститые в военном авиапроме, но не менее амбициозные страны. Например, Япония с Mitsubishi ATD-X Shinshin или Индонезия, представившая на проходящей в Джакарте выставке вооружений и военной техники IndoDefence совместный с Южной Кореей проект истребителя IF-X Block I. Пусть и с натяжкой, но его можно также назвать самолетом пятого поколения, особенно если страны договорятся о развитии проекта и создании IF-X Block II.

Замахнувшаяся на столь масштабный проект компания Dassault Aviation производит истребители Rafale, которые в «Сухом» называют «хорошей машиной». Rafale уникален тем, что заменяет в вооруженных силах Франции сразу семь типов боевых самолетов: истребитель-бомбардировщик Jaguar, палубный штурмовик Super-Etendard, палубный истребитель Crusader, тактический истребитель Mirage F1, перехватчик Mirage 2000С, ударный самолет Mirage 2000N/D, евростратегический атомный бомбардировщик и разведчик Mirage IV. В перспективе Rafale первым из всех европейских истребителей получит и радар с активной фазированной антенной решеткой. Это вплотную приблизит его к истребителям пятого поколения. Впрочем, на этом серьезные достоинства французской машины заканчиваются. Rafale очень специфичен и дорог в обслуживании, требователен к местам базирования. Из-за этого Dassault Aviation не смогла продать его никому, кроме французских военных – за единственным исключением. Знаменитый контракт с Индией, где Rafale обошел российский Миг-35, может быть расторгнут: Париж отказался предоставить Дели технологии производства Rafale, что предусматривалось соглашением. 



Локально-стратегический атомный бомбардировщик Mirage IV


«Франция действительно в состоянии создать истребитель пятого поколения, – высказал свое мнение редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. – Для Парижа это дело чести, если хотите, демонстрация технологической и военной независимости от США. Вашингтон буквально выкручивает руки своим союзникам, продвигая свой легкий истребитель пятого поколения F-35 Lightning».


Сложности конкуренции

«Мне кажется, что франко-британский альянс нежизнеспособен, – высказал свое мнение глава Центра АСТ Руслан Пухов. – Есть много примеров создания совместных предприятий в области разработки военной техники, но все они умирали. Например, французы планировали вместе с немцами создать основной европейский танк. В итоге Франция сконцентрировалась на «Леклерке», а Германия – на своем «Леопарде».

В случае с FCAS речь может идти скорее о политическом, чем техническом альянсе. У Парижа нет средств на самостоятельную разработку истребителя пятого поколения. К примеру, создание и производство F-22 обошлись США в $74 млрд. В то же время бремя расходов можно снизить, пригласив партнеров. Например, британскую Rolls-Royce, которая вместе с американской General Electric получила контракт Пентагона на создание альтернативного двигателя для F-35. На проект планировалось потратить не менее $2,47 млрд. Однако в последний момент американские военные решили ограничиться только одним двигателем F135 компании Pratt & Witney.

Заключая альянс, по всей видимости, французская сторона рассчитывает, что у Rolls-Royce есть наработки перспективного двигателя для FCAS. А это может сократить расходы на всю программу разработки перспективного истребителя вдвое.



Европейский истребитель Eurofighter Typhoon (ВВС Саудовской Аравии)


Впрочем, Пухов напоминает, что в Европе уже существует оборонный альянс, занятый производством одного из конкурентов Rafale – истребителя Eurofighter Typhoon. Самолет разрабатывался и производится фирмой Eurofighter GmbH, созданной в 1986 году консорциумом итальянской Alenia Aeronautica, британской BAE Systems и европейской EADS. Самолет поставлен на вооружение ВВС Германии, Италии, Испании и Великобритании. Кроме того, Австрия заказала 15 истребителей Typhoon, Саудовская Аравия подписала контракт стоимостью 4,43 миллиарда фунтов стерлингов на поставку 72 самолетов. Забавно, но именно Rafale и истребитель Eurofighter Typhoon вышли в финал тендера индийского MMRCA на поставку 126 многофункциональных средних истребителей для ВВС Индии. Dassault Aviation должен заработать $10,4 млрд. Позволят ли конкуренты развернуться французам и в этот раз – большой вопрос. 


Борьба поколений

Вступление Франции в гонку технологий пятого поколения – это еще и желание не упустить авиационный рынок. F-22, Т-50 не станут массовым товаром. Цена одного Raptor колеблется в районе $140 млн, российская машина будет не намного дешевле. Индия планирует закупать ПАК ФА по цене $100 млн за самолет. 



ПАК ФА - отечественный истребитель 5-го поколения


Поэтому на первый план выйдут такие истребители, как F-35 Lightning – и, возможно, как раз новый французско-британский истребитель. По американским прогнозам, рынок легких истребителей пятого поколения оценивается в 2,5 тыс. машин, что действительно делает создание FCAS экономически перспективным.

Но главная проблема в том, что конкурировать французам придется не с американцами и русскими, а с целой армией молодых авиационных держав, строящих собственные легкие истребители пятого поколения: Китаем, Японией, Индонезией и Южной Кореей. Уже понятно, что китайские и индонезийские машины для ряда покупателей Африки и Ближнего Востока окажутся доступней французских.

На недавней выставке в Чжухае Пекин уже анонсировал свой ответ F-35 – боевой самолет следующего поколения J-31 и «Проект 310». По словам представителей авиастроительной компании AVIC, его разрабатывают «не для поставок на зарубежные рынки и конкуренции с F-35, а для ВВС КНР». Но верится в это с трудом. В последние годы Китай стал одним из главных игроков на оружейном рынке стран третьего мира – например, в Бангладеш, Ливане, Иране, Малайзии, Марокко, Нигерии, Шри-Ланке и Алжире – где успешно теснит не только западные компании, но и российские. Это значит, что будущий FCAS, скорее всего, останется не более чем личным достижением Франции в технологической гонке авиационных поколений.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  07.12.2016
Слова президента Казахстана о колониальном прошлом страны вызвали бурную реакцию в России и были расценены как антироссийские. Безусловно являясь таковыми по сути, они отражают крайнюю сложность ситуации, в которой оказался и Назарбаев, и его молодое государство. Как Россия должна относиться к подобным высказываниям?
Мировой ВПК  06.12.2016
Как можно было потерять за короткий срок два самолета из авиакрыла «Адмирала Кузнецова», да еще и по схожей причине — порвавшихся тросов авиафинишера? Defence.ru разбирается вместе с обозревателем Lenta.ru Ильей Крамником.
Мировой ВПК  06.12.2016
Телеканал «Звезда» показал кадры взлета и посадки на палубу тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» нового ударного вертолета морского базирования Ка-52К «Катран». При этом крылатая машина была охарактеризована как вертолет нового поколения. Хоть он и является модификацией сухопутной версии Ка-52 «Аллигатор».
Геополитика  06.12.2016
СМИ Польши и стран Балтии буквально соревнуются в «страшилках» о неизбежности войны с РФ. Военные специалисты из США даже указали полякам и литовцам на возможное место начала конфликта – это так называемый Сувалкский коридор в Калининградской области. И тут стоит учитывать, что суверенитет России над этими землями до сих пор подвергают сомнению.
Конфликты  07.12.2016
Банды боевиков полностью выбиты из старых кварталов Алеппо. «Противник разгромлен и бежит в южные кварталы», – сообщают сирийские военные. По их словам, освобождение восточного Алеппо будет завершено к концу недели. Помощь армии Сирии оказывают российские военные советники, одним из которых был погибший командир 5-й гвардейской танковой бригады полковник Руслан Галицкий. «Танкист мог вести управление сухопутным боем», – предполагает бывший замглавкома сухопутных войск России генерал-лейтенант Сергей Скоков.
Конфликты  07.12.2016
В конце ноября абсолютно незаметно для широкой общественности состоялся весьма примечательный, как теперь выясняется, визит иностранного гостя в Москву. Не особо афишируя свои намерения, в Россию приезжал главнокомандующий ливийской армией фельдмаршал Халифа Хафтар. Его принимали в наших МИД, Минобороны и в Совете Безопасности. Высокий гость уехал, и вдруг выяснилось, что в нашей столице фельдмаршал обсуждал чрезвычайно чувствительные не только для России темы.
Конфликты  06.12.2016
Сирийский постпред при ООН Башар Джаафари назвал три западные страны, присутствующие в Совбезе, «тремя мушкетерами, защищающими терроризм». Так представитель Дамаска отреагировал на «мирную» инициативу Запада по Алеппо, которую удалось заблокировать усилиями Москвы и Пекина. При этом китайский постпред призвал Британию «не отравлять атмосферу» в Совбезе. Что не устроило Россию и Китай в проекте резолюции?