20.05.2015, 10:19
Пилот Су-27 по ошибке сбил не один, а два F-15
Пилот Су-27 по ошибке сбил не один, а два F-15Международная военная политика
Сравнение боевых характеристик двух лучших истребителей четвертого поколения.

20 мая 1977 года Герой Советского Союза В.С.Ильюшин – летчик-испытатель ОКБ П.О.Сухого – совершил первый полет на опытном самолете Т-10-1. В результате дальнейших доводок конструкции на свет появился первый отечественный истребитель 4-го поколения Су-27. По своим боевым возможностям он оказался более эффективен, чем его американский аналог F-15. Именно эта машина месяц назад перехватила над Балтийским морем американский разведчик RC-135U, направлявшийся к российской границе. 


Уроки Вьетнамской войны

К созданию истребителя 4-го поколения американцы приступили раньше. Низкая эффективность во Вьетнамской войне истребителя-бомбардировщика F-4 Phantom II их сильно удручила. Несмотря на мощное ракетное вооружение, он подчистую проигрывал более маневренным советским МиГ-19 и МиГ-21. Из-за низкой точности ракет (10,4% попаданий) в ходе войны «Фантомы» экстренно довооружили пушками.

Прорыв по части маневренности и точности огня было решено совершить на истребителе F-15 Eagle, право на создание которого выиграла та же самая компания McDonnell Douglas, разработавшая и «Фантомы». F-15 начал поступать в ВВС США уже в 1976 году. То есть за год до того, как в воздух поднялся первый прототип Су-27.

Надо сказать, что ОКБ Сухого первоначально «отлынивало» от получения заказа, ссылаясь на то, что из-за отставания СССР по части электроники будет крайне сложно реализовать весогабаритные требования.

В ходе конкурса на проектирование первого истребителя 4-го поколения проект ОКБ Яковлева был отвергнут. ОКБ Туполева к конкурсу не привлекалось. ОКБ Микояна предложило вариант легкого истребителя 4-го поколения, каковым стал МиГ-29. ОКБ Сухого, как вспоминают конструкторы, в результате «выкручивания рук», занялось тяжелым истребителем.


Стремление к совершенству

К созданию первого прототипа ОКБ Сухого приступило в 1972 году. То есть вдогонку за компанией McDonnell Douglas, которая летом того же года уже начала облет своего первого прототипа. А спустя два года General Dynamics подняла в воздух еще один истребитель 4-го поколения - F-16 Fighting Falcon. Но это был легкий истребитель. Он стал самым массовым в мире для своего поколения – произведено 4500 самолетов. Но при этом и он по маневренности уступает тяжелому Су-27.

Надо сказать, что F-15 был разработан быстрее, чем Су-27. Начав проект в 1969 году, компания McDonnell Douglas начала поставлять истребитель в строевые части в 1976 году. У ОКБ Сухого на полный цикл ушло 10 лет – в ВВС СССР Су-27 начали поступать в 1982 году.

Но «лишние» 3 года были потрачены не впустую. Конструкторы создали 6 различных прототипов, в которых последовательно приближались к «пределу конструктивных и эксплуатационных возможностей». И лишь седьмой был запущен в серию.

В результате аэродинамика планера получилась столь высокой, что с минимальными отклонениями она была использована в последующих истребителях – Су-30, Су-33, Су-34. Идеи, заложенные в Су-27, также использованы в Су-35 - истребителе поколения 4++ с изменяющимся вектором тяги двигателя.

В Су-27 был внедрен ряд конструкторских решений, резко улучшивших эксплуатационные характеристики самолета. За счет большого разнесения двигателей повысилась живучесть: в случае попадания ракеты в один из двигателей второй остается работоспособным. Снабженный вычислителем ограничитель предельных режимов не позволяет пилоту совершать маневры с превышением допустимых углов атаки и перегрузки. В случае потери пилотом ориентации автоматика приводит полет к горизонтальному из любого положения самолета.

Система управления огнем, как и положено для машин 4-го поколения, многоканальная и автоматизированная. Бортовая РЛС Н001 способна обнаруживать воздушные и наземные цели в условиях активных помех. Истребитель в передней полусфере засекается на расстоянии 80-100 км, в задней – 30-40 км. Диапазон высотного определения воздушных целей - от 50 м до 27 км. Радиолокационный комплекс одновременно сопровождает 10 целей и обеспечивает перехват двух, представляющих максимальную угрозу.

В систему управления вооружением также входят оптико-электронная прицельная система и оптико-локационная станция. А также нашлемная система целеуказания. Она до 2000 года существенно превосходила американскую. В шлем пилота F-15 был встроен 400-граммовый гироскоп, что при перегрузках было тяжелым испытанием для летчиков. В связи с чем штатными шлемами американцы предпочитали не пользоваться, довольствуясь индикатором на стекле кабины. Лишь в новом веке конструкторы довели шлем до приемлемых кондиций.


Встреча на Лэнгли

Дальность действия у Су-27 значительно выше, чем у американца. Это отставание американские конструкторы попытались решить за счет подвесных баков (у Су-27 их нет). Однако в этом случае приходится брать меньше ракет.

При сравнении РЛС отдать предпочтение одному из самолетов непросто. Системы примерно равны по возможностям: как по дальности обнаружения, так и по количеству обнаруживаемых и атакуемых целей. Однако наличие у Су-27 оптико-электронной системы (у «американца» ее нет) делает его сильнее в ближнем бою, когда нельзя использовать РЛС.

Неожиданно, несмотря на нашу худшую элементную базу, оказались равными по производительности и бортовые компьютеры. И память у них равная. Но наш компьютер более эффективно решает задачи управления самолетом и огнем. Это объясняется тем, что программисты у нас всегда были высокого уровня.

Что же касается маневренности, то первые модификации Су-27 имели бОльшую нагрузку на крыло. Но впоследствии F-15 утяжелили, и эти характеристики сравнялись. И показатели маневренности (как вертикальной, так и горизонтальной) на дозвуковой скорости у «Сухого» выше на 25-30%. По мере возрастания скорости преимущество уменьшается, однако не до нуля.

Существует множество специальных параметров, характеризующих маневренность самолета: располагаемая и допустимая перегрузка (продольная и поперечная), угловая скорость форсированного разворота, угловая скорость установившегося разворота, располагаемое продольное ускорение, энергетическая скороподъемность и т.д. Они вычисляются на основании теоретических и эмпирических данных. Строятся таблицы и диаграммы, при помощи которых сравнивают возможности разных самолетов. Однако объективная картина может быть получена в результате воздушных боев.

Но прямых боевых столкновений двух лучших истребителей четвертого поколения не было. Известно лишь, что во время эфиопо-эритрейской войны эфиопские Су-27 сбили три эритрейских МиГ-29.

Однако однажды произошло демонстрационное сражение. В августе 1992 года летчики Липецкого центра боевого применения и переучивания летного состава ВВС России прилетели на Су-27УБ по приглашению американцев на авиабазу Лэнгли (шт. Вирджиния). Майор Е.Карабасов предложил провести учебный бой между Су-27 и F-15 в присутствии зрителей. Однако американцы, знакомые с советской машиной по видеороликам, предложили упростить испытание и провести его вдали от посторонних глаз. В 200 километрах от берега было решено провести «совместное маневрирование». По предложенному сценарию вначале F-15D должен был уйти от преследования Су-27УБ, затем самолетам следовало поменяться местами, и уже «Сухой» должен был уйти от погони «Игл». В передней кабине Су-27УБ находился Е.Карабасов, в задней - американский летчик. Для наблюдения за ходом поединка вылетел F-15C. 




F-15 попытался оторваться от Су-27 на полном форсаже. Однако Карабасов прочно повис на хвосте, используя режим минимального форсажа и максимальной бесфорсажной тяги. После того, как самолеты поменялись местами, Карабасов врубил полный форсаж и стал уходить от F-15D с энергичным разворотом и набором высоты. «Игл» сразу же отстал. Совершив разворот, Су-27УБ вышел в хвост F-15, однако российский летчик ошибся и «сбил» не F-15D, а летевший сзади наблюдатель F-15C. Осознав ошибку, он вскоре поймал в прицел двухместный F-15D. Все дальнейшие попытки американского пилота избавиться от преследования ни к чему не привели. На этом воздушный бой закончился.

Необходимо сказать, что наш учебный самолет с легкостью расправился не только с учебным F-15D, но и с боевым истребителем F-15C, уступая ему по ряду показателей (например, по скорости у земли и на высоте). Все решила прекрасная маневренность. Так, например, «американец» не способен выполнить «кобру Пугачева». Глядя на этот маневр, американские пилоты удивляются: почему самолет не разваливается в воздухе.


ЛТХ Су-27 и F-15

Длина: 21,9 м – 19,4 м
Высота: 5,9 м – 5,6 м
Размах крыла: 14,7 м – 13,05 м
Площадь крыла: 62 кв.м. – 56,5 кв.м.
Угол стреловидности: 42 град. – 45 град.

Масса пустого: 16870 кг – 12700 кг
Максимальная взлетная масса: 33000 кг – 30800 кг

Бесфорсажная тяга двигателей: 2х7600 кгс – 2х6655 кгс
Тяга на форсаже: 2х12500 кгс – 2х11335 кгс
Максимальная скорость у земли: 1400 км/ч – 1450 км/ч
Максимальная скорость на высоте: 2500 км/ч – 2450 км/ч
Скорость сваливания: 200 км/ч – 230 км/ч
Скороподъемность: 300 м/с – 254 м/с

Минимальный радиус виража: 450 м – н/д
Практическая дальность без ПТБ: 2400 км – 1500 км

Пушечное вооружение: 1 пушка 30 мм – 6-ствольная пушка 20-мм
Узлы подвески ракет: 10 – 8
Боевая нагрузка: 8000 кг – 5500 кг. 



Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  14.07.2017
Мощные и дорогие корабли Королевского флота могут быть повреждены или разрушены сравнительно дешевыми ракетами, например, российского или иранского производства, пишет британское издание Daily Mail. Поэтому Великобритании стоит переключиться на разработку оборонительных мощностей кораблей, чтобы они не уступали наступательным.
Мировой ВПК  14.07.2017
С американским истребителем F-35 происходят удивительные трансформации. Нет, лучше он не становится. Самолет, который в ограниченном количестве находится в опытной эксплуатации, еще неизвестно когда доведут до ума. То есть до того уровня, который обещан корпорацией Lоckheed Martin как Пентагону, так и целому ряду стран, входящих в НАТО. Журнал National Interest в пространной статье рассказывает о модернизации пока еще как следует не вставшего «на крыло» многоцелевого истребителя пятого поколения.
Мировой ВПК  13.07.2017
После того как американские эсминцы разбомбили сирийскую авиабазу «Томагавками» — крылатыми ракетами, умеющими скрытно, на малой высоте подбираться к цели, оживились дискуссии о средствах противодействия этому коварному оружию. Среди таких средств особое место занимает МиГ-31, один из самых интересных боевых самолетов, созданных в нашей стране.
Мировой ВПК  07.07.2017
«Вестник Мордовии» на днях сообщил о том, что в Сирии танки Т-72Б3 впервые использовали танковые управляемые ракеты комплекса 9К119М «Рефрекс-М», которые по классификации НАТО имеют обозначение АТ-11 «Снайпер». «Рефлекс-М» и его предшествующую модификацию — 9К119 «Рефлекс» — принято называть противотанковым ракетным комплексом (ПТРК). Однако это не в полной мере отражает реальность", поскольку комплекс способен поражать не только танки, но и вертолеты, другие низколетящие цели, инженерные сооружения, уничтожать живую силу противника.
Конфликты  04.07.2017
На Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге тульское НПО «Сплав» представило модернизированные противолодочные ракеты для комплекса РПК-8 «Запад». Ракеты, получившие индекс 90Р1, уже запущены в серийное производство и начинают поступать на боевые корабли ВМФ России.
Конфликты  04.07.2017
Риски прямого военного конфликта России и США на сирийской территории неумолимо возрастают, прогнозируют западные аналитики. Все плотнее «увязают» в сирийской пустыне и другие державы — Иран, Турция, Израиль, которые мечтают безраздельно властвовать на этой территории. У кого из генералов первым не выдержат нервы, чтобы отдать приказ на атаку вчерашних союзников?
Конфликты  04.07.2017
Интернет звенит о том, какой может быть конфронтация между РФ и США. Внесу свой вклад и я. Диспозиция глазами Stratfor и иже с ними: хоть у России в Сирии и имеются ракетные системы класса «земля-воздух» и юркие истребители, все это неспособно выстоять в короткой и жестокой войне против США.