20.11.2014, 15:56
Первый в мире летающий авианосец
Первый в мире летающий авианосецМеждународная военная политика
Малоизвестные факты об удивительном советском самолете.

20 ноября 1935 года лётчик-испытатель Петр Стефановский в рамках проекта «Звено», впервые в мире поднял в воздух тяжёлый бомбардировщик ТБ-3 с пятью закреплёнными на нём истребителями. Созданный по этому проекту комплекс «Звено-СПБ» участвовал в Великой Отечественной войне.


Пилоты Вахмистров и Чкалов

Автор проекта «Звено» - талантливейший советский авиаконструктор Владимир Вахмистров – в начале 30-х решал сложнейшую задачу, над которой бились без преувеличения все армии мира. Как увеличить продолжительность полета истребителей? Самое простое – повысить объем горючего на борту. Но из-за этого неизбежно теряешь в маневренности, превращаясь в прекрасную мишень для зениток и самолетов противника.

Идея инженера высшей квалификации Владимира Вахмистрова заключалась в совместном полете сразу нескольких самолетов, которые на этой стадии использовали бы горючее из баков тяжелого бомбардировщика. Вахмистров предложил закрепить истребители И-4 на плоскостях бомбардировщика ТБ-1. В совместном полете работают двигатели всех самолетов, а долетев до места назначения, истребители отсоединяются от «извозчика» и переходят на автономное питание от своих полных баков. Выполнив боевую задачу, истребители самостоятельно возвращаются на базу. При этом дальность полетов увеличивалась минимум вдвое.

Так возникла идея звена. В зарубежном авиастроении ничего подобного до Вахмистрова не было. Интересно, что для самого первого полета самолета-звена ТБ-1 экипаж подобрали уникальный. Достаточно сказать, что один из истребителей пилотировал Валерий Чкалов. Вторым пилотом на ТБ-1 был сам Вахмистров.

Полет состоялся в декабре 1931 года. Нельзя сказать, что всё прошло как по маслу (были сложности с отцеплением хвоста истребителя, который пилотировал Чкалов), но в целом идея доказала свое право на жизнь.


Авиационный «букет»

Возможности для реализации проекта Вахмистрова возросли, когда на вооружение поступил четырехмоторный бомбардировщик ТБ-3. Авиаконструктор объединил вместе уже четыре самолета. Причем во время испытаний летчик Петр Стефановский отмечал необыкновенную мягкость управления, словно он летел на одном ТБ-3.

Первый полет «Звена-7», состоявшийся 20 ноября 1935 года, был снят на фотокамеру, причем в воздухе. Стефановский вспоминал с улыбкой, что многие его знакомые, видевшие в его рабочем кабинете снимок, где ТБ-3 «везет» пять истребителей, восхищались – какой мастерский фотомонтаж. Действительно – вообразить, что такое возможно, в то время было трудно. Но в летной книжке пилота записано следующее: «20. XI 1935 г. Первый полет «Звена-7» (ТБ-3 + 2 И-16 + 2 И-5+«Зет»)».

Стефановский называл изображенное на фотографии «букетом» или воздушной кучей малой. Два истребителя И-16 были подвешены под плоскостями бомбардировщика, два И-5 разместились сверху. В воздухе под шасси ТБ-3 подцепился самолет «Зет».

Стефановский вспоминает, что разбег у этой конструкции получился длинноватым. Собралось много зрителей. Авиаматка делает несколько кругов над аэродромом, а потом, по команде главного пилота, пять истребителей разом «отстыковались»…

К удивлению самого Петра Стефановского, идеи Вахмистрова, который уже строил планы по размещению на ТБ-3 семи истребителей, не получили поддержки в Наркомате обороны.


Участие в боевых действиях

Сам по себе бомбардировщик ТБ-3 морально устарел уже к середине 30-х. Несмотря на это он довольно часто использовался в зонах локальных конфликтов. В боях на Халхин-Голе ТБ-3 совершили более пятисот боевых вылетов. Но чаще бомбардировщик использовался как транспортное средство. В 1938 году именно с ТБ-3 разбросали агитационные листовки над Японией.

Не считая тех самолетов ТБ-3, которые находились в подчинении ВМФ, на начало Великой Отечественной войны насчитывалось более пятисот бомбардировщиков. Неповоротливые и потому очень уязвимые ТБ-3 были незаменимы для ночных бомбежек. Невысокая скорость самолетов увеличивала точность бомбометания. Бывало, что за ночь один и тот же экипаж совершал три вылета. А вот днем бомбардировщики становились легкой добычей истребителей противника. Трагический эпизод, связанный с гибелью группы ТБ-3, вылетевших без прикрытия, есть в романе Константина Симонова «Живые и мертвые».

В сущности, ТБ-3 в качестве бомбардировщиков, грузовых или десантных самолетов были задействованы почти во всех главных сражениях 1941-1943 годов. Однако использовались ТБ-3 и в рамках проекта «Звено». Особенно в самом начале войны. В июле и августе два ТБ-3 с четырьмя истребителями на борту успешно бомбили нефтеочистительный завод Констанцы, мост через Дунай, переправу через Днепр. При том, что в первые дни войны авиации СССР был нанесен страшный урон, полеты «Звеньев» Вахмистрова несколько месяцев обходились без потерь.

Технические характеристики самолета ТБ-3

Длина – 24,4 м

Размах крыла – 39,5 м

Площадь крыла – 230,0 м²

Масса пустого – 10967 кг

Максимальная взлётная масса – 19500 кг

Объём топливных баков – 7960 л

Воздушный винт – двухлопастной, деревянный ЦАГИ

Диаметр винта – 3,5 м

Максимальная скорость – 177 км/ч на высоте 3000 м, у земли – 197 км/ч

Практическая дальность – 1350 км

Практический потолок – 3800 м

Длина разбега – 170-200 м

Вооружение стрелково-пушечное: 4-8 × 7,62 мм пулемёта ДА

Бомбы в бомбоотсеке: 28 × 50 кг или 82 кг или 100 кг бомб

под крылом: 4 × 250 кг или 500 кг или 1000 кг бомбы.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  14.07.2017
Мощные и дорогие корабли Королевского флота могут быть повреждены или разрушены сравнительно дешевыми ракетами, например, российского или иранского производства, пишет британское издание Daily Mail. Поэтому Великобритании стоит переключиться на разработку оборонительных мощностей кораблей, чтобы они не уступали наступательным.
Мировой ВПК  14.07.2017
С американским истребителем F-35 происходят удивительные трансформации. Нет, лучше он не становится. Самолет, который в ограниченном количестве находится в опытной эксплуатации, еще неизвестно когда доведут до ума. То есть до того уровня, который обещан корпорацией Lоckheed Martin как Пентагону, так и целому ряду стран, входящих в НАТО. Журнал National Interest в пространной статье рассказывает о модернизации пока еще как следует не вставшего «на крыло» многоцелевого истребителя пятого поколения.
Мировой ВПК  13.07.2017
После того как американские эсминцы разбомбили сирийскую авиабазу «Томагавками» — крылатыми ракетами, умеющими скрытно, на малой высоте подбираться к цели, оживились дискуссии о средствах противодействия этому коварному оружию. Среди таких средств особое место занимает МиГ-31, один из самых интересных боевых самолетов, созданных в нашей стране.
Мировой ВПК  07.07.2017
«Вестник Мордовии» на днях сообщил о том, что в Сирии танки Т-72Б3 впервые использовали танковые управляемые ракеты комплекса 9К119М «Рефрекс-М», которые по классификации НАТО имеют обозначение АТ-11 «Снайпер». «Рефлекс-М» и его предшествующую модификацию — 9К119 «Рефлекс» — принято называть противотанковым ракетным комплексом (ПТРК). Однако это не в полной мере отражает реальность", поскольку комплекс способен поражать не только танки, но и вертолеты, другие низколетящие цели, инженерные сооружения, уничтожать живую силу противника.
Конфликты  04.07.2017
На Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге тульское НПО «Сплав» представило модернизированные противолодочные ракеты для комплекса РПК-8 «Запад». Ракеты, получившие индекс 90Р1, уже запущены в серийное производство и начинают поступать на боевые корабли ВМФ России.
Конфликты  04.07.2017
Риски прямого военного конфликта России и США на сирийской территории неумолимо возрастают, прогнозируют западные аналитики. Все плотнее «увязают» в сирийской пустыне и другие державы — Иран, Турция, Израиль, которые мечтают безраздельно властвовать на этой территории. У кого из генералов первым не выдержат нервы, чтобы отдать приказ на атаку вчерашних союзников?
Конфликты  04.07.2017
Интернет звенит о том, какой может быть конфронтация между РФ и США. Внесу свой вклад и я. Диспозиция глазами Stratfor и иже с ними: хоть у России в Сирии и имеются ракетные системы класса «земля-воздух» и юркие истребители, все это неспособно выстоять в короткой и жестокой войне против США.