16.02.2015, 19:57
Первое донбасское предупреждение
Первое донбасское предупреждениеМеждународная военная политика
Вступление Украины в НАТО или другой военный блок станет поводом для разрыва Минских соглашений.

Полномочные представители Донецкой и Луганской народных республик в контактной группе Денис Пушилин и Владислав Дейнего назвали возвращение Украины к внеблоковому статусу одним из условий выполнения Минских соглашений. «Любое поползновение Киева в сторону НАТО или какого-либо иного антироссийского военного союза неприемлемо для нас», — заявили Пушилин и Дейнего 16 декабря, добавив, что в этом случае взаимодействие ДНР и ЛНР с Киевом будет немедленно прервано, а Минские договоренности на Донбассе будут считаться «ничтожными»

Напомним, что законопроект об отказе Украины от осуществления политики внеблоковости был подписан Петром Порошенко после одобрения парламента 28 декабря 2014 года. Как сказано в пояснительной записке, внеблоковый статус «оказался неэффективным в контексте обеспечения безопасности государства от внешней агрессии и давления». В Москве к этому решению отнеслись негативно. Премьер-министр Дмитрий Медведев даже сказал, что подписывая этот указ Порошенко, фактически, направил «заявку на вступление в НАТО, превратив Украину в потенциального военного противника России».

Впрочем, большой вопрос, хотят ли в самом Североатлантическом альянсе видеть Украину в своих рядах. С одной стороны, США и некоторые «младоевропейцы» активно лоббируют вступление «незалежной» в альянс. Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг после ряда заявлений российских политиков отметил, что никто не может запретить Украине вступить в блок и никаких гарантий того, что страна не войдет в НАТО, Россия не получит. «Вступать в НАТО или не вступать — решение принадлежит только стране-кандидату. И организации», — сказал генсек.

С другой стороны, тот же Столтенберг подчеркнул, что это не значит, что процесс вступления Украины в Североатлантический альянс начнется уже завтра. По его словам, на приведение стандартов в соответствии с натовскими, у «незалежной» может уйти до шести лет.

Ряд европейских политиков также критично высказываются по поводу евроатлантических перспектив Киева. Министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер неоднократно говорил, что видит партнерские отношения Украины и НАТО, но не членство. Против вступления «незалежной» в альянс выступал и президент Франции Франсуа Олланд. Большинство западноевропейских стран признают, что такой шаг вызвал бы еще большее осложнение отношений с Россией.

Кроме того, по уставу в организацию, как правило, не принимают страны с нерешенными территориальными проблемами, а у Украины их сразу две – Донбасс и Крым, присоединение которого к России Киев не признает. Хотя при желании любые формальности можно обойти. Еще в августе 2014 директор информбюро НАТО в России Роберт Пшель заявил, что если страна не виновата в том, что у нее территориальные проблемы с соседями, ее могут принять в альянс.

Нужно отметить, что пункта о внеблоковом статусе Украины в Минских соглашениях не было. Да и речь о скором вступлении «незалежной» в блок, вроде бы, не идет. Как же понимать заявление Пушилина и Дейнего о возврате к внеблоковому статусу Украины?

- Это заявление следует расценивать, как заявку со стороны ДНР и ЛНР на некую международную политическую субъектность, — объясняет политолог, заместитель директора Национального института развития современной идеологии Игорь Шатров. — Можно считать, что политические силы республик уже сформировались – у них есть и руководство, и парламенты. Сложилось и внутреннее сознание этих сил. Они считают себя субъектами международного права, которые могут выступать с предложениями и вести независимую внешнюю политику.

Можно сказать, что это первое серьезное заявление народных республик не как участников внутреннего конфликта, а как независимых субъектов международного права. У них есть претензия на международное признание. Кстати, так как ДНР И ЛНР были признаны Южной Осетией (пусть она и сама частично признанное государство), у них даже есть какое-то право на такие заявления.

Это политическое заявление также свидетельствует о внешней политике, которую республики намерены проводить после разрешения конфликта. Они выступают за внеблоковый статус соседнего для них государства Украина.

— Может ли это повлиять на результаты Минска-2?

- Нельзя сказать, что именно это заявление может как-то повлиять на соглашения. Весь смысл договоренностей в Минске сводится к тому, что конфликт будет разрешен, но ДНР и ЛНР остаются частями Украины. Заявление по поводу НАТО говорит о том, что они таковыми себя не считают.

Но не думаю, что сейчас на этих заявлениях будут акцентировать внимание третьи стороны, в том числе Россия и Европа. Всерьез его никто не воспримет. Соответственно, не воспримет его и Украина, которая не считает ДНР и ЛНР независимыми субъектами. В лучшем случае Киев считает их сепаратистами, в худшем – террористами. Поэтому не стоит ждать заметной реакции от Украины, России и всего мирового сообщества на это заявление.

— Но в перспективе республики рассчитывают на международное признание?

- Заявка на это уже сделана. Набор таких действий и заявлений и формирует политическую субъектность. В одних случаях для ее реализации могут потребоваться десятки лет, в других — два-три года. Но если эти действия последовательны, они становятся фундаментом для будущей независимой политики и субъектности на международной политической арене. Но моментальных последствий такие заявления иметь не будут.

— Стоит ли вообще говорить о вступлении Украины в НАТО, ведь по уставу туда не могут принять страны с нерешенными территориальными вопросами?

- Наверное, ни один документ, написанный людьми, не может быть догмой. Любые корректировки возможны. Но что касается Украины, последние заявления Запада говорят о том, что о вступлении этой страны в НАТО в обозримой перспективе речи не идет. Может быть даже, этого не произойдет никогда. На самом деле Украине сейчас не столько нужно войти в НАТО, сколько получить поддержку со стороны альянса. Для этого не обязательно быть его членом. Достаточно заключить договор об особых отношениях, партнерстве, о чем и идет сегодня речь.

Я считаю, что страны НАТО, которые в большинстве своем представляют континентальную Европу, не горят желанием иметь в своем составе такую огромную страну с проблемами, как Украина. Они могут просто не переварить ее. Одно дело решать проблемы маленького балканского государства, а другое – огромной Украины. Поэтому не сомневаюсь, что в случае с Киевом эта оговорка о нерешенных территориальных вопросах будет использована.

Даже у Грузии больше шансов вступить в НАТО, чем у Украины. Грузия настолько мала, а интересы на Кавказе так велики, что НАТО может закрыть глаза на Южную Осетию и Абхазию. Но что касается Украины – получить такой клокочущий котел с беспорядками в составе НАТО никто не хочет.

Начальник сектора проблем региональной безопасности Центра евроатлантических и оборонных исследований РИСИ Сергей Ермаков считает, что заявление о внеблоковом статусе можно рассматривать, как предупреждение против поставок летальных вооружений Киеву странами НАТО.

- Минские договоренности, безусловно, важны. Все понимают, что нужно остановить конфликт. Вместе с тем, пока не решено главное – насколько украинское сторона будет выполнять прописанные в соглашении пункты. Это и предоставление автономии регионам, и отвод войск, и амнистия. Уже начинаются разные толкования Минских соглашений всеми сторонами. Это путь к их срыву.

Что касается комментария по поводу НАТО… Прием государства в НАТО – процесс долгий и пока что совсем не ясно, состоится ли он в случае Украины. Такие решение принимаются только на основе консенсуса, но в самом блоке нет единства по этому вопросу. Есть отдельные страны — США, Прибалтика, Польша — которые активно ратуют за вступление Украины. Но не факт, что они будут за это голосовать, потому что этот шаг вызовет серьезные последствия для всего блока. Если они примут Украину в свои ряды, им придется нести за нее полную ответственность, а этого-то в НАТО совсем не хотят. Вопрос вступления Украины в НАТО сегодня никак не связан с Минскими договоренностями. Мне кажется, это больше политические заявления.

Но, возможно, речь идет о другом. Это заявления можно рассматривать, как предостережение ополченцев отдельных стран-членов НАТО с тем, чтобы они подумали, прежде чем начинать поставки тяжелых вооружений Киеву. Если мы говорим о мирном процессе, то поставки летального оружия, причем немедленные, как-то с ним не вяжутся. Допускаю, что это предупреждение членам НАТО, которые выступают за продолжение войны.

— А такие заявления не будут использованы Западом, как еще один повод обвинить в чем-то Россию?

- Если говорить дипломатично, предмета разговора вообще нет. Украина в ближайшем будущем не вступает в НАТО. Какие-то заявления, даже со стороны официальных лиц Украины или чиновников НАТО будут носить спекулятивный характер. Решения о приеме в блок принимаются не так быстро. Если это протест против поставок вооружения, мне кажется, его нужно высказывать открыто и конкретно. Собственно, об этом сейчас и нужно вести речь.

Что касается обвинений в адрес России, они всегда были и будут со стороны отдельных стран Запада, которые сделали на это ставку. Переложить ответственность на российскую сторону – это для них очевидный ход в политической игре. Причем эти заявления всегда носят бездоказательный характер. Сколько мы слышали со стороны НАТО об имеющихся доказательствах «российской агрессии», которые подтверждаются только ссылками на интернет. Когда военный блок, который имеет огромные военные разведывательные возможности, ссылается на какие-то сетевые ресурсы, это, мягко говоря, несерьезно.

Заместитель директора Центра политической информации Алексей Панин полагает, что заявление постпредов народных республик рассчитано на внешних игроков.

- «Дополнять» Минские соглашения начал еще Петр Порошенко. Сразу после переговоров он заявил о скором освобождении Надежды Савченко, которого, судя по всему, не будет. Сейчас стороны продолжают это делать. В самих соглашениях нет ни слова о внеблоковом статусе Украины, в противном случае они вели бы переговоры не 16, а 116 часов и не факт, что о чем-то бы договорились.

Скорее всего, этот момент сейчас будет замят. Понятно, что никто не примет закон о внеблоковом статусе Украины, который только недавно был отменен. Но все, кому эта информация адресовалась, в том числе страны Европы и США, ее приняли к сведению. Если сейчас будет достигнута полная стабилизация, то вступление Украины в атлантический военный союз будет воспринято, как триггер для возобновления напряженности, вне зависимости от того, когда это произойдет – сегодня, завтра или через год.

Кроме того, увязывая требование о внеблоковом статусе Украины с Минскими соглашениями, ДНР и ЛНР демонстрируют, что независимо от того, как они будут называться киевскими властями и каким будет закон о расширении автономии и их полномочий, они считают себя долгосрочным проектом, который будет существовать долгие годы.

Категория: Геополитика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  21.03.2017
Генеральный конструктор, вице-президент по инновациям Объединенной самолетостроительной корпорации (ОСК) Сергей Коротков сообщил о том, что корпорация проводит работы по созданию перехватчика нового поколения МиГ-41, который должен прийти на смену МиГ-31. Причем самолет разрабатывают не только конструкторы РСК «МиГ», но и специалисты других компаний, входящих в состав РСК.
Геополитика  20.03.2017
8 марта 2017 года вице-председатель американского Объединенного комитета начальников штабов генерал Пол Селва в выступлении в комитете Палаты представителей Конгресса США впервые публично обвинил Россию в нарушении бессрочного Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД), заключенного в 1987 году президентом США Рональдом Рейганом и генеральным секретарем ЦК КПСС Михаилом Горбачевым. Селва объявил, что Россия поставила на вооружение крылатую ракету наземного базирования (в классификации НАТО — SSC-8), чем нарушила «дух и смысл» соглашения о контроле над вооружениями, сделав это с целью создать угрозу для НАТО.
Геополитика  20.03.2017
На сайте Стратегического командования США появилось сообщение о проведении учений под кодовым названием Global Lightning 2017. Мероприятие могло бы остаться рутинным, если бы не три любопытных новшества. Во-первых, в этот раз «молнию» встроили в глобальные учения Европейского командования ВС США Austere Challenge 2017, которые по сути являются командно-штабными учениями (КШУ) армий всего Североатлантического альянса. Во-вторых, как заявил глава U.S. Strategic Command генерал Джон Хиттен, они впервые за четверть века не ограничились компьютерным моделированием.
Мировой ВПК  20.03.2017
На ремонт авианесущего крейсера предполагается истратить не менее 65 млрд рублей. Но правоохранительные органы могут способствовать уменьшению этой суммы. Ремонт авианосца «Адмирал Кузнецов» может быть отложен до следующего года, сообщило агентство «Интерфакс» со ссылкой на информированный источник в Москве. «Пока решения о сроках ремонта нет. Есть вероятность, что он начнется в 2018 году», - сообщает издание.
Конфликты  22.03.2017
Израиль пообещал продолжить авиаудары по оружейным конвоям «Хезболлы» в Сирии. Атаки будут продолжаться в случае «возможности с разведывательной и военной точек зрения», - подчеркнул премьер- министр страны Биньямин Нетаньяху. Он отметил, что проинформировал президента России Владимира Путина о своих намерениях. Кроме того, израильский премьер опроверг сообщения о том, что Россия настаивает на прекращении Израилем военных операций на сирийской территории. «У России имеется выработанная политика (по отношению к позиции Израиля на Ближнем Востоке), и она не изменилась», - цитирует заявление Нетаньяху израильское издание The Jerusalem Post.
Конфликты  22.03.2017
Швейцарский военный ресурс «Offiziere.ch» опубликовал статью канадского военного эксперта Пола Прайса «Strategic Spillover: The Emirates in Africa» («Стратегическая экспансия Эмиратов в Африке»). Автор, ранее работавший в аналитических структурах НАТО и ОБСЭ, комментирует создание Объединенными Арабскими Эмиратами двух военных баз на территории Африки.
Конфликты  16.03.2017
30 сентября 2015 г. Россия начала воздушную операцию в Сирии – первую широкомасштабную военную кампанию за пределами границ бывшего СССР со времен войны в Афганистане. 26 августа 2015 г. между Россией и Сирией было заключено Соглашение о размещении на территории Сирийской Арабской Республики (САР) на безвозмездной основе и на бессрочный период авиационной группы Вооруженных Сил Российской Федерации.