06.02.2017, 16:33
Перспективы «Ильюшина»: новые модификации и проекты будущего
Перспективы «Ильюшина»: новые модификации и проекты будущегоМеждународная военная политика
Турбовинтовой самолет для местных авиалиний, модернизация пассажирского дальнемагистрального широкофюзеляжного лайнера, грузопассажирский топливозаправщик, средняя военно-транспортная машина, новый тяжелый военно-транспортный самолет, сопровождение сверхтяжелых военно-транспортных. Это лишь некоторые из перспективных разработок компании «Ил». Эта знаменитая фирма – лидер среди дочерних предприятий ОАК по количеству одновременно реализуемых программ.

Надо отметить, что приведенный перечень далеко не полный. Наиболее крупные и трудоемкие на данный момент проекты «Ильюшина» – серийное производство тяжелого военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А, запуск в серию самолета-топливозаправщика Ил-78М-90А, мелкосерийное производство специальных версий широкофюзеляжного лайнера Ил-96, а также сборка первых экземпляров легкого военно-транспортного Ил-112В. Есть еще работы по модернизации Ил-76 и Ил-78 различных модификаций, авторский надзор за ранее выпущенными самолетами.

Новые разработки компании «Ил» начинают свой путь, как правило, в бюро эскизного проектирования. О некоторых интересных проектах нам рассказала заместитель главного конструктора по аэродинамике, динамике полета и системе управления – заместитель начальника бюро эскизного проектирования компании «Ил» Ольга Круглякова.

Ил-114-300

В августе 2016 года на производственной площадке Нижегородского авиационного завода (НАЗ) «Сокол» (филиал РСК «МиГ») состоялось совещание по реализации программы Ил-114 под председательством президента ОАК Юрия Слюсаря. «Мы находимся в графике, который был представлен Президенту России, – сообщил по итогам заседания Юрий Слюсарь. – Работа по подготовке серийного производства Ил-114 развернута, идет процесс оцифровки проектной документации, просчитываются варианты использования задела, сделанного на Ташкентском заводе. Это позволит приблизить срок первого вылета самолета. В целом по проекту, с учетом кооперации, более 40%, по нашим расчетам, может быть локализовано в Нижнем Новгороде и на предприятиях Приволжского федерального округа. Это такие предприятия, как "Гидромаш”, "Полет”, "Теплообменник”. Финальная сборка самолета будет осуществляться на заводе "Сокол”».

Ил-114 – региональный турбовинтовой самолет. Универсальная транспортная платформа обеспечивает возможность создания на базе пассажирского Ил-114 семейства самолетов различного применения – грузового, комбинированного грузопассажирского, самолетов специальной авиации (патрульного, медицинского, воздушного командного пункта, самолета аэрофотосъемки и др.), самолета на лыжно-колесном шасси.

Решение об организации серийного производства самолетов Ил-114 было принято в мае 2016 года. Эта небольшая машина должна обеспечить внутренний рынок местных авиаперевозок современными воздушными судами в классе самолетов с количеством мест до 52-64. Решено, что в качестве предприятия-финалиста по реализации проекта Ил-114 выступит РСК «МиГ», в состав которой вошел НАЗ «Сокол». Окончательная сборка самолета будет осуществляться на нижегородской площадке.

«Минпромторг России совместно с Минфином России проработал вопрос финансирования проекта Ил-114, – сообщил заместитель министра промышленности и торговли РФ Андрей Богинский. – В 2016 году программой предусмотрено выделение 2,3 млрд рублей финансирования. Указанные средства будут использоваться на финансирование ОКРа, техническое перевооружение производства завода-изготовителя и заводов производственной кооперации, а также развертывание и поддержание системы послепродажного обслуживания».

Опытно-конструкторские работы по проекту проводит разработчик самолета – компания «Ил». В конструкцию машины будут внесены некоторые изменения. «Относительно базового самолета у нас меняется поперечная V крыла, – рассказывает Ольга Круглякова. – Мы его увеличиваем для того, чтобы иметь на посадке больший угол отклонения закрылков и, соответственно, меньшую посадочную скорость, лучшие посадочные характеристики». Кроме того, за счет того, что на новом Ил-114 вместо прежнего двигателя ТВ7-117С решено установить его новую модификацию ТВ7-117СМ с большей тягой, улучшаться взлетные характеристики машины.

В перспективе компания «Ил» рассматривает унификацию мотора Ил-114 с двигателем ТВ7-117СТ, который будет ставиться на легкий военно-транспортный самолет Ил-112В. В этом случае Ил-114 сможет базироваться с максимальным взлетным весом на полосе длиной всего 1 300 м (сейчас – порядка 1 900 м). Это даст значительное улучшение взлетно-посадочных характеристик.

Кроме того, на Ил-114 идет замена части бортового оборудования на более современное, благодаря чему удастся достичь полного импортозамещения. Для успешного выполнения экипажем своих обязанностей, на Ил-114-300 устанавливается цифровой пилотажно-навигационный комплекс, обеспечивающий взлет и посадку в метеоусловиях, соответствующих категории II ИКАО. Вся пилотажно-навигационная информация и сведения о работе самолетных систем отображаются на пяти цветных жидкокристаллических дисплеях.

«Предполагается сертификация Ил-114-300 по авиационным правилам АП-25, – говорит Ольга Круглякова. – Сейчас у него сертификат по нормам летной годности гражданских самолетов НЛГС-3. Правда, первые машины, которые соберут на базе фюзеляжей, пришедших из Ташкента, будут сертифицированы еще по НЛГС-3, а те, которые будут с нуля производиться в России – по АП-25. Имея сертификат по АП-25, они могут продаваться на внешнем рынке».

Топливозаправщик Ил-96-400ТЗ

В 2015 году управление пресс-службы и информации Министерства обороны Российской Федерации сообщило, что военное ведомство заключило контракт с ОАК на постройку самолетов-топливозаправщиков Ил-96-400ТЗ. Эта машина создается на базе грузовой модификации Ил-96-400Т. Он будет способен передать свыше 65 тонн топлива на удалении до 3,5 тыс. км. На Ил-96-400ТЗ будут установлены универсальные приборы авиационной заправки УПАЗ-1, прекрасно зарекомендовавшие себя на строевых самолетах-топливозаправщиках Ил-78.

Самолеты соберут в Воронеже, где были построены все лайнеры семейства Ил-96. «ВАСО оправдал наши ожидания, – заявил заместитель председателя Правительства России Дмитрий Рогозин после посещения в 2016 году Воронежское акционерное самолетостроительное общества. – Компания способна производить больше конкурентной продукции. России нужны мощные стратегические топливозаправщики. Возможно, разворачивать их производство будем именно здесь».

Компания «Ил» своевременно начала работы по созданию Ил-96-400ТЗ. Были выполнены и летные испытания, подтвердившие возможность создания этой версии лайнера. «Те полеты, которые мы провели в паре с истребителями, показали, что Ил-96-400ТЗ совместим с маленькими самолетами, а совместимость с большими самолетами мы уже будем оценивать при проведении госиспытаний, – рассказал генеральный конструктор компании "Ил" Николай Таликов. – Мы, со своей стороны, уверены в том, что из Ил-96-400Т можно сделать топливозаправщик для военной авиации».

Самолет Ил-96-400Т – грузовая модификация Ил-96-300, разработанная с учетом пожеланий авиакомпаний и соответствующая всем современным отечественным и мировым требованиям. На нем установлено отечественное оборудование, включая четыре турбовентиляторных двигателя ПС-90А1. Максимальная коммерческая нагрузка Ил-96-400Т составляет 92 т.

«По результатам совещания у Президента России нам было дано указание продолжить работы по топливозаправщику на базе Ил-96-400Т, – рассказала Ольга Круглякова. – Раньше военные только хотели иметь 65 тонн топлива на дальности 3,5 тыс. км. Теперь проект был скорректирован, они хотят иметь не просто топливозаправщик, а конвертируемый вариант: возить и грузы, и людей, а когда хотят – проводить заправку». В связи с новыми пожеланиями заказчика прошла корректировка техзадания, выполнена перекомпоновка самолета.

На нижней палубе разместятся баки с топливом для дозаправки, наверху за кабиной экипажа – кресла для пассажиров, дальше – место для контейнеров. Прорабатывается вопрос загрузки машины. Самолет должен базироваться не на гражданских, а на военных аэродромах, где нет погрузчиков для стандартных контейнеров. Поэтому заказчику рекомендовано приобрести таковые.

Ил-96-400М

Получает дальнейшее развитие и пассажирская версия Ил-96-400, получившая обозначение Ил-96-400М. В сентябре 2016 года Дмитрий Рогозин в ходе визита в Воронеж сообщил: «В период до создания стратегически нового пассажирского самолета… у нас появляется Ил-96-400, который может закрыть основные наши потребности как по дальнемагистральным полетам на Дальний Восток из европейской части, так и чартерные поездки в курортный сезон в те страны, куда нужны большие "эйрбасы". Вот в этом – смысл решения, на которое Президент тоже выделил дополнительные средства». По словам вице-премьера, у лайнера будет удлиненный фюзеляж, за счет чего число пассажиров увеличится до 400 человек, а новый двигатель ПД-14, который планируется устанавливать на этот самолет, позволит тратить меньше топлива.

Широкофюзеляжный дальнемагистральный пассажирский самолет Ил-96-400М создается на базе серийного самолета Ил-96, в целях дальнейшего совершенствования самолетов этого типа и расширения их транспортных возможностей. Фюзеляж большого диаметра обеспечивает пассажирам современный уровень комфорта в длительных перелетах. По показателям надежности, безопасности и экономичности Ил-96-400М стоит на одном уровне с мировыми аналогами.

В аэродинамической компоновке, конструкции и системах самолета применены современные конструкторские решения, обеспечивающие высокий уровень безопасности и экономичность самолета в эксплуатации. Современные материалы, используемые в конструкции, позволяют уменьшить массу самолета, обеспечив при этом необходимую прочность и жесткость. Аэродинамика крыла обеспечивает надежный и безопасный полет во всем эксплуатационном диапазоне скоростей.

«Это будут пассажирский самолет с двухчленным экипажем – это главное изменение от базовой машины, – говорит Ольга Круглякова. – Мы смотрим, что еще можно сделать. Есть, например, предложение изменить систему управления на более современную. Кстати, когда мы делали предложения по Ил-96-400М, мы предлагали провести ремоторизацию и поставить на него вместо четырех ПС-90 четыре ПД-14М, а в перспективе, когда появится новый 35-тонных двигателя – два таких. Тогда бы получился двухдвигательный самолет с лучшей экономикой. Мировая тенденция сейчас – двухдвигательный самолет».

СВТС (Ил-214)

Продолжаются в «Ильюшине» и работы по другой традиционной тематике предприятия – военно-транспортным самолетам. Запустив в серию модернизированный тяжелый Ил-76МД-90А, выйдя на этап сборки первого летного Ил-112В, компания «Ил» вернулась к проекту среднего военно-транспортного самолета (СВТС) с полезной нагрузкой в районе 20-25 тонн. Этот проект неоднократно менял свои названия. Еще в 1990-е годы начинались проработки машины в этой размерности под индексом Ил-214. Затем в 2000-е годы создавался совместный российско-индийский проект многоцелевого транспортного самолета (МТС), названный в Индии Multi-role Transport Aircraft (MTA). Однако по независящим от «Ильюшина» причинам Индия пока приостановила участие в этой программе.

«Тогда было очень много специфических требований – высотные аэродромы в горах до 5 километров, жара, плюс они на него собирались поставить какое-то необычайное количество вооружения, включая бомбы и пушки, – рассказывает Ольга Круглякова. – Хотели, чтобы он был ударным, стрелял, бомбил, заправлял и заправлялся, да еще и грузы возил. Мы их пытались убедить, что при таком количестве задач можно сделать только самолет, который будет плохо выполнять все эти функции».

Теперь российские военно-космические силы возвращаются к идее создания самолета в этой размерности. «Самолет им нужен вместо состарившихся Ан-12, – говорит Круглякова. – Решили запустить полномасштабный ОКР с 2017 года. Техзадание практически полностью подписано. Для нас этот самолет будет проще, чем с индийцами. Если брать российское техзадание, то там все гораздо продуманней».

Одной из проблем прежнего проекта МТС/MTA была основная силовая установка. Для столь особых требований, которые выдвигала индийская сторона, пришлось ставить на самолет двигатель ПС-90. Однако этот двигатель с тягой от 16 тонн был явно больше потребностей машины, рассчитанной на 20-тонную перевозимую нагрузку. Без специфических индийских требований, для нынешнего СВТС вполне подходит двигатель ПД-14, создаваемый в настоящее время в Объединенной двигателестроительной корпорации (входит в состав госкорпорации «Ростех») для пассажирского самолета МС-21. В качестве же первого этапа «Ильюшин» предлагает вариант с ПС-90.

«Для начала мы предложили провести продувки полной модели самолета с двигателями ПС-90 и ПД-14 – у них гондолы разного диаметра, – рассказывает Ольга Круглякова. – Если в 2017 году будет запущен полноценный ОКР по СВТС, он начнется с эскизного проекта самолета. Но на него нельзя выйти, не имея продувок полной модели. Поэтому и была предложена идея начать продувки опережающими темпами».

Кроме того, «Ил» предлагает установить на СВТС трехканальную электродистанционную систему управления: один канал основной, второй – упрощенный, третий – резервный. Благодаря этому удастся обеспечить шестикратное резервирование системы.

Дальнейшие перспективы

Ведутся в «Ильюшине» также проработки новых машин большой и сверхбольшой грузоподъемности. В начале 2016 года началась работа по перспективному тяжелому военно-транспортному самолету (ПТС). Рассматривались варианты лайнера со 100-тонной полезной нагрузкой, потом с 80-тонной. Прорабатывались варианты расположения грузов в два ряда, с проходом между ними. Заказчики при этом высказывали пожелания о скорости крейсерского полета 850 км/час.

«Но не бывает чудес! – вздыхает Ольга Круглякова. – При таком фюзеляже к нему должно быть громадное крыло с огромной массой. Тогда получалось, что мы будем возить только сами себя. Тогда мы сделали такое предложение: сделать базовый на 80 тонн. Если добавить вставку в фюзеляж по примеру Ил-76МФ – получаем 100-тонную версию. Для 60-тонной наоборот вырезаем секцию фюзеляжа. И никаких двух рядов размещения грузов».

Прорабатываются вопросы и сверхтяжелых самолетов с грузоподъемностью более 100 тонн. Но для этого потребуется новый мощный отечественный двигатель. В настоящее время Объединенная двигателестроительная корпорация готовится к созданию турбовентиляторных двигателей большой тяги для перспективных самолетов. По словам главного конструктора семейства двигателей ПД в компании «Авиадвигатель» Игоря Максимова, в линейке больших моторов базовым предполагается сделать ПД-35 с тягой 35 тонн. Именно такой мотор даст возможность говорить о перспективном сверхтяжелом транспортном лайнере.
Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  15.06.2017
Близится к завершению одна госпрограмма вооружения — ГПВ-2020, грядет следующая — ГПВ-2025. Мы поговорили с президентом Объединенной судостроительной корпорации Алексеем Рахмановым о том, как обстоят дела с гособоронзаказом, финансированием и смежниками.
Мировой ВПК  14.06.2017
Дальневосточный вояж заместителя министра обороны Юрия Борисова ежедневно приносит новости о том, как продвигается перевооружение российской армии. И каким образом совершенствуется военная техника, даже успешно пройдя государственные испытания. На днях Борисов, выступая в Комсомольске-на-Амуре во время посещения авиационного завода им. Гагарина, заявил о необходимости доработки истребителя Су-35С.
Мировой ВПК  14.06.2017
Продукция корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) в ходе проведения операции в Сирии хорошо зарекомендовала себя и показала высокое качество. Такое мнение высказал вице-премьер Дмитрий Рогозин на юбилее знаменитой не только в нашей стране корпорации в подмосковном Королёве. «Это только начало большой работы, которая сейчас проходит испытания в Сирии, где все то, что производится вами, или большая часть того, испытывается, дорабатывается, доводится до ума, но показывает высокий класс. Это фактически переводит нашу армию, наш флот в другую лигу», — сказал Рогозин.
Мировой ВПК  14.06.2017
Радиотехнические войска ВКС планируют провести модернизацию радиолокационного комплекса «Небо-М», сообщил начальник РТВ генерал-майор Андрей Кобан. Комплекс достаточно молод, пришел в войска всего лишь пять лет назад, однако, как заявил Кобан: «У нас задан ряд работ по модернизации вооружения, которое имеется. Мы понимаем после 3−5-годичной технической эксплуатации, какой у нас имеется модернизационный потенциал — простым языком говоря, что можно было бы улучшить. На сегодняшний день такая работа активно ведется».
Конфликты  20.06.2017
Судя по сводкам, авиация коалиции США больше не пересекает линию, за которой ее самолеты станут целями российских средств ПВО. Впервые со времен «броска на Приштину» США пришлось уступить под нажимом российских военных. Австралия и вовсе отказалась поднимать свои самолеты в сирийское небо. Теперь вопрос в том, будут ли зоны военного влияния в Сирии совпадать с политическими.
Конфликты  19.06.2017
Минобороны объявило, что «любые воздушные объекты (включая самолеты и беспилотные аппараты международной коалиции), обнаруженные западнее реки Евфрат, будут приниматься на сопровождение российскими наземными средствами ПВО в качестве воздушных целей». Это решение – следствие уничтожения американским самолетом сирийского Су-22. Что оно означает с практической точки зрения?
Конфликты  15.06.2017
США перебросили на базу Ат-Танф в Сирии реактивные системы залпового огня. Их местные союзники говорят о создании второй базы в Эз-Закфе. Причины спешки понятны: многомесячная эпопея движется к развязке, ставки резко возросли, и сложившуюся в Сирии ситуацию недаром сравнивают с гонкой по Европе весной 1945 года.