17.10.2014, 00:02
Переговоры с Вашингтоном по тактическому ядерному оружию не выгодны Москве
Переговоры с Вашингтоном по тактическому ядерному оружию не выгодны МосквеМеждународная военная политика
Главная и уникальная особенность тактического ядерного оружия (ТЯО), имеющегося на вооружении восьми государств мира, состоит в том, что в отличие от стратегических ядерных средств, которые способны поражать цели, удаленные на расстояние от 5,5 тыс. км и более, ядерные вооружения тактического назначения со времени их создания никогда не были предметом каких бы то ни было двусторонних или многосторонних переговоров по контролю над вооружениями в послевоенные годы, то есть почти 70 лет.

Две великие ядерные державы, сначала Советский Союз, а затем Российская Федерация, с одной стороны, и США – с другой, весьма близко подходили к возможным официальным дискуссиям по проблематике ТЯО, но так и не начали полномасштабного диалога с мандатом выхода либо на ограничения, либо на сокращения таких видов вооружений. Правда, в 1991–1992 годах Вашингтон и Москва пошли на одностороннее сокращение тактических ядерных арсеналов в рамках «президентских инициатив», реализованных в духе доброй воли и вне всякого переговорного процесса, – в среднем на 75–80% от необъявленного общего количества национальных потенциалов ТЯО, существовавших в то время у сторон. Но претворение в жизнь таких инициатив не подлежало инспекционным проверкам и больше не повторялось.

Несколько раз принимала резолюции в пользу начала официальных переговоров по этим видам вооружений Генеральная Ассамблея ООН. Эти документы носили исключительно рекомендательный характер.

В случае начала переговоров по тактическим ядерным вооружениям стороны неизбежно столкнулись бы с несколькими проблемами практического свойства. В первую очередь с необходимостью уточнения терминологических определений – что же считать ТЯО? Методом исключения (то есть путем неучета стратегических ядерных вооружений с дальностью стрельбы/доставки свыше 5,5 тыс. км, а также ракет средней и меньшей дальности от 500 м до 5,5 тыс. км) к таким вооружениям можно было бы отнести носители, способные преодолевать расстояния до 500 км. Но проблема в том, что в зависимости от характера этих носителей – стратегических или тактических бомбардировщиков – ядерные боезаряды названного класса могут квалифицироваться по-разному: либо как стратегические, либо как тактические. Возникнет и проблема того, стоит ли учитывать вместе с ядерными авиабомбами самолеты. Неизбежно встанет и дилемма, когда обнародовать суммарные подсчеты тактических ядерных средств: до начала официальных переговоров или в ходе их.

В качестве предварительного условия для начала переговоров о сокращении ТЯО Советский Союз, а после его распада – Россия неоднократно ставили перед Соединенными Штатами вопрос о необходимости полного вывода их тактических ядерных вооружений с Европейского континента. Впервые они появились там в 50-е годы прошлого века. Такое требование мотивировалось тем, что РФ вывела все свое тактическое ядерное оружие из Белоруссии, Казахстана и Украины на свою территорию 20 лет назад, а США до сих пор сохраняют его в четырех европейских государствах и в азиатской части Турции, да к тому же последовательно и масштабно реализуют программу его модернизации. А это сотни единиц. До 2038 года на осуществление этой задачи Пентагону будет выделено 65 млрд долл. Появятся новые средства доставки этих вооружений в виде истребителей-бомбардировщиков F-35A, которые останутся на вооружении ВВС США по меньшей мере до 2075 года.

Осложнение российско-американских и российско-натовских отношений в этом году, вызванное вмешательством Вашингтона и Североатлантического союза в дела Украины, а также включением антироссийских положений в итоговые декларации саммитов НАТО в Чикаго в мае 2012 года и в Ньюпорте (Великобритания) в сентябре текущего, требует полного отказа России от любых переговоров по тактическим ядерным вооружениям с Соединенными Штатами и НАТО даже после их необратимого вывода из Европы и азиатской части Турции на свою территорию. Усиление национальной позиции Москвы по ТЯО именно в данном направлении диктуется тем, что Пентагон, удерживая тактические ядерные средства в названных регионах, одновременно продолжает развертывание сил общего назначения в Европе (уже создал дополнительно восемь новых военных баз в непосредственной близости от России), а также реализует долгосрочную программу по внедрению на континенте и вокруг него современных противоракетных систем как наземного, так и морского базирования. То есть Вашингтон намерен значительно нарастить средства передового базирования у границ РФ, да к тому же сделать это на фоне «наступательного ядерного сдерживания», предусмотренного его военной доктриной.

В складывающихся условиях Москва должна проявить повышенную заботу о национальной безопасности, а также отразить в готовящейся к печати Белой книге по вопросам обороны и обновляемой Военной доктрины России особенности той роли, которую обязаны брать на себя национальные стратегические и тактические ядерные вооружения. Разумеется, не может быть никаких встречных шагов с российской стороны и в ответ на настойчиво проталкиваемые США идеи о разработке и принятии «мер доверия и открытости» применительно к ТЯО по все тем же причинам, изложенным выше. Такие «меры», по замыслу Вашингтона, должны служить приманкой для втягивания российской стороны в невыгодный для нее переговорный процесс по обозначенным видам вооружений. С ходу и решительно должны быть отвергнуты и «разумные предложения» об отводе российского ТЯО от границ соприкосновения с НАТО.

В условиях наращивания американских и натовских средств передового базирования около российских рубежей и упорного продолжения антироссийской риторики в заявлениях и официальных документах США и НАТО не может быть речи и о повторении в какой-то форме «президентских инициатив» 1991–1992 годов, на что давно намекают в Вашингтоне. Жестко? Да, но разумно и логично. Действие всегда вызывает противодействие.

Категория: Геополитика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  14.07.2017
Мощные и дорогие корабли Королевского флота могут быть повреждены или разрушены сравнительно дешевыми ракетами, например, российского или иранского производства, пишет британское издание Daily Mail. Поэтому Великобритании стоит переключиться на разработку оборонительных мощностей кораблей, чтобы они не уступали наступательным.
Мировой ВПК  14.07.2017
С американским истребителем F-35 происходят удивительные трансформации. Нет, лучше он не становится. Самолет, который в ограниченном количестве находится в опытной эксплуатации, еще неизвестно когда доведут до ума. То есть до того уровня, который обещан корпорацией Lоckheed Martin как Пентагону, так и целому ряду стран, входящих в НАТО. Журнал National Interest в пространной статье рассказывает о модернизации пока еще как следует не вставшего «на крыло» многоцелевого истребителя пятого поколения.
Мировой ВПК  13.07.2017
После того как американские эсминцы разбомбили сирийскую авиабазу «Томагавками» — крылатыми ракетами, умеющими скрытно, на малой высоте подбираться к цели, оживились дискуссии о средствах противодействия этому коварному оружию. Среди таких средств особое место занимает МиГ-31, один из самых интересных боевых самолетов, созданных в нашей стране.
Мировой ВПК  07.07.2017
«Вестник Мордовии» на днях сообщил о том, что в Сирии танки Т-72Б3 впервые использовали танковые управляемые ракеты комплекса 9К119М «Рефрекс-М», которые по классификации НАТО имеют обозначение АТ-11 «Снайпер». «Рефлекс-М» и его предшествующую модификацию — 9К119 «Рефлекс» — принято называть противотанковым ракетным комплексом (ПТРК). Однако это не в полной мере отражает реальность", поскольку комплекс способен поражать не только танки, но и вертолеты, другие низколетящие цели, инженерные сооружения, уничтожать живую силу противника.
Конфликты  04.07.2017
На Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге тульское НПО «Сплав» представило модернизированные противолодочные ракеты для комплекса РПК-8 «Запад». Ракеты, получившие индекс 90Р1, уже запущены в серийное производство и начинают поступать на боевые корабли ВМФ России.
Конфликты  04.07.2017
Риски прямого военного конфликта России и США на сирийской территории неумолимо возрастают, прогнозируют западные аналитики. Все плотнее «увязают» в сирийской пустыне и другие державы — Иран, Турция, Израиль, которые мечтают безраздельно властвовать на этой территории. У кого из генералов первым не выдержат нервы, чтобы отдать приказ на атаку вчерашних союзников?
Конфликты  04.07.2017
Интернет звенит о том, какой может быть конфронтация между РФ и США. Внесу свой вклад и я. Диспозиция глазами Stratfor и иже с ними: хоть у России в Сирии и имеются ракетные системы класса «земля-воздух» и юркие истребители, все это неспособно выстоять в короткой и жестокой войне против США.